Экономика Москвы будет прирастать и малым бизнесом
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Как известно, к числу наиболее важных факторов хозяйственного подъема, причем и на общегосударственном, и на региональных уровнях, в современной модели социально-ориентированной рыночной экономики, относится развитие малых форм хозяйствования. Чтобы реализовать функцию «генератора подъема», каждый из подобных этому факторов должен обрести известную степень зрелости и самодостаточности. Это в полной мере относится и к сектору малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, Москва, экономика Москвы, малый бизнес Москвы
Как известно, к числу наиболее важных факторов хозяйственного подъема, причем и на общегосударственном, и на региональных уровнях, в современной модели социально-ориентированной рыночной экономики, относится развитие малых форм хозяйствования. Чтобы реализовать функцию “генератора подъема”, каждый из подобных этому факторов должен обрести известную степень зрелости и самодостаточности. Это в полной мере относится и к сектору малого предпринимательства.
Становление малого бизнеса в России за годы реформ происходило практически с нуля. К настоящему времени (1999-2002 гг.) доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике достигла 13-15%, а произведенная ими промышленная продукция составляет сегодня 7-8% от ее общего производства во всех отраслях экономики. Вклад малого предпринимательства в ВВП страны составляет 12% и уже длительное время этот показатель не подвергается существенным изменениям. Инвестиции малых предприятий в основной капитал составили к концу 90-х годов около 6% всех капитальных вложений в развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации. Роль малых форм хозяйствования в экономике города Москвы более значительна, чем по стране в целом, но и здесь она далека от того, чтобы в сколько-нибудь полной мере отразить возможности малого бизнеса в хозяйственном и социальном возрождении России и ее регионов. В этой связи вполне обоснована критическая оценка специалистами общего состояния сферы малого предпринимательства в Российской Федерации, о чем свидетельствуют как динамика общего числа малых предприятий за последние годы, так и качественные изменения в среде малого бизнеса.
Начиная с середины 90-х годов малый и средний бизнес Российской Федерации откровенно стагнирует, о чем свидетельствует снижение количества малых предприятий в целом, высвобождение их персонала и сокращение объемов выпускаемой продукции. Общее число субъектов малого бизнеса остановилось на цифре 900 тыс. предприятий, которые сосредоточены в основном в Москве, Санкт-Петербурге и еще десятке регионов-лидеров. показатели отраслевой структуры, занятости и вклада малого бизнеса в ВВП страны на протяжении последних 5-6 лет почти не меняются. Как результат, отраслевая структура малых предприятий России по-прежнему характеризуется значительной долей их концентрации в сфере торговли и строительстве при незначительном интересе малого бизнеса к сфере промышленного производства, а в последнее время – и к сфере науки и научного обслуживания.
Тем более стоит повторить тезис о том, что без ускоренного развития всего отечественного предпринимательства, в том числе, малых и средних форм хозяйствования нынешний экономический подъем “долго не продержится”. Между тем только путем развития всей предпринимательской среды как целого можно обеспечить устойчивое нарастание объемов производства, приток инвестиций, а также добиться максимального поступления средств в виде налоговых платежей в бюджетную систему страны. Например, с текущего года введена практика сосредоточения основной массы налоговых поступлений от малого бизнеса именно в территориальных бюджетах. Тем самым для органов власти и управления субъектов РФ и местного самоуправления создаются дополнительные стимулы, преследующие своей целью оказание действенной помощи малому бизнесу.
Действительно, малый бизнес способен в полной мере реализовать свой вклад в закрепление тенденций стабилизации экономического и социального обновления только при наличии объективно необходимых масштабов и форм государственной поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях. Отдельные нормативные акты, касающиеся такой поддержки, были приняты еще в конце 80-х годов.
В свое время важным рубежом в развитии малого предпринимательства стало принятие Закона от 14 июня 1995г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, заложившего основные направления государственной политики в этой области на перспективу. Был создан (но, к сожалению, позднее упразднен) специальный Государственный комитет по развитию малого предпринимательства ‑ своего рода “Министерство по делам малого бизнеса”, реорганизован соответствующий Федеральный фонд и пр. Формально функции разработки и координации общегосударственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства в настоящее время возложены на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
И все же можно сказать, что институциональный аспект данного направления государственной политики пока еще не обрел наиболее эффективного решения, в полной мере отвечающего качественно новым задачам умножения вклада малых форм хозяйствования в процессы социально-экономической стабилизации на основе четкого разграничения и взаимодействия функций федеральных, региональных и местных органов управления. Разумеется, даже в нынешних условиях практика государственной поддержки малого бизнеса “не стоит на месте”. Прежде всего, речь идет о реализации новой федеральной программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства, призванной обозначить задачи этой поддержки уже применительно к условиям стабилизации и подъема российской экономики, что открывает перед отечественным малым бизнесом принципиальные новые, более широкие возможности роста и освоения новых рыночных ниш.
В качестве приоритетных направлений государственной политики поддержки малого предпринимательства в новой программе должны быть обозначены и практически реализованы меры по совершенствованию работы малых предприятий со специально учрежденными кредитными организациями, предусматривающие создание схем гарантирования кредитов. Сюда же относится развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий, предусматривающих создание национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса, их экономическую защиту; различные формы и схемы проведения лизинговых и франчайзинговых операций. Одновременно поддержка малых форм хозяйствования в стране активно развертывается по целому ряду новых направлений. Здесь можно отметить два существенных момента.
Во-первых, специальный акцент на меры так называемого дерегулирования, под которым практически понимается комплекс шагов по преодолению административных барьеров, препятствующих успешному осуществлению предпринимательской деятельности, и ослаблению всякого бюрократического давления на предпринимательские структуры. В этой направлении уже приняты три федеральных закона [1], а также готовится еще один “пакет” законодательных актов.
Во-вторых, явное усиление внимания к информационно-консультационной поддержке малых предприятий, причем с учетом того, что и сами потребности малого бизнеса в информации и консультировании сегодня существенно расширяются и усложняются. Одной из последних инициатив в этой области стало открытие в сети Интернет дистанционной юридической консультации для малых предприятий. По существу, такое консультирование – необходимое дополнение к формальным мерам в области дерегулирования или, точнее, дебюрократизации отношений по линии “государство – предпринимательское сообщество”.
В числе необходимого минимального набора условий, обеспечивающих деятельность малых предприятий, представляются необходимыми также и шаги со стороны государства, которые связаны с реформированием системы налогообложения, стабилизацией финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства, обеспечением надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей и всех занятых в этой сфере хозяйствования граждан страны. Все это очень важные компоненты государственной политики в отношении малого бизнеса, которые подлежат безусловной реализации.
Важной составляющей новых подходов к политике государственной поддержки является широкое и гарантированное участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд, а также в финансируемых из госбюджета инвестиционных конкурсах и проектах, в том числе и на началах гарантированной доли субконтракции. Необходимо законодательно открыть доступ малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктурируемых предприятий через самые различные формы хозяйственной организации и производственной кооперации.
Важно активизировать “внутренние” силы и источники саморазвития сферы малого предпринимательства. За 10 истекших лет она, несомненно, обрела известные признаки зрелости и самодостаточности. Малый бизнес – при создании необходимых условий и стимулов – сам может помочь себе за счет факторов внутренней кооперации и мобилизации финансовых ресурсов. В этом смысле для полноценного становления и развития всех малых форм хозяйствования существенную роль играют структуры самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования и т.п.).
Однако необходимо еще раз обратить внимание на следующее обстоятельство: нельзя всю меру ответственности по изложенному выше кругу задач возлагать или пытаться возложить только на федеральный центр; нужно определиться и с мерой ответственности органов власти и управления субъектов Федерации, а также системы местного самоуправления.
Мы полагаем, что генеральной стратегией должно стать расширение полномочий и ответственности субъектов Федерации. Особенно это касается тех, кто накопил большой опыт работы в этом направлении и способны проводить самодостаточную политику в финансово-бюджетной и налоговой сферах деятельности (как, например, г. Москва).
Опыт Москвы в области развития и поддержки малого предпринимательства часто воспринимают как некий “идеал”, недоступный для практического повторения в других регионах России в силу специфики московских условий развития малого бизнеса и особых финансово-бюджетных возможностей города как субъекта РФ. В целом все это не совсем верно. Да, по числу малых предприятий и списочному составу их работников Москва действительно лидирует. А вот по объему производства товаров и услуг малых предприятий на душу населения и по уровню инвестиционной активности малых предприятий Москва находится лишь в первой десятке регионов России. Необходимо подчеркнуть, что сам по себе опыт Москвы в отношении политики поддержки малых форм хозяйствования отличается не обилием финансовых “вливаний”, а настойчивостью и целеустремленностью, постоянным желанием и, если хотите, умением увидеть то слабое звено, воздействуя на которое можно сразу и существенно улучшить положение дел в рассматриваемой сфере хозяйствования в целом.
[1] Имеются в виду Федеральные законы: от 8 августа 2001 года №128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”; от 8 августа 2001 года №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”; 8 августа 2001 года №134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:43