Анализ опыта создания образовательных комплексов в городе Москве

Пышкина А.В.1, Тинякова В.И.2
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 27 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
2 Государственный университет управления

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Пышкина А.В., Тинякова В.И. Анализ опыта создания образовательных комплексов в городе Москве // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 357-370. – doi: 10.18334/epp.14.2.120578.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548408

Аннотация:
Автором проанализированы этапы создания образовательных комплексов в городе Москве, выявлены проблемы и разработаны рекомендации по совершенствованию текущей ситуации. В рамках статьи решается проблема хаотичного создания образовательных комплексов, нехватки финансовых ресурсов, точечной реализации проекта (образовательные комплексы созданы не во всех городах, что обусловлено нехваткой финансовых средств), а также проблемы преемственности. Автором предложены рекомендации, благодаря реализации которых можно будет устранить выявленные проблемы и обеспечить эффективное функционирование образовательных комплексов и их распространение на всей территории Российской Федерации, в первую очередь акцент сделан на развитии государственно-частного партнерства. Статья может представлять интерес для органов государственной власти, педагогов, родителей и обучающихся.

Ключевые слова: система образования, территориальные образовательные комплексы, образовательные комплексы, образовательная реформа

JEL-классификация: I21, I23, I25, I28

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Анализ опыта создания образовательных комплексов в городе Москве исключительно актуален, поскольку образование является одной из ключевых сфер развития общества и государства. Москва как столица Российской Федерации имеет большое значение не только для страны, но и для всего мирового сообщества. Развитие системы образования и формирование эффективной системы образовательных комплексов в Москве имеет стратегическое значение для успешного развития города. Одной из главных задач, стоящих перед создателями образовательных комплексов в Москве, является формирование максимально эффективной системы, способной обеспечить высококачественное образование каждому ребенку. Изучение опыта создания и функционирования образовательных комплексов позволит выявить успешные и неуспешные примеры, анализировать и сравнивать различные подходы и методики. Построение полной картины развития образовательной системы в Москве поможет лучше понять причины успешности или неудачи отдельных комплексов.

Литературный обзор.

М.В. Богуславский и другие авторы в статье «Московская модель создания образовательных комплексов: достижения и риски» рассматривают процесс создания образовательных комплексов в городе Москве и дают описание его основных характеристик: методологических, понятийных, процессуальных, финансово-экономических, рискологических [8, С. 94]. В статье «Региональный подход в создании образовательных комплексов Подмосковья» рассматривается процесс создания образовательных комплексов в Московской области и дается описание основных аспектов регионального подхода, с учетом аналогичного опыта Москвы и других субъектов РФ [9, С. 80].

И.А. Ардабацкая исследует историю вопроса создания школ-комплексов, анализируются современные требования к их функционированию, предлагается модель интеграции различных уровней и видов образования на основе идеи школы полного дня, организации не только учебного процесса, но и свободного времени детей и подростков. Значимость реализации такой модели обоснована необходимостью создания благоприятных условий для развития адаптации растущего человека к динамично меняющемуся социуму, формирования готовности личности к постоянному приобретению и пополнению знаний, формирования мотивации к образованию и самообразованию в течение всей жизни [7, С. 25].

А.А. Кузнецова и И.В. Жданова рассматривают современные особенности и тенденции проектирования образовательных комплексов, определяют приемы архитектурного проектирования функциональной структуры общеобразовательных организаций [11, С. 271].

Е.А. Алисов рассматривает одну из ключевых проблем современного отечественного образования — организацию территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов, включающих учреждения дошкольного образования (по ступеням) и дополнительного образования. Автором представлены различные модели и принципы, раскрывающие инновационный непрерывный характер образовательного процесса [6, С. 24].

Н.А. Мешков изучает перспективы модернизации российского образования на основе реализации возможностей, предоставляемых информационным обществом, автором разработана концепция информационно-аналитического Интернет-портала российского образовательного комплекса как ключевого системообразующего элемента инновационной инфраструктуры единого общероссийского информационно-коммуникационного образовательного пространства [12, С. 2].

О.Н. Ромашковой рассматривается информационная модель образовательного комплекса, объединяющего несколько школ. Дается классификация образовательных комплексов, образованных в Москве, рассматривается организационная структура образовательного комплекса и предлагается вариант матричной структуры управления. Смоделированы основные информационные управленческие процессы образовательного комплекса [14, С. 122].

Г.П. Новикова оценивает эффективность инновационной деятельности в образовательных комплексах на основе принципов преемственности и непрерывности с учетом развития новых типов и видов образовательных организаций [13, С. 15].

Т.В. Шукаева рассматривает проблемы преемственности в образовательных комплексах и предлагает направления решения выявленных проблем [15, С. 43].

Проведенный обзор литературных источников по теме позволил сделать вывод о том, что образовательные комплексы активно строятся и функционируют на территории Российской Федерации и в Москве, регионы уделяют этому вопросу повышенное внимание. Однако на практике возникает ряд проблем, связанных с недостатком финансовых ресурсов (особенно в регионах), высоким уровнем бюрократии, необходимостью постоянного обновления программ, нехваткой квалифицированных специалистов, в т.ч. специалистов по управлению образовательными комплексами, отсутствием взаимодействия с инвесторами и неприменением механизмов государственно-частного партнерства. Благодаря исследованиям, которые были написаны в последние несколько лет сформирована качественная теоретическая база, на которую можно опираться при разработке мероприятий по повышению эффективности создания и функционирования образовательных комплексов как в Москве, так и на территории всей Российской Федерации.

Научная новизна заключается в том, что автором выявлены проблемы строительства новых образовательных комплексов и функционирования существующих, по результатам исследования разработаны рекомендации по устранению выявленных проблем, направленные на обеспечение населения территории доступа к качественному и доступному образованию.

Гипотеза исследования в том, что эффективное развитие образовательных комплексов на территории Российской Федерации может быть достигнуто за счет использования механизмов государственно-частного партнерства.

Цель исследования – провести анализ опыта создания образовательных комплексов в городе Москве, проанализировать проблемы эффективности создания и функционирования образовательных комплексов на территории города Москвы и Российской Федерации, и на основании полученных результатов исследования разработать рекомендации по устранению выявленных проблем.

В результате данного исследования будет целостно анализироваться степень актуальности и эффективности создания образовательных комплексов в Москве, что позволит определить наиболее успешные практики и разработать стратегию дальнейшего развития образовательных комплексов в городе Москве.

Методология исследования. В ходе проведения исследования использовались количественные и качественные источники информации: отчеты Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Федеральной службы государственной статистики. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по теме исследования.

Основная часть:

В Москве в настоящее время активно создаются образовательные комплексы, которые рассчитаны не только для дошкольников, но и для старшеклассников.

Каждый созданный образовательный комплекс представляет собой многофункциональный центр, обеспечивающий развитие творческих, интеллектуальных и других навыков у детей [17]. Образовательный комплекс – это учебное учреждение или организация, в которой осуществляется целостный и системный подход к образованию и развитию индивида. Образовательный комплекс объединяет в себе различные формы образования, такие как детский сад, школа, колледж, университет, профессиональное учебное заведение, и предлагает широкий спектр образовательных программ и курсов, отвечающих разным возрастным и уровневым потребностям обучающихся [19].

На практике используются два подхода к реорганизации образовательных учреждений:

1. Реорганизация образовательных учреждений в форме присоединения или слияния (наиболее часто);

2. Реорганизация образовательных учреждений путем заключения договоров о сотрудничестве между учреждениями.

Порядок создания образовательных комплексов не регламентирован на законодательном уровне, однако в процессе реорганизации образовательных учреждений в большинстве случаев руководствуются положениями: Гражданского кодекса Российской Федерации [2], Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4], Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3] и некоторыми другими документами. В процессе принятия решения о реорганизации образовательной организации принимают участие все заинтересованные лица: руководство и сотрудники образовательной организации, родители воспитанников и представители профсоюзов. Когда решение о необходимости реорганизации образовательного учреждения принято, руководство предоставляет необходимый комплект документов в Департамент образования города Москвы. Окончательное решение принимает Департамент образования Москвы, если принято положительное решение по заявке, то начинается процесс реорганизации образовательного учреждения и по его завершению руководству образовательного комплекса выдаются все необходимые документы. В документах указываются данные об реорганизованной образовательной организации, которая вошла в состав образовательного комплекса и другие сведения. Деятельность образовательных комплексов регулируется на законодательном уровне, поэтому руководство образовательного комплекса должно соблюдать все требования действующего законодательства как в отношении санитарных норм, так и в отношении трудового законодательства.

Штатное расписание формирует руководитель образовательного комплекса. В штатном расписании должны быть учтены должности, которые были в штатном расписании реорганизованного образовательного учреждения. Образовательные учреждения на территории образовательного комплекса должны находиться рядом с друг другом. Перед тем как обучающиеся будут переведены в образовательный комплекс проводится их адаптация к новым условиям, целью руководства образовательного комплекса, в этом случае, является обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя реорганизованного учреждения, должен разработать и выдать новому образовательному учреждению новое задание, либо внести изменения в имеющееся задание. При создании нового образовательного комплекса необходимо сохранить кадровый состав реорганизованной образовательной организации. Каждый сотрудник реорганизованного образовательного учреждения должен найти место в новом образовательном комплексе. Соблюдение указанных рекомендаций обеспечивает благоприятные условия для непрерывного образования детей с учетом внешних и внутренних факторов окружающей среды, имеющихся ресурсов, как материальных, так и нематериальных [19].

Проведем анализ опыта создания образовательных комплексов в исторический период развития системы образования и до настоящего времени:

Вопросы создания образовательных комплексов рассматривались еще в период распада СССР. Впервые понятие «учебный комплекс» было введено Приказом Государственного комитета СССР «Об утверждении типового положения об учебном комплексе». Согласно которому, учебный комплекс – это образовательное объединение, в состав которого на добровольной основе входят образовательные организации различного уровня – организации дошкольного образования, школы, колледжи, университеты и т.д. Основной задачей учебного комплекса выступало развитие личностных и профессиональных способностей каждого обучающегося, передача обучающимся опыта прошлых поколений, обеспечение единства принципов обучения на территории всего государства и поддержание высокого уровня качества образования. Учебные комплексы могут быть созданы по желанию руководства учебной организации или по решению органов управления учебными учреждениям. В первом случае, реорганизованная учебная организация сохраняет статус юридического лица, во втором случае нет. Руководство учебным комплексом осуществляет Совет учебного комплекса, в состав которого могут входить все заинтересованные лица – представители органов государственной власти, общественных организаций и т.д.

Идея создания учебных комплексов в этот период времени не получила должного развития. Все изменилось, когда был издан Приказ «Об утверждении Примерного положения об учреждении «Школа-детский сад» и примерных штатных нормативов этого учреждения», которым был утвержден ряд документов, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей, проживающих в сельской местности. Со временем начали появляться первые крупные образовательные комплексы, период активного появления приходится на 1990-е года, но потом их активное развитие прекратилось. Ситуация изменилась, когда был принят Приказ Министерства образования и науки РФ «О признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета СССР по народному образованию». С этого времени и до 2014 года проводился активный процесс реорганизации образовательных учреждений путем создания многопрофильных образовательных комплексов. В СЗАО этап создания многопрофильных образовательных комплексов завершился в 2012 году. Итоги проведения реформы были подведены на заседании Президиума Правительства Москвы. На этом этапе было построено 220 новых образовательных зданий и более 500 зданий было отремонтировано, в т.ч. была обновлена материально-техническая база. Основной целью реформы являлось обеспечение доступности и высокого качества образования для населения, передача опыта поколения другим поколениям, совершенствование ресурсного обеспечения образовательных организаций, улучшение финансовой и кадровой составляющей системы образования [9]. Государственная программа «Столичное образование» начала действовать с 2012 года и позитивные результаты были уже в 2013 году: для дошкольников построено 31 здание на 5 тыс. мест и 3 здания на 1,5 тыс. мест. В 2014 году построено 50 зданий на 30 тыс. мест и 170 на 26 тыс. мест. В период с 2010 по 2014 года большинство образовательных организаций было преобразовано в образовательные комплексы. В 2014 году действовало около 700 образовательных комплексов. В 2015 году стали появляться многопрофильные образовательные комплексы. Насчитывалось около 635 новых образовательных комплексов. В 2018 году построено за счет средств бюджета города Москвы 180 зданий на 28 тыс. мест для дошкольников и 60 зданий на 30 тыс. мест для школьников, из них 11 зданий за счет инвесторов.

В период 2011-2015 годов для организации образовательного процесса путем сокращения «надшкольных чиновников» было освобождено 68 тыс. кв. м. Бывшие здания окружных управлений были переданы школам. В 2016 году в системе образования города Москвы было 630 больших школ, из них 566 школ с дошкольными группами, 55 колледжей. Численность детей в дошкольном образовании в 2016-2017 годах составляла 416 тыс. человек. В период 2011 – 2016 годов было построено 205 зданий на 33,7 тысяч мест для дошкольников и 68 зданий на 36,6 тысяч мест для школьников. На территории Новой Москвы (ТиНАО) было построено 30 новых зданий на 6,1 тысячу мест для дошкольников и 10 новых зданий на 10 тыс. мест. Для дошкольников построено 22 новых здания на 5 тыс. мест, из которых 14 зданий построены на средства бюджета города Москвы. Для дошкольников построено 8 зданий на 1,8 тыс. мест и 10 зданий на 7,5 тыс. мест. 6 зданий на 3,5 тыс. мест построено за счет средств из бюджета города Москвы и 4 здания на 4,2 тыс. мест за счет инвесторов.

Программы дополнительного образования реализовались во всех образовательных комплексах на территории города Москвы. По программам дополнительного образования проходили обучение более 800 тысяч дошкольников и школьников в возрасте от 5 до 18 лет. В 2017 году действовало 580 образовательных комплексов, было построено: 260 зданий для дошкольников и 44 здания для школьников. Программы дополнительного образования стали реализовываться по всему городу, в т.ч. в музеях, парках, выставочных комплексах и т.д. По программам дополнительного образования проходили обучение более 820 тысяч дошкольников и школьников в возрасте от 5 до 18 лет. В 2018 году численность детей в системе общего образования составила 960,6 тысяч человек, в дошкольном образовании – 437,1 тысяча человек, из них 93 тыс. человек – дети до 3-х лет. В 2018 году построено 245 зданий на 41 тыс. мест для дошкольников и 90 зданий на 54 тыс. мест для школьников. В Новой Москве построено 38 зданий для дошкольников на 8 тыс. мест и 14 зданий для школьников на 15 тыс. мест. За счет инвесторов для дошкольников построено 12 зданий на 2 515 тысяч мест и 4 здания для школьников на 2 854 места. В 2019 году численность обучающихся в системе общего образования составила более 1 млн. человек, по системе дошкольного образования проходили обучение более 450 тыс. человек, в т.ч. более 70 тыс. человек – это дети в возрасте до 3-х лет. В 2019 году было построено 275 зданий на 46 тыс. мест для дошкольников и 117 зданий для школьников на 59 тыс. мест. За счет инвесторов построено 33 здания на 6 тыс. мест для дошкольников и 8 зданий для школьников.

В 2020 году в системе общего образования более 1 029 тыс. человек, по программам дошкольного образования проходило обучение более 435 тыс. человек, из них около 70 тыс. человек – дети до 3-х лет. В 2020 году построено 300 зданий на 52 тыс. мест для дошкольников и 11 зданий на 66 тыс. мест для школьников. В 2021 году построено 20 зданий на 5,5 тыс. мест для дошкольников и 14 зданий на 6,5 тыс. мест для школьников. За счет средств из бюджета города Москвы построено 14 зданий и за счет инвесторов 29 зданий.

По программам дополнительного образования проходили обучение более 1 млн. человек в возрасте от 5 до 18 лет. В период пандемии COVID-19 большинство образовательных программ осуществлялось в онлайн – формате, с 22 января 2021 года ограничения сняли и обучение перешло обратно в офлайн формат. В 2021 году в системе общего образования задействовано более 1 млн. детей, по программам дошкольного образования обучается более 430 тысяч человек, из них примерно 85 тысяч человек – дети в возрасте до 3-х лет. В 2021 году построено 230 зданий на 58 тыс. мест для дошкольников и 140 зданий на 82 тыс. мест для школьников. В Новой Москве построено 63 здания на 14 тыс. мест для дошкольников и 31 здание на 28 тыс. мест для школьников. За счет средств из бюджета города Москвы построено 17 зданий, за счет инвесторов – 9.

В 2022 году численность обучающихся в общем образовании составляет более 1 млн. человек, по программам дошкольного образования обучается 402,5 млн. человек, из них более 81 тысячи человек – дети до 3-х лет. В 2022 году построено 372 здания для дошкольников на 65,3 тысячи мест и 156 зданий для школьников на 93,2 тысячи мест. В Новой Москве для дошкольников построено 78 зданий на 17,6 тысяч мест и для школьников 35 зданий на 30,99 мест. Построено 36 зданий для дошкольников на 8 тыс. мест и 20 зданий для школьников на 12 тыс. мест [17].

В рамках реализации программы «Столичное образование» вместо 4 тыс. разнообразных образовательных организаций появилось примерно 700 многофункциональных образовательных комплексов. В Москве сейчас нет очередей ни в одно учебное заведение. С 2011 по 2023 год в Москве построили более 596 образовательных комплексов [16]. В 2024 году продолжают улучшать социальную инфраструктуру во всех округах города. Для детей не только обновляются действующие детсады и школы, но и строятся современные образовательные комплексы. Большинство из них рассчитано сразу и на дошкольников, и на старшеклассников. Каждое учебное заведение в столице создается сегодня как многофункциональное обучающее и развивающее пространство. В нем есть все для уроков, творчества, спорта, профориентации, общения с друзьями, отдыха. Таких полностью оснащенных зданий в столице становится все больше. С начала 2023-го за счет городского бюджета в границах «старой» Москвы построили 12 учреждений образования на 5065 мест. Сюда входят 5 школ, из них три школы и два учебных корпуса, 7 детских садов. В итоге город получил 3550 школьных и 1515 дошкольных мест. В 2023 году завершили строительство ещё трех объектов на 940 мест - двух школ и одного детского сада. В их числе учебные корпуса в районе Ховрино и Северное Чертаново и детский сад в районе Бирюлево Восточное для ЖК Царицыно» [16].

Создание образовательных комплексов позволяет эффективнее использовать средства государственного бюджета. Цель создания образовательных комплексов – предоставить учащимся возможность получить профильное образование в старших классах школы, соответствующее новым требованиям ФГОС. Чтобы удовлетворить потребности обучающихся, необходимо предложить не менее 10-15 профилей обучения. Для этого требуется иметь достаточное количество параллельных классов. Организация образовательных комплексов позволяет обучать большое количество детей и обеспечивает реализацию основной программы обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности, и это именно то, что обеспечивается за счет функционирования образовательных комплексов, так как они полностью оснащены необходимыми кружками, секциями и другими занятиями. Статистика показывает тенденцию включения дошкольных учреждений в состав образовательных комплексов. Наиболее распространенной практикой является включение детского сада в структуру общеобразовательной школы. По достижении определенного возраста, воспитанники автоматически переходят в школу, что обеспечивает единое образовательное пространство – учащиеся находятся в одном образовательном учреждении на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, в Российской Федерации происходит активное реформирование системы образования. Основной целью реформирования выступает обеспечение населения качественным и доступным образованием, в т.ч. это обеспечивается за счет обновления законодательной базы. Развитие образовательных комплексов в Москве стало следствием введения формульного финансирования образовательных организаций города, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» [5]. Это нововведение придает большую значимость ученикам, а не отдельным учебным заведениям. Каждый ученик и его таланты получают равное финансирование вне зависимости от школы, которую он посещает, благодаря созданию образовательных комплексов.

Процесс формирования комплексов, объединяющих учреждения образования разного уровня, был инициирован для решения задач, определенных в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). Для эффективной реализации программы обеспечивается взаимодействие органов исполнительной власти. Объем финансирования программы значителен и Правительство Российской Федерации выделяет все необходимые ресурсы для того, чтобы программа была реализована ежегодно в полной мере. На протяжении всего анализируемого периода действия программы поставленные в ней цели были достигнуты. Современные образовательные комплексы используют все механизмы, направленные на развитие личности и способностей каждого ребенка. Образовательные комплексы создаются с целью совершенствования системы образования в Российской Федерации, для того, чтобы население имело доступ к качественному и доступному образованию. Руководители образовательных комплексов города Москвы несут ответственность перед городом и его жителями за результаты своей работы. Учащиеся в образовательных комплексах учатся брать личную ответственность за свою жизнь и свободу, что благотворно сказывается на их будущем, обществе и государстве в целом. Главным аспектом модернизации столичной системы образования является формирование ответственной школы, выпускники которой способны стать полезными членами общества [18].

Заключение. Современные условия диктуют необходимость создания образовательных комплексов на всей территории Российской Федерации, однако на практике возникает ряд проблем. Первая проблема связана с ограниченностью свободных территорий для строительства новых образовательных комплексов. Вторая проблема связана с тем, что ряд регионов не может финансово позволить себе реализовать строительство новых образовательных комплексов, т.к. финансовых ресурсов не хватает. В регионах наблюдается нехватка образовательных учреждений, но вместе с тем в некоторых регионах количество образовательных учреждений превышает необходимое количество. В Москве и на территории Российской Федерации в целом не сформированы эффективные механизмы управления образовательными комплексами, а также нормативная правовая база.

Для решения указанных проблем необходимо организовать поток дополнительных финансовых средств, что можно осуществить за счет применения на практике механизмов государственно-частного партнерства. Внимание следует уделить анализу обеспеченности регионов образовательными учреждениями, там, где наблюдается их нехватка необходимо построить новые, а там, где большее количество, чем необходимо существующие образовательные организации можно объединить в образовательные комплексы. Следует развивать сетевой принцип организации образовательных комплексов, благодаря применению которого можно объединить ряд образовательных организаций в единый образовательный комплекс при оптимальном использовании земельных и материальных ресурсов. Необходимо разработать методики управления образовательными комплексами, опираясь на лучшие отечественные и мировые практики.

Система образования в ближайшие годы будет активно развиваться, и реформа системы образования длится уже не один год. Что – то реализуется успешно, что – то требует доработок. Строительство новых образовательных комплексов и реорганизация образовательных организаций в образовательные комплексы, а также развитие концепции «умных школ» позволит достичь поставленных целей реформирования и обеспечит население территории качественным и доступным образованием.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2020 г.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lr6wkeukzy49983432 (дата обращения: 07.02.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2023 г.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=lr6wlwgc2b713259962 (дата обращения: 07.02.2024).
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023 и 01.01.2025 гг.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/?ysclid=lr6x0cmxdm991049494 (дата обращения: 07.02.2024).
4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.12.2023 г.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/?ysclid=lr6wx8xuxb562422277 (дата обращения: 07.02.2024).
5. Постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. N 86-ПП О развитии общего образования в городе Москве (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 г.). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/5715076/?ysclid=lr9fb7on6h175211329 (дата обращения: 07.02.2024).
6. Алисов Е.А. Закономерности и принципы организации территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 2. – c. 24.
7. Ардабацкая И.А. Создание образовательных комплексов: традиции и инновации // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 3. – c. 25-29.
8. Богуславский М.В., Кармаев А.А., Ким С.В. Московская модель создания образовательных комплексов: достижения и риски // Проблемы современного образования. – 202. – № 3. – c. 94-104. – doi: 10.31862/2218-8711-2021-3-94-104.
9. Богуславский М.В., Кармаев А.А., Ким С.В. Региональный подход в создании образовательных комплексов Подмосковья // Проблемы современного образования. – 2021. – № 4. – c. 70-78. – doi: 10.31862/2218-8711-2021-4-70-78.
10. Бодряга В.В. Проектно-ориентированное управление модернизацией образовательных систем. / Экономика устойчивого развития региона: инновации, финансовые аспекты, технологические драйверы развития в сфере туризма и гостеприимства : Материалы Х Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Отв. редактор А.В. Олифиров. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – 232-234 c.
11. Кузнецова А.А., Жданова И.В. Современные тенденции проектирования образовательных комплексов» // Приволжский научный журнал. – 2020. – № 4. – c. 271-277.
12. Мешков Н.А. Разработка и исследование системы управления инновационным развитием российского образовательного комплекса в условиях информационного общества // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 10. – c. 2-15.
13. Новикова Г.П. Новое содержание принципов преемственности и непрерывности в условиях инновационной деятельности образовательных комплексов // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 4. – c. 15-24.
14. Ромашкова О.Н., Ермакова Т.Н. Моделирование информационных процессов управления образовательным комплексом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2014. – № 2. – c. 122-129.
15. Шукаева Т.М. Проблемы преемственности в образовательных комплексах // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 4. – c. 43-47.
16. В Москве завершился процесс массового слияния школ. [Электронный ресурс]. URL: https://nashesilino.ru/news/sergey-sobyanin-v-moskve-zavershilsya-protsess-massovogo-sliyaniya-shkol (дата обращения: 07.02.2024).
17. Департамент образования и науки города Москвы. Государственная программа «Столичное образование». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/?page=2 (дата обращения: 07.02.2024).
18. Новые образовательные комплексы в Москве в 2024 - 2025 годах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/27599/4871868 (дата обращения: 07.02.2024).
19. Создание единых образовательных комплексов в Москве. [Электронный ресурс]. URL: https://deti-club.ru/sozdanie-edinykh-obrazovatelnykh-kompleksov-v-moskve-zachem-i-pochemu?ysclid=lr6ifou0yc999383986 (дата обращения: 07.02.2024).

Страница обновлена: 16.04.2024 в 08:45:57