Экономическая эффективность третичного сектора экономики (на примере туристической и образовательной сферы)

Защитина Е.К.1, Плешивцева А.А.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211460
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В данной статье на примере туристической и образовательной сферы проведен анализ эффективности третичного сектора экономики, а также выявлены мировые тенденции его развития. Так, представлен анализ состояния мировой сферы услуг за последние 20 лет и выявлены страны-лидеры по показателю добавленной стоимости сферы услуг в объеме мирового валового внутреннего продукта (ВВП), а также те страны, ВВП которых формируется исключительно доходами от сферы услуг. Определено, что сферы образования и туризма являются флагманами сферу услуг, в первую очередь по тому, что они оказывают значительное влияние на развитие сопутствующих отраслей. По оценкам экспертов только развитие туристической сферы затрагивает более 40 других сфер экономики, а образование является неотъемлемой частью развития всех существующих отраслей экономики, в первую очередь за счет вклада в формирование нематериальных активов. Определено, что в связи с этим сложным является проведение оценки их экономической эффективности (доли в объеме ВВП) В связи с этим на основании концепций экономики образования и экономики туризма в статье приведена интерпретация экономических показателей применительно к сфере туризма, которые характеризуют деятельность туристской организации, значимость состояния материально-технической базы и регулярного финансово-экономического анализа работы предприятия в целях определения рентабельности и дальнейших шагов по эффективному развитию бизнеса.

Ключевые слова: мировая экономика, нематериальные активы, мировая сфера услуг, экономическая эффективность, туристическая сфера, образовательная сфера

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках научного проекта №МК-3407.2022.2 «Трансформация мирового рынка услуг высшего образования: возможности для глобальной и национальной экономики».

JEL-классификация: F01, F63, I25, Z31, Z32



Введение

В настоящее время сфера услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики и занимает значительную долю как в мировой структуре валового внутреннего продукта (ВВП), так и в структуре различных стран. Особенностью сферы услуг является и ее влияние на сопутствующие отрасли, которое особенно велико у сферы туризма и сферы образования, ведь они способствуют не только удержанию конкурентных преимуществ стран, но и имеют большое значение при формировании новых, основанных на появляющихся трендах, присущих всему глобальному рынку, среди которых: изменение конъюнктуры рынка и бизнес-моделей, стремительная цифровизация и новые формы глобализации, изменение технологических укладов и переход на новую ступень промышленной революции.

Целью данной статьи является определение экономической эффективности (в теоретическом и практическом плане) третичного сектора экономики (и предприятий, его составляющих) на примере туристической и образовательной сферы.

Авторская гипотеза заключается в том, что в связи со спецификой туристической и образовательной сферы их экономическая эффективность (в том числе вклад в ВВП страны) должны рассчитываться с учетом их вклада в развитие сопутствующих отраслей.

Для подтверждения авторской гипотезы и достижения поставленной цели при использовании методов компаративного и ретроспективного анализа, синтеза и аналогий, форсайта и графической интерпретации данных были рассмотрены особенности развития мировой сферы услуг, выявлено, что сфера образования и туризма являются флагманами мировой сферы услуг, а также представлены возможные варианты оценки экономической эффективности сферы туризма и образования с учетом сложностей при оценке стоимости нематериальных активов.

Исследование проводилось на основании анализа статистических данных, представленных в отчетах Всемирного банка, Мировых отчетах по развитию туризма (Travel & Tourism Development Index), состоянию нематериальных активов (GIFT – Global Intangible Finance Tracker; Intangible Assets Financial Statement Impact Comparison Report) и национальных проектах Российской Федерации, а также исследованиях российских ученых по вопросам развития сферы услуг в современных условиях (на примере сферы туризма и сферы образования): Д.В. Ахремчика [1] (Ahremchik, 2022), О.Н. Владимировой и А.О. Славиковского [2] (Vladimirova, Slavikovskij, 2021), Н.К. Зокировой и М.Я. Ходжаевой [3] (Zokirova, Hodzhaeva, 2021), П.В. Павлова и Е.К. Защитиной [4, 5] (Puti, 2020; Zashchitina, 2019), а также особенностей учета нематериальных активов в стоимости компаний: оценки экономической эффективности предприятий сферы туризма и сферы образования: Д.Г. Баршнова [6] (Brashnov, 2011), А.Б. Вифлеемского [7] (Vifleemskij, 2003), Е.К. Защитиной и А.В. Карагодина [8] (Zashchitina, Karagodin, 2022), А.В. Квартальнова [9] (Kvartalnov, 2002), О.В. Каурова, А.Н. Малолетко и Е.Н. Подсеваловой [10] (Kaurov, 2011), С.С. Скобкина [11] (Skobkin, 2011).

Таким образом, были получены элементы научной новизны, непосредственно основанные на реализации поставленных целей и задач, а также предложенном системном подходе к оценке экономической эффективности третичного сектора экономики: на примере туристической и образовательной сферы.

Развитие мировой сферы услуг

В настоящее время сфера услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики и насчитывает около двухсот различных видов услуг, которые можно разделить на две большие категории: услуги сферы обслуживания и услуги социальной сферы. В 2020 году, по данным Всемирного банка, объем добавленной стоимости сферы услуг составил 55,81 трлн долл. США, что составило рекордные 65,7% от мирового валового внутреннего объема (ВВП) [12]. В таблице 1 представлена динамика изменения влияния сферы услуг на мировой ВВП за последние 20 лет.

Таблица 1

Состояние мировой сферы услуг, 2000–2020 гг.

Год
Объем добавленной стоимости сферы услуг, трлн долл. США
Доля сферы услуг в структуре ВВП, %
2000
21,53
63,6
2002
22,72
65,1
2004
28,32
64,2
2006
32,6
63
2008
39,9
62,2
2010
41,81
62,8
2012
46,94
62,2
2014
49,85
62,5
2016
49,59
64,9
2018
55,39
64,1
2020
55,81
65,7
Источник: подготовлено авторами по материалам [12].

За рассматриваемый промежуток времени мировой объем добавленной стоимости сферы услуг снижался трижды: в 2009, 2015 и 2020 годах, что может быть обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, военными действиями на Украине, начавшимися в 2014 году, и пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), возникшей в конце 2019 года.

В 2020–2021 годах лидерами (ТОП-10) по показателю добавленной стоимости сферы услуг являются Соединенные Штаты Америки (16,8 трлн долл. США – 30% от общего объема), Китай (9,5 трлн долл. США – 17% от общего объема), Япония (3,5 трлн долл. США – 6% от общего объема), Германия (2,7 трлн долл. США – 5% от общего объема), Великобритания (2,3 трлн долл. США – 4% от общего объема), Франция (2,1 трлн долл. США – 4% от общего объема), Индия (1,5 трлн долл. США – 3% от общего объема), Италия (1,4 трлн долл. США – 3% от общего объема), Республика Корея (1 трлн долл. США – 2% от общего объема), Австралия (1 трлн долл. США – 2% от общего объема), формируя 76% в общем объеме мировой сферы услуг. Российская Федерация по данному показателю занимает 13-е место (0,9 трлн долл. США – 2% от общего объема) [4] (Pavlov, Zashchitina, Karagodin, 2020).

При этом существуют страны и территории, ВВП которых формируется в основном доходами, формируемыми сферой услуг, среди них Острова Мэн (доля сферы услуг в ВВП составляет 93,9%), Бермуды (90,3%), Гонкон (89,6%), Макао (88,7%), Каймановы острова (86,9%), Ливан (81,3%), Соединенные Штаты Америки (80,1%), Андорра (79,8%), Люксембург (79,3%), Багамы (78,6%). В Российской Федерации данный показатель в 2021 году составил 53%, что ниже, чем в 2019 году (54%) [13].

В целом можно отметить, что наиболее развита сфера услуг в странах с высоким уровнем дохода (71,8% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 70% доли услуг в общемировом объеме), далее страны по уровню дохода расположились следующим образом [12]:

‒ страны с доходами выше среднего (54,2% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 26% доли услуг в общемировом объеме);

‒ страны со средним уровнем дохода (52,5% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 34% доли услуг в общемировом объеме),

‒ страны с низким и средним уровнем дохода (52,2% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 34% доли услуг в общемировом объеме);

‒ страны с доходами ниже среднего (52,2% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 7% доли услуг в общемировом объеме);

‒ страны с низким уровнем дохода (35,5% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 0,4% доли услуг в общемировом объеме).

Таким образом, можно отметить, что во многих странах наблюдается экспансия сферы услуг (третичного сектора экономики, а в отношении сферы образования и информационных технологий еще и четвертичный сектор) по сравнению с другими секторами, в том числе первичным сектором экономики (добыча и переработка сырья), вторичным сектором экономики (отрасли обрабатывающей промышленности). Все это приводит к формированию сервисной экономики и, как следствие, к проведению различными странами мира политики по поддержке отраслей, составляющих сферу услуг, и предприятий, их представляющих.

Образование и туризм – флагманы сферы услуг

Флагманами сферы услуг, оказывающими не только прямое, но косвенное воздействие на развитие других отраслей экономики и в целом формирование конкурентных преимуществ страны, являются туристическая и образовательная отрасли. Так, в 2020 г. доля туристической отрасли в мировом ВВП составила 5,5%, а количество предоставляемых рабочих мест – 272 млн единиц (при этом в «доковидный» 2019 год данные показатели составляли 10,4% и 334 млн рабочих мест) [14]. Если говорить про долю сферы образования, то в 2021 году она составила около 6% мирового ВВП (доля сферы высшего образования – 2% мирового ВВП), а капитализация мирового рынка образования составила 300 млрд долл. США [15, 16].

При этом основным в данных отраслях экономики является именно их вклад в развитие сопутствующих отраслей, который трудно поддается финансовым подсчетам. Так, если рассматривать сферу туризма, то по оценкам экспертов, экономический эффект (вклад в ВВП) от ее развития с учетом сопутствующих отраслей практически в 3 раза превышает прямой экономический эффект, получаемый исключительно от туризма (рис. 1).

Рисунок 1. Прямое и общее воздействие сферы туризма на мировой ВВП, 2020–2029, млрд долл. США (прогнозные значения)

Источник: подготовлено авторами по материалам [17].

В связи с этим туризм как социально-экономический феномен, влияющий на качество жизни людей, а также «экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты, созданию новых рабочих мест и улучшению инфраструктуры» [18], все чаще привлекает внимание гуманитарных наук и становится объектом анализа и исследования социологии, психологии, экономики, права и других дисциплин, а в Российской Федерации с целью развития туризма выделен отдельный национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», призванный не только повысить привлекательность въездного туризма, но и расширить возможности внутреннего туризма, что становится особенно популярно в условиях пандемии и санкций [19]. Кроме положительного влияния на экономику, туризм способствует и культурному развитию общества, интеллектуальному и духовному развитию человека. Таким образом, туризм уже давно стал отдельной индустрией, способствующей не только формированию элементов мягкой силы (активно используются культурно-исторические и архитектурные достопримечательности страны, объекты культурного отдыха региона и многое другое), но и появлению новых рабочих мест.

Говоря о сфере образования, в целом сложно выделить те отрасли, на которые она бы не влияла, ведь данная сфера формирует человеческий капитал, способствует инновационному развитию страны и экономики знаний, развитию нематериальных активов, а также является основой при формировании «культурного кода» страны и механизмов «мягкой силы» на мировой арене. В связи с этим в рамках данной статьи приведем пример востребованности нематериальных активов. Так, в настоящее время, по оценкам экспертов, доля нематериальных активов в среднем в стоимости компаний составляет 90% (для сравнения: в 1975 году она была 17%, а в 1995 году – 68%) [21]. Среди отраслей с наибольшей долей нематериальных активов в своей структуре (с учетом нераскрытой стоимости нематериальных активов и гудвилла) выделяются те, которые связаны с космосом и обороной (92%), косметикой и парфюмерией (90%), интернетом и программным обеспечением (89%), а также здравоохранением (88%) [21].

Также в определении влияния сферы образования на другие отрасли интересным будет привести пример динамики доли доходов за обучение и сопутствующих доходов, получаемых при реализации программ экспорта высшего образования в Российской Федерации. Так, по экспертным оценкам, доля прямых доходов (непосредственно за обучение) составляет всего 30%, а доля сопутствующих доходов – 70% от общей экономической эффективности экспорта высшего образования в стране [5] (Zashchitina, 2019). На рисунке 2 приведены данные за 2015/2016 учебный год и 2020/2021 учебный год применительно ко всем субъектам Российской Федерации.

Рисунок 2. Доля прямых и сопутствующих доходов от экспорта высшего образования в Российской Федерации (оценочные данные)

Источник: подготовлено авторами по материалам [5] (Zashchitina, 2019).

Оценка экономической эффективности сферы туризма и образования

Для успешного развития предприятий сферы услуг, как и предприятий сферы образования, нужны ресурсы, в том числе природные, трудовые и финансовые. Отсутствие любого из названных делает невозможным существование организации. Поэтому весь ее хозяйственный процесс должен стремиться не только не потерять эти факторы производства, но и правильно использовать их для получения прибыли. Экономический аспект для предприятий сферы туризма и образования, как и для предприятий остальных секторов экономики, имеет главное значение при определении эффективности организации. В связи с этим появляются отдельные подотрасли экономики, такие как экономика туризма и экономика образования. Так, под экономикой туризма понимается «система отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности» [9] (Kvartalnov, 2002), а под экономикой образования – наука, занимающаяся изучением «социально-экономических отношений, связанных с производством, распределением и потреблением образовательных услуг, а также исследующая влияние уровня образования на экономический рост и благосостояние общества и личности» [7] (Vifleemskij, 2003).

Несмотря на появление отдельных отраслей, занимающихся исследованием сферы туризма и образования, продолжают возникать вопросы, связанные с подсчетом их вклада в ВВП, а также оценкой отдельных экономических показателей компаний, входящих в данные отрасли. В первую очередь данная проблема связана с тем, что данные отрасли зависят от нематериальных активов, а до сих пор на мировом уровне выработан единый подход к их учету. Так, в России c 2021 года действует Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», в котором закреплены основные критерии, при соответствии которым объект может быть приравнен к нематериальному активу, а на мировом уровне учет нематериальных активов осуществляется на основании Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 3, на основании которого нематериальные активы разделяются на основные категории, включающие в себя источники интеллектуальной собственности, наличие имущественных прав и деловой репутации, человеческий капитал (табл. 2) [8] (Zashchitina, Karagodin, 2022).

В свою очередь, в 2022 году Росстат разработал новый способ оценки доли сферы туризма в структуре валового внутреннего продукта страны, согласно которой она будет рассчитываться исходя из суммы валовой добавленной стоимости всех видов деятельности, относящихся к сфере туризма по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности [22].

Таблица 2

Различные подходы к классификации нематериальных активов

Отчет о сравнении влияния финансовой отчетности нематериальных активов (Polemon Institute LLC, Aon Empower)
Категории нематеринальных активов согласно МСФО 3
(Brand Finance GIFT)
‒ интеллектуальная собственность;
‒ права, которые могут быть защищены интеллектуальной собственностью;
‒ бренд, который может быть защищен интеллектуальной собственностью;
‒ «твердые» нематериальные активы, которые могут быть защищены интеллектуальной собственностью;
‒ данные, которые могут быть защищены интеллектуальной собственностью;
‒ права, не связанные с получением дохода;
‒ связи и взаимоотношения;
‒ общественные права
‒ нематериальные активы, связанные с маркетингом
‒ нематериальные активы, основанные на взаимоотношениях с клиентами
‒ нематериальные активы, закрепленные документально;
‒ нематериальные активы, основанные на технологиях;
‒ нематериальные активы, связанные с произведениями искусства
Источник: подготовлено авторами по материалам [20, 21].

При этом немаловажным является анализ показателей экономической деятельности предприятий, составляющих отрасль в целом, ведь без прибыли и рентабельности нет смысла в хозяйственной деятельности. На величину прибыли могут повлиять как внешние факторы, так и внутренние. Например, конъюнктура рынка, изменение цен на потребляемые топливно-энергетические и материально-сырьевые ресурсы, изменения на рынке валют, природные катастрофы и многое другое являются такими внешними факторами, которые невозможно продумать или предсказать. Нередко именно они могут стать причиной потери бизнеса. Так случилось и в 2020–2021 годах, когда из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 мировая сфера услуг (особенно остро это коснулось сферы туризма и образования) смогла продолжить свое существование только благодаря поддержке государств, а также массовому внедрению цифровых технологий и полной смене бизнес-моделей.

Среди внутренних факторов можно выделить грамотное планирование работы и уровень управленческих компетенций руководства, наличие конкурентных преимуществ предлагаемых «продуктов», а также финансовую эффективность компании. Для примера приведем показатели, по которым возможно оценить эффективность экономической деятельности сферы туризма и предприятий, ее составляющих (табл. 3).

Таблица 3

Показатели оценки экономической эффективности предприятий сферы туризма и предприятий, ее составляющих

Наименование показателя
Описание
Объем туристского потока
Общее число туристов, туродней, продолжительность (средняя) пребывания туристов в стране или регионе
Средняя величина туристских расходов в сутки
Расходы, которые необходимы для обеспечения пребывания одного туриста
Состояние и развитие материально-технической базы
Оценивается исходя из коечного фонда других средств размещения, числа мест на предприятиях питания и развлечения обслуживающих туристов, а также иных предприятий сопутствующей сферы. Мощность коечного фонда состоит из: числа койко-мест, которые используются постоянно (круглый год), числа койко-мест и дней сезонного использования. В мире существует тридцать систем классификаций средств размещения. Они длятся на две группы – по европейской системе и по балльной. В каждой стране существует своя национальная система классификации гостиниц, но она должна быть максимально приближена к мировым стандартам. Европейская система основана на классификации, принятой во Франции, когда уровень гостиницы оценивается присвоением определенного количества звезд. Наиболее популярной считается пятизвездочная система: высшему классу (люкс) дается оценка 4–5 звезд; туристскому классу – 2–3 звезды (наиболее многочисленная группа); экономклассу – 1–2 звезды (реже используются турфирмами). Балльная система действует тогда, когда гостиницу оценивает экспертная комиссия. Она проводит математический анализ данных и выдает результат работы в баллах. В России принята Система классификации гостиниц и других средств размещения. Она строится на балльной шкале, но адаптирована к европейской
Показатели финансово-экономической деятельности туристской организации
Рассчитываются после комплексного изучения работы туристской организации и включают в себя: объем реализации туристских услуг, производительность труда, уровень расходов на оплату труда, использование производственных фондов, себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность и иные финансовые показатели
Показатели торгового баланса отрасли (развитие въездного, въездного и внутреннего туризма)
Это показатель, учитывающий число туристов (в рамках въездного, выездного и внутреннего туризма), число их туродней и суммарных денежных затрат
Источник: подготовлено авторами по материалам [6, 10, 11] (Brashnov, 2011; Kaurova, 2011; Skobkin, 2011).

Рассмотрим более подробно показатели финансово-экономической деятельности туристской организации. Их возможно разделить на две категории: абсолютные (объем реализации услуг, объем обслуживания туристов, количество мест, себестоимость обслуживания, численность работников туристского предприятия, размер заработной платы, прибыль) и относительные (производительность труда, коэффициенты ритмичности и сезонности).

Существует несколько методов финансово-экономического анализа, среди которых:

‒ горизонтальный (определяет абсолютные и относительные изменения различных величин за определенный период и служит дополнением к вертикальному анализу);

‒ вертикальный (позволяет посчитать удельные веса отдельных величин, а также проанализировать динамику изменения статей затрат и прибылей, т.е. результатов деятельности);

‒ трендовый;

‒ коэффициентный.

При анализе текущих активов предприятия по своим краткосрочным обязательствам используются коэффициенты ликвидности и коэффициенты оборачиваемости, также очень важными для компании считаются коэффициенты финансовой устойчивости, которые позволяют оценить уровень финансового риска и стабильности, окончательную оценку общей эффективности деятельности фирмы дает коэффициент рентабельности (прибыльности). Установлена целая группа показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (собственного капитала), рентабельность продаж, рентабельность производства, рентабельность активов, рентабельность отдельных видов услуг и продукции. Все названные показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом и отдельных направлений в частности.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время сфера услуг представляет собой динамично развивающуюся сферу, которая в условиях перехода на новый этап технологической революции (Индустрия 4.0) является двигателем развития мировой экономики. При этом большое влияние на развитие сферы услуг оказывают отрасли туризма и образования, которые несут большой вклад не только за счет прямого воздействия, но и за счет развития сопутствующих отраслей. При этом немаловажно помнить и о необходимости оценки и поддержки не только отрасли, но и каждых отдельных организаций, ее составляющих, которые сами определяют цели, ради которых они создавались и функционируют и разрабатывают свою систему качественных и количественных показателей развития, определяют темпы роста, тенденции, перспективу и предлагают новые конкурентные продукты с учетом инноваций и запросов потребителей. При этом важную роль играет и государство, которое в целом способствует развитию отрасли и помогает преодолевать кризисные ситуации.


Источники:

1. Ахремчик Д.В. Туристическая отрасль в новых экономических условиях – поиск новых возможностей и направлений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1781-1790. – doi: 10.18334/epp.12.6.114888.
2. Владимирова О.Н., Славиковский А.О. Факторы, определяющие условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1595-1612. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113853.
3. Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я. Актуальные аспекты цифровой трансформации образовательной среды // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1259-1272. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112998.
4. Павлов П.В., Защитина Е.К., Карагодин А.В. Пути и инструменты реструктуризации экономики России посредством институтов развития. / Монография. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2020. – 267 c.
5. Защитина Е.К. Влияние интернационализации высшего образования на увеличение несырьевого экспорта страны. / Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук: спец. 08.00.14 «Мировая экономика». - Ростов-на-Дону, 2019. – 233 c.
6. Брашнов Д.Г. Гостиничный сервис и туризм. / Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 224 c.
7. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. / Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2003.
8. Zashchitina E.K., Karagodin A.V. Intangible assets in modern transnational corporations in service industry // Acta logistica. – 2022. – № 3. – p. 245-253. – doi: 10.22306/al.v9i3.304.
9. Квартальнов А.В. Туризм. / Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 c.
10. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Подсевалова Е.Н. Финансово-экономический анализ предприятия туристской индустрии. / Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. – 216 c.
11. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ). / Учебное пособие. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 431 c.
12. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NV.SRV.TOTL.CD (дата обращения: 24.10.2022).
13. Travel & Tourism Development Index 2021. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/travel-and-tourism-development-index-2021 (дата обращения: 29.10.2022).
14. Доля туризма в мировом ВВП в 2020 году снизилась вдвое. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/763066 (дата обращения: 29.10.2022).
15. The global higher education technology market is projected to grow from $85.43 billion in 2021 to $169.72 billion in 2028 at a CAGR of 10.3% in forecast period. Fortunebusinessinsights.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fortunebusinessinsights.com/higher-education-market-104503 (дата обращения: 30.10.2022).
16. Мировой рынок онлайн-образования (аналитический обзор: история, тенденции, перспективы, прогнозы). Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/675612 (дата обращения: 01.11.2022).
17. Outlook of the direct and total contribution of travel and tourism to GDP from 2020 to 2029. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1093486/travel-tourism-gdp-worldwide-outlook (дата обращения: 25.10.2022).
18. Рабочие места и развитие инфраструктуры: как туризм влияет на экономику регионов. Национальныепроекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/rabochie-mesta-i-razvitie-infrastruktury-kak-turizm-vliyaet-na-ekonomiku-regionov (дата обращения: 29.10.2022).
19. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Национальныепроекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm (дата обращения: 01.11.2022).
20. Empower Results. Intangible Assets Financial Statement Impact Comparison Report. Aon. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aon.com/getmedia/60fbb49a-c7a5-4027-ba98-0553b29dc89f/Ponemon-Report-V24.aspx (дата обращения: 01.11.2022).
21. Global Intangible Finance Tracker (GIFTTM) – an annual review of the world’s intangible value-2021. Brandfinance.com. [Электронный ресурс]. URL: https://brandfinance.com/wp-content/uploads/1/gift_2.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
22. Росстат раскрыл новый способ оценки доли туризма в ВВП. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/01/25/906393-otsenki-turizma (дата обращения: 01.11.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:06