Определение критериев эффективности операций с банковскими картами как нового банковского инструмента

Мякишев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Эффективность операций с банковскими картами как достаточно новым для российской банковской системы продуктом в сфере безналичных платежей требует определения специальных критериев. В ходе анализа автор выявляет, что эти критерии базируются на общебанковских концепциях соотношения затрат, риска и доходности каждого банковского продукта.

Ключевые слова: прибыль, доход, риск, банковские карты, эмиссия, банковский продукт, безналичные платежи



Н еобходимость определения критериев эффективности для операций с банковскими картами связана с совершенствованием метода совместного управления доходностью и риском. Как определил В.И. Лямец, к основным критериям эффективности операций с банковскими картами можно отнести рост темпов доходов, по сравнению с темпами расходов по данным операциям, и прибыльность эмиссии и обслуживания банковских карт [1].

Данные критерии определяются рыночной ситуацией, организацией управления карточными проектами, оптимальными тарифами на данные операции, минимизацией и мониторингом рисков операций с банковскими картами, поэтому проблема определения тарифов на услуги при использовании карточных инструментов является важным фактором для повышения эффективности операций с банковскими картами банка.

Важен оптимальный учет индивидуальных особенностей разных групп клиентов, необходимости доходности карточных проектов, конкурентоспособности на рынке [2]. Вместе с тем в настоящее время для поддержания уровня конкурентоспособности и финансовой стабильности банку необходимо внедрять новые банковские продукты, особенно на карточном рынке.

Само понятие «новый продукт» в банковской деятельности, как отметил С.И. Башкирцев, можно использовать как для определения совершенствования и обновления существующих продуктов, так и для продуктов, которые впервые предлагаются потребителям и могут удовлетворять их потребности более рациональным способом или могут приводить к возникновению новых потребностей [3].

С точки зрения С.М. Григорьевой, новый банковский продукт – это банковская услуга, которая впервые предлагается на рынке или является новой для банка при предоставлении ее своим клиентам. При этом новым продуктом считается также модификация уже существующего продукта относительно технологии предоставления или других параметров, которые потребитель будет считать значимыми для себя и которые могут привести к возможности продажи новым типам клиентов [4].

Как показал С.Ф. Голов, новый банковский продукт должен отвечать таким основным требованиям: соответствие существующим и потенциальным запросам потребителей; обеспечение дополнительных доходов банка; более высокие качественные параметры продукта на рынке над аналогичными продуктами; соответствие продукта стратегии развития банка [5].

Структура расходов

Также важным направлением оценки эффективности операций с банковскими картами является оценка обоснования и структуры расходов подразделения банка, которое занимается операциями с банковскими картами [6].

В результате на уровне управления расходами в разрезе банковских операций с банковскими картами важное значение имеет классификация расходов по отношению к объему операций. Все расходы подразделяют на переменные и условно-постоянные. Все прямые расходы являются переменными.

К условно-постоянным расходам можно отнести общебанковские расходы и административные и для их контроля применять классификацию по статьям расходов и элементов расходов в общей методологии. Совокупные расходы формируются на основе расходов отдельных подразделений банка, которые оказывают отдельные услуги разным клиентам. Это создает необходимость контроля над расходами на разных уровнях управления коммерческого банка. Следовательно, на уровне управления расходами отдельных подразделений банка объектами контроля должны быть отдельные операции, услуги и банковские продукты (комплексы услуг). Поэтому расходы разделяют на регулируемые и неурегулированные расходы. К неурегулированным расходам можно отнести часть общебанковских расходов, которые приходятся на подразделение.

Чтобы определить себестоимость банковской услуги, операции или продукта затраты классифицируют по центрам расходов. Центры расходов могут быть по услугам и по обслуживанию. Часто центры услуг и центры поддержки объединяют в общую группу – центры расходов. Центры затрат по обслуживанию накапливают непрямые расходы. Распределение затрат в любой организации нуждается в решении ряда проблем связанных с порядком отнесения непрямых расходов на подразделения, продукты или услуги. При решении этих проблем необходимо определить цели распределения расходов. К основным из них относят: принятие экономического решения в процессе контроля над расходами; возмещение расходов; определение стоимости продуктов и услуг; мотивация [6].

Оценка прибыли, получаемой от обслуживания клиента

Как показал Ф.В. Михайлюк, разнесение затрат по продуктам является сложным процессом. При распределении затрат можно выделить следующие четыре критерия: причинноследственный, достигнутый результат, справедливость, прибыльность [7].

Как отмечает А.М. Леваневский, возможен также анализ расходов и доходов по клиентам как инструмент контроля и оценки прибыльности отношений между банком и клиентом. Такая оценка используется, с одной стороны, для калькуляции цен на продукты банка, например для установления процентной ставки по выдаваемому клиенту кредиту (что происходит на основе кредитного соглашения). С другой стороны, анализ проводится для оценки всех расходов и доходов, связанных с комплексом отношений между клиентом и банком. Для банка важно определить стоимость отдельных продуктов и цену на них [8, 10].

Если какие-то продукты имеют недостаточную цену, то результатом будет меньшая доходность [9].

Общую схему оценки прибыли, получаемой от обслуживания клиента, моно представить следующим образом:

– определение перечня банковских продуктов, которыми пользуется клиент, с указыванием количества банковских продуктов каждого вида, реализованных клиенту;

– подсчет расходов, понесенных банком при реализации каждого банковского продукта данному клиенту, исходя из себестоимости данного продукта для банка;

– расчет доходов, полученных банком при реализации каждого банковского продукта данному клиенту исходя из установленных тарифов для данного клиента;

– оценка прибыльности обслуживания данного клиента.

Единая система учета реализованных каждому клиенту банковских продуктов в некоторых банках отсутствует, однако в каждом отделе банка используется компьютерная программа учета с архивом клиентов, договоров и операций. По этим данным можно получить полный перечень (по номенклатуре и количеству) реализованных каждому клиенту банковских продуктов, а также тарифов по каждому соглашению.

Для того чтобы получить полную картину, должны учитываться не только процентные доходы и расходы, но и общебанковские расходы, распределенные между центрами ответственности, то есть к функциям банка следует отнести также и распределение общебанковских расходов между центрами ответственности банка [10].

Как важная составляющая системы управленческого учета, трансфертное ценообразование обеспечивает возможность:

– полученные детальные данные по каждому продукту, реализованному каждому клиенту, сгруппировать в любом виде по любому признаку, что дает основу для коррекции контрольных процедур по отношению расходов, доходов, клиентской или тарифной политики и по отношению к конкретному клиенту, или группе клиентов, или и в целом по банку;

– стимулировать привлечение платных ресурсов, не обременительных для банка; даже при отсутствии заявок на кредиты или наличии рисков относительно сроков привлечения средств и выдачи кредитов внутренний банк всегда может разместить их на межбанковском рынке с минимальной маржой;

– создавать единые для всех центров ответственности условия привлечения ресурсов;

– высшим менеджерам банка выявлять причины убыточности по операциям размещения средств по ценам, ниже трансфертных, и выявлять возможные варианты возмещения таких убытков в будущем;

– оценивать деятельность центров ответственности банка на объективной рыночной основе, независимо от их специализации и определять рентабельность того или другого банковского продукта на эффективных рыночных принципах;

– стимулировать и оценивать с точки зрения эффективности лишь такую деятельность, которая будет обеспечивать наивысший показатель доходности капитала;

– с помощью постатейного анализа себестоимости отдельных операций банка более точно относить определенные виды расходов (в основном общебанковские) к конкретной операции.

Таким образом, в настоящее время к основным критериям эффективности операций с банковскими картами можно отнести рост темпов доходов по сравнению с темпами расходов по данным операциям и прибыльность эмиссии и обслуживания банковских карт. При этом автор выделяет следующие основные направления обеспечения эффективности указанных операций: совершенствование тарифной политики, оптимизация структуры расходов и системы их учета, внедрение новых карточных продуктов.

Выводы

Итак, нами выявлено:

– основным критерием эффективности операций с банковскими картами является рост темпов доходов по сравнению с темпами расходов по данным операциям;

– в качестве критерия эффективности может рассматриваться прибыльность эмиссии и обслуживания банковских карт.

Указанные критерии определяются рыночной ситуацией, организаций управления карточными проектами, оптимальными тарифами на данные операции, минимизацией и мониторингом рисков операций с банковскими картами.

Основными направлениями обеспечения эффективности операций с банковскими картами являются: совершенствование тарифной политики, оптимизация структуры расходов и системы их учета, внедрение новых продуктов.


Источники:

1. Лямец В.И. Категории эффективного управления операциями с карточными проектами // Вестник ХНУРЭ. − 2009. − № 10. – С. 28−31.
2. Гриньков Д.О. Параметры эффективности осуществления карточных проектов банка // Бизнес. − 2008. – № 28. – С. 23–25.
3. Башкирцев С.И. Проблемы внедрения новых продуктов коммерческого банка // Вестник ОФЭУ. − 2010. − № 10. – С. 56−59.
4. Григорьева С.М. Разработка и внедрение новых банковских операций // Банковский менеджмент. − 2009. − № 10. – С. 20−23.
5. Голов С.Ф. Подходы к планированию управления продуктами банка // Финансовая консультация. − 2010. − № 6. – С. 15−16.
6. Дзюба В.С. Показатели оценки эффективного управления операциями с банковскими картами // Вестник УАБС. − 2009. − № 27. – С. 60−64.
7. Михайлюк Ф.В. Как оценить эффективность карточного проекта // Банковский менеджмент. − 2009. − № 9. – С. 19−21.
8. Леваневский А.М. Как повысить эффективность операций карточных проектов коммерческого банка // Консультант. − 2010. − № 12. – С. 10−12.
9. Самойлов А.П. Ранжирование критериев эффективности управления банковскими продуктами // Вестник ХНУРЭ. − 2009. − № 12. – С. 34−36.
10. Линецкий В.С. Новый карточный проект коммерческого банка: классификация доходов и расходов // Банкир. − 2010. − № 11. – С. 21−24.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 14:14:46