Туристическая отрасль в новых экономических условиях – поиск новых возможностей и направлений

Ахремчик Д.В.1
1 Международный инновационный университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 6 (Июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49089390
Цитирований: 13 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Динамика современных реалий, вызванных ограничениями в связи с проведением спецоперации определила новый этап развития сферы туризма в мире и в России. Выездной туристический поток из России сократился в разы, а внутренний туризм приобретает новое значение. Внутренний туризм дополняется новыми маршрутами, новыми направлениями туризма. Особый интерес, в данный момент, вызывает такой перспективный и новый для России и Приморского края подвид гастрономического туризма как алкогольный туризм или энотуризм. Целью исследования является анализ туристической отрасли в новых экономических условиях. Методологической базой исследования выступают общенаучные методы исследования: диалектический, анализа и синтеза, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации, сравнение, сопоставление, дедукция и индукция. В данной статье рассмотрены такие понятие как «туризм», «внутренний туризм». Рассмотрены государственные меры поддержки предприятий в сфере туризма, и оценены перспективы развития внутреннего туризма в России. Выделены существующие проблемы туристической отрасль в новых экономических условиях, выделены перспективы развития туристической отрасли в текущих реалиях. В текущий момент, автор приходит к выводу, что туристическим фирмам, которые работали на иностранном направлении, придется перепрофилироваться либо на страны, которые остались доступными для полетов, либо на развитие внутреннего туризма. Наиболее приоритетными окажутся те компании, которые продолжат свою деятельность в развитии путешествий по России. В такой ситуации государство максимально готово оказать поддержку этой отрасли.

Ключевые слова: внутренний туризм, туристическая отрасль развитие, новая реальность, экономика

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение. В последние несколько лет сфера туризма была вовлечена в ситуацию тотальной нестабильности. Напряженная политическая и экономическая ситуация в мире, санкции, введенные против России, изменение курса валют привели к колоссальному сокращению количества путешествий и, как следствие, стагнации всего туристического бизнеса. Многие туристические компании обанкротились и вынужденно покинули рынок туристических услуг, многие оставшиеся «на плаву» потерпели значительные убытки. Одним из эффективных выходов из кризисной ситуации стала попытка переориентации массового выездного потока туристов на внутренние направления путешествий. Однако система внутреннего российского туризма оказалась не готовой к такой резкой смене обстоятельств и массовому наплыву туристов. Это проявилось, прежде всего, в несоответствии ожиданий туристов, привыкших к турецкому и европейскому качеству отдыха, той реальности, которую они получили в отношении сервиса, инфраструктуры, маркетинга, логистики и т.д. в российской действительности.

Особо остро в настоящее время встает вопрос о восстановлении статуса туризма как одной из самых высокодоходных отраслей экономики. Направления дальнейшего развития индустрии туризма в целом беспокоят не только руководителей высшего звена и чиновников, но самих туристов. Только четко сформулированная концепция посткризисного развития туристской отрасли может обеспечить уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, в том числе сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.

Туризм оказывает мультипликативное влияние на занятость в 53 смежных отраслях, включая отели и гостиницы, транспорт, сельское хозяйство, финансы, строительство, поэтому всеобщее падение спроса на туристские услуги нанесло катастрофические убытки каждой из этих отраслей. И если последние 10 лет она занимала важнейшую роль в глобальной экономике, обеспечивая вклад более 10,3% мирового ВВП, формируя более 28% мирового экспорта услуг и создавая каждое десятое рабочее место в мире (330 млн человек), то на 2020–2021 гг. доходы туристических компаний сократились, по некоторым подсчетам, почти на 70% [2].

В России туризм играет значительную роль в экономике страны и регионов и, по оценкам экспертов, обеспечивает занятость более четырех млн чел. (5,6% от общей занятости) [2]. При этом, по данным на 2021 год, 5% экономики страны приходилось на туризм, вклад в ВВП составлял 5,5 трлн руб. [2].

Современная ситуация осложняется тем, что около 80% всех туристических предприятий в России – это предприятия малого и среднего бизнеса, которые не имеют достаточных финансовых резервов для самостоятельной борьбы с кризисом и сохранения рабочих мест. Однако опыт предыдущих кризисов показывает, что при правильной поддержке туризм может стать одним из важных катализаторов восстановления всей экономики [1].

Цель нашего исследования – выявить перспективы, тренды, направления, влияющие на экономические особенности развития туристической отрасли в России, а также предложить перспективное направление развития туристского продукта в России.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе сформулировано три вектора развития туризма в РФ после начала COVID-19 и специальной военной операции: развитие внутреннего туризма; создание национального агрегатора бронирования отелей и перелетов; государственная поддержка отрасли.

Гипотеза. Предполагается, что в связи с вызванными ограничениям COVID-19 и санкциями в отношении РФ необходимо осуществить разработку мероприятий по совершенствованию туризма, которые помогут внутреннему туризму РФ приобрести новое значение.

Обзор литературы. Свое исследование в сфере вопросов развития туристского продукта в России мы построили на работах следующих авторов: Соколовой М.И., Драчевой Е.Л., Саяковой С.Ш. [17] (Sayakova, 2019), Жераховского Б.Д. [9] (Zherakhovskiy, 2020), Газмагамаева М.М. [8] (Gazmagamaev, 2017), в которых раскрыты особенности различных направлений туризма в России в последние годы, среди которых отметим гастрономический туризм, религиозный туризм, туризм для лиц с ограниченными возможностями и др. Все направления туризма сегодня объединяет одно общее правило – это сконцентрированность на внутренних маршрутах и продуктах, на разработке одного вектора совершенствования технологий предоставления туристского продукта конечному потребителю внутри страны.

Также следует отметить работы авторов Н.В Рубцовой и К.С. Солодухина [6] (Rubtsova, Solodukhin, 2022), Л.Б. Нюренбергер и Н.Е. Петренко [12] (Nyurenberger, Petrenko, Shurbe, Kurnyavkin, Pristavka, 2021), Т.В. Морозовой [14] и Г.Б. Козыревой [14] (Morozova, Kozyreva, Belaya, Morozov, 2021), Ю.О. Ивановой и Н.В. Андреева [15] (Ivanova, Andreev, Pozdnyakov, 2021). Среди зарубежных исследователей – Рогледер Б. и Дигиталер [16], Вагнер Р. [5]. Однако один из наиболее цитируемых – профессор Д. Бухалис [4] (Bukhalis, 2003).

Материалы и методы. Методологической базой исследования выступают общенаучные методы исследования: диалектический, анализа и синтеза, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации, сравнение, сопоставление, дедукция и индукция.

Результаты исследования. Исследуя экономические особенности развития туристского продукта в России, надо отметить, что сегодня экономическая ситуация в России (как и мире) характеризуется рядом обстоятельств, которые влияют и играют ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности всей сферы туризма [2].

Российским туристам из-за геополитической напряженности и закрытия неба США, Канады, ЕС и Великобритании для самолетов из России стало значительно сложнее добираться до западных стран, поэтому в конце февраля – марте количество путешествий по этим направлениям резко сократилось. В списке востребованных стран остаются Абхазия, Армения, Грузия и Турция. При этом внутренние поездки в марте выросли до рекордных 83% бронирований [17, с. 34] (Sayakova, 2019, р. 34). В числе лидеров для отдыхающих в России – Сочи, Анапа, Кавказские Минеральные Воды и Крым.

По мнению автора, существуют большие проблемы туристической отрасли в новых экономических условиях, выделим основные:

1) отсутствует возможность организовывать туры в привычные направления;

2) визовые проблемы. В 2022 году многие россияне, желающие отправиться в станы ЕС, Великобританию и США, столкнулись со сложностями в оформлении шенгенских виз [3];

3) отсутствуют привычные маршруты авиаперелетов;

4) проблемы с валютой и картами:

- С 9 марта по 9 сентября этого года в России действует временный порядок операций с наличной валютой, по которому продажа наличных денег запрещена. Единственный вариант – снять доллары с валютного счета, если он был открыт до 9 марта 2022 года, но при этом существуют ограничения в размере 10 тысяч долларов США;

- туристический бизнес однозначно зависит от курса доллара (в марте 2022 года доллар стоил 120 рублей, в мае того же периода – 56 рублей), так как при расчете стоимости тура учитывается курс валют. Отметим, что сильная вариабельность курсов валют препятствует развитию туристического бизнеса, снижая покупательскую способность россиян [7] (Kobyak, Ilyina, Latkin, Valedinskaya, Astafeva, 2022);

- приостановка всех операций со стороны VISA и Mastercard. В первую очередь данная проблема коснется оказавшихся за рубежом россиян;

5) уход агрегаторов из России. После начала спецоперации с российского рынка ушли такие агрегаторы, как Airbnb и Booking, следом приостановили деятельность в России Agoda и Trivago.

Новые условия развития туризма в пределах нашего государства дают основания полагать, что основным фактором развития в сфере туризма является скоординированное управление ресурсной базой внутреннего туризма в России, а также развитие системы централизованного государственного рекламирования туристского продукта общими государственными информационными ресурсами [10, с. 114] (Karpova, Khodykina, 2016, р. 114). Хотелось бы выделить, что для развития туристского продукта в России имеет большое значение региональный подход развития туристского продукта [13].

По мнению экспертов, существуют три вектора развития сферы туризма:

1. Развитие внутреннего туризма.

Внутренний туризм является одним из наиболее значимых направлений сферы туризма, поскольку ежегодно количество внутренних путешественников значительно превышает количество международных. Поэтому первостепенной задачей для многих государств, оказавшихся в ситуации кризиса из-за пандемии, становится задача развития внутреннего туризма. Считается, что именно данное направление путешествий будет способствовать скорейшему восстановлению индустрии туризма.

Стоит предположить, что современный кризис поспособствует скорейшей трансформации индустрии туризма. Кардинальным образом изменится архитектура туризма, произойдет диверсификация туристских направлений. Перемены коснутся и предпочтений самих туристов, в то время как основные их потребности останутся прежними (потребность в смене обстановки, передвижениях, новых впечатлениях, общении и т.д.). Станут более востребованными виртуальные туры, инструменты дополненной реальности. Изменятся механизмы удовлетворения потребностей клиентов.

Своевременно выделить, что среди перспективных направлений является гастрономический туризм, который в зарубежных странах имеет огромную популярность, но неоправданно не используется полноценно в России. Современная действительность заставляет по-новому взглянуть на сферу туризма, и туристические агентства предлагают новые виды туристского продукта: развитие направлений внутреннего туризма, винные внутренние туры, событийный туризм, культурные [8, с. 72] (Gazmagamaev, 2017, р. 72).

Особый интерес в данный момент вызывает такой перспективный и новый для России и Приморского края подвид гастрономического туризма, как винный туризм, или энотуризм. Винный туризм классифицируется как вид туризма с особыми активностями, включающими посещение виноградников, виноделен, винных фестивалей и винных шоу в направлениях винного туризма. Иногда к этому определению добавляются другие аспекты, такие как: посещение местных достопримечательностей или знакомство с образом жизни местных жителей. Винный туризм – это растущая деятельность, способствующая экономическому развитию винных регионов [9, с. 43] (Zherakhovskiy, 2020, р. 43).

Одним из перспективных направлений развития туризма станет его цифровизация в виде разработки и продвижения цифровых туристских услуг. В настоящий момент этому активно способствуют музеи, выставочные залы, картинные галереи, которые проводят виртуальные экскурсии, позволяющие дистанционно насладиться экспозициями [11, с. 128] (Klochko, Dianova, 2021, р. 128).

Можно также спрогнозировать развитие экологического туризма как одного из самых безопасных с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических норм направлений туризма. Тем более что территория России располагает уникальными природными ресурсами, которые могут выступить объектами данного вида туризма. Экологический туризм не является массовым видом туризма, однако даже до сегодняшнего дня он занимал долю почти в 10% от общего потока туристов [8, с. 73] (Gazmagamaev, 2017, р. 73).

2. Создание национального агрегатора бронирования отелей и перелетов. Агрегаторы, оказывающие посреднические услуги в сфере онлайн-бронирования средств размещения, являются платформами, объединяющими, с одной стороны, постояльцев (потребителей гостиничных услуг), и с другой стороны, средства размещения (поставщиков гостиничных услуг). По данным Ассоциации туроператоров Atorus, доля Booking.com в России составляла более 80% [1]. В прошедшем 2021 г. его признали монополистом. После ухода Booking.com в 2022 г. остро встал вопрос о необходимости создания национального агрегатора бронирования отелей и перелетов, на текущий момент заменой является Яндекс.Travel.

3. Государственная поддержка отрасли. Несомненно, из этой ситуации многие туроператоры и турагенты извлекут выгоду – потенциал путешествий по России огромен, но в то же самое время туроператоры и турагенты, работавшие до этого в иностранном направлении, могут понести серьезные убытки. В связи с этим государство будет оказывать поддержку предприятиям, работающим в сфере туризма.

Прежде всего в 2022 году ввели отмену НДС на срок 5 лет для предприятий туризма и гостиничной сферы. Это в должной степени может помочь покрыть убытки, вызванные оттоком туристов, который точно будет в первое время после введения санкций. Кроме того, эта мера позволит выйти на рынок новым компаниям, желающим работать в сфере оказания туристических услуг. Также отмена НДС для гостиничного бизнеса позволит привлечь новых инвесторов, что может решить одну из главных туристических проблем в России – отели плохого качества. А если в Российской Федерации появятся отели и гостиницы, качество и уровень которых не уступают отелям и гостиницам курортов, на которых россияне привыкли отдыхать за границей, это ускорит развитие внутреннего туризма и увеличит привлекательность отдыха в России для людей [13].

Интересным предметом обсуждения в сфере туризма является программа туристического кэшбека. С 15 марта по 1 июня 2022 года граждане РФ смогут вернуть 20% от стоимости тура или проживания в отеле при оплате онлайн картой «МИР» [13]. Такая мера необходима для того, чтобы привлечь россиян к отдыху внутри страны и развитию внутреннего туризма, а также поспособствует сохранению рабочих мест в сфере туризма, гостиничного дела и смежных с ними отраслях.

Так как предприятия туризма чаще всего относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, то стоит упомянуть и меры государственной поддержки для них. Например, в 2022 году Правительство РФ наделено правом на ввод моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Это позволит избежать лишнего стресса для руководителей компаний и их сотрудников, вызванного подготовкой необходимой документации в уже напряженной мировой обстановке и не самой простой экономической ситуации на рынке туризма.

Обсуждение и заключение. Как показывает практика, рисковые ситуации не всегда влекут за собой только негативные последствия. Конечно, кризис 2020 года и санкции против России в 2022 году нанесли существенный урон отрасли туризма в числе других, не менее значимых для российской экономики отраслей. Однако открываются новые перспективы развития. То, что происходит сейчас в России, – это реальный шанс для усовершенствования инфраструктуры внутреннего туризма в РФ, реализации качественных отечественных туристских услуг по приемлемым ценам.

По мнению автора, существуют большие проблемы туристической отрасли в новых экономических условиях, выделим основные:

1) отсутствует возможность организовывать туры в привычные направления;

2) визовые проблемы;

3) отсутствуют привычные маршруты авиаперелетов;

4) проблемы с валютой и картами;

5) уход агрегаторов из России.

Туристическим фирмам, которые работали на иностранном направлении, придется перепрофилироваться либо на страны, которые остались доступными для полетов, либо на развитие внутреннего туризма. Конечно, наиболее приоритетными окажутся те компании, которые продолжат свою деятельность в развитии путешествий по России, потому что развитие внутреннего туризма будет иметь благоприятные экономические последствия для Российской Федерации [13].

А также в статье вывалено три вектора развития туризма в РФ после начала COVID-19 и специальной военной операции:

- развитие внутреннего туризма;

- создание национального агрегатора бронирования отелей и перелетов;

- государственная поддержка отрасли.

Благодаря мерам государственной поддержки предприятий сферы туризма в столь сложное в экономике время существуют перспективы для развития внутреннего туризма и привлекательности путешествий по России. На наш взгляд, эта перспектива сможет принести свои плоды через несколько лет. Ведь если внутренние путешествия станут популярны, будут развиваться места жительства, облагораживаться территории для отдыха, что в дальнейшем, после открытия границ, привлечет иностранных туристов в эти туристические места [16] (Rogleder, 2020).

Таким образом, приведенные выше мероприятия по поддержке и развитию сферы туризма будут способствовать новому этапу развития данной отрасли, который приведет к перераспределению ресурсов и конкурентных преимуществ на данном рынке.


Источники:

1. Ассоциации туроператоров Atorus. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru.
2. В «Атор» подвели туристические итоги 2021 г. Редакция «Вестника АТОР». [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (дата обращения: 02.06.2022).
3. Актуальные меры поддержки. РосТуризм. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/deyatelnost/aktualnye-mery-podderzhki (дата обращения: 02.06.2022).
4. Бухалис Д. Электронный туризм: информационные технологии для стратегического управления туризмом. Goo.gl. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/HNCPcb (дата обращения: 02.06.2022).
5. Вагнер Р. Цифровизация в туризме: все, туриндустрия хорошо подготовлена!. Intelligente-welt.de. [Электронный ресурс]. URL: https://intelligente-welt.de/digitalisierung-imtourismus-alle-achtung-die-reisebranche-ist-gut-geruestet (дата обращения: 02.06.2022).
6. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 301-314. – doi: 10.18334/epp.12.1.114074.
7. Кобяк М.В., Ильина Е.Л., Латкин А.Н., Валединская Е.Н., Астафьева О.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировой туризм: трансформационный потенциал и последствия для устойчивого восстановления // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 679-696. – doi: 10.18334/epp.12.2.114208.
8. Газмагамаев М.М. Доступный туризм – «туризм для всех» // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2017. – № 4(28). – c. 71-75.
9. Жераховский Б.Д. Доступный туризм: туризм для лиц с ограниченными возможностями // Студенческий форум. – 2020. – № 22-1(115). – c. 43-44.
10. Карпова Ю.И., Ходыкина А.Ф. Подходы к содержанию понятий «организованный туризм», «неорганизованный туризм» и «самодеятельный туризм» // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. – 2016. – № 1. – c. 206-209.
11. Клочко Е.Н., Дианова В.А. Повышение конкурентоспособности туристского рынка Краснодарского края в современных условиях // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 35(3). – c. 126-129. – doi: 10.24412/2309-4788-2021-11138.
12. Нюренбергер Л.Б., Петренко Н.Е., Шурбе В.З., Курнявкин А.В., Приставка М.В. Подходы к развитию регионального туризма в контексте турбулентности экономики впечатлений // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2967-2978. – doi: 10.18334/epp.11.12.113859.
13. Путин подписал закон о комплексе мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14001341 (дата обращения: 02.06.2022).
14. Морозова Т.В, Козырева Г.Б., Белая Р.В., Морозов А.А. Проблемы и перспективы развития этнокультурного туризма на территориях приграничья // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2565-2574. – doi: 10.18334/epp.11.11.113749.
15. Иванова Ю.О., Андреев Н.В., Поздняков К.К. Разработка модели влияния индустрии туризма и гостеприимства на экономический рост // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2979-2992. – doi: 10.18334/epp.11.12.114054.
16. Рогледер Б. Дигиталер Турисмус 2020: Со смарт Реисен действует Деутшен. Bitkom.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bitkom.org/sites/default/files/2020-03/bitkomprasentation_tourismus2020.pdf (дата обращения: 02.06.2022).
17. Саякова С.Ш. Религиозный туризм как составная часть современной индустрии туризма // Вестник дипломатической академии министерства иностранных дел Кыргызской республики им. Казы Дикамбаева. – 2019. – № 11. – c. 33-40.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:54