Оценка формирования потребительской цены на табачную продукцию

Саломатин В.А.1, Саломатина Е.В.1, Калашников С.В.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43000073
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
В данной статье рассмотрены особенности динамики цен табачной продук-ции на основе индекса потребительских цен. Обоснована необходимость изуче-ния влияния ценообразующих факторов. Дана оценка динамики потребительских цен в краткосрочном периоде посредством использования агрегированных статистических данных. Установлена прямая зависимость между индексом потребительских цен, как агрегированным показателем, и официальными курсами иностранных валют к российскому рублю. Рассчитан показатель спроса на табачную продукцию внутри страны. Результаты исследования определяют особенности и тенденции изменения стоимости табачных изделий

Ключевые слова: индекс потребительских цен, товарооборот, спрос на табачную продукцию, курс валюты, уровень потребительских цен

JEL-классификация: E31, L66, L16



Введение

Отрицательная динамика производства табачных изделий и параллельное снижение экспорта привели к существенному ослаблению системы производственного процесса. Нестабильность экономической ситуации внутри страны и возрастающие инфляционные риски постепенно изменяют структуру расходов населения. Это привело к снижению покупательной способности и обусловило слабый рост на потребительском рынке. Так, темп роста денежных доходов населения в январе 2017 г. составлял 107,2%, в январе 2018 г. – 101,7%, а в январе 2019 г. – 104,2% [6].

Динамика потребительских цен на отдельные группы товаров была разнонаправленной и формировалась под воздействием факторов, которые характерны для каждого рынка в отдельности. На сегодняшний день оптимальным вариантом для табачного сектора является сохранение своих производственных мощностей и обеспечение насыщения потребительского рынка аддиктивных товаров. Особенность потребительского рынка табачных изделий напрямую связана с потребностями и возможностями конечного покупателя, а также с государственной политикой противодействия потреблению табака.

Принципы ценообразования и влияние индекса потребительских цен раскрыты в работах Бородина Д.В. [8, с. 201–213] (Borodin, 2015), Саповой А.К. [22, с. 42–54], Киселевой И.А. [9] (Kiseleva, Iskadzhyan, 2017), Козловой М.А. [10, с. 368–377] (Kozlova, 2019). Экономика табачного бизнеса детально представлена в научных трудах Саломатина В.А. [13, с. 18–24] (Salomatin, 2016). Изучение данных трудов позволило осуществить оценку рыночной стоимости табачной продукции на российском рынке.

Целью данной работы является выявление особенностей формирования стоимости табачной продукции в зависимости от динамики изменения ставки акциза и курса национальной валюты и определение стоимостного объема спроса на аддиктивные товары среди населения страны.

При написании работы использовались методы системного анализа, экономико-статистического, расчетно-конструктивного.

Стоимостная характеристика потребительской цены пачки сигарет за 2017–2020 гг.

В среднем за январь–декабрь 2019 г. уровень потребительских цен в России вырос на 4,5%, в 2018 г. – на 2,9%. Среднегодовой рост цен на продовольственные товары составил 5,1%, на непродовольственные товары – 3,8%, на услуги – 4,6%. Стоит отметить, что основной рост среди цен на непродовольственные товары наблюдается в группе «табачные изделия» (+11,0% к декабрю 2018 г.) (табл. 1).

Таблица 1

Динамика прироста потребительских цен (декабрь/декабрь) в РФ за 2017–2019 гг., %


2016
2017
2018
2019
Продовольственные товары
4,6
1,1
4,7
2,6
Непродовольственные товары, в т.ч.:
6,5
2,8
4,1
3,0
табачные изделия
17,8
8,6
10,1
11,0
бензин автомобильный
3,8
7,3
9,4
1,9
медикаменты
4,9
-3,4
4,6
6,9
электротовары
5,7
-0,6
3,7
0,4
строительные материалы
5,8
3,1
4,9
2,7
Платные услуги населению
4,9
4,4
3,9
3,8
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Табачная продукция является одним из сегментов российского рынка товаров повседневного спроса, характеризуется высокой скоростью оборачиваемости и приобретается с целью индивидуального потребления. По данным Росстата, 22,5% населения страны (большинство – представители возрастной группы 40–50 лет) ежедневно употребляют табачные изделия [3]. Однако при этом наблюдается неравномерное распределение потребления среди домохозяйств во всех регионах страны.

Средняя стоимость зарубежной пачки сигарет с фильтром в марте 2020 г. составила 147,52 руб. По сравнению с аналогичным периодом в 2019 г. в процентном соотношении цена увеличилась на 10% [6]. К импортным сигаретам относятся сигареты зарубежных торговых марок, производимые на территории России представительствами транснациональных табачных компаний. Стоимость средней отечественной пачки сигарет в марте 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 11,5%, что в стоимостном эквиваленте составляет 10,52 руб. [3]. Рост цен на сигареты обусловлен повышением акцизных платежей и девальвацией национальной валюты. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. ставка акциза на сигареты увеличилась на 4% и составила 1966 руб. за тысячу штук [1]. Динамика средней потребительской цены пачки сигарет представлена в таблице 2 и на рисунке 1.

Стоит отметить, что уровень цен на табачную продукцию также находится в зависимости от элементов маркетингового комплекса и от состояния уровня потребительского спроса и наличия конкурентной среды.

Таблица 2

Динамика средней потребительской цены пачки сигарет в РФ за 2017–2020 гг., руб.



2017
2018
2019
2020

Сигареты с фильтром зарубежных марок, пачка
январь
105,82
118,38
131,42
145,89
февраль
106,01
119,75
132,93
146,49
март
106,74
120,99
134,02
147,52
апрель
107,51
121,87
135,06
-
май
108,25
122,79
136,45
-
июнь
109,08
124,21
137,64
-
июль
110,06
125,32
138,56
-
август
110,94
126,45
139,99
-
сентябрь
111,91
127,41
141,59
-
октябрь
113,17
128,43
142,74
-
ноябрь
114,76
129,33
144,22
-
декабрь
115,89
130,14
145,34
-

Сигареты с фильтром отечественных марок, пачка
январь
75,63
81,13
89,14
99,40
февраль
76,27
81,78
89,86
99,99
март
76,97
82,42
90,19
100,71
апрель
77,07
82,94
90,63
-
май
77,35
83,51
91,39
-
июнь
77,86
84,26
92,34
-
июль
78,22
84,98
93,27
-
август
78,42
86,15
94,23
-
сентябрь
78,55
86,78
95,18
-
октябрь
79,24
87,41
96,18
-
ноябрь
80,03
88,05
97,44
-
декабрь
80,46
88.72
98,34
-
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Рисунок 1. Динамика средней стоимости пачки сигарет

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Рассматривая динамику изменения средней потребительской цены пачки сигарет отечественного и зарубежного производства, можно сделать вывод: повышение цены в каждом месяце за период 2017–2020 гг. варьируется в пределах от 0,16% до 1,14%. Вместе с тем стоит отметить заметное увеличение разницы между стоимостью импортных и отечественных сигарет. Если в декабре 2017 г. величина разницы составляла 35,43 руб., то в аналогичном периоде 2018 г. данный показатель составил 41,42 руб., в 2019г. – 47 руб.

Ежегодный объем продаж сигарет и папирос в России составляет порядка 1,6 тыс. штук на человека [4]. При этом расходы населения на приобретение табачной продукции за последние пять лет выросли почти вдвое. Основополагающей причиной роста стоимости продукции является динамичный рост акцизной ставки. По сравнению с 2017 г. рост акциза в 2020 г. составил 25,86%, или 404 руб. за тысячу штук, а рост стоимости зарубежной и отечественной пачки сигарет за аналогичный период составил 38,20% и 30,84% соответственно (табл. 3) [1]. Учитывая общую инфляционную ситуацию, можно сделать вывод о том, что существенное влияние на рост цен в отрасли оказывает постоянно увеличивающаяся налоговая нагрузка.

Таблица 3

Ставка акциза на сигареты и папиросы за 2017–2020 гг.


2017
2018
2019
2020
Специфическая ставка
1562 руб. за 1000 шт.
1718 руб. за 1000 шт.
1890 руб. за 1000 шт.
1966 руб. за 1000 шт.
Адвалорная ставка
14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены
Минимальная ставка
2123 руб. за 1000 шт.
2335 руб. за 1000 шт.
2568 руб. за 1000 шт.
2671 руб. за 1000 шт.
Источник: составлено автором по данным Федеральной налоговой службы.

В настоящее время наблюдается значительное снижение реальных денежных доходов населения. Так, за последние пять лет падение составило 10,8%. Стоит отметить, увеличение доходов населения отстает от роста потребительских цен на товары и услуги, что впоследствии приводит к отрицательной динамике реально располагаемых доходов. Объем среднедушевых доходов населения РФ за период 2017–2020 гг. представлен в таблице 4.

Таблица 4

Денежные доходы населения за 2017–2020 гг., руб.


2017
2018
2019
2020
I квартал
27 763,00
28 937,00
30 242,00
31 246,00
II квартал
31 307,00
32 371,00
34 513,00
-
III квартал
31 325,00
32 512,00
35 115,00
-
IV квартал
37 225,00
38 848,00
41 111,00
-
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Сырье (табак, фильтры, сигаретная бумага), покупаемое за иностранную валюту и импортируемое в РФ, также оказывает непосредственное влияние на рыночную стоимость готовой продукции. Российский рынок сигарет и табачной продукции более чем на 90% представлен международными компаниями, следовательно снижение курса российской валюты оказывает существенное влияние на формирование ценовой стратегии на отечественном рынке [12] (Salomatin, Salomatina, 2018). С 2017 г. по начало 2020 г. наблюдается постепенное повышение курса иностранной валюты. В 2020 г. среднегодовой курс увеличился на 5,5% по сравнению с 2019 г. (табл. 5). В условиях девальвации рубля расходы транснациональных компаний по приобретению производственного сырья будут увеличиваться пропорционально росту курса иностранной валюты.

Таблица 5

Динамика курса доллара США за 2017–2020 гг.


2017
2018
2019
2020
Максимальная стоимость, руб.
60,75
69,97
67,19
80,88
Минимальная стоимость, руб.
55,84
55,67
61,71
60,94
Среднегодовой курс, руб.
58,29
62,92
64,61
68,17
Источник: составлено автором по данным Центрального банка РФ.

Анализ индекса потребительских цен на табачную продукцию

Индекс потребительских цен табачной продукции (CPI) характеризует средний уровень цен на сигареты отечественного и зарубежного производства и табачные изделия в составе потребительской корзины, является важнейшим показателем результатов экономической деятельности [9] (Kiseleva, Iskadzhyan, 2017). CPI основан на фиксированном уровне цен непродовольственных товаров потребительской корзины и является значимым показателем изменения стоимости и уровня жизни. Индекс потребительских цен характеризует уровень инфляции в стране. Рассчитывается, как:

,

где:

– выпуск i-го товара в базисном году;

– цена i-го товара в базисном году;

– цена i-го товара в текущем году.

Для равномерного развития экономики принято считать норму 98–105% прироста индекса потребительских цен за год, а в развитых странах данный показатель колеблется от 99% до 103% прироста ежегодно и не превышает 2% роста цен ежемесячно. Динамика индекса потребительских цен за период 2017–2020 гг. на сигареты представлена в таблице 6.

Таблица 6

Индекс потребительских цен на сигареты и табачные изделия за период 2017–2019 гг. (к предыдущему месяцу), %


Сигареты зарубежных марок (пачка)
Сигареты отечественные (пачка)
Сигареты зарубежных марок (пачка)
Сигареты отечественные (пачка)
Сигареты зарубежных марок (пачка)
Сигареты отечественные (пачка)

2017
2018
2019
Январь
100,66
101,11
101,35
100,69
100,82
100,78
Февраль
100,33
100,80
101,16
100,83
101,12
100,73
Март
100,67
100,91
101,04
100,79
100,76
100,51
Апрель
100,70
100,34
100,72
100,63
100,73
100,37
Май
100,69
100,37
100,75
100,68
100,97
100,84
Июнь
100,76
100,60
101,13
100,90
100,77
101,20
Июль
100,92
100,47
100,85
100,84
100,69
101,01
Август
100,84
100,27
100,78
101,00
101,06
100,99
Сентябрь
100,88
100,18
100,74
100,68
101,13
101,01
Октябрь
101,10
100,90
100,80
100,68
100,80
101,01
Ноябрь
101,39
100,96
100,62
100,67
100,93
101,21
Декабрь
100,98
100,53
100,61
100,75
100,73
100,96
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Индекс потребительских цен табачной продукции имеет стабильно низкую динамику в течение 2017–2019 гг. Самый высокий уровень наблюдался в январе 2018 г. в категории «сигареты зарубежных торговых марок», а самый низкий – в сентябре 2017 г. в категории «сигареты отечественные». CPI меняется очень равномерно как в годовом промежутке времени, так и в месячном, что характерно для отрасли с высокими темпами роста [10] (Kozlova, 2019).

Показатель спроса на табачную продукцию внутри страны

В условиях рыночной экономики спрос характеризует стабильность деятельности производственного предприятия. Показатель спроса оказывает влияние на формирование объемов производства и продаж, которые впоследствии воздействуют на формирование финансовых результатов деятельности экономического субъекта.

Расчет показателя спроса на табачную продукцию внутри страны будет осуществляться по формуле:

где

– товарооборот розничной торговли за t-й год по табачной отрасли, руб.;

– объем импорта за t-й год по табачной отрасли, долл. США;

– объем экспорта за t-й год по табачной отрасли, долл. США;

– среднегодовой курс валюты, руб./долл. США.

Таблица 7

Исходные данные для анализа показателя спроса на табачную продукцию


Экспорт (код ТН ВЭД ЕАЭС 24), тыс. долл. США
Импорт (код ТН ВЭД ЕАЭС 24), тыс. долл. США
Товарооборот табачных изделий, тыс. руб.
Среднегодовой курс долл. США

млрд руб.
2017
616 166,00
937 910,00
770 884 560,10
58,29
786,639
2018
519 137,00
975 587,00
827 341 440,30
62,92
856,061
2019
535 190,00
874 754,00
904 243 102,14
64,61
926,182
Источник: составлено автором.

Несмотря на снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения РФ с 31,1% в 2011 г. до 27,2% в 2018 г. и снижение производства в 2019 г. на 11,1% по сравнению с 2018 г., в стоимостном выражении показатель спроса характеризуется положительной динамикой ввиду увеличения стоимости табачной продукции и девальвации национальной валюты (табл. 7). Объем спроса в 2019 г. в денежном выражении составил 936,182 млрд руб.

Заключение

Отечественный рынок табачной продукции функционирует в тесной взаимосвязи с потребительским рынком, что продиктовано устойчивым спросом со стороны населения. Объем спроса на табачную продукцию и индекс потребительских цен являются индикаторами динамики производства, которое поддерживается устойчивым внутренним спросом. Индекс потребительских цен (CPI) оказывает влияние как на хозяйственные субъекты в вопросах финансового планирования, так и на население в процессе выбора надлежащего потребительского поведения. Показатель CPI в годовых и месячных промежутках варьируется равномерно, так как табачная отрасль характеризуется высокими темпами роста.

Оценка конъюнктуры рыночной стоимости пачки сигарет зарубежного и российского производства характеризуется выраженной тенденцией удорожания, что непосредственно откладывает отпечаток на потребительское поведение среди взрослого населения страны, употребляющего табачную продукцию.

Характерной особенность спроса на курительные изделия является низкая эластичность по стоимостному фактору, ежегодное удорожание табачной продукции заставляет потребителя не отказываться от товара, а переключаться на более дешевую аналогичную продукцию.

Анализ динамики спроса свидетельствует о его положительной динамике и частичном наличии импортозамещения. Однако при формировании ценовой и финансовой политики табачным компаниям следует учитывать закон спроса и предложения, который демонстрирует тенденцию роста величины спроса при снижении стоимости единицы табачной продукции, и наоборот, снижения величины спроса при росте цены. Установлена прямая зависимость между индексом потребительских цен и официальными курсами иностранных валют к российскому рублю.

Объем спроса на аддиктивные товары невозможно подчинить рыночному регулированию, следовательно, единым регулятором должно выступать государство, главной целью которого будет последовательное снижение потребления табачной продукции среди населения страны посредством использования информационных и административных методов.


Источники:

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 13.07.2015 № 214-ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/.
2. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней тор-говли. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:4579085821568040::NO.
3.Федеральная служба государственной статистики. URL: https://fedstat.ru/indicator/31074.
4. Обзор российского рынка табачной продукции за 2019 г. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/tabak/tabak.2019.itog.pdf.
5. Рынки алкоголя и табачной продукции за 2018 г. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/21614.pdf.
6. Динамика потребительских цен: итоги 2018 г. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/20469.pdf.
7. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Доклад о тенденциях в области употребления табака в Европе в 2019 г. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/413268/Tobacco-Trends-Report-RUS.pdf?ua=1.
8. Бородин Д.В. Ценовая политика и методы ценообразования предприятия // Проблемы экономики и юридической практики. – 2015. – №1. – С. 210-213.
Бат 9. Киселева И.А., Искаджян С.О. Индекс потребительских цен: динамика в разных странах // Иннов: электронный научный журнал. – 2017. – №3 (32). URL: http://www.innov.ru/science/economy/indeks-potrebitelskikh-tsen-dinamik/.
10. Козлова М.А. Теоретические аспекты экономической статистики: индекс потребительских цен vs индекс стоимости жизни // Журнал экономической теории. – 2019. – Т. 16. – №3. – С. 368-377. – doi 10.31063/2073-6517/2019.16-3.6
11. Сапова А.К., Поршаков А.С., Андреев А.В., Шатило Е.Ю. Особенности сезонной корректировки индекса потребительских цен // Вопросы статистики. – 2018. – Том 25. –№5. – С.42-54.
12. Саломатин В.А., Саломатина Е.В. Развитие экспортной политики табачных компаний посредством оптимизации портфеля брендов // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 2. – С. 555-564. – doi: 10.18334/rp.19.2.38847
13. Саломатин В.А. Научно-методологические аспекты формирования стратегии развития табачной отрасли в России. Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института табака, махорки и табачных изделий. 2016. С. 18-24

Страница обновлена: 06.11.2024 в 09:28:14