Indicators for Assessing the Contribution of Tourism to the Regional Economy: an Analytical Review and Systematization
Download PDF | Downloads: 27
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 9-1 / September, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article rectifies and systematizes the main economic indicators reflecting the level of the tourism development in the region. It analyzes the existing systems of economic indicators of tourism in the regions and in the Russian Federation. The author systematizes economic indicators of tourism developed as a result of the analysis.
Keywords: tourism industry, economic indicators gross regional product, tourism value added, tourism edition
Динамика и масштабы происходящих преобразований в сфере становления и развития туризма предопределили необходимость упорядочения и систематизации научных знаний в этой области.
На сегодняшний момент много научных разработок посвящены проблемам туризма. Научный подход к туризму излагается в работах проф. В.Г. Гуляева, проф. М.Н. Дмитриева, проф. Ефремовой, проф. Зорина и других ученых. Переведены труды известных западных специалистов в этой области: О. Браймера, Х. Годрифи, И. Голднера, Ф. Котлера, Дж. Р. Уокера.
Достоинствами многих работ являются попытки авторов обосновать фактическое наличие воздействия туризма на валовой региональный продукт (ВРП) и выбрать инструменты измерения этого воздействия.
Экономические обоснования и модели, представленные в работах, заслуживают внимания, но являются условными, требуют уточнения.
Для определения системы экономических показателей, отражающих развитие туризма в регионе, необходимо проанализировать существующие системы экономических показателей туризма.
Информация о туризме в России публикуется Росстатом в сборнике «Туризм и туристские ресурсы в России». Из обзора разделов и структуры сборника следует, что в основном представлены показатели инфраструктуры.
С 2002 года Росстат ежегодно выпускает сборник «Туризм в цифрах», где приводится информация о развитии мирового туристического рынка, состоянии туризма в России, региональных аспектах развития туризма.
Две подгруппы компаний, обеспечивающих туризм
Показатели экономического развития туризма, предоставляемые субъектами федерации в Минэкономразвития России ежегодно в рамках разработки прогнозов социально-экономического развития России и регионов, характеризуют: приток туристов в регион, объем потребления туристов в регионе, рост цен по предприятиям и организациям туристской отрасли.
Территориальные органы Росстата осуществляют сбор, агрегирование и предоставление информации о деятельности туристских фирм, средствах размещения, объектов культуры и спорта, а так же о туристских потоках на территории региона. Данные по Нижегородской области, представлены в следующих сборниках и отчетах.
1. Статистический ежегодник «Нижегородская область, 2010 год».
2. Краткий статистический сборник «Нижегородская область в цифрах 2010».
3. Краткие итоги социально-экономического развития Приволжского федерального округа.
4. Краткосрочные экономические показатели Нижегородской области.
5. Доклад «Социально-экономическое положение Нижегородской области».
Исследование информации в сборниках, показало, что для более точного расчета вклада туризма в экономику региона рекомендуется уточнить существующую систему экономических показателей и добавить показатели ряда видов деятельности. В том числе: страхование туристов, их питание, обеспечение досуга туристов, обеспечение визового обслуживания туристов, обеспечение связью, обеспечение медицинским обслуживанием, услуги организаций розничной торговли. Вместе с тем для детального изучения ситуации в туристской отрасли целесообразно делить компании, обеспечивающие туризм, на две подгруппы: основные и сопутствующие, что обусловлено степенью влияния различных организаций на экономику региона. Организации, входящие в основную группу, обладают большей степенью влияния на развитие экономики региона.
Организации, относящиеся к группе сопутствующих отраслей, оказывают незначительное влияние на экономику, но для более точного расчета вклада туризма в экономику региона, автором предлагается оценить вклад от туристской деятельности этих организаций.
Построение системы показателей туристической деятельности
Состав туризма уточняется автором посредством объединения подходов, предложенных проф. М.Н. Дмитриевым и доц. М.Н. Забаевой и Росстатом РФ. Автор считает туристскими следующие отрасли: туроперейтинг, общественное питание, организация размещения, физическая культура и спорт, культура, страхование, паспортновизовая деятельность, связь, розничная торговля, образование, строительство, пассажирский транспорт.
Построение системы показателей результатов экономической деятельности на основе предложенной группировки позволит сравнивать результаты деятельности отдельных элементов экономики и определять роль отдельного производителя, отрасли, сектора в формировании показателей, характеризующих экономику в целом.
На основе анализа существующей системы показателей, автором предложен уточненный перечень групп показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятий входящих в инфраструктуру туризма (см. табл. на с. 154-155).
Система состоит из двух групп, каждая из которых содержит перечень организаций по виду деятельности, каждый вид деятельности в свою очередь содержит два основных и ряд уточняющих показателей. К основным показателям, рекомендуемым для оценки уровня развития туристской отрасли, следует относить: туристскую добавленную стоимость (ТДС), туристский выпуск (ТВ).
Остальные показателей являются уточняющими.
Вклад туризма в экономику отдельного региона определяется долей туризма в ВРП этого региона, поэтому в качестве обобщающего показателя, нами предлагается принять удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП. Удельный вес туристской добавленной стоимости характеризует уровень развития туризма как экономической системы региона.
Выводы
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что туризм представляет собой сложную и объемную комплексную систему, анализ состояния и развития которой определяется представленной системой экономических показателей.
Страница обновлена: 13.05.2025 в 03:31:22