Экономическая эффективность третичного сектора экономики (на примере туристической и образовательной сферы)
Защитина Е.К.1, Плешивцева А.А.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211460
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В данной статье на примере туристической и образовательной сферы проведен анализ эффективности третичного сектора экономики, а также выявлены мировые тенденции его развития. Так, представлен анализ состояния мировой сферы услуг за последние 20 лет и выявлены страны-лидеры по показателю добавленной стоимости сферы услуг в объеме мирового валового внутреннего продукта (ВВП), а также те страны, ВВП которых формируется исключительно доходами от сферы услуг. Определено, что сферы образования и туризма являются флагманами сферу услуг, в первую очередь по тому, что они оказывают значительное влияние на развитие сопутствующих отраслей. По оценкам экспертов только развитие туристической сферы затрагивает более 40 других сфер экономики, а образование является неотъемлемой частью развития всех существующих отраслей экономики, в первую очередь за счет вклада в формирование нематериальных активов. Определено, что в связи с этим сложным является проведение оценки их экономической эффективности (доли в объеме ВВП) В связи с этим на основании концепций экономики образования и экономики туризма в статье приведена интерпретация экономических показателей применительно к сфере туризма, которые характеризуют деятельность туристской организации, значимость состояния материально-технической базы и регулярного финансово-экономического анализа работы предприятия в целях определения рентабельности и дальнейших шагов по эффективному развитию бизнеса.
Ключевые слова: мировая экономика, нематериальные активы, мировая сфера услуг, экономическая эффективность, туристическая сфера, образовательная сфера
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках научного проекта №МК-3407.2022.2 «Трансформация мирового рынка услуг высшего образования: возможности для глобальной и национальной экономики».
JEL-классификация: F01, F63, I25, Z31, Z32
Введение
В настоящее время сфера услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики и занимает значительную долю как в мировой структуре валового внутреннего продукта (ВВП), так и в структуре различных стран. Особенностью сферы услуг является и ее влияние на сопутствующие отрасли, которое особенно велико у сферы туризма и сферы образования, ведь они способствуют не только удержанию конкурентных преимуществ стран, но и имеют большое значение при формировании новых, основанных на появляющихся трендах, присущих всему глобальному рынку, среди которых: изменение конъюнктуры рынка и бизнес-моделей, стремительная цифровизация и новые формы глобализации, изменение технологических укладов и переход на новую ступень промышленной революции.
Целью данной статьи является определение экономической эффективности (в теоретическом и практическом плане) третичного сектора экономики (и предприятий, его составляющих) на примере туристической и образовательной сферы.
Авторская гипотеза заключается в том, что в связи со спецификой туристической и образовательной сферы их экономическая эффективность (в том числе вклад в ВВП страны) должны рассчитываться с учетом их вклада в развитие сопутствующих отраслей.
Для подтверждения авторской гипотезы и достижения поставленной цели при использовании методов компаративного и ретроспективного анализа, синтеза и аналогий, форсайта и графической интерпретации данных были рассмотрены особенности развития мировой сферы услуг, выявлено, что сфера образования и туризма являются флагманами мировой сферы услуг, а также представлены возможные варианты оценки экономической эффективности сферы туризма и образования с учетом сложностей при оценке стоимости нематериальных активов.
Исследование проводилось на основании анализа статистических данных, представленных в отчетах Всемирного банка, Мировых отчетах по развитию туризма (Travel & Tourism Development Index), состоянию нематериальных активов (GIFT – Global Intangible Finance Tracker; Intangible Assets Financial Statement Impact Comparison Report) и национальных проектах Российской Федерации, а также исследованиях российских ученых по вопросам развития сферы услуг в современных условиях (на примере сферы туризма и сферы образования): Д.В. Ахремчика [1] (Ahremchik, 2022), О.Н. Владимировой и А.О. Славиковского [2] (Vladimirova, Slavikovskij, 2021), Н.К. Зокировой и М.Я. Ходжаевой [3] (Zokirova, Hodzhaeva, 2021), П.В. Павлова и Е.К. Защитиной [4, 5] (Puti, 2020; Zashchitina, 2019), а также особенностей учета нематериальных активов в стоимости компаний: оценки экономической эффективности предприятий сферы туризма и сферы образования: Д.Г. Баршнова [6] (Brashnov, 2011), А.Б. Вифлеемского [7] (Vifleemskij, 2003), Е.К. Защитиной и А.В. Карагодина [8] (Zashchitina, Karagodin, 2022), А.В. Квартальнова [9] (Kvartalnov, 2002), О.В. Каурова, А.Н. Малолетко и Е.Н. Подсеваловой [10] (Kaurov, 2011), С.С. Скобкина [11] (Skobkin, 2011).
Таким образом, были получены элементы научной новизны, непосредственно основанные на реализации поставленных целей и задач, а также предложенном системном подходе к оценке экономической эффективности третичного сектора экономики: на примере туристической и образовательной сферы.
Развитие мировой сферы услуг
В настоящее время сфера услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики и насчитывает около двухсот различных видов услуг, которые можно разделить на две большие категории: услуги сферы обслуживания и услуги социальной сферы. В 2020 году, по данным Всемирного банка, объем добавленной стоимости сферы услуг составил 55,81 трлн долл. США, что составило рекордные 65,7% от мирового валового внутреннего объема (ВВП) [12]. В таблице 1 представлена динамика изменения влияния сферы услуг на мировой ВВП за последние 20 лет.
Таблица 1
Состояние мировой сферы услуг, 2000–2020 гг.
Год
|
Объем добавленной стоимости сферы услуг, трлн долл. США
|
Доля сферы услуг в структуре
ВВП, %
|
2000
|
21,53
|
63,6
|
2002
|
22,72
|
65,1
|
2004
|
28,32
|
64,2
|
2006
|
32,6
|
63
|
2008
|
39,9
|
62,2
|
2010
|
41,81
|
62,8
|
2012
|
46,94
|
62,2
|
2014
|
49,85
|
62,5
|
2016
|
49,59
|
64,9
|
2018
|
55,39
|
64,1
|
2020
|
55,81
|
65,7
|
За рассматриваемый промежуток времени мировой объем добавленной стоимости сферы услуг снижался трижды: в 2009, 2015 и 2020 годах, что может быть обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, военными действиями на Украине, начавшимися в 2014 году, и пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), возникшей в конце 2019 года.
В 2020–2021 годах лидерами (ТОП-10) по показателю добавленной стоимости сферы услуг являются Соединенные Штаты Америки (16,8 трлн долл. США – 30% от общего объема), Китай (9,5 трлн долл. США – 17% от общего объема), Япония (3,5 трлн долл. США – 6% от общего объема), Германия (2,7 трлн долл. США – 5% от общего объема), Великобритания (2,3 трлн долл. США – 4% от общего объема), Франция (2,1 трлн долл. США – 4% от общего объема), Индия (1,5 трлн долл. США – 3% от общего объема), Италия (1,4 трлн долл. США – 3% от общего объема), Республика Корея (1 трлн долл. США – 2% от общего объема), Австралия (1 трлн долл. США – 2% от общего объема), формируя 76% в общем объеме мировой сферы услуг. Российская Федерация по данному показателю занимает 13-е место (0,9 трлн долл. США – 2% от общего объема) [4] (Pavlov, Zashchitina, Karagodin, 2020).
При этом существуют страны и территории, ВВП которых формируется в основном доходами, формируемыми сферой услуг, среди них Острова Мэн (доля сферы услуг в ВВП составляет 93,9%), Бермуды (90,3%), Гонкон (89,6%), Макао (88,7%), Каймановы острова (86,9%), Ливан (81,3%), Соединенные Штаты Америки (80,1%), Андорра (79,8%), Люксембург (79,3%), Багамы (78,6%). В Российской Федерации данный показатель в 2021 году составил 53%, что ниже, чем в 2019 году (54%) [13].
В целом можно отметить, что наиболее развита сфера услуг в странах с высоким уровнем дохода (71,8% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 70% доли услуг в общемировом объеме), далее страны по уровню дохода расположились следующим образом [12]:
‒ страны с доходами выше среднего (54,2% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 26% доли услуг в общемировом объеме);
‒ страны со средним уровнем дохода (52,5% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 34% доли услуг в общемировом объеме),
‒ страны с низким и средним уровнем дохода (52,2% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 34% доли услуг в общемировом объеме);
‒ страны с доходами ниже среднего (52,2% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 7% доли услуг в общемировом объеме);
‒ страны с низким уровнем дохода (35,5% доля сферы услуг в структуре ВВП, что соответствует 0,4% доли услуг в общемировом объеме).
Таким образом, можно отметить, что во многих странах наблюдается экспансия сферы услуг (третичного сектора экономики, а в отношении сферы образования и информационных технологий еще и четвертичный сектор) по сравнению с другими секторами, в том числе первичным сектором экономики (добыча и переработка сырья), вторичным сектором экономики (отрасли обрабатывающей промышленности). Все это приводит к формированию сервисной экономики и, как следствие, к проведению различными странами мира политики по поддержке отраслей, составляющих сферу услуг, и предприятий, их представляющих.
Образование и туризм – флагманы сферы услуг
Флагманами сферы услуг, оказывающими не только прямое, но косвенное воздействие на развитие других отраслей экономики и в целом формирование конкурентных преимуществ страны, являются туристическая и образовательная отрасли. Так, в 2020 г. доля туристической отрасли в мировом ВВП составила 5,5%, а количество предоставляемых рабочих мест – 272 млн единиц (при этом в «доковидный» 2019 год данные показатели составляли 10,4% и 334 млн рабочих мест) [14]. Если говорить про долю сферы образования, то в 2021 году она составила около 6% мирового ВВП (доля сферы высшего образования – 2% мирового ВВП), а капитализация мирового рынка образования составила 300 млрд долл. США [15, 16].
При этом основным в данных отраслях экономики является именно их вклад в развитие сопутствующих отраслей, который трудно поддается финансовым подсчетам. Так, если рассматривать сферу туризма, то по оценкам экспертов, экономический эффект (вклад в ВВП) от ее развития с учетом сопутствующих отраслей практически в 3 раза превышает прямой экономический эффект, получаемый исключительно от туризма (рис. 1).
Рисунок 1. Прямое и общее воздействие сферы туризма на мировой ВВП, 2020–2029, млрд долл. США (прогнозные значения)
Источник: подготовлено авторами по материалам [17].
В связи с этим туризм как социально-экономический феномен, влияющий на качество жизни людей, а также «экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты, созданию новых рабочих мест и улучшению инфраструктуры» [18], все чаще привлекает внимание гуманитарных наук и становится объектом анализа и исследования социологии, психологии, экономики, права и других дисциплин, а в Российской Федерации с целью развития туризма выделен отдельный национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», призванный не только повысить привлекательность въездного туризма, но и расширить возможности внутреннего туризма, что становится особенно популярно в условиях пандемии и санкций [19]. Кроме положительного влияния на экономику, туризм способствует и культурному развитию общества, интеллектуальному и духовному развитию человека. Таким образом, туризм уже давно стал отдельной индустрией, способствующей не только формированию элементов мягкой силы (активно используются культурно-исторические и архитектурные достопримечательности страны, объекты культурного отдыха региона и многое другое), но и появлению новых рабочих мест.
Говоря о сфере образования, в целом сложно выделить те отрасли, на которые она бы не влияла, ведь данная сфера формирует человеческий капитал, способствует инновационному развитию страны и экономики знаний, развитию нематериальных активов, а также является основой при формировании «культурного кода» страны и механизмов «мягкой силы» на мировой арене. В связи с этим в рамках данной статьи приведем пример востребованности нематериальных активов. Так, в настоящее время, по оценкам экспертов, доля нематериальных активов в среднем в стоимости компаний составляет 90% (для сравнения: в 1975 году она была 17%, а в 1995 году – 68%) [21]. Среди отраслей с наибольшей долей нематериальных активов в своей структуре (с учетом нераскрытой стоимости нематериальных активов и гудвилла) выделяются те, которые связаны с космосом и обороной (92%), косметикой и парфюмерией (90%), интернетом и программным обеспечением (89%), а также здравоохранением (88%) [21].
Также в определении влияния сферы образования на другие отрасли интересным будет привести пример динамики доли доходов за обучение и сопутствующих доходов, получаемых при реализации программ экспорта высшего образования в Российской Федерации. Так, по экспертным оценкам, доля прямых доходов (непосредственно за обучение) составляет всего 30%, а доля сопутствующих доходов – 70% от общей экономической эффективности экспорта высшего образования в стране [5] (Zashchitina, 2019). На рисунке 2 приведены данные за 2015/2016 учебный год и 2020/2021 учебный год применительно ко всем субъектам Российской Федерации.
Рисунок 2. Доля прямых и сопутствующих доходов от экспорта высшего образования в Российской Федерации (оценочные данные)
Источник: подготовлено авторами по материалам [5] (Zashchitina, 2019).
Оценка экономической эффективности сферы туризма и образования
Для успешного развития предприятий сферы услуг, как и предприятий сферы образования, нужны ресурсы, в том числе природные, трудовые и финансовые. Отсутствие любого из названных делает невозможным существование организации. Поэтому весь ее хозяйственный процесс должен стремиться не только не потерять эти факторы производства, но и правильно использовать их для получения прибыли. Экономический аспект для предприятий сферы туризма и образования, как и для предприятий остальных секторов экономики, имеет главное значение при определении эффективности организации. В связи с этим появляются отдельные подотрасли экономики, такие как экономика туризма и экономика образования. Так, под экономикой туризма понимается «система отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности» [9] (Kvartalnov, 2002), а под экономикой образования – наука, занимающаяся изучением «социально-экономических отношений, связанных с производством, распределением и потреблением образовательных услуг, а также исследующая влияние уровня образования на экономический рост и благосостояние общества и личности» [7] (Vifleemskij, 2003).
Несмотря на появление отдельных отраслей, занимающихся исследованием сферы туризма и образования, продолжают возникать вопросы, связанные с подсчетом их вклада в ВВП, а также оценкой отдельных экономических показателей компаний, входящих в данные отрасли. В первую очередь данная проблема связана с тем, что данные отрасли зависят от нематериальных активов, а до сих пор на мировом уровне выработан единый подход к их учету. Так, в России c 2021 года действует Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», в котором закреплены основные критерии, при соответствии которым объект может быть приравнен к нематериальному активу, а на мировом уровне учет нематериальных активов осуществляется на основании Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 3, на основании которого нематериальные активы разделяются на основные категории, включающие в себя источники интеллектуальной собственности, наличие имущественных прав и деловой репутации, человеческий капитал (табл. 2) [8] (Zashchitina, Karagodin, 2022).
В свою очередь, в 2022 году Росстат разработал новый способ оценки доли сферы туризма в структуре валового внутреннего продукта страны, согласно которой она будет рассчитываться исходя из суммы валовой добавленной стоимости всех видов деятельности, относящихся к сфере туризма по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности [22].
Таблица 2
Различные подходы к классификации нематериальных активов
Отчет о
сравнении влияния финансовой отчетности нематериальных активов (Polemon Institute LLC,
Aon Empower)
|
Категории
нематеринальных активов согласно МСФО 3
(Brand Finance GIFT) |
‒ интеллектуальная собственность;
‒ права, которые могут быть защищены интеллектуальной собственностью; ‒ бренд, который может быть защищен интеллектуальной собственностью; ‒ «твердые» нематериальные активы, которые могут быть защищены интеллектуальной собственностью; ‒ данные, которые могут быть защищены интеллектуальной собственностью; ‒ права, не связанные с получением дохода; ‒ связи и взаимоотношения; ‒ общественные права |
‒ нематериальные
активы, связанные с маркетингом
‒ нематериальные активы, основанные на взаимоотношениях с клиентами ‒ нематериальные активы, закрепленные документально; ‒ нематериальные активы, основанные на технологиях; ‒ нематериальные активы, связанные с произведениями искусства |
При этом немаловажным является анализ показателей экономической деятельности предприятий, составляющих отрасль в целом, ведь без прибыли и рентабельности нет смысла в хозяйственной деятельности. На величину прибыли могут повлиять как внешние факторы, так и внутренние. Например, конъюнктура рынка, изменение цен на потребляемые топливно-энергетические и материально-сырьевые ресурсы, изменения на рынке валют, природные катастрофы и многое другое являются такими внешними факторами, которые невозможно продумать или предсказать. Нередко именно они могут стать причиной потери бизнеса. Так случилось и в 2020–2021 годах, когда из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 мировая сфера услуг (особенно остро это коснулось сферы туризма и образования) смогла продолжить свое существование только благодаря поддержке государств, а также массовому внедрению цифровых технологий и полной смене бизнес-моделей.
Среди внутренних факторов можно выделить грамотное планирование работы и уровень управленческих компетенций руководства, наличие конкурентных преимуществ предлагаемых «продуктов», а также финансовую эффективность компании. Для примера приведем показатели, по которым возможно оценить эффективность экономической деятельности сферы туризма и предприятий, ее составляющих (табл. 3).
Таблица 3
Показатели оценки экономической эффективности предприятий сферы туризма и предприятий, ее составляющих
Наименование показателя
|
Описание
|
Объем туристского потока
|
Общее число туристов, туродней,
продолжительность (средняя) пребывания туристов в стране или регионе
|
Средняя величина туристских
расходов в сутки
|
Расходы, которые необходимы для
обеспечения пребывания одного туриста
|
Состояние и развитие
материально-технической базы
|
Оценивается
исходя из коечного фонда других средств размещения, числа мест на
предприятиях питания и развлечения обслуживающих туристов, а также иных
предприятий сопутствующей сферы. Мощность коечного фонда состоит из: числа
койко-мест, которые используются постоянно (круглый год), числа койко-мест и
дней сезонного использования. В мире существует тридцать систем классификаций
средств размещения. Они длятся на две группы – по европейской системе и по
балльной. В каждой стране существует своя национальная система классификации
гостиниц, но она должна быть максимально приближена к мировым стандартам. Европейская
система основана на классификации, принятой во Франции, когда уровень
гостиницы оценивается присвоением определенного количества звезд. Наиболее
популярной считается пятизвездочная система: высшему классу (люкс) дается
оценка 4–5 звезд; туристскому классу – 2–3 звезды (наиболее многочисленная
группа); экономклассу – 1–2 звезды (реже используются турфирмами). Балльная
система действует тогда, когда гостиницу оценивает экспертная комиссия. Она
проводит математический анализ данных и выдает результат работы в баллах. В России
принята Система классификации гостиниц и других средств размещения. Она
строится на балльной шкале, но адаптирована к европейской
|
Показатели
финансово-экономической деятельности туристской организации
|
Рассчитываются после
комплексного изучения работы туристской организации и включают в себя: объем
реализации туристских услуг, производительность труда, уровень расходов на
оплату труда, использование производственных фондов, себестоимость услуг
туризма, прибыль, рентабельность и иные финансовые показатели
|
Показатели торгового баланса
отрасли (развитие въездного, въездного и внутреннего туризма)
|
Это показатель, учитывающий
число туристов (в рамках въездного, выездного и внутреннего туризма), число их
туродней и суммарных денежных затрат
|
Рассмотрим более подробно показатели финансово-экономической деятельности туристской организации. Их возможно разделить на две категории: абсолютные (объем реализации услуг, объем обслуживания туристов, количество мест, себестоимость обслуживания, численность работников туристского предприятия, размер заработной платы, прибыль) и относительные (производительность труда, коэффициенты ритмичности и сезонности).
Существует несколько методов финансово-экономического анализа, среди которых:
‒ горизонтальный (определяет абсолютные и относительные изменения различных величин за определенный период и служит дополнением к вертикальному анализу);
‒ вертикальный (позволяет посчитать удельные веса отдельных величин, а также проанализировать динамику изменения статей затрат и прибылей, т.е. результатов деятельности);
‒ трендовый;
‒ коэффициентный.
При анализе текущих активов предприятия по своим краткосрочным обязательствам используются коэффициенты ликвидности и коэффициенты оборачиваемости, также очень важными для компании считаются коэффициенты финансовой устойчивости, которые позволяют оценить уровень финансового риска и стабильности, окончательную оценку общей эффективности деятельности фирмы дает коэффициент рентабельности (прибыльности). Установлена целая группа показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (собственного капитала), рентабельность продаж, рентабельность производства, рентабельность активов, рентабельность отдельных видов услуг и продукции. Все названные показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом и отдельных направлений в частности.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время сфера услуг представляет собой динамично развивающуюся сферу, которая в условиях перехода на новый этап технологической революции (Индустрия 4.0) является двигателем развития мировой экономики. При этом большое влияние на развитие сферы услуг оказывают отрасли туризма и образования, которые несут большой вклад не только за счет прямого воздействия, но и за счет развития сопутствующих отраслей. При этом немаловажно помнить и о необходимости оценки и поддержки не только отрасли, но и каждых отдельных организаций, ее составляющих, которые сами определяют цели, ради которых они создавались и функционируют и разрабатывают свою систему качественных и количественных показателей развития, определяют темпы роста, тенденции, перспективу и предлагают новые конкурентные продукты с учетом инноваций и запросов потребителей. При этом важную роль играет и государство, которое в целом способствует развитию отрасли и помогает преодолевать кризисные ситуации.
Источники:
2. Владимирова О.Н., Славиковский А.О. Факторы, определяющие условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1595-1612. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113853.
3. Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я. Актуальные аспекты цифровой трансформации образовательной среды // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1259-1272. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112998.
4. Павлов П.В., Защитина Е.К., Карагодин А.В. Пути и инструменты реструктуризации экономики России посредством институтов развития. / Монография. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2020. – 267 c.
5. Защитина Е.К. Влияние интернационализации высшего образования на увеличение несырьевого экспорта страны. / Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук: спец. 08.00.14 «Мировая экономика». - Ростов-на-Дону, 2019. – 233 c.
6. Брашнов Д.Г. Гостиничный сервис и туризм. / Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 224 c.
7. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. / Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2003.
8. Zashchitina E.K., Karagodin A.V. Intangible assets in modern transnational corporations in service industry // Acta logistica. – 2022. – № 3. – p. 245-253. – doi: 10.22306/al.v9i3.304.
9. Квартальнов А.В. Туризм. / Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 c.
10. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Подсевалова Е.Н. Финансово-экономический анализ предприятия туристской индустрии. / Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. – 216 c.
11. Скобкин С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ). / Учебное пособие. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 431 c.
12. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NV.SRV.TOTL.CD (дата обращения: 24.10.2022).
13. Travel & Tourism Development Index 2021. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/travel-and-tourism-development-index-2021 (дата обращения: 29.10.2022).
14. Доля туризма в мировом ВВП в 2020 году снизилась вдвое. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/763066 (дата обращения: 29.10.2022).
15. The global higher education technology market is projected to grow from $85.43 billion in 2021 to $169.72 billion in 2028 at a CAGR of 10.3% in forecast period. Fortunebusinessinsights.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fortunebusinessinsights.com/higher-education-market-104503 (дата обращения: 30.10.2022).
16. Мировой рынок онлайн-образования (аналитический обзор: история, тенденции, перспективы, прогнозы). Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/675612 (дата обращения: 01.11.2022).
17. Outlook of the direct and total contribution of travel and tourism to GDP from 2020 to 2029. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1093486/travel-tourism-gdp-worldwide-outlook (дата обращения: 25.10.2022).
18. Рабочие места и развитие инфраструктуры: как туризм влияет на экономику регионов. Национальныепроекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/rabochie-mesta-i-razvitie-infrastruktury-kak-turizm-vliyaet-na-ekonomiku-regionov (дата обращения: 29.10.2022).
19. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Национальныепроекты.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm (дата обращения: 01.11.2022).
20. Empower Results. Intangible Assets Financial Statement Impact Comparison Report. Aon. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aon.com/getmedia/60fbb49a-c7a5-4027-ba98-0553b29dc89f/Ponemon-Report-V24.aspx (дата обращения: 01.11.2022).
21. Global Intangible Finance Tracker (GIFTTM) – an annual review of the world’s intangible value-2021. Brandfinance.com. [Электронный ресурс]. URL: https://brandfinance.com/wp-content/uploads/1/gift_2.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
22. Росстат раскрыл новый способ оценки доли туризма в ВВП. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/01/25/906393-otsenki-turizma (дата обращения: 01.11.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:06