Перспективы создания промышленного кластера в Калининградской области

Усов В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Усов В.Ю. Перспективы создания промышленного кластера в Калининградской области // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 157-162.

Аннотация:
В статье рассмотрена модель кластерного подхода в развитии холдинговых компаний. Обосновывается идея создания промышленного кластера по производству металлической упаковки в Калининградской области. Анализируются особенности рынка упаковки, требования к производству жестяной тары, особое географическое и правовое положение Калининградской области, а также все преимущества, которые получит регион и местный бизнес от создания кластера.

Ключевые слова: Калининградская область, стратегическое развитие, холдинговые компании, промышленный кластер, конкурентноспособность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одним из самых перспективных с точки зрения стратегического развития холдинговых компаний является создание различных кластеров – новой формы интеграции предпринимательских структур.

Актуальность создания промышленного кластера по производству металлической упаковки в Калининградской области, обусловлена общими закономерностями развития экономики региона на современном этапе.

1. Калининградская область является свободной экономической зоной, в которой действуют различные льготы для производителей и потребителей различных видов продукции, такие как льготы по налогообложению (налог на прибыль, налог на имущество); льгота по ввозным и вывозным таможенным пошлинам на сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию.

2. Регион расположен близко к основным поставщикам жести. На территории стран СНГ производителями белой жести являются только два предприятия: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (Россия) и «Mettal Steel Temirtau» JSC (Казахстан). В Европе производителями являются: U.S.Steel (Словакия, Сербия), Rasselstein GmbH (Германия), ArcelorMittal Flat Carbon Europe S.A. (Люксембург – Франция) и др.

3. Калининградская область расположена в непосредственной близости к местам добычи морепродуктов, а также к странам ближнего зарубежья, где выращиваются сельскохозяйственные культуры.

4. Удобное географическое положение и развитая транспортная логистика (автомобильный, железнодорожный, морской транспорт).

5. Возможность привлечения квалифицированного персонала.

Особенностью Калининградской области является удаленность от основной территории Российской Федерации. Цель кластера – это удачное использование местных особенностей для создания и повышения конкурентоспособности региона. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников.

Обоснование создания кластера по производству металлической тары

Анализ российского рынка упаковки показывает, что он является одним из наиболее динамичных. Такое положение напрямую связано с обстановкой на смежных с ним рынках потребляющих отраслей, и, прежде всего, в пищевой промышленности, на долю которой приходится около 50% рынка упаковки в целом и около 70% рынка потребительской упаковки. Интенсивному развитию этого сегмента промышленности, начиная примерно с 2000 г. способствовал рост российской экономики, причем одним из основных его направлений является процесс импортозамещения, который продолжается и сейчас.

В настоящее время спрос на рынке производственной и потребительской упаковки полностью удовлетворяется за счет пропорционального роста объема внутреннего производства, которое предлагает широкий ассортимент основных видов упаковки.

Основные сегменты упаковки: картонная упаковка, упаковка из полимеров, стеклянная упаковка, металлическая упаковка. Емкость сегмента металлической упаковки — $450–550 млн, что составляет 8% рынка упаковки. К ней относят: упаковка из фольги, алюминия и жести.

Основным материалом при производстве упаковки для консервов является жесть. Доля белой жести в секторе металлической упаковки составляет 46%. Прогнозируемый на ближайшие 3 года ежегодный прирост консервной промышленности в 13,6% приведет к росту рынка белой жести на 10,5%.

Динамика потребления жестяных банок определяется темпами развития консервной индустрии страны. Бесспорным лидером среди регионов России по объемам производства рыбных и мясных консервов является Калининградская область. Предприятия области производят около 70% всех рыбных консервов, выпускаемых в Российской Федерации. С 1995 года наблюдается устойчивый рост производства.

Несмотря на достаточно большой круг конкурентов, рынок жестяной упаковки России насыщен импортной продукцией. Это связано главным образом с высокой стоимостью вхождения инвесторов в этот сегмент рынка, так как требуются большие инвестиции во вспомогательное производство по лакированию жести и нанесению цветной печати. Кроме того, для производства большого количества типоразмеров крышек (в России не менее 11), требуется наличие высококвалифицированного персонала и дорогостоящего оборудования.

Еще одним фактором, затрудняющий приход новых компаний в этот сегмент бизнеса, является наличие высоких требований к качеству продукции, которая производится для пищевой промышленности. В этой связи российские производители жестяной упаковки не имеют возможности осуществлять масштабные инвестиции в производство, и поэтому продолжают работать на устаревшем оборудовании еще советского производства 80-х годов.

База для формирования промышленного кластера

Базой для формирования промышленного кластера в Калининградской области может стать холдинговая компания МЕТАРУС, имеющая полный цикл производства металлической упаковки – резка жести, лакирование, литографирование (нанесение рисунков и надписей), производство жестяных банок различного типоразмеров, крышек типа «twist-off», легко вскрываемых крышек, а также тары для промышленного применения (лаки, краски и т.д.).

Основными конкурентными преимуществами компании МЕТАРУС являются:

1) наличие самого современного высокопроизводимого оборудования ведущих мировых производителей – Sellacan (Германия), LTG Mailänder (Германия), SIG Cantec (Германия), O.M.P.I.SRL (Италия) и др.;

2) современное, хорошо оснащенное вспомогательное производство по лакированию жести и нанесению цветной печати;

3) компания производит весь спектр металлической упаковки (банка, крышка, крышка типа «twist-off», легко вскрываемая крышка) различных типоразмеров;

4) благодаря большим объемам потребления белой жести компания экономит на ценах ее приобретения;

5) располагаясь на территории свободной экономической зоны (Калининградская область), компания не уплачивает импортную пошлину на жесть, лакокрасочные материалы и на ввозимое технологическое оборудование, имеет упрощенную процедуру возврата экспортного НДС, что позволяет рассматривать в качестве перспективных рынков страны СНГ и Восточной Европы;

6) большой объем инвестиций в развитие Калининградской области в рамках свободной экономической зоны позволяет законодательно уменьшить налог на прибыль и получить полное освобождение от уплаты налога на имущество до 2016 г.

7) наличие высококвалифицированного персонала.

Что дает создание кластера?

Инициатива по созданию кластера должна исходить от руководства области (министерства промышленности и министерства экономики). Нужно создать Совет кластера, в который должны войти представители госу дарства, бизнеса и науки. Этапы созда ния кластера на рис. (см. на с. 161).

Объектами промышленного кластера являются: предприятия, занимающиеся благо уст ройством территории; правоохрани тельные органы; объекты инженерной инфраструктуры; учебные заведения; предприятия общественного и специализированного транспорта; таможня; торгово-промышленная палата в Калинин градской области; НИИ; охранные предприятия; рекламные компании; автозаправочные станции; автосервисы; медицинские учреждения [1, 2].

Состав участников промышленного кластера по производству металлической упаковки может быть следующим:

– производственные компании – ЗАО «Металлическая упаковка», ЗАО «Метарус Калининград», ОАО «Калининградский тарный комбинат», ООО «Тарный завод» (Калининградская область, п. Пионерский);

– торговые компании – ООО «Карго ИмпЭкс Лтд.», ООО «Торговая компания КТК», ООО «Барс», ООО «КРКК».

Необходимо отметить, что взаимозависимые предприятия находятся на расстоянии не более 30 км друг от друга, что значительно снижает затраты на транспортную логистику.

Поглощение одной компанией другой требует значительных инвестиционных вложений. Создание промышленного кластера в Калининградской области позволит сэкономить средства, а также, благодаря обмену информацией, идеями, специалистами, технологиями, совместному использованию общих ресурсов и возможностей (таких, как продвижение, и сбыт продукции, кадры, технология), участники кластера получат ощутимую выгоду.Что дает формирование кластера для холдинговой компании МЕТАРУС?

Это позволит:

– загрузить производственные мощности (баночные линии – увеличение загрузки в 1,2 раза, линия по производству крышек типа «twist-off» – в 1,3 раза, линия по производству легко вскрываемой крышки – в 1,6 раза);– повысить производительности труда – до 20%;– снизить затраты на транспортную логистику на 15%;– сократить затрат на сырье до 10%.

В свою очередь Калининградской области с экономической точки зрения позволит

1) ликвидировать убыточные производства;2) привлечь инвестиции в область;3) увеличить поступления в бюджетывсех уровней (оценочно до 0,5 млрд руб.);4) повысить занятость населения;5) развивать инфраструктуру.

Заключение

Таким образом, создание промышленного кластера по производству металлической упаковки в Калининградской области позволит холдинговым компаниям и предприятиям промышленного комплекса найти новые точки роста в своем стратегическом развитии бизнеса и сделать область привлекательной для инвестиций.


Источники:

1. Войнаренко М. Кластеризация в структуре предпринимательства, экономического сотрудничества и привлечения инвестиций [Электронный ресурс].
2. Формирование территориальных кластеров как инструмент развития малого бизнеса: материалы межрегионального совещания. − Иркутск, 2005. − С. 34−36.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 13:57:55