Влияние пандемии коронавируса COVID-19 на сроки исполнения программы реновации жилья в Москве
Сокольский И.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 11 (Ноябрь 2020)
Цитировать:
Сокольский И.А. Влияние пандемии коронавируса COVID-19 на сроки исполнения программы реновации жилья в Москве // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 11. – С. 2701-2716. – doi: 10.18334/epp.10.11.111201.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44438880
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Данная статья посвящена влиянию пандемии коронавируса COVID-19 на срок исполнения программы реновации жилья в Москве. Объектом исследования данной статьи является общее финансирование правительством города программы, а предметом – финансовые потери бюджета из-за пандемии и их влияние на реализацию программы. Целью статьи является анализ влияния финансовых потерь городского бюджета, вызванных имплементацией карантинных мер на сроки реализации программы реновации жилья в Москве. В рамках данного исследования автором были рассмотрено и проанализировано итоговое финансирование программы, исходя из различных вариантов политики городских властей по её финансированию, разных оценок сроков окончания пандемии, а также разных оценок её стоимости. В статье автор демонстрирует, что программа реновации жилья в городе Москве была обречена на срыв сроков собственной реализации, заявленных властями города, практически на старте. Финансовое же влияние пандемии лишь усугубит ситуацию и приведет к тому, что программа к 2032 году не будет выполнена даже наполовину.
Ключевые слова: программа реновации жилья, пандемия коронавируса COVID-19, строительство, снос, экономический кризис
JEL-классификация: L74, O18, O29, R38
Введение
Пандемия коронавируса COVID-19, продолжающаяся с декабря 2019 года и по сей день, привела к множеству различных социально-экономических проблем. Причем большинство проблем вызваны не самой пандемией и ее последствиями, а карантинными мерами, с помощью которых власти борются с распространением вируса.
По своей сути, все меры, направленные на борьбу с распространением вируса, представляют собой ограничения передвижения граждан, введенные с целью предотвращения их взаимных контактов. Такие меры, как самоизоляция, карантин, закрытие границ и производств, ограничение авиасообщения между странами и т.д., оказывают положительное влияние на сдерживание пандемии, однако негативно отражаются на экономике.
Так, по оценкам экспертов МВФ, борьба правительств стран по всему миру с пандемией вызвала глобальную рецессию, которая по своим масштабам уже превзошла так называемую Великую Депрессию 1929–1939 гг. [12]. В условиях снижения дохода за счет закрытия производств, потребители начали экономить на своих тратах, что привело к дальнейшему снижению производства и доходов, отправив глобальную экономику в подобие «идеального шторма» [20] (Soldatova, Pivkina, 2020).
Самый надежный способ бороться с негативными экономическими последствиями пандемии – это имплементация стимулирующей фискальной политики государства, направленной на повышение государственных закупок и трансфертов. Однако накопленных государством резервов не хватит на то, чтобы компенсировать потери во всех секторах экономики. Государству придется расставлять приоритеты с точки зрения очередности помощи. При этом на первом месте по значимости окажется социальная поддержка населения и малого бизнеса. А на последнем – крупные инфраструктурные проекты, такие как реновация жилья в Москве.
Реновация жилья в Москве – это программа обновления жилого фонда города путем расселения и сноса малоэтажных ветхих зданий, построенных в период 1957–1968 годов [13]. На освободившейся таким образом территории планируется построить новые здания для жильцов снесенных домов, обладающие большим уровнем комфорта и устойчивости. Программа была принята в 2017 году и рассчитана на реализацию в течение пятнадцати лет – на срок до 2031 года включительно [13].
К концу 2017 года в программу было включено 5 174 здания, которые планируется снести и расселить. На текущий момент из этого списка утверждена 431 стартовая строительная площадка общей площадью 6,7 млн кв. метров. В рамках программы потребуется возвести около 24–25 млн кв. метров недвижимости [7]. Общая стоимость программы при этом экспертами оценивается по-разному. Так, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что стоимость программы составит 3 трлн рублей [19] (Sobyanin, 2019), в то время как независимые эксперты оценивают ее несколько выше – в 3,5 триллионов рублей [10] (Mogzoev, Kuzmicheva, 2017).
Когда мы говорим о том, что мировой экономический кризис может повлиять на сроки реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере строительства жилья, мы опираемся на опыт прошедших лет. Так, новая программа реновации является не первой для российской столицы после распада СССР. Еще в 1999 году в администрации бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова была принята «Программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения», направленная на расселение и снос в Москве ветхого пятиэтажного жилого фонда начала периода панельного домостроения и новое строительство на освободившейся территории [16]. Согласно планам программы, до 2010 года следовало снести и расселить 1 722 здания, однако сроки реализации программы были сорваны. Так, к августу 2020 года в списке предназначенных для сноса домов все еще оставались 24 пятиэтажки в Северо-Восточном и Западном административных округах [7].
Причиной этого послужил мировой финансово-экономический кризис 2008–2010 гг. Так, если в августе 2008 года глава Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы Владимир Ресин сообщил о сносе 1050 пятиэтажек из 1772, что составляет в среднем 116 сносимых домов в год, то в 2010 году по программе было снесено лишь 48 домов, а в 2011 – всего 33 дома. Всего же к запланированному сроку окончания программы по ней было снесено 1180 домов, или 68,5% от общего запланированного количества [7].
Такое снижение объемов строительства стало следствием того, что на фоне снижения доходов городского бюджета инвестиции в новое жилье были сокращены с 99,6 до 84,6 миллиардов рублей [2]. Впоследствии сроки завершения программы неоднократно сдвигались вплоть до 2017 года, когда городская администрация под руководством Сергея Собянина заявила о начале новой программы реновации.
То, что произошло однажды, имеет все шансы повториться вновь. В связи с чем требуется понять, повлияет ли текущий экономический кризис на сроки реализации программы реновации жилья в Москве. И если да, то каким образом.
Существующие научные работы не отражают данную проблему полным образом. Так, процесс реализации реновации жилищного фонда города Москвы, а также его проблемы и недостатки рассматривались ранее в статье Прохоровой Е.А. Однако автор рассматривала лишь юридическую, а не экономическую сторону процесса реновации [17] (Prokhorova, 2019).
С другой стороны, Коровин М.Ю. в своей работе рассматривает влияние экономического кризиса на финансирование крупных инфраструктурных проектов. Однако его работа, прежде всего, концентрируется на транспортной инфраструктуре РФ и никоим образом не затрагивает строительство жилья [8] (Korovin, 2015). Вторит автору и Фаттахова А.Р., в своей работе изучающая развитие региональной инфраструктуры в период кризиса [21] (Fattakhova, 2014). Как и предыдущий автор, в работе она не уделяет внимания инфраструктурным проектам, связанным со строительством жилья, рассматривая вместо этого транспортные проекты.
Иностранных же авторов больше интересует то, какое влияние пандемия окажет на рынок недвижимости, как, к примеру, в работе итальянских исследователей В. Дель Гиудиче, П. Де Паола и Ф.П. Дель Гиудиче «Влияние COVID-19 на рынок недвижимости: Краткосрочное и среднесрочное влияние на стоимость жилья в регионе Кампания (Италия)» [23] (Del Giudice, De Paola, Del Giudice, 2020). Тему влияния кризиса на рынок жилья в России также исследует Мезитова Р.Р. в своей статье: «Тенденции развития рынка жилой недвижимости в современных российских экономических условиях» [9] (Mezitova, 2020).
Все вышеперечисленные работы не задаются целью оценить, какое реальное влияние пандемия коронавируса COVID-19 и вызванная ею мировая экономическая рецессия окажут на сроки реализации программы реновации в Москве. Учитывая, что реализация программы имеет самое прямое отношение к жизням десятков тысяч москвичей, которые не могут грамотно спланировать свои будущие шаги в условиях неопределенности, попытка спрогнозировать эффект текущего кризиса на программу реновации жилья в Москве имеет большое значение.
Методика исследования
В данной работе, прежде всего, мы рассматриваем то влияние, которое пандемия коронавируса COVID-19 может иметь на программу реновации за счет введения правительством Москвы карантинных ограничений на работу бизнеса. Такая мера неизбежно приведет к падению доходов бюджета города, что повлечет за собой сокращение финансирования программы. А уменьшение количества средств, выделяемых на программу, повлечет за собой срыв сроков ее реализации. При этом мы будем считать, что правительство города, руководствуясь принципами защиты жизни и здоровья населения, будет вводить карантинные меры в течение всего прогнозируемого срока пандемии.
Однако реакция городских властей на сокращение бюджета может быть разной, в зависимости от приоритетов развития города. В наиболее благоприятном для программы случае падение доходов столичного бюджета не повлияет на финансирование программы. В более негативном прогнозе падение повлечет за собой соответствующее в процентном соотношении падение финансирования программы реновации. В самом же негативном прогнозе все доходы, упущенные правительством города, будут, прежде всего, приводить к сокращению программы.
Кроме того, в работе мы будем пользоваться предположением, что власти города не будут привлекать дополнительные вливания в программу из кредитной сферы, предпочитая этому собственные средства.
Источниками данных при написании статьи послужили прогнозы социально-экономического развития города Москвы, составленные департаментом финансов города, а также законы города Москвы о бюджете на 2008 и 2017–2022 гг. Кроме того, в качестве источников информации использовались данные правительства и отдельных департаментов правительства города Москвы, федеральные и муниципальные законы и постановления, а также данные международных организаций.
В качестве методов анализа использовались горизонтальный анализ и факторный метод. Сложные проценты вычислялись итеративным способом.
Результаты исследования
Прежде чем оценивать возможные последствия для программы реновации ввиду пандемии коронавируса, следует подробно рассмотреть финансовую составляющую программы. Как было указано ранее, стоимость программы может достигнуть 3–3,5 трлн руб., выплачиваемых из бюджета в течение 15 лет. То есть предполагается, что каждый год из бюджета должно выплачиваться 200–233 млрд руб., однако подобные темпы расходов правительством Москвы не выполняются.
Так, руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин указывал ранее [7], что за период с 2017 по 2020 год включительно на программу было выделено 400 млрд руб., при этом в 2017 году было выделено 96 млрд руб., в 2018 году – 87 млрд руб., в 2019 году – 113,7 млрд руб., а в 2020 году – 103,3 млрд руб. [3–6]. Кроме того, в проекте закона «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» расходы на реализацию программы реновации запланированы в размере 114,8 млрд руб. на 2021 год и 110,3 млрд руб. на 2022 год [6].
При этом следует учитывать, что поскольку пандемия началась в 2020 году, карантинные меры могут повлиять на размер доходов бюджета, а следовательно, и на размер выделяемых средств начиная с текущего года. Точные данные о средствах, выделенных на реализацию программы в период 2017–2019 гг. и запланированных к выделению до конца известного нам периода в 2022 году, можно видеть в таблице 1.
Таблица 1
Средства, выделенные и запланированные к выделению из бюджета на реализацию программы реновации жилья в период 2017–2022 гг.
Год
|
Сумма
средств (млрд рублей)
|
2017
|
96,00
|
2018
|
87,00
|
2019
|
113,70
|
2020
|
103,30
|
2021
|
114,80
|
2022
|
110,30
|
Как видно из приведенных данных, единственный способ для властей выполнить программу в установленные сроки – это последовательное увеличение расходов на нее в течение последующих лет. Учитывая вышеприведенные данные, можно представить четыре варианта развития событий с финансированием программы без учета влияния экономического кризиса, вызванного коронавирусом.
В первом, наиболее благоприятном случае (вариант А), расходы на программу реновации будут расти такими темпами, чтобы остаток суммы, требуемой для ее исполнения, был полностью освоен за оставшееся до конца запланированного срока время. Во втором случае темы роста будут равны запланированным правительством Москвы темпам роста городского бюджета (вариант Б), которые, согласно проекту бюджета города на 2020–2022 годы, будут равны 9,5% ежегодного прироста [6].
В третьем случае темпы роста финансирования программы будут равны средним темпам роста, наблюдавшимся ранее в период 2017–2022 гг. (вариант В) [3–5].
Наконец, в четвертом случае рост финансирования программы будет остановлен, и в каждом последующем году на нее будет расходоваться столько же средств, сколько запланировано на конец распланированного правительством города бюджета в 2022 году (вариант Г).
При этом в первых трех случаях мы будем использовать формулу сложных процентов, считая, что выделяемое финансирование увеличивается каждый год на определенный процент относительно предыдущего.
Поскольку существуют две различные оценки стоимости программы – в 3 и 3,5 трлн рублей, у нас неизбежно образуется два варианта сложного процента, с помощью которого организаторы программы будут рассчитывать требуемое ежегодное повышение финансирования программы – для максимальной и минимальной оценки, необходимой для завершения программы суммы средств.
Обозначим вариант финансирования А при максимальной оценке стоимости программы реновации как вариант А1, а вариант А при минимальной оценке стоимости программы – как вариант А2. Итеративным методом найдем требуемые для выполнения подобной задачи проценты. Для варианта А1 требуемый процент будет равен 20,844%, а для варианта А2 – 17,125%. Для варианта В, рассчитанного тем же методом, требуемый процент будет равен 3,264% роста ежегодно. Результаты прогноза реализации программы реновации жилья без учета влияния коронавируса можно видеть в таблице 2. При этом итоговая сумма приведена с учетом средств, уже выделенных на реализацию программы в период 2017–2019 гг. (см. табл. 1):
Таблица 2
Прогноз реализации программы реновации жилья без учета влияния пандемии коронавируса
Год
|
Вариант
финансирования (млрд руб.)
| ||||
А1
|
А2
|
Б
|
В
|
Г
| |
2020
|
103,30
|
103,30
|
103,30
|
103,30
|
103,30
|
2021
|
114,80
|
114,80
|
114,80
|
114,80
|
114,80
|
2022
|
110,30
|
110,30
|
110,30
|
110,30
|
110,30
|
2023
|
133,29
|
129,19
|
120,78
|
113,90
|
110,30
|
2024
|
161,07
|
151,31
|
132,25
|
117,62
|
110,30
|
2025
|
194,65
|
177,23
|
144,82
|
121,46
|
110,30
|
2026
|
235,22
|
207,58
|
158,57
|
125,42
|
110,30
|
2027
|
284,25
|
243,12
|
173,64
|
129,52
|
110,30
|
2028
|
343,50
|
284,76
|
190,13
|
133,74
|
110,30
|
2029
|
415,10
|
333,53
|
208,20
|
138,11
|
110,30
|
2030
|
501,63
|
390,64
|
227,98
|
142,62
|
110,30
|
2031
|
606,18
|
457,54
|
249,63
|
147,27
|
110,30
|
Итого
|
3500,00
|
3000,00
|
2231,10
|
1794,75
|
1617,80
|
Как видно из таблицы, программа реновации жилья в Москве будет полностью выполнена только в вариантах А1 и А2. В варианте Б программа будет выполнена относительно максимальной оценки ее стоимости на 63,75%, а относительно минимальной оценки – на 74,37%. В варианте В к концу запланированного срока программа будет реализована лишь на 51,28% от максимальной оценки своей стоимости и на 59,82% – от минимальной оценки. Наконец, в варианте Г к концу запланированного срока своей реализации она будет выполнена лишь на 46,22% от максимальной оценки своей стоимости и на 53,93% – от минимальной оценки.
Теперь перейдем к оценке размеров возможного падения финансирования программы реновации жилья в Москве в результате пандемии коронавируса. Для этого нам необходимо выяснить, сколько городской бюджет потерял в результате пандемии коронавируса COVID-19 и сколько она продлится.
По оценке Григория Лалаева, первого заместителя руководителя Департамента финансов города Москвы, потери городского бюджета от коронавируса в 2020 году составят 10% от уровня 2019 года [13], или 246,35 млрд руб. [5]. При этом, по его словам, экономика города в месяцы, предшествующие пандемии, и после снятия самых жестких карантинных ограничений росла темпами, соответствующими плановым, заложенным в бюджете [6].
Принимая во внимание, что карантинные меры, вводимые правительством города, соответствуют рекомендациям врачей, разделяющих коронавирус на две так называемые сезонные вспышки (весенне-летний и осенне-зимний периоды), мы можем рассчитать, что введение мер во время каждой такой «вспышки» или «волны» приводит к падению бюджета города на 5% в годовом измерении относительно показателей предыдущего года.
Стоит отметить, что оценки экспертов относительно сроков окончания пандемии сильно разнятся. Наиболее благоприятный сценарий предложил академик РАН, директор Центра иммунологии и молекулярной биомедицины МГУ, профессор М. Пальцев, который считает, что пандемия закончится к лету 2021 г. [11]. С другой стороны, генеральный директор ВОЗ Т. Гебрейесус заявил, что, по оценкам организации, пандемия может продлиться вплоть до лета 2022 г. [15]. А эксперты из Центра по исследованиям и политике в области инфекционных заболеваний при Университете Миннесоты дали еще более пессимистичный прогноз, указав, что пандемия закончится только к концу 2022 года [24] (Moore, Lipsitch, Barry, Osterholm, 2020).
Отсюда следует, что при оценке ущерба, который пандемия коронавируса повлечет для бюджета города Москвы, нам необходимо посчитать общие годовые доходы бюджета в период 2020–2022 гг. в трех вариантах:
1. Пессимистичный – пандемия продлится до конца 2022 года, бюджет переживет шесть карантинных периодов.
2. Средний – пандемия продлится до лета 2022 года, бюджет переживет пять карантинных периодов.
3. Оптимистичный – пандемия продлится до лета 2021 года, бюджет переживет три карантинных периода.
Кроме того, нам нужно учесть, что пандемия может сказаться на росте бюджета в долгосрочном периоде, поскольку текущее падение доходов неизбежно повлияет на потери в дальнейшем. Это, в свою очередь, скажется на затратах правительства города на реализацию программы реновации. Поскольку программа рассчитана на срок реализации до 2032 года, посчитаем годовой доход бюджета в трех вариантах, описанных выше, и сравним его с прогнозным, составленным на основе данных прогноза социально-экономического развития города Москвы [1] и данных Федеральной службы государственной статистики [14]. Результаты можно видеть в таблице 3.
Таблица 3
Прогноз годового бюджета города Москвы с учетом влияния пандемии коронавируса на период 2020–2031 гг.
Год
|
Доходы
бюджета (млрд руб.)
|
Потери
относительно прогноза (%)
|
Потери относительно
прогноза (млрд руб.)
| |||||||
Оптимистичный
|
Средний
|
Пессимистичный
|
Прогноз
|
Оптимистичный
|
Средний
|
Пессимистичный
|
Оптимистичный
|
Средний
|
Пессимистичный
| |
2020
|
2217,15
|
2217,15
|
2217,15
|
2798,70
|
20,78
|
20,78
|
20,78
|
581,55
|
581,55
|
581,55
|
2021
|
2106,29
|
1995,44
|
1995,44
|
3064,20
|
31,26
|
34,88
|
34,88
|
957,91
|
1068,77
|
1068,77
|
2022
|
2306,39
|
1895,66
|
1795,89
|
3356,20
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1049,81
|
1460,54
|
1560,31
|
2023
|
2525,50
|
2075,75
|
1966,50
|
3675,04
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1149,54
|
1599,29
|
1708,54
|
2024
|
2765,42
|
2272,95
|
2153,32
|
4024,17
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1258,75
|
1751,22
|
1870,85
|
2025
|
3028,13
|
2488,88
|
2357,88
|
4406,46
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1378,33
|
1917,59
|
2048,58
|
2026
|
3315,81
|
2725,32
|
2581,88
|
4825,08
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1509,27
|
2099,76
|
2243,19
|
2027
|
3630,81
|
2984,23
|
2827,16
|
5283,46
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1652,65
|
2299,23
|
2456,30
|
2028
|
3975,74
|
3267,73
|
3095,74
|
5785,39
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1809,65
|
2517,66
|
2689,65
|
2029
|
4353,43
|
3578,16
|
3389,84
|
6335,00
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
1981,57
|
2756,84
|
2945,16
|
2030
|
4767,01
|
3918,09
|
3711,87
|
6936,83
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
2169,82
|
3018,74
|
3224,95
|
2031
|
5219,87
|
4290,31
|
4064,50
|
7595,82
|
31,28
|
43,52
|
46,49
|
2375,95
|
3305,52
|
3531,32
|
Как можно видеть из таблицы, в результате пандемии коронавируса падение доходов городского бюджета в оптимальном случае достигнет 31,28% по сравнению с прогнозным, в среднем – 43,52% по сравнению с прогнозным, а в пессимистичном случае – 46,49% по сравнению с прогнозным.
Как мы отмечали ранее, падение доходов городского бюджета может привести к тому, что чиновникам либо придется компенсировать за счет внешних и внутренних средств потери для программы, либо уменьшать ее финансирование в процентном соотношении, равном проценту падения доходной части бюджета, либо компенсировать недополученный бюджетом доход за счет ее сокращения.
Теперь же, учитывая данные прогноза, приведенные в таблице 3, мы считаем, что в рамках данной статьи нет необходимости разбирать первый и третий варианты развития событий. Во-первых, настолько значительное падение доходов городского бюджета (равное 19,385% от минимальной стоимости программы реновации только в 2020 году) неизбежно приведет к сокращению финансирования крупных инфраструктурных проектов, что делает первый предложенный нами вариант фактически невероятным в рамках нашего прогноза.
Третий же вариант развития событий можно не рассматривать, поскольку если власти города примут решение компенсировать потери городского бюджета за счет сокращения финансирования программы реновации жилья, то это приведет, с учетом вышеуказанных цифр, к ее полной заморозке.
Следовательно, нам остается лишь попытаться дать прогноз ходу реализации программы реновации жилья в том варианте, при котором падение доходов городского бюджета из-за пандемии коронавируса повлечет за собой сокращение финансирования программы в процентном соотношении, равное процентным потерям городского бюджета относительно прогнозных значений.
Учитывая, что у нас есть пять вариантов развития событий по финансированию программы без учета коронавируса и три прогноза потерь городского бюджета от пандемии коронавируса, мы получаем пятнадцать вариантов итоговых потерь финансирования программы реновации жилья от пандемии коронавируса к концу срока ее реализации. Их итоговые результаты мы свели в единую таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Прогноз финансирования программы реновации жилья в Москве с учетом влияния пандемии коронавируса (млрд руб.)
Прогнозы
потерь бюджета от пандемии
|
Варианты
финансирования программы
| ||||
А1
|
А2
|
Б
|
В
|
Г
| |
Оптимальный
|
2508,88
|
2165,28
|
1636,89
|
1226,66
|
1215,43
|
Средний
|
2139,33
|
1856,94
|
1422,66
|
1085,50
|
1076,27
|
Пессимистичный
|
2050,67
|
1783,12
|
1371,68
|
1052,25
|
1043,51
|
Как можно видеть из таблицы 4, в самом наилучшем для программы реновации жилья в Москве варианте развития событий, когда правительство ежегодно будет увеличивать ее финансирование на процент, необходимый для достижения общей суммы стоимости, равной максимальной оценке экспертов в 3,5 трлн рублей, а пандемия коронавируса продлится до лета 2021 года (вариант А1-оптимальный), общая сумма выделенных на реализацию программы средств достигнет лишь 2,50888 трлн рублей. Эта сумма составляет 83,63% средств, необходимых для реализации программы в случае минимальной оценки ее необходимой стоимости и 71,68% средств, необходимых для реализации программы, – в случае максимальной оценки ее необходимой стоимости.
В наиболее усредненном варианте, когда правительство ежегодно будет увеличивать финансирование программы на запланированные темпы роста городского бюджета, а пандемия продлится до лета 2022 года (вариант Б-средний), в итоге к 2031 году на реализацию программы общим счетом будет выделено 1,42266 трлн рублей, что составляет лишь 47,42% от минимальной требуемой для полного исполнения программы суммы и 40,65% – от максимальной требуемой суммы.
В самом же пессимистичном варианте развития событий, когда правительство города остановит ежегодное финансирование программы на уровне 2022 года, а пандемия продлится до конца 2022 года (вариант Г-пессимистичный), общая итоговая сумма, выделенная на реализацию программы, составит 1,04351 трлн рублей, то есть 34,78% от требуемой минимальной суммы и 29,81% – от требуемой максимальной суммы.
Заключение
Все вышеприведенные расчеты демонстрируют нам, что новая программа реновации жилья в Москве, скорее всего, не уложится в запланированные сроки своей реализации. Такие выводы можно сделать, исходя из того, что процент, на который ежегодно должно увеличиваться финансирование программы даже при минимальной оценке ее стоимости (17,125%), почти в два раза выше, чем прогнозное значение роста столичной экономики (9,5%).
Реновация не является единственной проблемой городских властей и даже не является их наиболее приоритетной проблемой. Выше мы уже упоминали, что основным приоритетом бюджетных средств, заложенных на развитие городской инфраструктуры, являются расходы на решение транспортных проблем Москвы. Логично предположить, что в условиях, когда требуемое для реновации количество средств превышает ежегодное повышение доходов городского бюджета, даже в условиях отсутствия экономического кризиса правительство предпочтет скорее продлить срок программы, чем отказываться от трат на решение других городских проблем.
Наиболее реалистичным в данном ключе выглядит прогноз, согласно которому в условиях стабильного экономического роста и отсутствия влияния экономического кризиса правительство города поддерживало бы рост трат на реализацию программы на уровне прогнозного ежегодного роста городского бюджета (вариант Б). Однако в таком случае к концу срока исполнения программы она будет выполнена относительно максимальной оценки ее стоимости лишь на 63,75%, а относительно минимальной оценки – на 74,37%.
В условиях же экономической неопределенности и мирового финансового кризиса программа совершенно точно не будет исполнена в запланированный срок даже при предположении, что власти города будут каждый год повышать ее финансирование более чем на 20%. Наиболее реалистичными вариантами прогноза в данном случае нам видятся варианты Б-средний и Б-пессимистичный, согласно которым к концу срока реализации программа реновации будет исполнена на 39–47% от требуемой для ее завершения суммы (в зависимости от оценок).
Уже здесь можно видеть, насколько сильно пандемия коронавируса повлияет на планы городских властей. Падение финансирования программы в любом из изученных нами сценариев составит десятки процентов от запланированных первоначально трат. Проиллюстрируем потери финансирования программы реновации жилья в Москве от пандемии коронавируса в таблице 5.
Таблица 5
Потери финансирования программы реновации жилья в Москве из-за влияния пандемии коронавируса (млрд руб.)
Прогнозы
потерь бюджета от пандемии
|
Варианты
финансирования программы
| ||||
А1
|
А2
|
Б
|
В
|
Г
| |
Оптимальный
|
-991,12
|
-834,72
|
-594,21
|
-568,09
|
-402,37
|
Средний
|
-1360,67
|
-1143,07
|
-808,44
|
-709,25
|
-541,53
|
Пессимистичный
|
-1449,33
|
-1216,88
|
-859,42
|
-742,50
|
-574,29
|
Как можно видеть, общие потери финансирования программы реновации из-за пандемии коронавируса от запланированной суммы составят от 402,37 млрд рублей (в варианте Г-оптимальный) до 1449,33 млрд рублей (в варианте А1-пессимистичный за срок с 2020 по 2031 год включительно). В указанных вариантах это составляет от 24,87 до 32,83% потерь. То есть от четверти до трети домов, запланированных к сносу и расселению, не будет снесено из-за пандемии.
Если учесть также, что программа реновации изначально, скорее всего, не была бы реализована в срок при запланированном финансировании, можно говорить о том, что без дополнительных внешних мер экономической поддержки ее ожидает неминуемый крах, как и предыдущую программу сноса пятиэтажек. Если правительство города будет стремиться хотя бы приблизиться к запланированным объемам сноса домов, ему придется либо серьезно наращивать долг городского бюджета, либо просить государство о целевых дотациях.
Источники:
2. Закон города Москвы от 05.12.2007 г. №47 «О бюджете города Москвы на 2008 год» // URL: http://docs.cntd.ru/document/3687111 (дата обращения: 22.10.2020)
3. Закон города Москвы от 23.11.2016 № 42 «О бюджете города Москвы на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» // URL: http://docs.cntd.ru/document/456029812 (дата обращения: 22.10.2020)
4. Закон города Москвы от 29.11.2017 № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» // URL: http://base.garant.ru/49616890/ (дата обращения: 22.10.2020)
5. Закон города Москвы от 21.11.2018 № 30 «О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» // URL: http://docs.cntd.ru/document/551819609 (дата обращения: 22.10.2020)
6. Закон города Москвы от 27.11.2019 № 33 «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» // URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/42810220/ (дата обращения: 22.10.2020)
7. Комплекс градостроительной политики строительства города Москвы. [сайт]. URL: https://stroi.mos.ru (дата обращения: 22.10.2020)
8. Коровин М.Ю. Влияние экономического кризиса на финансирование инфраструктурных проектов. // Транспортное дело России. 2015 г. № 1. С. 23-26.
9. Мезитова Р.Р. Тенденции развития рынка жилой недвижимости в современных российских экономических условиях // Инновации и инвестиции. 2020 г. №. 4, С. 269-271.
10. Могзоев А.М., Кузьмичева К.И. Реновация жилищного фонда города Москвы // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. №4 (23). С. 70-73.
11. Официальный интернет-ресурс для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19). [сайт]. URL: https://стопкоронавирус.рф (Дата обращения: 22.10.2020)
12. Официальный сайт Международного Валютного Фонда [сайт]. URL: https://www.imf.org (Дата обращения: 22.10.2020)
13. Официальный сайт Мэра Москвы. [сайт]. URL: https://www.mos.ru (Дата обращения: 22.10.2020)
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 22.10.2020).
15. Официальная страница Всемирной Организации Здравоохранения в социальной сети Твиттер. [сайт]. URL: https://twitter.com/who (Дата обращения: 22.10.2020)
16. Постановление Правительства Москвы от 06.07.1999 № 608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года» https://www.mos.ru/dgp/documents/baza-dokumentov/view/69705220/ (дата обращения: 22.10.2020)
17. Прохорова Е.А. О реализации программы реновации в городе Москве // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2019. №3. C. 37-44.
18. Ресин В.И. Массовый снос девятиэтажек в Москве не рассматривается // Ведомости. 27.09.2007 г. // URL: https://www.vedomosti.ru/library/news/2007/09/27/vresin-massovyj-snos-devyatijetazhek-v-moskve-ne-rassmatrivaetsya (дата обращения: 22.10.2020 г.)
19. Собянин С.С. Ежегодный отчет мэра Москвы о результатах деятельности правительства Москвы. 2019 г. // Собянин С.С. 18.12.2019 г. // URL: https://duma.mos.ru/ru/0/announcement/deputatyi-moskovskoy-gorodskoy-dumyi-zaslushayut-ejegodnyiy-otchet-mera-moskvyi-o-rezultatah-deyatelnosti-pravitelstva-moskvyi (дата обращения: 22.10.2020 г.)
20. Солдатова С.С., Пивкина К.Р. Экономические последствия пандемии «Covid-19» для России // StudNet, Серия 3. 2020. №2, С. 260-265.
21. Фаттахова А.Р. Развитие региональной инфраструктуры в период кризиса. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014 г. № 12 (72). С. 88
22. Федеральный закон от 01.07.2017 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве».
23. Del Giudice V., De Paola P., Del Giudice F.P. «COVID-19 Infects Real Estate Markets: Short and Mid-Run Effects on Housing Prices in Campania Region (Italy)» // Social Science. 9(7) 2020. P. 114 // DOI: https://doi.org/10.3390/socsci9070114
24. Moore K.A., Lipsitch M., Barry J.M., Osterholm M.T. «COVID-19: The CIDRAP Viewpoint. Part 1: The Future of the COVID-19 Pandemic: Lessons Learned from Pandemic Influenza» // Regents of the University of Minnesota // 30.04.2020 г. //URL: https://www.cidrap.umn.edu/sites/default/files/public/downloads/cidrap-covid19-viewpoint-part1_0.pdf (дата обращения: 22.10.2020 г.)
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:29:48