Современное развитие потребительского рынка табачной продукции

Саломатина Е.В.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48019681
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье рассмотрен план государственной политики в сфере потребления табака на территории РФ, направленный на снижение темпов потребительского спроса. Система маркировки табачных изделий является современных инструментом противодействия нелегальному обороту контрафактной продукции. Охарактеризован нелегальный онлай-рынок табачной продукции в мире и РФ. Осуществлен анализ потребления табачной продукции в мире и представлена взаимосвязь со стоимостью пачки сигарет. Дана оценка распространенности потребления табака в РФ.

Ключевые слова: табачная продукция, маркировка, интерактивный рынок, контрафактная продукция, распространенность потребления табачных изделий, никотиносодержащая продукция

JEL-классификация: L81, E26, O17, H20



Введение

Потребление табачной и никитинсодержащей продукции в ряде стран постепенно снижается, происходит сокращение как доли курильщиков, так и числа выкуриваемых сигарет. Однако несмотря на меры государственного регулирования, наблюдается рост потребительского сектора, который находится в прямой зависимости от динамики роста населения в мире. Согласно статистическим данным Всемирного банка, в 2019 году количество курильщиков достигло показателя в 1,1 млрд чел., а население Земли составило за этот же период 7,674 млрд чел. [17].

Каждая десятая пачка сигарет или табачное изделие в мире является объектом незаконной торговли. В нелегальном обороте табака участвуют ряд субъектов – от мелких уличных торговцев до крупных производителей табачной продукции. Незаконная торговля табачными изделиями подрывает ценовые и налоговые меры, призванные ограничить потребление, и ведет, таким образом, к расширению доступа к табачным изделиям и большей ценовой доступности [14].

Изучением темы распространенности потребления табачной продукции и влияния теневого сектора занимались такие российские авторы: Сахарова Г.М. [13] (Sakharova, Antonov, Salagay, Donitova, 2017), Иcаев А.П. [10] (Isaev, Drobyshevskaya, Kot, Savvin, 2019), Саломатин В.А. [11] (Salomatin, Salomatina, Kalashnikov, 2021), Дробышевская Л.Н. [9] (Drobyshevskaya, Salomatin, Isaeva, 2021).

Целью работы является анализ распространенности потребления табачной продукции с учет государственных мер и ценовой политики, направленных на регулирование потребительского сектора, и оценка влияния интернет-торговли на рост нелегального рынка контрафактной табачной продукции.

Методы исследования: системный анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, статистический и экономический анализ.

Государственная политика регулирования табачной отрасли

План мероприятий по реализации Концепции государственной политики противодействия потреблению табака и другой никотинсодержащей продукции на территории РФ, рассчитанной до 2035 года, утвержденный 30 апреля 2021 года, содержит 24 мероприятия по профилактике курения и сокращения спроса на табачную продукцию. Планируется осуществить усиление контроля запрета рекламных кампаний и стимуляторов продажи табачных изделий, противодействовать незаконному производству и сбыту нелегальной продукции, осуществить защиту несовершеннолетних от потребления табака и иной никотинсодержащей продукции. Документ также предполагает введение запрета на добавление различных ароматизаторов и красителей во все никотинсодержащие изделия. Отказ от ароматизаторов будет способствовать изменению технологического процесса производства табачных изделий. Предполагается, что данные мероприятия будут способствовать сокращению числа курильщиков до 21%. На основе рекомендаций ВОЗ будет осуществлен пересмотр требований к упаковке табачных изделий – производство стандартных по размеру и обезличенных упаковок, 75% площади которых должны занимать изображения о вреде курения.

Предупреждения о вреде табака на упаковках табачных изделий играют важную роль в информировании людей о рисках курения для здоровья. Практику использования простой пачки сигарет ввели в Австралии в 2012 году. По данным независимого обзора для австралийского правительства, проведенного после внедрения этой практики, подтвердилось, что в течение первых трех лет использования обезличенных упаковок сигарет распространенность курения среди взрослого населения снизилась. Так, в 2021 году употребляют табачные изделия 11,6% населения, в 2016 году данный показатель составлял 12,8%, а в 1991 году – 25% [7]. Российская табачная промышленность против обезличенной упаковки, так как данный вид пачки может привести к росту нелегального рынка табачных изделий.

Обязательная маркировка табачных изделий в России стартовала 1 июля 2019 года. С этой даты производители и импортеры сигарет и папирос в обязательном порядке стали наносить уникальный идентификационный код Data Matrix. При этом производители и торговые точки должны быть зарегистрированы в Национальной системе цифровой маркировки «Честный ЗНАК». С 1 июля 2020 года прекращен оборот немаркированных сигарет и папирос, код Data Matrix наносится на все виды табачных изделий – сигариллы, сигары и другие (табл. 1). Поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору сопровождается электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции. С 11 января 2021 года начался эксперимент по маркировке никотинсодержащей продукции, который продлится до 28 февраля 2022 года.

Таблица 1

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

средствами идентификации

Код ТН ВЭД ЕАЭС
Код ОКПД2
Наименование группы
товаров
Вид табачной продукции, подлежащий обязательной маркировки
с 01 июля 2019 г.
2402 20 900 0
12.00.11.130
сигареты
2402 20 900 0
12.00.11.140
папиросы
Вид табачной продукции, подлежащий обязательной маркировки
с 01 июля 2020 г.
2403 11 000 0
12.00.19.130
табак для кальяна
2402 10 000 0
12.00.11.110
сигары
2402 10 000 0
12.00.11.120
сигариллы
2402 20 900 0
12.00.11.150
биди
2402 20 100 0
12.00.11.160
кретек
2403 19 100 0
12.00.19.110
табак курительный
2403 19 100 0
12.00.19.120
трубочный табак
2403 99 100 0
12.00.19.140
табак жевательный
2403 99 100 0
12.00.19.160
табак нюхательный
Источник: составлено автором.

Интерактивный рынок табачной продукции

В 2020 году в России сигареты стали самым ходовым нелегальным товаром, реализуемым через интернет. Так, доля нелегального рынка табачной продукции в 2020 году составила 11,3%, в 2019 году этот показатель оценивался в 15,6%. Во втором квартале 2021 года данный показатель составил 12,8%. Экономический фактор является основной причиной роста серого рынка – стоимость легальных сигарет в два раза выше по сравнению с нелегальной продукцией [11] (Salomatin, Salomatina, Kalashnikov, 2021). Благодаря системе цифровой маркировки наблюдается сокращение доли сигарет с признаками подделки российских акцизных марок. Согласно данным Роспотребнадзора, в 2020 году было изъято 13,3 млн пачек нелегальной табачной продукции, что на 16,7% больше по сравнению с 2019 годом.

В Европе в 2020 году доля нелегальных сигарет составляла 7,8%, что на 0,5 процентного пункта выше по сравнению с 2019 годом. На рост серого рынка повлияла пандемия Covid-19 и введенные карантинные ограничения. Количество поддельных сигарет на территории Европы в 2020 году насчитывается в 10,3 млрд шт. По сравнению с 2019 годом данный показатель вырос на 87,2% (5,5 млрд шт. в 2019) [7].

По данным Международной компании Group-IB Digital Risk Protection, ведущего разработчика решений для детектирования и предотвращения кибератак, объем нелегального онлайн-рынка табачной и электронной продукции в 2020 году составил 500 млн руб. Классические сигареты являются самым востребованным товаром нелегального онлайн-рынка, доля которого составляет 73,6%, на втором месте табачные стики – 25,1%, доля же электронных сигарет – не более 1,3%. Кроме традиционных онлайн-магазинов торговля также осуществляется через каналы мессенджеров.

Согласно оценке Group-IB Digital Risk Protection, Россия занимает лидирующую позицию по объему нелегального онлайн-рынка (рис. 1). Средняя стоимость контрафактной пачки сигарет в интернет-магазине составляет 44 руб., тогда как легальная пачка сигарет не может продаваться ниже установленной единой минимальной цены, которая в 2021 году составляет 108 руб. [6]. Оборот всей онлайн-продажи контрабандной табачной продукции и электронных сигарет на территории РФ в 2020 году превысил 106 млн рублей. Данному росту поспособствовала пандемия, которая на определенный период времени ограничила работу мелких торговых точек. Стоит отметить, что часть объема контрафактной табачной продукции реализуется через нестационарные объекты торговли (НТО). В большинстве случаев данный вид деятельности осуществляется лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, либо без какой-либо регистрации.

Рисунок 1. Нелегальный мировой онлайн-рынок табачной продукции в 2021 году

Источник: составлено автором по данным Group-IB Digital Risk Protection.

С развитием интернет-торговли продажа контрафактной продукции стала осуществляться и на онлайн-площадках. По данным Wordstat.yandex.ru, количество поисковых запросов по фразе «сигареты» за август 2019 года составило 2 037 858, а в 2020 году за аналогичный период количество запросов выросло до 2 716 961, в июле 2021 года данный показатель достиг 3 797 461. Следовательно, за последние два года количество запросов выросло на 86,3%, что свидетельствует о росте потребительского спроса в пространстве интернет-торговли. Данные количества запросов по фразе «сигареты» проиллюстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика поискового запроса «сигареты» на yandex.ru

Источник: составлено автором по данным Wordstat.yandex.ru.

С 28 января 2021 года на территории России в силу вступил запрет на продажу в интернете никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления. Согласно статье 19 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», табачную продукцию и табачные изделия можно реализовывать в розницу только в магазинах и павильонах [1]. Согласно правилам розничной торговли табачными изделиями, запрещена поштучная реализация сигарет и папирос, нельзя продавать табачные изделия несовершеннолетним и лицам моложе 18 лет, табакосодержащие товары запрещено выкладывать на витрины и демонстрировать сигареты, запрещается продажа табачных изделий по ценам, которые ниже минимально установленных, и др.

Анализ потребления табачной продукции в мире

Повышение стоимости пачки сигарет посредством прогрессивного повышения акцизов на табачную продукцию является одной из мер Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, направленных на сокращение числа курильщиков и последствий табачной пандемии [4]. В 2020 году самую дешевую пачку сигарет можно было приобрести в Сьерра-Леоне за 0,26 дол. США, что с учетом среднегодового курса составляет 18,75 руб. Сьерра-Леоне – одна из беднейших стран мира, ВВП на душу населения в 2020 году составляло 527 долл. США. Дороже всего сигареты продаются в Австралии, пачка сигарет премиального бренда стоит 24,70 долл. США, что в рублевом эквиваленте составляет 1781,36 руб. Стоит отметить, что Австралия относится к странам с высоким уровнем жизни, ВВП на душу населения – 56 307 долл. США, средняя заработная плата – 3950 долл. США. Высокая стоимость пачки сигарет также зафиксирована в Новой Зеландии – 23,39 долл. США, Британии и Северной Ирландии – 17,21 долл. США, Франции – 11,85 долл. США, Канаде – 11,10 долл. США.

Таблица 1

Розничная стоимость пачки сигарет премиального и бюджетного бренда

в мире в 2020 году


Страна
Стоимость пачки сигарет
премиального бренда
Стоимость пачки
сигарет бюджетного бренда
Стоимость
Валюта
Стоимость в долл. США
Стоимость
Валюта
Стоимость в долл. США
Сьерра-Леоне
10000,0
SLL
1,03
2500,00
SLL
0,26
Пакистан
180,00
PKR
1,07
80,00
PKR
0,48
Катар
22,00
QAR
6,04
9,00
QAR
2,47
Армения
800,00
AMD
1,65
380,00
AMD
0,78
Грузия
6,50
GEL
2,12
2,50
GEL
0,81
Австрия
5,70
EUR
6,75
4,70
EUR
5,57
Франция
10,00
EUR
11,85
8,95
EUR
10,60
Германия
7,00
EUR
8,29
5,50
EUR
6,52
Италия
6,20
EUR
7,35
4,30
EUR
5,09
Нидерланды
8,00
EUR
9,48
6,50
EUR
7,70
Латвия
4,00
EUR
4,74
3,25
EUR
3,85
Россия
163,00
RUB
6,26
69,00
RUB
0,94
Бразилия
8,25
BZL
1,59
5,00
BZL
0,96
Канада
14,88
CAD
11,10
9,59
CAD
7,15
Швейцария
8,80
CHF
9,69
5,50
CHF
6,06
Турция
18,50
TRY
2,66
11,00
TRY
1,58
Украина
59,00
UAH
2,13
30,95
UAH
1,12
Британия и
Северная
Ирландия

13,10

GBP

17,21

9,30

GBP

12,22
Индия
330,00
INR
4,41
130,00
INR
1,74
Австралия
34,25
AUD
24,70
24,33
AUD
17,55
Китай
50,00
CNY
7,16
3,00
CNY
0,43
Япония
510,00
JPY
4,88
420,00
JPY
4,02
Новая
Зеландия
34,90
NZD
23,39
23,04
NZD
15,44
Польша
18,00
PLN
4,84
13,00
PLN
3,50
ОАЭ
21,00
AED
5,72
8,50
AED
2,31
Болгария
5,70
BGN
3,45
5,00
BGN
3,03
Мексика
66,00
MXN
3,00
55,00
MXN
2,50
Индонезия
33000,0
IDR
2,25
13333,33
IDR
0,91
Монголия
5500,00
MNT
1,93
2200,00
MNT
0,77
Казахстан
92,00
KGS
1,20
50,00
KGS
0,65
Беларусь
3,50
BYN
1,44
0,90
BYN
0,37
Аргентина
157,00
ARS
2,17
29,40
ARS
0,41
Источник: составлено автором по данным ВОЗ.

По данным ВОЗ, 80% потребителей табачной продукции живут в странах с низким или средним уровнем дохода [14]. Несмотря на обширный комплекс антитабачных мер, направленных на уменьшение количества потребителей табачных изделий в мире, показатели распространенности потребления табака находятся на высоком уровне. Согласно таблице 2, самый высокий уровень распространенности потребления в 2018 году зафиксирован в Болгарии – 38,9%, на втором месте Индонезия – 37,9%, а на третьем Латвия – 36,7% [17]. В Европе самая высокая распространенность употребления табака в мире. Региональные оценки показывают, что около 29% людей старше 15 лет употребляют табачные изделия, причем распространенность среди мужчин выше, чем среди женщин [15].

Таблица 2

Распространение потребления табачных изделий в мире за период 2012–2018 гг.


Страна
Распространенность потребления табачных изделий
(% от взрослого населения)
2012
2014
2016
2018
Сьерра-Леоне
24,0
22,5
21,1
19,8
Пакистан
25,1
23,2
21,6
20,0
Катар
14,3
14,3
14,1
14,0
Армения
29,1
28,3
27,5
26,7
Грузия
30,9
30,6
30,1
29,7
Австрия
34,2
32,5
30,7
29,1
Франция
34,5
34,6
34,6
34,6
Германия
29,7
29,1
28,6
28,0
Италия
24,3
24,0
23,6
23,4
Нидерланды
26,1
25,1
24,3
23,4
Латвия
37,9
37,5
37,1
36,7
Россия
29,9
29,3
28,7
28,3
Бразилия
20,7
19,2
17,8
16,5
Канада
22,6
20,7
19,1
17,5
Швейцария
26,2
25,9
25,4
25,1
Турция
31,0
30,4
29,8
29,3
Украина
29,3
28,0
26,6
25,5
Британия и Северная Ирландия
23,7
22,0
20,6
19,2
Индия
32,6
30,6
28,8
27,0
Австралия
19,3
18,2
17,1
16,2
Китай
26,1
25,5
25,1
24,7
Япония
25,1
23,9
22,8
21,9
Новая Зеландия
18,6
17,3
16
14,8
Польша
30,1
28,6
27,4
26,0
ОАЭ
19,1
18,6
18,5
18,2
Болгария
42,0
41,1
40,1
38,9
Мексика
16,7
15,7
17,8
13,9
Индонезия
38,5
38,3
38,1
37,9
Монголия
30,7
29,6
28,4
27,6
Казахстан
27,0
26,2
25,3
24,4
Беларусь
29,7
28,7
27,5
26,6
Аргентина
27,8
25,6
23,6
21,8
Источник: составлено автором по данным The World Bank.

Самый низкий уровень распространенности наблюдается в Мексике – 13,9%, Катаре – 14%, Новой Зеландии – 14,8%. За период 2012–2018 гг. наблюдается снижение распространенности потребления табачных изделий, самое существенное произошло в Новой Зеландии – 3,8%. При этом в Сьерра-Леоне, где зафиксирована самая низкая стоимость пачки сигарет, распространенность потребления составляла в 2018 году – 19,8%, а во Франции распространенность составляет 34,6% при средней стоимости пачки сигарет в 11 долл. США [17].

Согласно данным медицинского журнала The Lancet, количество курильщиков в мире в 2019 году достигло 1,14 миллиарда человек. За период 1990–2019 гг. распространенность курения значительно снизилась как среди мужчин (снижение на 27,5%), так и среди женщин (снижение на 37,7%), однако рост населения привел к значительному увеличению числа курильщиков, в 1990 году данный показатель составлял 0,99 миллиарда человек [18]. Наибольшее количество курильщиков проживают на территории десяти стран: Китай, Индия, Индонезия, США, Россия, Бангладеш, Япония, Турция, Вьетнам и Филиппины. Так, в Китае в 2019 году проживали 341 млн курильщиков, что составляет 30% от их общего числа.

Распространенность потребления табачной продукции в России

По данным итогового отчета Министерства здравоохранения РФ, распространенность курения среди населения старше 15 лет снизилась с 34% в 2009 году до 21,5% в 2020 году [3]. Ежедневно курят 18,9% россиян, еще 2,6% курят время от времени. Среди тех, кто полностью отказался от курения или не употреблял табачные изделия, – 61% мужчин и 89,4% женщин. По итогам 2020 года подавляющее большинство курильщиков мужчины – 75,9%, женщины составляют 24,1%. При этом на территории Республики Ингушетии и Чечни, согласно статистическим данным, отсутствуют женщины, употребляющие табачные изделия. Различия в распространенности ярко выражены в географическом и гендерном отношении.

По данным Росстата, в 2020 г. на территории РФ выделяются ряд регионов с наименьшей долей курильщиков: Чечня ‒ 3,1% населения потребляют табачную продукцию, Ингушетия ‒ 3,8%, Дагестан ‒ 9,5%, Северная Осетия ‒ 11%, Кабардино-Балкария ‒ 13,3% [2]. По сравнению с 2019 годом распространенность потребления табачной продукции в 2020 году на территории Чеченской Республики снизилась на 69,6%, в Ингушетии – на 33,3%. Однако значительный рост количества курильщиков наблюдался в таких регионах, как Тыва (+24,2%,) Калужская область (+21,7%), Магаданская область (+17,8%) и Нижегородская область (+16,5%).

Рисунок 3. Регионы с наибольшей долей курильщиков в РФ 2020 г.

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

В 2020 году на территории России наблюдается незначительный рост производства табачных изделий на 0,96%, что в натуральном выражении составило 231,3 млрд шт. Данный рост обусловлен стабильностью производственного процесса табачной отрасли. Выручка табачной отрасли в 2020 году составила 61,7 млрд руб., что на 23,1% больше по сравнению с 2019 годом. Стоит отметить, что наблюдается снижение внутреннего потребления табачных изделий, при этом наблюдается рост импортных поставок сигарет в РФ. По данным Федеральной таможенной службы, за период январь – июль 2021 года было импортировано сигарет и сигар (код ТН ВЭД ЕАЭС 2402) на сумму 54 млн долл. США, в 2019 году данный показатель составлял 31,9 млн долл. США. Импорт табачного сырья за январь – июль 2021 года составил в стоимостном выражении 331,2 млн долл. США, в натуральном – 74,9 тыс. тонн. [8].

В 2020 году в консолидированный бюджет РФ поступило 572,96 млрд руб. акцизов на табачную продукцию (99,9% от уровня 2017 года), в 2019 год поступления в виде акцизов составили 557,6 млрд руб., а в 2018 году показатель равнялся 564,3 млрд руб. Размеры ставки акцизов на табачные изделия устанавливаются Правительством РФ. Для каждого вида подакцизных товаров ставка определяется статьей 193 Налогового кодекса РФ.

Рисунок 4. Акцизы на табачную продукцию, производимую в РФ,

за период 2010–2020 гг., млрд руб.

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Заключение

Усиление государственного регулирования и контроля потребительского сектора табачной продукции и обязательная маркировка способствовали снижению объема нелегального рынка на территории РФ в 2020 году. Был расширен перечень группы товаров табачной индустрии, подлежащий обязательной маркировке, а в 2020 году запущен экспериментальный проект по маркировке никотинсодержащей продукции. Однако с развитием интернет-торговли часть контрафактной продукции реализуется посредством онлайн-магазинов и различных каналов мессенджеров. За период январь – август 2021 года продажи сигарет демонстрировали отрицательную динамику в 4,8%, что может оказать непосредственное влияние на рост контрафакта.

Стоит отметить, что в ряде стран высокая распространенность потребления табачной продукции является одной из причин демографического спада и ухудшения здоровья населения. Так, в Европе данный показатель распространенности в 2019 году составлял 29% [15], в России он снизился до 21,5%. Высокие показатели распространенности курения отмечаются среди людей с более низким уровнем образования и социально уязвимых групп населения. Для дальнейшего снижения распространенности требуются эффективные и целенаправленные усилия, такие как снижение привлекательности табачных изделий, системный мониторинг употребления табака и никотинсодержащей продукции, ужесточение мер регулирования рекламных кампаний.


Источники:

1. Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
2. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государ-ственной статистики. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/KrPEshqr/year_2020.pdf (дата обращения: 10.09.2021).
3. Об итогах работы Министерства здравоохранения РФ в 2020 году и задачах на 2021 год. Москва, апрель 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: MZRF_2021_All_08-04-2021-Preview.pdf (дата обращения: 16.08.2021).
4. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/fctc/text_download/ru/ (дата обращения: 14.09.2021).
5. Сборник аргументов для борьбы против табака. Всемирная организация здравоохранения 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/398618/Tobacco-Control-Playbook-RUS.pdf (дата обращения: 16.10.2021).
6. Дым над Рунетом: нелегальный рынок онлайн-продаж в 2020 году превысил 500 млн руб. [Электронный ресурс]. URL: https://www.group-ib.ru/media/illegal-tobacco-market-2020/ (дата обращения: 16.08.2021).
7. Tobacco-РЕВЮ. Профессиональный индустриальный журнал. Август 2021. Мировые новости.
8. Федеральная таможенная служба. Импорт России важнейших товаров. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/515 (дата обращения: 15.09.2021).
9. Дробышевская Л.Н., Саломатин В.А., Исаева Л.А. Совершенствование инструментария повышения экономической безопасности предприятий табачной промышленности // Экономика устойчивого развития. – 2021. – № 2(46). – c. 154-158.
10. Исаев А.П., Дробышевская Л.Н., Кот Ю.В. Саввин А.А. Экономические проблемы развития табачного бизнеса в России // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий. – 2019. – № 182. – c. 451-456.
11. Саломатин В.А., Саломатина Е.В., Калашников С.В. Развитие табачной отрасли в условиях внешних вызовов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1305-1316. – doi: 10.18334/epp.11.5.112062.
12. Саломатина Е.В., Гнучих Е.В. Предпосылки формирования инновационного табачного рынка // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 10(99). – c. 137-141.
13. Сахарова Г.М., Антонов Н.С., Салагай О.О., Донитова В.В. Глобальное обследование употребления табака среди молодежи в возрасте 13–15 лет в Российской Федерации: сравнение тенденций в 2004 и 2015 гг // Пульмонология. – 2017. – № 27(2). – c. 179-186. – doi: 10.18093/0869-0189-2017-27-2-179-186.
14. Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями. ВОЗ, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/112639/9789244505243_rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 06.10.2021).
15. Доклад о тенденциях в области употребления табака в Европе в 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/413268/Tobacco-Trends-Report-RUS.pdf (дата обращения: 28.10.2021).
16. Retail price for a pack of 20 cigarettes - premium brand and cheapest brand - globally. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/rest/bitstreams/1360275/retrieve (дата обращения: 16.09.2021).
17. Prevalence of current tobacco use (% of adults). [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SH.PRV.SMOK?most_recent_value_desc=false (дата обращения: 13.10.2021).
18. Spatial, temporal, and demographic patterns in prevalence of smoking tobacco use and attributable disease burden in 204 countries and territories, 1990–2019: a systematic analysis from the Global Burden of Disease Study 2019. Published: May 27, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(21)01169-7/fulltext (дата обращения: 16.09.2021).

Страница обновлена: 21.11.2024 в 10:26:53