Инвестиционная политика региона как фактор устойчивого социально-экономического развития

Иваненко О.Б., Шадрина М.Д.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Иваненко О.Б., Шадрина М.Д. Инвестиционная политика региона как фактор устойчивого социально-экономического развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.120841.



Введение

Актуальность. В контексте современной нестабильности развития экономики страны ввиду многочисленных внешних геополитических, эпидемиологических и экономических вызовов особое значение приобретают процессы определения приоритетов развития страны, в том числе и на региональном уровне. В современных реалиях одной из типичных характеристик сферы межрегиональных отношений стало возросшее значение инвестиционного сотрудничества, обусловленное растущей экономической интеграцией на всех уровнях развития экономики и заинтересованностью как государств, так и отдельных регионов в увеличении своего участия во внутренней экономике, дополнительном стороннем финансировании и расширении числа участников этих отношений.

В этих условиях устойчивое функционирование и социально-экономическое развитие субъектов РФ главным образом зависит не от располагаемых региональных ресурсов, а от их грамотного использования административным звеном, от обоснованного выбора и реализации оптимальной инвестиционной политики региона, направленной на активизацию инвестиционных процессов, с учётом специфических особенностей конкретного региона.

За основу исследования авторами взята инвестиционная политика Омской области. Регион обладает достаточным объёмом конкурентных преимуществ, развитая инвестиционная инфраструктура обеспечивает содействие на всех стадиях реализации инвестиционных инициатив. Однако по данным инвестиционного рейтинга субъектов РФ Омская область находится в уязвимой позиции, занимая серединное положение в списке.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса реализации инвестиционной политики Омской области.

В качестве объекта исследуются управленческие процессы и инструменты развития инвестиционной деятельности в Омской области.

Методологическую основу исследования составляют совокупность общенаучных методов (наблюдение, анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование) и методов прикладного исследования (системный подход, статистический и графический анализ, метод экспертных оценок и др.).

Научная новизна. С учётом специфики инвестиционной среды региона разработаны направления совершенствования инвестиционной политики региона в разрезе ключевых сфер деятельности Омской области. На основе систематизации и обобщении теорий и концепций дано авторское понимание инвестиционной политики региона, особенностью которого является территориальная привязка, что позволяет более полно раскрыть экономическое содержание рассматриваемой категории в контексте региональной экономики.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности совершенствования региональной инвестиционной политики на базе устранения выявленных в ходе исследования факторов, препятствующих повышению инвестиционной привлекательности Омской области.

Основная часть

Несмотря на то, что понятие «региональная инвестиционная политика» начало использоваться в отечественной экономической литературе относительно недавно, к определению данной дефиниции можно выделить три основных подхода: воспроизводственный, социально-экономический и стратегический.

Согласно воспроизводственному подходу, региональная инвестиционная политика направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов и является частью социально-экономической политики региона [10], соответственно, объектом инвестиционной деятельности являются основные фонды.

В основу социально-экономического подхода легло рассмотрение региональной инвестиционной политики в качестве системы мероприятий региональных органов власти, реализуемых с целью «эффективного обеспечения инвестиционными ресурсами процесса комплексного социально-экономического развития» [4]. При этом объектом инвестиционной деятельности в регионе являются инвестиционные ресурсы.

Со стратегической точки зрения региональная инвестиционная политика, являющаяся частью региональной экономической политики, направлена на привлечение инвестиций и активизацию инвестиционных процессов в соответствии со стратегическими целями и задачами развития региона [15]. Объектами в этом случае выступают инвестиционная деятельность и инвестициионный климат.

Резюмируя вышеприведенные подходы, можно уточнить, что инвестиционная политика в регионе представляет собой совокупность мер по выявлению приоритетных направлений развития конкретной территории, предпринимаемых органами государственной власти субъекта РФ с целью повышения инвестиционной привлекательности региона и комплексного инвестиционного развития отраслей региональной экономики, в том числе отраслей по производству товаров, а также по оказанию рыночных и нерыночных услуг. Такой подход, основанный на территориальной «привязке» позволяет более полно раскрыть экономическое содержание рассматриваемой категории в контексте региональной экономики.

Подготовительным этапом инвестиционных отношений является оценка инвестиционной привлекательности субъекта РФ, выступающая, в свою очередь, одним из главных индикаторов оценки уровня социально-экономического развития территории. Такая оценка подразумевает анализ структурных компонентов инвестиционной привлекательности региона, которую можно определить как совокупную величину двух групп взаимосвязанных факторов: ёмкость региона с точки зрения прямых капиталовложений (инвестиционный потенциал) и надёжность региона с позиции потенциального инвестора (инвестиционный риск).

Инвестиционный потенциал позволяет определить именно ресурсные возможности региона, проявляющиеся в объёмах природных запасов, особенностях климатических условий, развитой логистической инфраструктуре и налаженных торговых связях, производственных и трудовых силах, возможностях развития человеческого потенциала, технической оснащённости производств, наличии научно-исследовательской базы, покупательской способности населения и т.п. Регионы с большим инвестиционным потенциалом характеризуются высокой инвестиционной активностью, соответственно, прибыльность от инвестирования в их хозяйственный комплекс выше.

В свою очередь, наличие региональных инвестиционных рисков является индикатором частичной реализации (или же не реализации) инвестиционного потенциала субъекта РФ. К факторам, влияющим на инвестиционный риск, относятся: инфляция, общее состояние региональной экономики и уровень неопределённости, налоговые изменения, текущее инвестиционной положение других регионов страны и пр. Безусловно, чрезмерный объём региональных инвестиционных рисков, а также отсутствие реакции на них и попытки устранения региональными властями отпугивает инвесторов, так как высока вероятность прямых финансовых потерь, снижения уровня доходности и упущения выгоды. Чтобы риск не мешал разумным инвестициям, необходимо понимать, откуда он берётся, как его измерять и как им управлять.

Механизм реализации инвестиционной политики региона учитывает территориальные особенности и закрепляется на законодательном уровне в концепции инвестиционного развития субъекта РФ. Примечательной особенностью механизма реализации инвестиционной политики является его направленность на повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение благоприятных условий для всех участников инвестиционных отношений.

Оценка эффективности региональной инвестиционной политики является совокупной величиной, отражающей оценку количественных показателей и качественных характеристик. Главной проблемой, и одновременно преимуществом, при этом является отсутствие единого подхода к измерению. То есть, с одной стороны, это усложняет деятельность органов власти субъектов РФ, так как необходимо грамотно разработать и структурировать систему критериев, и затрудняет соотнесение показателей при сравнении регионов, а с другой, разработка собственной методики оценки позволяет учитывать только те критерии, которые характеризуют направления инвестиционной политики, реализуемые в конкретном регионе.

Объективность оценки эффективности региональной инвестиционной политики, прежде всего, зависит от корректности отражения показателей по выбранным критериям оценки. Всесторонняя квалифицированная оценка эффективности инвестиционной политики региона позволяет сделать достоверные выводы относительно наличия на региональной территории ряда проблем и преимуществ инвестиционной сферы и на их основе простроить дальнейшую политику в сфере инвестиций.

Омская область позиционируется как территория инвестиционных перспектив. В регионе активно реализуются крупные инвестиционные проекты, осуществляется комплексное, сбалансированное развитие всех сфер экономики. При этом создаются максимально благоприятные условия для инвесторов. Органы государственной власти субъекта РФ заинтересованы в привлечении бизнеса, поэтому инвестиционные инициативы находят полную поддержку со стороны региональных властей.

По данным XI ежегодной оценки инвестиционной привлекательности регионов России, проведённой Национальным Рейтинговым Агентством, по итогам 2023 года Омской области удалось сохранить свои позиции в рейтинге, подтвердив принадлежность к группе IC5. Это свидетельствует о том, что регион обладает средним уровнем инвестиционной привлекательности (для сравнения соседние субъекты РФ причислены к следующим категориям: Тюменская область – IC3 (высокий уровень), Новосибирская область – IC3 (средний уровень), Томская область – IC5 (средний уровень)) [18]. Сохранение «второразрядной» позиции в рейтинге не означает отсутствие улучшений инвестиционной среды, в имеющихся турбулентных условиях, в период выхода из острой фазы коронавирусной пандемии и нарастания нестабильности геополитического фона это говорит о способности региональных властей парировать экономические вызовы.

Многообещающим является тот факт, что Омская область характеризуется высоким уровнем развития промышленного кластера и развитой институциональной средой, что, в свою очередь, стимулирует нарастание производственных мощностей региона, приток инвестиций в данную сферу.

Для комплексной и объективной оценки текущего состояния инвестиционных процессов в Омской области необходимо рассмотрение количественных статистических показателей, в частности динамики инвестиций в основной капитал, их структуры по видам основных фондов, экономической деятельности, источникам финансирования, удельному весу инвестиций в ВРП и пр. Анализ данных показателей позволит сформировать ёмкое представление о тенденциях развития бизнес-среды, выявить препятствия на пути притока инвестиций в регион и на их основе скорректировать проводимую на территории субъекта РФ инвестиционную политику.

Анализируя данные, представленные на рисунке 1 видно, что суммарный объём инвестиций в основной капитал в Омской области в период с 2009 по 2023 годы возрос больше, чем в три раза [6].

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал в Омской области, млн. рублей [6]

В период с 2013 по 2016 годы наблюдается падение физического объёма капиталовложений в Омской области, период стагнации инвестирования. Подобные инвестиционные диспропорции в динамике инвестиций связаны с завершением крупных инвестиционных инициатив на территории региона, а также с рядом внешних факторов, в частности с ухудшением российской экономической конъюнктуры, проявляющейся в девальвации, резком сокращении потребительского спроса, вызванном как объективными, так и субъективными факторами, а также в ведении антироссийских санкций.

Наиболее активная фаза инвестиционного развития региона наблюдается с 2018 по 2023 годы, при этом пики притока инвестиций приходится на 2020 и 2023 годы. Такая положительная тенденция прироста инвестиций в основной капитал связана, прежде всего, с активной реализацией крупных инвестиционных проектов на территории региона и созданием особой экономической зоны «Авангард» для реализации проектов в сфере нефтехимии.

В структуре инвестиций в основной капитал в Омской области по видам основных фондов, за весь рассматриваемый период (с 2008 по 2022 годы) преимущественно преобладает категория «машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь» (рисунок 2). В рассмотренном периоде их доля в общей структуре колебалась от минимальных 28,6% в 2008 году до максимальных 60,4% в 2020 году. Второй категорией по значимости в общей структуре стали инвестиции, направленные на приобретение зданий (кроме жилых) и сооружений. Их доля за анализируемый период менялась в пределах 21,5-45,4%. Существенные сокращения капиталовложений в кризисные периоды российской экономики и фазы депрессии (посткризисные периоды) продемонстрировала категория «жилые здания и помещения» (сокращение на 17,8% в 2022 году от уровня 2008 года). Эта динамика непосредственно отражает динамику ввода в действие жилых домов в Омской области.

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал в Омской области по видам основных фондов, в % к итогу (составлено авторами на основе данных [16])

Особое внимание в структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов притягивает полное отсутствие до 2017 года и низкая доля (с 2017 года) инвестиций в объекты интеллектуальной собственности. Их объём в общей структуре не превышает 1,6%, что на 3,1 процентных пунктов ниже общероссийского показателя. Для сравнения в соседних субъектах РФ данный показатель достигает следующие значения: в Новосибирской области – 2,9%, в Тюменской области – 4,3%, в Томской области – 4,9%. Ничтожная доля интеллектуального капитала объясняется, прежде всего, слабой защищённостью авторских прав в результатах интеллектуальной деятельности, незамотивированностью населения в выборе научных профессий и дальнейшем участии в разработках объектов интеллектуальной собственности в следствии низкого спроса и недостаточного уровня материального вознаграждения в данной сфере.

К категории «прочих» инвестиций, которым также отводится малая доля в общей структуре инвестиций (от максимальных 5,9% в 2008 году до минимальных 1,2% в 2019 году), относятся затраты на приобретение юридическими лицами объектов природопользования и земельных участков, контрактов, договоров аренды, лицензии, а также расходы, связанные с формирование и поддержанием достойной деловой репутации и выстраиванием деловых коммуникаций.

Анализируя структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, можно отметить, что основным источником капиталовложений являются собственные средства инвесторов: 86,1% в 2021 году, 83,6% в 2022 году, 79,2% в 2023 году (рисунок 3). При этом суммарный объём собственных средств имеет тенденцию к сокращению, наблюдается переориентация на использование привлечённых средств. Это связано с расширением перечня мер поддержки инвесторов со стороны федеральных и региональных органов власти. Всё большее количество инвестиционных инициатив может претендовать на субсидии, льготное кредитование и иные меры поддержки.

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал в Омской области по источникам финансирования (составлено авторами на основе данных [7])

Ключевыми составляющими привлечённых средств выступают бюджетные средства (преимущественно федерального и регионального бюджетов бюджетной системы РФ) и заёмные средства кредитных организаций. Бюджетные средства в форме субсидий направляются на покрытие расходов, связанных с реализацией социальной политики, то есть таким образом финансируются инвестиционные проекты социального воздействия (строительство и обустройство образовательных учреждений, благоустройство территории и пр.). При реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бюджетов или использованием программ льготного кредитования инвестор, в первую очередь, рассчитывает не на максимизацию чистого дохода, а на достижение так называемых «синергетических эффектов», проявляющихся в одновременном удовлетворении собственных интересов (например, расширение территории присутствия, рост потенциала) и интересов государства и общества (повышение качества жизни населения).

С целью детального мониторинга развития инвестиционных процессов в Омской области, рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в регионе (рисунок 4). Основной вклад в общий объём инвестиций вносят обрабатывающие производства Омской области (56,8% в годовом выражении), наблюдается неоднородность распределения инвестиционной активности по отраслям экономической деятельности. Наиболее значимыми промышленными отраслями являются производство кокса и нефтепродуктов и производство химических веществ и химических продуктов.

Рис. 4. Структура инвестиций в основной капитал в Омской области по видам экономической деятельности в 2023 году, % (составлено авторами на основе данных [8])

Существенных пропорциональных изменений в структуре инвестиций в разрезе видов экономической деятельности за анализируемый период не отмечается, снижение инвестиционных потоков – минимально и связано не с снижением инвестиционной привлекательности региона, а с рядом внешних факторов (в том числе последствия коронакризиса, геополитическая нестабильность и пр.), кратковременные оттоки инвестиций в отдельных сферах экономики своевременно парируются действиями органов власти субъекта РФ.

Особую значимость в оценке текущих инвестиционных процессов региона имеют объёмы реальных инвестиций, характеризующиеся долей инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте субъекта РФ (рисунок 5).

Рис. 5. Динамика инвестиций в основной капитал и ВРП за 2016-2020 гг. (составлено авторами на основе данных [5] и [6])

В долгосрочной перспективе можно отметить тенденцию увеличения доли инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте (рост на 6,54 процентных пункта за анализируемый период) с небольшими отклонениями от тренда в 2021 и 2022 годах. Положительный эффект для ВРП от увеличения темпов притока инвестиций в основной капитал региона может быть обусловлен улучшением инвестиционной инфраструктуры субъекта РФ, которая создаёт благоприятные условия ведения инвестиционной деятельности на территории области, минимизирует риски капиталовложений, что в свою очередь увеличивает объём аккумулированных в регионе инвестиционных ресурсов.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Омской области от 11.12.2012 № 1497-ОЗ приоритетными целями региональной политики в сфере инвестиционной деятельности являются «повышение инвестиционной активности и привлечения инвестиций в развитие экономики и социальной сферы Омской области за счёт установления режима наибольшего инвестиционного благоприятствования; стимулирование освоения новых видов конкурентоспособных товаров, работ и услуг; внедрение современного оборудования и технологий, соответствующим мировым стандартам; развитие наукоёмких производств; создание рабочих мест; развитие социальной и инженерной инфраструктуры» [1]. По состоянию на 1 января 2024 года органами государственной власти Омской области в сфере инвестиционной деятельности предусмотрено 55 мер поддержки инвесторов, в том числе прямое субсидирование затрат, финансово-кредитная и грантовая поддержка, консультирование, поручительство по кредитам банков, организация обучения, налоговые льготы и пр. [9].

Оказываемые регионом меры поддержки и содействие в реализации инвестиционных инициатив характеризует Омскую область как взаимовыгодную для сотрудничества: инвестор имеет возможность частично компенсировать затраты, снизить налоговое бремя и гарантированно получает нефинансовую административную поддержку, регион – максимизирует налоговую отдачу от реализации инвестиционных проектов и повышает уровень социально-экономического развития территории.

Вместе с тем, несмотря на преимущественно положительную динамику показателей инвестиционной привлекательности и достаточно хорошими конкурентными преимуществами, можно выделить ряд проблем инвестиционной политики Омской области, препятствующие повышению инвестиционной привлекательности региона. В частности, существенным недостатком реализуемой инвестиционной политики является явная диспропорция отраслевого развития экономики региона. Экономика Омской области носит индустриально-аграрный характер, на эти отрасли приходится свыше 65% ВРП. Стоит отметить, что яркая отраслевая направленность присуща многим субъектам РФ. Это обуславливает необходимость сглаживания отраслевых несоответствий посредством формирования благоприятных условий реализации инвестиционных инициатив в новых для региона отраслях экономики, расширение мер поддержки, способствующих интенсификации.

Выводы и заключение

Учитывая, что представление об инвестиционной привлекательности региона у инвесторов складывается на базе анализа интегральных показателей, для расширения конкурентных преимуществ региона разработку и реализацию долгосрочной стратегии комплексного развития экономических сфер предлагается осуществлять по следующим направлениям: транспортно-логистический сектор, производственный сектор (промышленность, агропромышленный и лесопромышленный комплексы) и туристическая отрасль.

С точки зрения транспортно-географического положения Омская область располагается крайне выгодно – на пересечении важнейших транспортных путей, связующих Среднюю Азию с центральной Россией и западноевропейскими странами. По территории области проходит крупная Транссибирская железнодорожная магистраль; успешно функционирует аэропорт им. Дмитрия Карбышева, предоставляющий широкую географию полётов. К основным направлениям и возможностям развития транспортно-логистического сектора в Омской области можно отнести:

- создание мультимодального транспортно-логистического узла «Омск-Фёдоровка»;

- расширение сети межрегиональных и международных авиационных маршрутов;

- развитие водного транспорта с целью обеспечения выхода на Северный морской путь;

- строительство Северного обхода города Омска, автомобильной дороги Тобольск-Тара-Омск;

- строительство железнодорожной инфраструктуры, оптимизация путей подвоза грузов, развитие железнодорожного сообщения по среднеазиатской ветке [17].

Промышленный сектор играет важную роль в решении экономических и социальных задач, способствующих развитию региона. Являясь базовой составляющей экономики Омской области, он обеспечивает 33,2% валового регионального продукта и более 30% налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона [13]. Основой производственного потенциала Омской области являются обрабатывающие производства, в том числе производство кокса и нефтепродуктов, пищевых продуктов, химических веществ и химических продуктов, транспортных средств, оборудования и пр. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области индекс промышленного производства по итогам 2023 года составил 104,2% [14].

Реализация промышленной политики в Омской области должна быть направлена на создание условий для развития и поддержки промышленных предприятий, повышение конкурентоспособности промышленного сектора экономики. В соответствии с указом Губернатора Омской области от 08.08.2022 № 125 «Об утверждении Инвестиционной декларации Омской области и признании утратившим силу распоряжения Губернатора Омской области от 17 декабря 2013 года № 229-р» основными направлениями развития промышленного сектора экономики Омской области являются «химическая и нефтехимическая отрасли, а также машиностроение; будет продолжена реализация мероприятий, направленных на развитие сотрудничества омских промышленных организаций с крупными федеральными и корпоративными заказчиками, содействие устойчивому развитию организаций оборонно-промышленного комплекса, организаций выпуска на данных предприятиях высокотехнологичной и импортозамещающей продукции, в том числе по стандартам Индустрии 4.0» [2].

Омская область располагает благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса (АПК), в том числе агроклиматическими, почвенными, земельными и кадровыми ресурсами. Почти половина (49% или 6,4 млн. га) от всей территории региона – сельскохозяйственные угодья, производящие около 8% валового регионального продукта и обеспечивающие трудовую занятость для 8,6% населения [3]. Сельскохозяйственные товаропроизводители Омской области входят в число ведущих производителей таких видов продукции, как сыры и сырные продукты, колбасные изделия, мукомольно-крупяная продукция, консервы молочные сгущённые, алкогольная продукция и комбикорма.

В настоящее время в регионе имеется возможность для развития следующих направлений АПК:

- внедрение инноваций в сфере биотехнологий для глубокой переработки зерновой продукции;

- развитие генетических технологий с целью создания новых продовольственных рынков;

- подготовка и организация высокотехнологичного производства для формирования ассортимента продуктов с заданными характеристиками (изменение органолептических показателей, обогащение продукции микроэлементами и витаминами, удаление и/или замена отдельных веществ продукции, которые не рекомендованы к применению по медицинским показания, в частности лактоза, аминокислоты и пр.).

Лесопромышленный комплекс Омской области наращивает производство, ежегодно площадь лесов региона возрастает на 1000 га. Природный состав лесного фонда региона характеризуется большим количеством так называемой «деловой древесины». Приоритетными направлениями развития лесопромышленной отрасли Омской области являются «глубокая переработка древесины, производство строительных материалов, переработка древесных отходов в древесное топливо, производство импортозамещающей продукции, лесозаготовка» [11].

Ещё одним преимуществом Омской области является туристическая отрасль. Сочетание уникальных природных условий (расположение в нескольких природных комплексах), 200-летняя история, архитектура, развивающийся кластер делового туризма и прочее делают Омскую область привлекательным местом для реализации инвестиционных проектов. По версии федерального общественного проекта «Национальный рейтинг» по итогам 2023 года Омская область находится на 29 месте (улучшив свои позиции с 34 места в 2022 году) субъектов РФ по развитию внутреннего туризма и туристическому потенциалу и входит в группу «Лидеров» [12]. В настоящее время в регионе имеются возможности для развития следующих направлений туристической отрасли:

- развитие туристско-краеведческой деятельности, расширение перечня экскурсионных маршрутов;

- создание мультиформатного загородного комплекса: базы отдыха, спортивные и образовательные объекты, конгресс холлы и пр.;

- повышение качества предоставляемых санаторно-оздоровительных услуг;

- развитие 3R-медицины.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что исходя из имеющегося уровня развития инвестиционной среды и мер, предпринимаемые региональными властями для повышения инвестиционной привлекательности, ситуацию на инвестиционном рынке Омской области можно расценивать как конкурентную и благоприятную для ведения бизнеса и устойчивого притока инвестиций в основной капитал региона, но не безупречную. Несмотря на явный производственный и транспортно-логистический потенциал области, которые являются главными конкурентными преимуществами, инвестирование отдельных отраслей экономики – недостаточное для комплексного, сбалансированного развития «выпадающих» экономических сфер. Рейтинг регионов России по инвестиционной привлекательности свидетельствует о явном отставании Омской области по ряду критериев, что дерогативно характеризует инвестиционную среду региона и ослабляет конкурентоспособность, соответственно, замедляет темпы социально-экономического развития территории. В имеющейся неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре для региона может возникнуть риск затяжной инвестиционной рецессии, обострение кадровых проблем, повышение темпов оттока трудоспособного населения и снижение объёмов капиталовложений. Это обуславливает необходимость своевременной диагностики инвестиционной активности со стороны региональных властей и принятие необходимых мер по совершенствованию проводимой инвестиционной политики.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 14:59:21