Стандартизация и переход к «Техническому регламенту на табачную продукцию» в Российской Федерации

Недоруб А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Недоруб А.С. Стандартизация и переход к «Техническому регламенту на табачную продукцию» в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 126-132.

Аннотация:
В статье описаны действующие методы, используемые табачными компаниями при стандартизации импортируемых материалов. Рассмотрены основные нововведения, связанные со вступлением в силу Технического регламента на табачную продукцию. Предложены меры по его усовершенствованию за счет расширения сферы действия закона.

Ключевые слова: сертификация, технический регламент, смола, никотин



В современных торговых отношениях сложно переоценить проблему качества сырья, материалов и готовой продукции, с которой сталкивается любая промышленность. Не исключением в этом плане является табачная промышленность, чьи предприятия выпускают изделия, состоящие из большого количества наименований материалов. В частности, закупаются табаки, сигаретная бумага, фольга, фильтр-палочка, отрывные ленты, полиэтиленовые и полипропиленовые компоненты, большая часть которых (более 90%) приобретаются за рубежом [2]. В связи с этим, вопрос стандартизации в данном случае становиться особенно актуальным.

Целью настоящей работы является разработка предложений по усовершенствованию системы оценки качества импортируемых материалов и соответствия их техническим нормам за счет использования единой схемы стандартизации, которая бы регламентировала основные требования, предъявляемые к оборудованию, производственному процессу и технологиям, используемым при изготовлении и реализации табачной продукции.

Схемы стандартизации обычно прорабатываются индивидуально на каждом предприятии. Что касается табачной промышленности, ввиду наличия широчайшего ассортимента доступных материалов, они, как привило, основываются на многолетнем опыте работы, а также методе проб и ошибок в использовании конкретного вида материала. Тем самым у производителя формируется конкретный перечень технических характеристик, предъявляемых к производителю сырья и материалов, который заключается в их соответствии требуемым показателям (см. рис. ниже).

Рис. Схема распределения факторов соответствия

Новый технический регламент на табачную продукцию

В конечном итоге, схемы стандартизации, проявляющие себя на начальных этапах производства табачных изделий, а именно на этапе приемки материала, играют непосредственную роль в оценке качества уже готовых сигарет. Здесь стандарты вынуждены носить открытый, общедоступный характер и соответствовать не только внутренним, но и законодательным требованиям. Регулятором в этой связи до недавнего времени выступал ГОСТ, разработанный специально для оценки товарных позиций, попадающих потребителю и тем самым гарантировавший его пригодность к потреблению, а также соответствие необходимым характеристикам, таким, как уровень смолы/никотина; правильная, герметичная упаковка; наличие предупредительных надписей на пачке; уровень осыпания табака и т.д. Но в связи с реформами в области здравоохранения, а именно присоединение России к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против курения табака, а также с активным развитием в сфере международного сотрудничества роль ГОСТа перестала быть актуальной.

Учитывая активно развивающуюся экспортную направленность России в области продовольственных товаров, включая сигареты, и нарастающую роль страны на международной арене, образовалась необходимость в создании нового свода правил и технических требований, которые бы соответствовали «западным» рынкам. К примеру, в развитых странах Европы, в США, Австралии, Японии правила производства и продажи табачной продукции уже давно претерпели ряд серьезных изменений, связанных с ограничением и ужесточением требований, предъявляемых к табачным производителям.

Именно таким набором требований стали основные положения Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» вступивший в силу с 26 июня 2010 года1. Это четвертый по счету технический регламент в агропромышленном комплексе, введенный в действие, разработка которого началась сразу после принятия закона «О техническом регулировании».

Вследствие этого, помимо производственных, невидимых для обычного потребителя технических изменений, кардинальным образом изменился облик табачной продукции, ее внешний вид, конструкция и качество. Рассмотрим основные изменения, которые повлек за собой «Технический регламент на табачную продукцию».

Нововведения

Показателями, характеризующими состав сигареты, являются смола и никотин, доля содержание которых в дыме сигарет всегда регулировалась на законодательном уровне. По сравнению с техническим регламентом, в ГОСТе максимальные значения этих показателей были дифференцированы для сигарет с фильтром и без фильтровой продукции, составляя на одну сигарету: смолы 14 мг. и 16 мг., никотина 1,2 мг. и 1,3 мг. соответственно [1]. С введением новых требований оба этих показателя были приведены к единой норме для всех видов сигаретной продукции и лимитированы значениями 10 мг. смолы и 1 мг. никотина в одной сигарете [3]. Кроме этого, к вышеупомянутым индексам был добавлен показатель монооксида углерода (CO), который ранее присутствовал в химическом составе сигареты, но ГОСТом никак не регулировался, и нанесение информации о нем на упаковку не требовалось. Максимальное значение данного показателя с вступлением в силу «Технического регламента» имеет максимальную допустимую величину – 10 мг/сиг. Таким образом, можно сделать вывод, что с введением новых требований качество отечественной сигаретной продукции значительно возросло и, что примечательно, приблизилось к международным стандартам, делая товар заметно более конкурентоспособным.

Облик российской сигаретной упаковки до недавнего времени сильно отличавшейся от западной, в первую очередь, заметно меньшими размерами предупредительной информации и объемом данных, с введением «Технического регламента» в корне изменился. Теперь производитель табачной продукции обязан информировать потребителя о вреде курения путем нанесения на упаковку предупредительных надписей (Health Warning) размером 30% – лицевая сторона и 50% – обратная сторона пачки, причем текст должен быть обрамлен ярко-выраженной черной рамкой [3].

До этого табачники обходились несколькими, незаметными строками, занимающими 4% от стороны упаковки.

Более того, если раньше производитель был вправе самостоятельно выбирать текст надписей из списка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, то после введения «Технического регламента» предупредительная информация на лицевой стороне стала уникальной и обязательной для всей продукции табачной индустрии. Требования по указанию смол, никотина и CO не изменились, и заключаются в нанесении этих показателей на боковую сторону упаковки, размером надписи не менее 4% от общей поверхности.

Несмотря на то, что в России за последнее время произошли серьезные изменения в части сертификации и лицензирования сырья и материалов, на наш взгляд либерализация в этих вопросах имеет и негативные последствия. В частности, отказ от сертификации большей части импортной продукции (до 2009 года более 85% импорта подлежало сертификации) до уровня 10% в 2010 году привел к увеличению количества низкокачественных товаров, ввозимых на территорию страны.

Что изменяет введение нового технического регламента?

Введение технического регламента на отдельные товары не позволяет говорить об оздоровлении рынка. По мнению автора, такая мера, безусловно, работает, но ожидаемый эффект, а именно снижение доли курильщиков и общее оздоровления населения страны, проявляется в несколько ином ключе. Укрупнение предупредительных надписей, ограничение содержания смол и никотина в дыме сигарет – все это частично влияет на конечных потребителей, заставляя лишь малую их долю либо сменить товарные приоритеты, либо отказаться от продукта вообще. В большей степени резонанс введения технического регламента на табачную продукцию отражается на качестве и стоимости табака, заставляя производителей постоянно модернизировать производственные мощности, нести затраты по более тщательному отбору исходного сырья, смене дизайна и перепрофилировании методов выходного контроля качества. Обратной стороной монеты в данной ситуации является тот факт, что на сегодняшний день производители повсеместно находят «лазейки» в обход требованиям технического регламента. По сути дела, количество выпускаемой продукции коренным образом не изменяется, но при этом значительно увеличивается цена на товар.

Если говорить о сигаретном рынке, изменение ценовой политики производителей сказывается на относительно небольшом сегменте рынка курильщиков, в то время как увеличение цен, к примеру, на молочную продукцию болезненно влияет, практически, на все слои населения.

В целом, введение и активное использование технического регламента как регулятора производителей товаров в различных сферах, не является комплексным решением проблемы стандартизации и сертификации. В наши дни достаточно много информации о требованиях к качеству готового продукта, однако стойко устоявшееся выражение «качество услуг» не имеет четкой нормативной базы, отвечающей требованиям, как производителей услуг, так и их потребителям.

Необходимо учитывать, что помимо непосредственно производства, в логистической цепочке рыночного взаимодействия присутствует такой аспект, как транспортная доставка, относящийся как к поставкам сырья и материалов, так и реализации готовой продукции. В современной литературе достаточно много научных работ о методах и инструментарии логистических подходов к управлению сферой услуг. Немало данных о вопросах транспортной логистики, но отсутствует четкий регламент или стандарт, предъявляемый к организациям, оказывающим услуги на транспортном рынке.

Заключение

Исходя из всего изложенного, на наш взгляд, имеет смысл расширить сферу действия технического регламента таким образом, чтобы его критерии и нормы охватывали весть спектр рыночного взаимодействия, начиная с поставки материалов, и заканчивая доставкой конечному потребителю.

К тому же, в связи со стремлением Российской Федерации стать полноправным членом ВТО, необходимость в пересмотре своих позиции в вопросах стандартизации, становиться еще более актуальной.


Источники:

1. ГОСТ 3935-2000. Сигареты. Общие технические условия (в ред. изменения N 2 от 01.07.2011). – Москва: Стандартинформ, 2011.
2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электрон ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.
3. Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:52:07