Методическая база обеспечения качества аудиторских услуг
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ким В.Р. Методическая база обеспечения качества аудиторских услуг // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 123-128.
Аннотация:
До 1993 года аудиторская деятельность в России не лицензировалась. Ею могла заниматься любая фирма, и рынок аудиторских услуг формировался стихийно. В результате, некоторые компании проводили проверки некачественно, что вызывало недовольство заказчиков. В статье анализируются нормативные документы, устанавливающие требования по качеству аудиторских услуг.
Ключевые слова: контроль качества, аудиторские услуги, инспекция, аудиторская деятельность, внутрифирменные стандарты, разумная уверенность, этические требования
Как и любой вид предпринимательской деятельности, работа аудиторов регулируется законодательно. Аудиторские услуги закреплены в п. 2 ст. 779 ГК РФ в качестве одной из разновидностей услуг.
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правового обеспечения аудиторской деятельности. Данная работа ведется как в отношении законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, так и в отношении нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правовую основу для регулирования отношений в сфере аудиторской деятельности составляют:
– Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
– Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696;
– Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, в части, не противоречащей Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности;
– Кодекс этики аудиторов России;
– Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрено Советом по аудиторской дея тельности при Минфине России, протокол № 18 от 21–22 октября 2003 года).
Требование о соответствии аудиторских услуг российскому законодательству
Последние изменения законодательства, регулирующего аудиторские услуги, позволяют выделить ряд особенностей, а именно:
– изменение процедуры аудиторских проверок (вместо пяти аттестованных аудиторов теперь достаточно трех);
– изменение условий аттестации и повышения квалификации сотрудников (наличие высшего экономического или юридического образования теперь не обязательно, равно как и стажа работы, связанной с аудиторской деятельностью или ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности);
– изменение срока хранения документов (пять лет);
– неограниченность аудиторской тайны;
– обязательный аудит организаций проводится теперь в случае, если объем выручки превышает 50 млн руб. или сумма активов на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.;
– необходимость соблюдения Кодекса профессиональной этики.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 внесены изменения в Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
Новые требования к системе контроля качества услуг в аудиторской организации были закреплены в правиле (стандарте) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», которое было разработано на основе международных стандартов аудита.
В соответствии с правилом (стандартом) № 34 такая система контроля качества должна обеспечивать разумную уверенность в том, что аудиторские услуги соответствуют требованиям законодательных и нормативных актов Российской Федерации и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Стандарт № 34 применяется всеми аудиторскими организациями, а система контроля качества услуг базируется на принципах и процедурах, разработанных как в указанном Стандарте, так и самой организацией в зависимости от масштаба ее деятельности.
Требования к внутрифирменным стандартам
Стандарт определяет понятия аудиторской деятельности, в том числе:
– руководитель задания – это руководитель аудиторской организации, который несет ответственность за выполнение задания, а также за отчет (заключение), выдаваемый организацией;
– проверка качества выполнения задания для оценки существенных суждений и разработка выводов до выдачи отчета по результатам проверки;
– мониторинг, предусматривающий непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудита, включая периодическую инспекцию на выборочной основе завершенных заданий в целях достижения разумной, но не абсолютной уверенности в эффективности системы контроля качества, и др.
Система контроля качества услуг аудиторской организации должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов [6]:
– обязанности руководителя аудиторской организации по обеспечению качества ее услуг;
– этические требования;
– принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
– кадровая работа;
– выполнение задания;
– мониторинг.
На стадии разработки внутрифирменных стандартов аудита важно обеспечить взаимосвязь между такими документами, как смета затрат времени, общий план аудита и программа аудита, которые являются важным рычагом, способствующим эффективному контролю за качеством аудита. Разработка внутрифирменных стандартов требует значительных трудозатрат, средств и практического опыта, поэтому ее осуществление и внедрение выполняется в основном только крупными аудиторскими орга-низациями.
Задачи внутрифирменных стандартов состоят в следующем:
– определение функций сотрудников конкретной аудиторской организации в ходе выполнения аудита;
– детализация программы повышения качества внутрифирменной системы контроля;
– определение базовых процедур контроля качества аудита.
Как осуществляется контроль качества работы сотрудников?
Контроль качества работы сотрудников внутри аудиторской организации должен проявляться в следующих аспектах [5].
1. Аудит считается качественным, если планирование и выполнение аудиторского задания осуществлялись в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
2. Необходимость содержания высококвалифицированных специалистов в аудиторской организации. Для лиц, принимаемых на работу, необходимо проводить квалификационные экзамены (тестирование по вопросам бухгалтерского учета, аудита и права, налогообложения, финансов и иностранного языка) и собеседования.
3. Перед заключением договора на оказание аудиторских услуг, аудиторская организация должна оценить следующие факторы: честность и открытость основных владельцев и ключевого менеджмента, наличие необходимого опыта и квалификации аудиторов, времени, ресурсов, возможность для фирмы сохранить независимость, степень давления на аудиторскую организацию со стороны третьих лиц при проведении проверки и формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
4. Качество работ, выполняемых в ходе аудиторской проверки, контролируется посредством направляющих указаний и контроля выполненной работы. Направляющие указания, адресованные к ведущим экспертам и специалистам аудиторской проверки, содержат информацию об обязанностях этих специалистов; о целях процедур, необходимые к выполнению; об особенностях деятельности проверяемой организации; о специфики бухгалтерской системы; о возможных проблемных вопросах в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на объем и затраты времени при применении аудиторских процедур.
5. Результаты работы каждого ответственного исполнителя должны проверяться и оцениваться сотрудниками более высокой квалификации.
При этом особое внимание должно уделяться следующим вопросам:
– выполнялась ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;
– все ли цели аудиторских процедур достигнуты в ходе аудита, надлежащим ли образом описаны, задокументированы, оценены, прояснены и нашли ли свое отражение в выводах аудиторов;
– обоснованы ли заключения аудиторов и базируются ли они на необходимых и достаточных аудиторских доказательствах, полученных в ходе проверки;
– задокументирована ли должным образом в рабочих документах проделанная работа и ее результаты.
6. Сотрудники, выполняющие проверку результатов работы коллег более низкой квалификации, обязаны поставить подпись на проверяемых рабочих документах. Стандартные реквизиты, такие как дата, подпись и расшифровка фамилии проверяющего существуют во многих бланках рабочей документации. Подпись проверяющего сотрудника означает, что он разделяет ответственность исполнителя за результаты работы.
7. В дополнение к существующей системе тщательного отбора кадров в аудиторской организации на постоянной основе должна существовать система обучения, повышения квалификации и переаттестации сотрудников.
Обзорные проверки качества выполнения заданий по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 34 предусматривает создание и доведение до персонала документа по системе внутреннего контроля в соответствии с перечисленными элементами, предполагающего выполнение всех требований стандарта в части каждого из ее элементов и документирование практического применения данного руководства.
Необходимо заметить, что большая часть вышеперечисленных элементов ранее подробно не рассматривалась в рамках федеральных стандартов аудиторской деятельности. Неизменной осталась обязанность аудиторской организации соблюдать этические принципы и вести кадровую работу.
Новым требованием, которое приведет к увеличению трудовых затрат на проведение аудита является необходимость проведения обзорной проверки качества выполнения заданий по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов1. Под общественно значимым хозяйствующим субъектом понимается хозяйствующий субъект, в коммерческую деятельность которого прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытое акционерное общество и иная организация, имеющая публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовая организация, работающая со средствами физических и юридических лиц.
Таким образом, аудиторские организации должны иметь в виду, что дополнительные требования данного стандарта увеличат объем дополнительных трудозатрат персонала, прямо не связанных с выполнением аудиторских заданий.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 02.08. 2010) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту.
3. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол № 56).
4. Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21–22 октября 2003 года).
5. Внутренний контроль за качеством аудиторских проверок // Аудиторские ведомости. – 2009. – № 8.
6. Система контроля качества аудиторских услуг // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2009. – № 2.
7. Система контроля качества в аудиторской организации // Аудиторские ведомости. – 2009. – №2.
8. Качество аудиторской деятельности: сущность, подходы к оценке // Аудиторские ведомости. – 2009. – № 6.
9. Качество аудиторской деятельности: сущность, оценка, управление // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 18.
10. Система внутрифирменного контроля качества: основные принципы // Аудиторские ведомости. – 2009. – № 1.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:07