Управление экономически несостоятельными предприятиями

Обухов В.Н., Левина В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Обухов В.Н., Левина В.А. Управление экономически несостоятельными предприятиями // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 9. – С. 48-53.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 7, 8, 9, 10, 11, 12 /2001, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/2002.) Предприятие, описанное в этой работе хочет решить проблему своей несостоятельности и снизить затраты, и следовательно, получить шанс выжить. Из выше сказанного можно заключить, что миссия (генеральная цель) фирмы звучит так: “Расчет по долгам и обязательствам – путевка в жизнь”.

Ключевые слова: система управления предприятием, антикризисное управление



Предприятие, описанное в этой работе хочет решить проблему своей несостоятельности и снизить затраты, и следовательно, получить шанс выжить. Из выше сказанного можно заключить, что миссия (генеральная цель) фирмы звучит так: “Расчет по долгам и обязательствам – путевка в жизнь”

Внешние:

1. Доля рынка (0, 30)

1.1 Сохранение существующего положения (0,07)

1.2 Расширение доли рынка (0,15)

1.2.1 Расширение рынка сбыта за счет новых районов Москвы (0,11);

1.2.2 Предоставления новых видов услуг (0,04);

1.3 Продвижение фирмы на рынке (0,08)

1.3.1 За счет рекламы фирмы (0,03);

1.3.2 За счет формирования устойчивого имиджа фирмы (0,05);

2. Ценовая политика (0,10)

2.1 Снижение цен на предоставляемые услуги (0,06);

2.1.1 За счет увеличения ассортимента (0,04);

2.1.2 За счет снижения издержек (0,02);

2.2 Система скидок (0,04)

2.2.1 При повторяемости заказов (0,02);

2.2.2 При увеличении объема заказа (0,02);

Внутренние:

1. Научно производственные (0,12):

1.1 Расширение ассортимента продаваемых изделий (0,10)

1.1.1 Увеличение ассортимента продаваемых изделий (0,05);

1.1.2 Продажа товаров субститутов (0,05);

1.2 Увеличения спектра предоставляемых фирмой услуг (0,02);

2. Экономические (0,44):

2.1 Применение процедур оздоровления (0,26);

2.2 Минимизация издержек (0,08);

2.3 Выполнение просроченных обязательств (0,06);

2.4 Эффективное управление запасами (0,04).

3. Социально-психологические (0,04):

3.1 Формирование у работников фирмы сознания того, что улучшение их материального и бытового благополучия напрямую связано с процветанием фирмы (рост заработной платы, организация бесплатного питания, путевок, платы за обучение детей) (0,012).

3.2 Создание атмосферы доброжелательной внутренней конкуренции путем установление прямой зависимости величины заработной платы каждого работника от конечного результата его работы, продвижение более способных по служебной лестнице (0,016).

3.3 Социальное и медицинское страхование работников, оплата второго образования и повышения квалификации работников (0,012)

Процедуры финансового оздоровления

Решение экономических проблем, стоящих перед предприятием можно реализовать в следующих направлениях:

‑ производство новых видов товаров (работ, услуг);

‑ повышение качества выпускаемых товаров (работ, услуг);

‑ повышение эффективности маркетинга;

‑ снижение издержек производства;

‑ внедрение новых прогрессивных форм и методов управления;

‑ проведение инвентаризации на предприятии;

‑ сокращение дебиторской задолженности;

‑ повышение доли собственных средств в оборотных активах;

‑ продажи долей в капитале других предприятий;

‑ продажи незавершенного производства;

‑ сокращение численности занятых на предприятии и обеспечения социальных льгот для уволенных;

‑ временной остановки капитального строительства на предприятии;

‑ продажи излишнего оборудования, материалов, складированных готовых изделий;

‑ конверсии долгов путем преобразования краткосрочной задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;

других мероприятий.

Обеспечение достаточности денежных средств для финансирования текущей деятельности предприятия.

Причиной возникновения кризисного состояния часто является расхождение реальных поступлений денежных средств и суммы текущих расходов, начисленных за этот период. Возникающий дефицит находит отражение в бухгалтерском балансе в виде кредиторской задолженности.

Оценка достаточности денежных средств опирается на одно из главных условий обеспечения платежеспособности предприятия: приток денежных средств должен обеспечить покрытие текущих обязательств.

Расчет суммы поступлений предприятию.

Сумма поступлений предприятию в течение месяца рассчитывается по следующим источникам:

Д = Врп + Ври + Вин + Впр,

где Врп – выручка от реализации продукции, работ, услуг, руб.;

Ври – выручка от реализации имущества, руб.;

Вин – инвестиции, руб;

Впр – прочие поступления, руб.

Поступления предприятия могу принимать форму:

‑ денежных средств, поступивших на расчетные счета и в кассу предприятия;

‑ векселей, чеков, ценных бумаг, которые могут быть использованы как платежные средства;

‑ стоимости имущества, полученного в виде взносов в уставной фонд, бартерной оплаты.

Расчет суммы платежей предприятия.

Платежи предприятия включают:

‑ денежные средства, перечисленные юридическим и физическим лицам в виде оплаты по счетам поставщиков и подрядчиков за приобретенное имущество;

‑ налоги и отчисления;

‑ заработную плату;

Сумма платежей в течении месяца рассчитывается как:

Р = Зи + Зм + Зт + Зп + Зз + Зд,

где Зи - оплата элементов внеоборотных активов, руб.;

Зм – оплата элементов оборотных активов, руб.;

Зт – оплата персонала, руб.;

Зп - внесение налогов и отчислений во внебюджетные фонды, руб.;

Зз – погашение займов, кредитов, руб.;

Зд – прочие платежи, руб.

Оценка достаточности средств у предприятия.

При расчетах учитываются все поступления и платежи независимо от того, относятся они к основной или неосновной деятельности предприятия.

Показателем достаточности средств у предприятия является общая за анализируемый период разность поступлений предприятию и его платежей:

где t – разность поступлений предприятию и его платежей в месяце t;

t = 1,2,…T – месяцы анализируемого периода.

Разность поступлений и платежей в месяце t:

t = Дt – Рt,

где Дt – сумма поступлений в месяце t, руб.;

Рt – сумма платежей в месяце t, руб.

Если в t – месяце: а) поступления больше платежей, то имеет место излишек средств; б) поступления меньше платежей, то имеет место дефицит средств.

Признаком достаточности средств у предприятия является условие:

Выполнение данного условия свидетельствует о том, что в анализируемом периоде у предприятия достаточно средств по платежам. Невыполнение этого условия говорит о недостаточности средств для выполнения обязательств по платежам.

Оценка достаточности денежных средств с использованием оперативной бухгалтерской отчетности.

На практике, по результатам работы предприятия в отчетном периоде, анализ потоков обязательств и денежных средств проводится следующим образом.

Исходным материалом для оценки уровня поступлений денежных средств являются данные бухгалтерской отчетности по счетам денежных средств – 50 и 51. Поступающие средства рассматриваются независимо от источника как дебетовый оборот.

При расчете из дебетового оборота вычитается сумма внутреннего оборота, то есть средства, поступившие из кредита этих же счетов. Для того, чтобы учитывать всю сумму денежных средств, которой предприятие располагает в течение месяца, она увеличивается на сумму дебетовое сальдо этих счетов на начало месяца.

Текущие обязательства предприятия определяются по кредитовым оборотам счетов, на которых формируются обязательства предприятия перед поставщиками и подрядчиками (60, 76), перед бюджетом и внебюджетными фондами (67, 68, 69), перед персоналом (70).

В исследуемом периоде обязательства оцениваются ежемесячно по кредитовому обороту перечисленных счетов, скорректированному таким образом:

а) он увеличивается на входящее кредитовое сальдо этих счетов, от предыдущего месяца;

б) он уменьшается на сумму, поступающую в дебет этих счетов из кредита других счетов (кроме 50, 51). Т.о., из общей суммы обязательств, исключаются те, которые погашаются без привлечения средств со счетов денежных средств.

Процедуры экономии текущих затрат предприятия.

Исследования показывают, что большинство предприятий, находящихся в тяжелом состоянии, имеют похожую структуру текущих обязательств. Наибольший удельный вес в ней имеют: Обязательства по расчетам с разными дебиторами и кредиторами – сч. 76; обязательства по авансам, полученным от заказчиков – сч. 64; обязательства по налогам и отчислениям – сч. 67, 68, 69.

Самые большие обязательства предприятие имеет по счету 76, что в значительной степени связано с его постоянно нарастающей задолженностью по коммунальным платежам. Важнейшей задачей финансового оздоровления является минимизация текущих затрат, прежде всего – коммунальных платежей.

Управление затратами предприятия на потребление электроэнергии включает этапы:

1. Анализ энергопотребления по месяцам проводится на основе сопоставления плановых (заявленных) и фактических объемов потребленной электроэнергии. Плановый объем определяется из договора, заключенного предприятием с региональным отделением продавца электроэнергии (Мосэнерго), фактический объем – по данным учета, ведущегося энергетической службой предприятия.

Из порядка расчетов по одноставочному тарифу следует, что при неправильно составленной заявке на обеспечение договорного объема электропотребления предприятие может понести убытки из-за расхождения между фактическим электропотреблением и величиной договорного (заявленного) объема:

‑ если заявленный объем энергопотребления больше фактического, перерасчет абонентной платы не производится. В этом случае текущие затраты предприятия увеличиваются на сумму оплаты неиспользуемой электроэнергии;

‑ если заявленный объем энергопотребления меньше фактического, то на предприятие налагается штраф за перерасход электроэнергии по тарифной ставке, увеличенной в 10 раз.

Двухставочный тариф используется на крупных предприятиях. Исследуется соответствие заявленной (плановой) мощности энергопотребления и фактической мощности.

2. Анализ электропотребления в течение дня предполагает исследование суточного графика потребляемой мощности. Целью является изменение графика работы предприятия с тем, чтобы уменьшить потребляемую мощность в часы максимальной нагрузки на энергосистему.

Если изменить режим работы предприятия, передвинув начало рабочего дня на 11 часов утра, удастся снизить потребляемую мощность в часы максимальной нагрузки на энергосистему. Это позволит предприятию значительно снизить заявленную мощность и существенно сократить текущие затраты. Для снижения платы за заявленную мощность многие предприятия переходят на режим работы в часы, когда потребляемая мощность не учитывается в оплате. Например, в ночную смену работы.

Управление затратами на отопление. На основании “Договора на постоянный отпуск тепловой энергии и горячей воды”, заключенного между предприятием и “Мосэнерго” ТЭО Центрэнерго, определяются плановые величины отпуска тепловой энергии за весь год и поквартально, а также величина максимальной часовой тепловой нагрузки. Учет отпускаемой тепловой энергии производится по счетчику, если он неисправен – сумма определяется из расчета максимальной часовой тепловой нагрузки.

Управление затратами на водопотребление и канализацию. Между Московским муниципальным предприятием “Мосводоканал” и предприятием-потребителем воды заключается договор на отпуск воды и прием сточных вод.

По этому договору устанавливается лимит отпуска воды на уровне рациональной потребности индивидуального предприятия, а также лимит на прием сточных вод в процентном отношении к фактическому расходу воды. Количество воды, израсходованной предприятием, определяется по показанием водосчетчиков, установленных на водопроводных вводах. Расчеты за питьевую, израсходованную предприятием, и принятые сточные воды производится согласно тарифам, установленным для потребителей, отнесенных к соответствующей группе по применению тарифов. Сумма оплаты за сверхлимитное водопотребление определяется в размере пятикратного тарифа за водопотребление.

Продолжение следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:48