Экономические показатели вклада туристической отрасли в экономику региона
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье уточнены и систематизированы основные экономические показатели, отражающие уровень развития туризма в регионе. Проанализированы существующие системы экономических показателей туризма в регионах и в Российской Федерации. Произведена систематизация экономических показателей туризма, разработанных в результате проведенного анализа.
Ключевые слова: туристская отрасль, экономические показатели, валовой региональный продукт, туристская добавленная стоимость, туристский выпуск
Динамика и масштабы происходящих преобразований в сфере становления и развития туризма предопределили необходимость упорядочения и систематизации научных знаний в этой области.
На сегодняшний момент много научных разработок посвящены проблемам туризма. Научный подход к туризму излагается в работах проф. В.Г. Гуляева, проф. М.Н. Дмитриева, проф. Ефремовой, проф. Зорина и других ученых. Переведены труды известных западных специалистов в этой области: О. Браймера, Х. Годрифи, И. Голднера, Ф. Котлера, Дж. Р. Уокера.
Достоинствами многих работ являются попытки авторов обосновать фактическое наличие воздействия туризма на валовой региональный продукт (ВРП) и выбрать инструменты измерения этого воздействия.
Экономические обоснования и модели, представленные в работах, заслуживают внимания, но являются условными, требуют уточнения.
Для определения системы экономических показателей, отражающих развитие туризма в регионе, необходимо проанализировать существующие системы экономических показателей туризма.
Информация о туризме в России публикуется Росстатом в сборнике «Туризм и туристские ресурсы в России». Из обзора разделов и структуры сборника следует, что в основном представлены показатели инфраструктуры.
С 2002 года Росстат ежегодно выпускает сборник «Туризм в цифрах», где приводится информация о развитии мирового туристического рынка, состоянии туризма в России, региональных аспектах развития туризма.
Две подгруппы компаний, обеспечивающих туризм
Показатели экономического развития туризма, предоставляемые субъектами федерации в Минэкономразвития России ежегодно в рамках разработки прогнозов социально-экономического развития России и регионов, характеризуют: приток туристов в регион, объем потребления туристов в регионе, рост цен по предприятиям и организациям туристской отрасли.
Территориальные органы Росстата осуществляют сбор, агрегирование и предоставление информации о деятельности туристских фирм, средствах размещения, объектов культуры и спорта, а так же о туристских потоках на территории региона. Данные по Нижегородской области, представлены в следующих сборниках и отчетах.
1. Статистический ежегодник «Нижегородская область, 2010 год».
2. Краткий статистический сборник «Нижегородская область в цифрах 2010».
3. Краткие итоги социально-экономического развития Приволжского федерального округа.
4. Краткосрочные экономические показатели Нижегородской области.
5. Доклад «Социально-экономическое положение Нижегородской области».
Исследование информации в сборниках, показало, что для более точного расчета вклада туризма в экономику региона рекомендуется уточнить существующую систему экономических показателей и добавить показатели ряда видов деятельности. В том числе: страхование туристов, их питание, обеспечение досуга туристов, обеспечение визового обслуживания туристов, обеспечение связью, обеспечение медицинским обслуживанием, услуги организаций розничной торговли. Вместе с тем для детального изучения ситуации в туристской отрасли целесообразно делить компании, обеспечивающие туризм, на две подгруппы: основные и сопутствующие, что обусловлено степенью влияния различных организаций на экономику региона. Организации, входящие в основную группу, обладают большей степенью влияния на развитие экономики региона.
Организации, относящиеся к группе сопутствующих отраслей, оказывают незначительное влияние на экономику, но для более точного расчета вклада туризма в экономику региона, автором предлагается оценить вклад от туристской деятельности этих организаций.
Построение системы показателей туристической деятельности
Состав туризма уточняется автором посредством объединения подходов, предложенных проф. М.Н. Дмитриевым и доц. М.Н. Забаевой и Росстатом РФ. Автор считает туристскими следующие отрасли: туроперейтинг, общественное питание, организация размещения, физическая культура и спорт, культура, страхование, паспортновизовая деятельность, связь, розничная торговля, образование, строительство, пассажирский транспорт.
Построение системы показателей результатов экономической деятельности на основе предложенной группировки позволит сравнивать результаты деятельности отдельных элементов экономики и определять роль отдельного производителя, отрасли, сектора в формировании показателей, характеризующих экономику в целом.
На основе анализа существующей системы показателей, автором предложен уточненный перечень групп показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятий входящих в инфраструктуру туризма (см. табл. на с. 154-155).
Система состоит из двух групп, каждая из которых содержит перечень организаций по виду деятельности, каждый вид деятельности в свою очередь содержит два основных и ряд уточняющих показателей. К основным показателям, рекомендуемым для оценки уровня развития туристской отрасли, следует относить: туристскую добавленную стоимость (ТДС), туристский выпуск (ТВ).
Остальные показателей являются уточняющими.
Вклад туризма в экономику отдельного региона определяется долей туризма в ВРП этого региона, поэтому в качестве обобщающего показателя, нами предлагается принять удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП. Удельный вес туристской добавленной стоимости характеризует уровень развития туризма как экономической системы региона.
Выводы
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что туризм представляет собой сложную и объемную комплексную систему, анализ состояния и развития которой определяется представленной системой экономических показателей.
Источники:
2. Официальный сайт новостного интернет-издания Lenta.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2008/04/08/agflation.
3. О перечне видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции: Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2008 г. № 959 // СЗ РФ. – 2008. – № 51. – Ст. 6180.
4. О внесении изменений в перечень видов сельскохозяйственной продукции, в отношении которой могут проводиться государственные закупочные и товарные интервенции: Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 821 // СЗ РФ. – 2009. – № 43. – Ст. 5071.
5. Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 58 // СЗ РФ. – 2001. – №33. – Ст. 3467.
6. Официальный интернет-портал ФГУ «Специализированный центр учета в АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cri.mcx.ru/docs/document/show/248641.1.30.1.10.0.0.0.htm.
7. Официальный сайт U.S. Commodity Futures Trading Commission [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cftc.gov/stellent/groups/public/@newsroom/documents/file/cftcemergencyauthoritybackgrou.pdf.
8. Официальный сайт электронной торговой площадки IDK.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.idk.ru/analytics/30386 1.
9. Официальный сайт U.S. Census Bureau [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.census.gov/srd/papers/pdf/rr88-20.pdf.
10. Решетняк В. Россия в пяти измерениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cri.mcx.ru/docs/document/print/248134.1 .1.htm.
11. Официальный интернет-портал ФГУ «Специализированный цен тр учета в АПК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cri.mcx.ru/d ocs/document/show/ 248587.1.30.1.10.0.0.0.htm.
12. Россия и страны мира. 2008: Стат.сб. / Росстат. − M., 2008. − С. 205.
13. Алтухов А. Мировой продовольственный кризис: при чины возникновения и проблемы преодоления // АПК: экономика, управление. – 2010. − № 2. − С. 20.
14. Официальный электронный ресурс ежедневной деловой газеты РБК daily [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2010/08/09/world/500811.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 07:30:47