Концептуальные аспекты совершенствования территориального планирования лесопромышленного комплекса региона

Каменев Я.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию возможности совершенствования территориального планирования лесопромышленного комплекса в современных условиях. Такая необходимость возникла в связи с принятием ряда федеральных нормативных актов в сфере лесного законодательства, а также в связи с разработкой лесных планов и лесохозяйственных регламентов на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова: стратегическое планирование, лесное хозяйство, лесопромышленный комплекс, территориальное планирование, лесное планирование, лесохозяйственные регламенты



В период реформ в Российской Федерации сформировались и в определенной части нормативно закреплены следующие виды планирования развития отраслей экономики:

1) стратегическое планирование – посредством федеральных и региональных концепций, стратегий и программ развития отраслей экономики, приоритетных инвестиционных проектов (например, Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года [5]);

2) территориальное планирование – в соответствии с Градостроительным кодексом РФ [1];

3) лесное планирование – в соответствии с Лесным кодексом РФ [2]. Федеральным законом от 20.03.2011 № 41-ФЗ статья 9 Градостроительного кодекса РФ дополнена частью 5, согласно которой подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) [6].

Принципы планирования развития регионального лесопромышленного комплекса

Территориальное планирование, согласно Градостроительному кодексу РФ, заключается в разработке документов территориального планирования. В случае региона – это схема территориального планирования.

Лесное планирование, базирующееся на стратегии развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) страны и региона, является взаимоувязанным с территориальным планированием посредством разработки лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, поскольку территориальное планирование в этом случае исходит из состояния лесных ресурсов территории и проектов их освоения и воспроизводства в рамках отраслевых программ развития.

То есть, территориальное планирование лесопромышленного комплекса региона – это элемент разработки схемы территориального планирования региона, включающий разработку лесного плана, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и отраслевых программ развития ЛПК.

Таким образом, концептуальные аспекты совершенствования территориального планирования лесопромышленного комплекса региона должны рассматриваться с точки зрения принципов планирования развития ЛПК.

Наряду с общими принципами планирования, такими как непрерывность, научность, приоритетность, комплексность, оптимальность, взаимная увязка и координация (необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность – по А. Файолю), можно выделить три категории принципов планирования развития ЛПК (см. табл. на с. 77):

– принципы стратегического планирования;

– принципы территориального планирования;

– принципы лесного планирования.

В нормативных документах и в практике стратегического, территориального и лесного планирования к настоящему времени сформированы три уровня планирования: федеральный, региональный и муниципальный. При этом в территориальном планировании лесопромышленного комплекса региона следует учитывать, что леса различных регионов кардинально отличаются как по природным качествам (от субтропических до притундровых), так и степени антропогенной трансформации (от глубоко и необратимо преобразованных человеком до первобытных).

Таблица

Принципы планирования развития лесопромышленного комплекса региона

Зарубежная практика планирования лесопользования

Анализ российских и зарубежных исследований показал, что для условий таежной зоны европейской части России целесообразно использование опыта разработки и реализации концепции устойчивого лесопользования стран Северной Европы (Швеции и Финляндии) и Северной Америки (таежных регионов Канады и США). Они в большей или меньшей степени сходны по особенностям структуры, естественной и антропогенной динамики лесного покрова, его современного состояния и условиям эксплуатации лесных ресурсов.

В сильно урбанизированных странах лесной зоны северного полушария леса существуют в совершенно иных физико-географических условиях. В них кардинально отличается практика лесопользования, и реализуются существенно иные подходы к оптимизации лесопользования.

С начала 90-х гг. XX века в Северной Европе активизировался процесс обсуждения и практической реализации концепции ландшафтно-экологического планирования в рамках модельных территорий. В основу концепции положено достижение двух равноценных целей – интенсивного промышленного использования лесов и сохранения биологического разнообразия и окружающей среды.

В Швеции это официально закреплено в Лесном законе, где утверждается, что лес – это национальный ресурс; пользование им должно управляться таким образом, чтобы обеспечить устойчивый выход продукции, и в то же время, сохранение био-разнообразия; при управлении лесами другие общественные интересы должны приниматься во внимание. Теоретически предложено несколько моделей такого подхода и выделены следующие типы ландшафтно-экологического планирования:

– naturalness – имитация естественной динамики биоты в сравнительно хорошо сохранившихся ландшафтах;

– multiple aspects – совмещение различных видов лесопользования в трансформированных антропогенными факторами ландшафтах;

– cultural landscape – сохранение традиционного в прошлом землепользования на территориях интенсивно освоенных в аграрном отношении;

– non-ecological – конструирование ландшафта в соответствии с эмоциональными представлениями человека.

Стратегическое, тактическое и оперативное лесное планирование

По существу все типы планирования ориентированы на сохранение в природе редких и исчезающих видов деревьев и создание определенной территориальной системы ключевых биотопов с различным режимом охраны (с учетом различной степени антропогенной трансформации территории). Под ключевыми биотопами понимаются участки самой различной величины, имеющие ценность по тем или иным природоохранным критериям. В Швеции такой подход реализуется на отдельных модельных территориях, в большей части в государственных лесах. В Финляндии реализуется аналогичная концепция ландшафтно-экологического планирования [4].

В частности, в Финляндии лесохозяйственное планирование осуществляется на разных по территориальному охвату объектах. Наименьшей единицей является выдел, где произрастает древостой. Планирование на этом уровне обычно нацелено на получение оптимального графика проведения рубок ухода в пределах отдельных выделов. Частное лесное имение, в свою очередь, состоит из определенного количества разграниченных выделов. На уровне имения цель заключается в получении комбинации планов рубок на следующий планируемый период, которые бы наилучшим образом отвечали целям, поставленным собственником данного имения.

Та же философия планирования применяется к лесным площадям, находящимся в собственности лесной промышленности или сообществ, например, муниципалитета и т.д. На уровне региона планированием охватывают несколько лесных угодий, находящихся в собственности одного или нескольких лесовладельцев.

Кроме того, лесное планирование может быть стратегическим, тактическим или оперативным. При стратегическом планировании основная идея заключается в том, чтобы определить, какую пользу требуется извлечь из пользования лесом. При тактическом планировании общие цели и средства их достижения обозначаются предметно в пространственном и временном контексте. Оперативное планирование, в свою очередь, сконцентрировано на разработке программ проведения лесохозяйственных мероприятий на выделе и их детализации.

В лесном хозяйстве стратегическое планирование обычно охватывает временной период от 20 лет и более.

Планирование на далекую перспективу необходимо для оценки устойчивости лесопользования и долгосрочного воздействия результата управления лесами. Стратегические планы обычно разрабатываются для больших территорий – от частного имения до лесов крупной организации.

Заключение

Таким образом, опыт Финляндии и других зарубежных стран указывает на единство принципов стратегического, территориального и лесного планирования, представленных в таблице 1. По нашему мнению, вышеперечисленные аспекты лесохозяйственного планирования должны найти применение при разработке концепции совершенствования территориального планирования лесопромышленного комплекса в российских регионах.


Источники:

1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 21.04.2011).
2. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 14.06.2011).
3. Морозова О.Н. Формирование и развитие лесопромышленного комплекса в регионе. Дисс. канд. экон. наук. – Ижевск: УдГУ, 2009. – 151 с.
4. Развитие лесного планирования Финляндии: методы и опыт. – Йоэнcуу: НИИ леса Финляндии, 2009. – 42 с.
5. Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года (от 30.10.2008 № 248/482).
6. Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования».

Страница обновлена: 26.09.2024 в 20:49:57