Человеческий капитал как фактор стратегического развития регионов Российской Федерации: анализ нормативной базы
Терентьева Т.В.1, Арнаут М.Н.1
1 Владивостокский государственный университет, Россия, Владивосток
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56568090
Аннотация:
Стратегическое развитие регионов Российской Федерации является актуальной социально – экономической задачей. Согласно проведенного анализа, главным фактором, определяющим стратегическое развитие российских территорий, является человек и человеческий капитал, который формируется, развивается и реализуется вместе с человеком. Однако, условия, обеспечивающие формирование и развитие человеческого капитала не всегда прописаны в долгосрочных проектах и программах развития территорий, возникает пробел между объявленными приоритетами развития и тем, что имеет место в нормативных документах. Новизна исследования состоит в том, что авторами была проанализирована нормативно – правовая база стратегического развития субъектов Российской Федерации с учетом синтеза аспектов жизнедеятельности регионов для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование и развитие человеческого капитала. Помимо этого, авторами разработана классификации регионов на основе отражения в их стратегических документах развития информации про человеческий капитал, человеческий потенциал и социально – экономические условия для населения. Полученные авторами результаты представляют интерес для исследователей в области проблем стратегического развития регионов, демографии (в частности, по вопросам внутренней миграции населения), в области проблем обеспечения регионов (особенно, отдаленных) необходимым человеческим капиталом и человеческими ресурсами
Ключевые слова: Стратегическое развитие территорий, регион, человеческий капитал, фактор, нормативная база
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
Стратегическое развитие регионов – актуальная задача, определенная современными социально - экономическими вызовами: миграция населения, инфляция, санкционное давление, нестабильная политическая обстановка и т.д. При этом, на стратегическое развитие регионов оказывают как положительное, так и отрицательное влияние ряд взаимосвязанных и разнообразных факторов, среди которых можно выделить международное взаимодействие, демографическую обстановку, муниципальные программы, стратегическое партнерство власти и бизнес-структур, экологические факторы, образование, молодежную политику и многие другие [1; 3; 6-8; 10; 13; 20; 25]. Обобщенно по направлениям влияния факторы можно классифицировать на следующие основные группы: экономические, социальные, политические, инновационные, экологические, географические, институциональные, информационные, организационно – структурные, имиджевые, административные [2; 5; 9; 12; 14-17; 21; 23-24].
При этом, современные исследователи особую роль в стратегическом развитии регионов отводят человеческому капиталу, определяя его как главный фактор, определяющий возможности стратегического развития территории. О влиянии человеческого капитала на регион говорят многочисленные исследователи, среди которых можно выделить труды Стрябковой Е.А., Кулик А.М., Герасимовой Н.А., Тебекина М.В., Зацарининой Ю.В., Бондарской Т.А., Серебряковой Н.А., Волковой С.А., Волковой Т.А. и многих других [4; 11; 19; 22; 26].
Также, интерес к человеческому капиталу проявляют и органы государственной власти, о чем свидетельствуют обсуждения в СМИ [27-28; 30-32]. К примеру, еще в 2016 году в послании к федеральному собранию президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил человеческий капитал как главное богатство России. Одной из ключевых тем ПМЭФ-2019 стало обсуждение роли человеческого капитала в национальном развитии страны, о которой говорила Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Премьер-министр Российской Федерации М.В. Мишустин 26.04.2023 выступил на федеральном просветительском марафоне «Знание.Первые», на котором объявил человеческий капитал основой развития экономики. Не обошел стороной роль человека в развитии территорий и Председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации В.В. Володин, который в своем интервью прямо указывает на зависимость развития территорий от человека и его возможностей. Помимо представителей федеральных органов власти, активно поддерживают роль человеческого капитала и региональные органы власти.
Опираясь на высокую актуальность темы исследования, необходимо обозначить тот факт, что без действующего нормативно – правового регулирования в области обеспечения формирования и развития человеческого капитала вопросы его роли в развитии региона останутся без конкретных действий и контроля за ними. Также стоит отметить тот факт, что человеческий капитал как фактор аккумулирует в себе различные направления влияния на развитие региона. Его невозможно строго отнести только к одному признаку классификации факторов (к примеру, только к экономической области), поскольку человеческий капитал формируется, развивается и реализуется на базе отдельного человечка (как его носителя), который участвует во всех областях жизнедеятельности региона.
Цель настоящей статьи - анализ нормативно – правовой базы стратегического развития субъектов Российской Федерации с учетом синтеза аспектов жизнедеятельности регионов для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование и развитие человеческого капитала.
Новизна исследования состоит в том, что впервые авторами была проанализирована нормативно – правовая база стратегического развития субъектов Российской Федерации с учетом синтеза аспектов жизнедеятельности регионов для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование и развитие человеческого капитала. Помимо этого, авторами разработана классификации регионов на основе отражения в их стратегических документах развития информации про человеческий капитал, человеческий потенциал и социально – экономические условия для населения.
Гипотеза исследования состоит в том, что только при определении необходимых условий для развития человека в нормативных документах стратегического развития регионов возможно выстроить базу для формирования и развития человеческого капитала как главного фактора социально - экономического развития региона.
Основными методами исследования выступили: теоретический анализ региональных нормативно – правовых актов в области стратегического развития, синтез нормативной базы, метод экстраполяции, обобщения и аналогии.
Методология исследования: анализ нормативно – правовых актов 85 субъектов Российской Федерации (без учета Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в виду отсутствия зарегистрированных нормативных документов по данным субъектам на текущий период времени) [29; 33].
Основная часть
Упоминание человеческого капитала как фактора стратегического развития региона можно отметить в нормативно – правовом акте стратегического развития 43 регионов, что составляет 50,6% от всех субъектов РФ. Среди них: Республика Башкортостан, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Коми, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Волгоградская область, Камчатский край, Костромская область и другие (рисунок 1).
Рис. 1. Упоминание человеческого капитала (ЧК) как фактора стратегического развития региона в нормативно – правовых актах стратегического развития субъектов РФ
Источник: составлено авторами на основе анализа стратегических документов развития регионов
Примечательно отметить основные идеи, которые определены в нормативно – правовых актах стратегического развития субъектов, ориентирующихся в своих программах развития на человеческий капитал (таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики нормативных документов стратегического развития регионов РФ, определяющих человеческий капитал как фактор своего развития (пример 5 выборочных субъектов).
Регион РФ
|
Документ стратегического развития
|
Выдержка из документа, определяющая
место человеческого капитала
|
Краткий вывод
|
Республика
Башкортостан
|
Стратегия
социально-экономического развития республики Башкортостан на период до 2030
года
|
Стратегическими
приоритетами Республики Башкортостан являются:
1) человеческий капитал, включая направления: «Демографическое развитие. Семья, материнство, отцовство и детство», «Охрана здоровья и медицинская помощь», «Образование», «Культурные ценности, искусство и духовное развитие человека», «Физическая культура и спорт», «Трудовые отношения», «Социальная защита», «Жилище», «Экологическое благополучие», «Национальная политика». |
Документ
определяет человеческий капитал как фактор развития региона и нацелен на
формирование благоприятной среды для человека (здравоохранение, жилищные
условия, труд и т.д.)
|
Республика Калмыкия
|
Стратегия социально-экономического развития республики Калмыкия
на период до 2030 года
|
Социальная политика. Приоритеты, обеспечивающие всестороннее
развитие человека и приумножение человеческого капитала: самореализация,
благосостояние, комфортная среда
Экономическая политика. Для достижения высокого качества жизни и наращивания
человеческого капитала необходима эффективная экономическая политика на базе
умной индустриализации традиционных сфер деятельности, в свою очередь,
обеспечивается предпосылками экономического роста инновационного типа за счет
наращивания человеческого капитала.
|
Документ
определяет векторы социальной и экономической политики (условия) для
приумножения и наращивания человеческого капитала
|
Краснодарский край
|
Стратегия
социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года
|
Основные направления развития социальной сферы - развитие
человеческого капитала: Регион-лидер в накоплении
человеческого капитала как ключевого актива - основы долгосрочной
конкурентоспособности; созданы лучшие условия для жителей края - открытых,
мотивированных, ценящих здоровье, семью и дружеское общение, наслаждающихся
долголетием и умеющих находить баланс консервативного и прогрессивного.
|
Документ
определяет развитие человеческого капитала как основное направление
социальной сферы и нацелен на формирование лучших условий для жителей края
|
Ставропольский край
|
Стратегия
социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года
|
К 2035 году предстоит преодолеть отставание края от
среднероссийского уровня по следующим направлениям:
- развитие человеческого капитала (за счет переориентации
приоритетов населения края от лечения к здоровому образу жизни через занятия
спортом, качественное питание, профилактику заболеваний, раннюю диагностику
заболеваний, увеличения охвата населения края ежегодными профилактическими
осмотрами, а также за счет развития в крае технологической грамотности и
цепочек непрерывного образования в ключевых сферах экономики)
|
Документ
определяет недостатки в области развития человеческого капитала и
устанавливает условия, при которых данные недостатки могут быть нивелированы.
|
Архангельская
область
|
Стратегия
социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года
|
Приоритет:
сохранение и развитие человеческого капитала.
Цели приоритета:
сформированная культура и система здоровьесбережения, развитие системы
оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи; качественное и доступное
образование, повышение связанности рынка труда и системы профессионального
образования; развитие Архангельской области как центра культуры с богатым
историческим наследием; развитая система физкультурно-спортивного воспитания;
благосостояние, доступное для каждого и т.д.
|
Документ
направлен на сохранение и развитие человеческого капитала за счет необходимой
формирования среды для населения (здоровьесбережение, культура, рынок труда и
т.д.).
|
Таким образом, данные таблицы 1 доказывают, что развитие человеческого капитала стоит одним из самых главных факторов социально-экономического развития регионов в нормативных актах субъектов РФ. Все без исключения документы стратегического развития определяют человеческий капитал как ресурс, как условие, как основу для социально – экономического развития региона. При этом, в каждом рассмотренном нормативном документе особое внимание уделяется условиям, среде, требованиям для формирования, развития, наращивания человеческого капитала. Ставятся во главу угла потребности и нужды самого человека, проживающего на конкретной территории. Это важный момент, который позволяет выделить человекоцентричный подход в стратегиях развития территорий РФ.
Согласно региональным программам развития, для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование, развитие и наращивание человеческого капитала, необходимо задействовать следующие аспекты жизнедеятельности конкретного субъекта РФ, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Аспекты жизнедеятельности региона, для цели построения качественной среды, обеспечивающей человека условиями, при которых возможно формирование, развитие и наращивание человеческого капитала
Источник: составлено авторами на основе анализа стратегических документов развития регионов
Согласно обозначенных аспектов в региональных программах развития выделяются необходимые ресурсы и производится соответствующий контроль.
Примечательно также отметить тот факт, что в стратегических программах развития регионов имеется упоминание не только о человеческом капитале как основном факторе социально – экономическом развитии территории, но и о человеческом потенциале, его развитии (рисунок 3).
По данным рисунка 3 можно сделать вывод, что ряд регионов, таких как Калужская область, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Республика Дагестан, Смоленская область, Тульская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ стратегическими приоритетами своего развития ставят развитие и формирование человеческого потенциала. Определенно, имеются и регионы, где человеческий капитал и потенциал тесно связаны со стратегическим развитием территории.
Рис. 3. Упоминание человеческого потенциала (ЧП) и человеческого капитала (ЧК), а также их роли в развитии региона в нормативно – правовых актах стратегического развития регионов РФ
Источник: составлено авторами на основе анализа стратегических документов развития регионов
При этом, во всех стратегических программах развития регионов, вне зависимости от наличия или отсутствия в них упоминания о человеческом капитале или потенциале, особая роль отводится социально – экономическим условиям для населения, их улучшении. В виду этого, можно сделать вывод об ориентации стратегического развития регионов на человека и для человека.
Сводный анализ стратегических документов развития регионов РФ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сводный анализ стратегических документов развития регионов РФ Источник: составлено авторами
Классификационный признак для анализа
|
Регион
|
Учет
человеческого капитала как фактора стратегического развития территории
|
Магаданская
область, Мурманская область, Орловская область, Ростовская область, Рязанская
область, Саратовская область, Сахалинская область, Тюменская область,
Забайкальский край, г. Москва, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Башкортостан, Республика
Алтай, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика
Мордовия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан
(Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия,
Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия, Краснодарский край,
Красноярский край, Ставропольский край, Архангельская область, Астраханская
область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область,
Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская
область, Иркутская область, Камчатский край, Костромская область, Республика
Крым, Севастополь
|
Учет
человеческого потенциала как фактора стратегического развития территории
|
Республика
Алтай, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика
Марий Эл, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика –
Чувашия, Краснодарский край, Красноярский край, Ставропольский край,
Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Вологодская область,
Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калужская
область, Кировская область, Костромская область, Нижегородская область,
Саратовская область, Смоленская область, Тульская область, Тюменская область,
Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
Учет
человеческого капитала и человеческого потенциала как фактора стратегического
развития территории
|
Саратовская
область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика
Алтай, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Удмуртская
Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика – Чувашия, Краснодарский
край, Красноярский край, Ставропольский край, Астраханская область,
Белгородская область, Брянская область, Вологодская область, Воронежская
область, Ивановская область, Иркутская область, Костромская область
|
Учет
социально – экономических условий для населения
|
Все
регионы
|
Выводы
Таким образом, анализ региональной нормативной базы, определяющей стратегическое развитие регионов РФ, показал наличие действующего нормативно – правового регулирования в области обеспечения формирования и развития человеческого капитала. Большинство из регионов РФ прямо указывают на высокую роль человеческого капитала в своих стратегиях развития, определяют его как главный фактор, оказывающий влияние на социально – экономическое развитие территории и как главный ориентир формирования необходимых условий для человека; иные регионы не приводят в своих нормативных документах упор на человеческий капитал, но при этом косвенно определяют приоритет его развития улучшением социально – экономических условий для населения. Опираясь на данные проведенного анализа, возможно заключить, что вопросы обеспечения формирования и развития человеческого капитала и его роли в развитии региона имеют действующую нормативную основу и определенно высокие шансы для реализации. Направление дальнейших исследований авторов лежит в определении регионального юнита, применимого к вопросу формирования человеческого капитала с учетом территориальных особенностей и стратегических приоритетов развития территории, определенных локальной нормативной базой.
Источники:
2. Безрукова Т.Л., Какоу Н.Р. Мониторинг эффективности ключевых факторов сбалансированного развития инновационно-инвестиционной деятельности территорий // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2021. – № 1(52). – c. 35-48.
3. Бикеева М.В. Стратегическое партнёрство власти и бизнес-структур как фактор социально-экономического развития региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6-1. – c. 27-33.
4. Бондарская Т.А. Современные условия для управления экономикой региона // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 10. – c. 12-16.
5. Булатова Н.Н. Классификация факторов влияющих на транспортно-инфраструктурное развитие региона // Российский экономический интернет-журнал. – 2019. – № 2. – c. 11.
6. Геращенкова Т.М., Домогатский К.И. Управление образованием как фактор стратегического развития региона и общества // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: Сборник научных трудов 8-й международной научно-практической конференции. 2019. – c. 93-96.
7. Двас Г.В., Бушенева Ю.И., Шумилова А.Ю. Международные побратимские связи российских регионов как фактор их стратегического экономического развития (на примере Ленинградской области) // Экономика и управление. – 2023. – № 6. – c. 611-620.
8. Демина Н.К., Демин А.А., Лугачева Н.Р. Конкурентоспособность региона: стратегические факторы социально-экономического развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2018. – № 2. – c. 30-36.
9. Дубравская Э.И. Классификации регионов России с учетом структуры неформальной занятости и уровня социально-экономического развития // Статистика и Экономика. – 2020. – № 6. – c. 31-43.
10. Ермолаева М.Э., Накопия Л.Г. Человеческий потенциал как фактор стратегического развития регионов России // Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности: Сборник работ VI всероссийской студенческой научной конференции (с международным участием). 2018. – c. 366-372.
11. Зацаринина Ю.В. Человеческий капитал как эффективный ресурс, способствующий выходу региона на траекторию сбалансированного развития // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2022. – № 3. – c. 123-130.
12. Ибрагимов Р.Н. Современные проблемы финансовой устойчивости региональной экономики России // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 10 (469). – c. 1942-1955.
13. Ковалева И.В. Демографический фактор как стратегический элемент социально-экономического развития региона // Социально-экономический и гуманитарный журнал. – 2020. – № 1 (15). – c. 23-34.
14. Костенькова Т.А. Кадровый потенциал региона: сущность и основные факторы формирования // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1149-1158.
15. Никитская Е.Ф., Мхитарян С.В., Астапенко М.С. Анализ факторов развития инновационной деятельности в экономическом пространстве макрорегиона // Федерализм. – 2019. – № 2(94). – c. 116-137.
16. Носов А.Л. Социальное прогнозирование развития города и региона // Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы: Материалы VI международной научно-практической конференции. 2019. – c. 297-307.
17. Оборин М.С. Сетевое взаимодействие как инструмент эффективного управления экономической стабильностью регионального рынка историко-культурного туризма // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2020. – № 1. – c. 57-74.
18. Реброва Н.П. Территориальный маркетинг как фактор стратегического развития региона // Актуальные вопросы развития экономики: Материалы международной научно-практической конференции к 100-летию финансового университета при правительстве российской федерации. Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. 2018. – c. 32-35.
19. Серебрякова Н.А., Волкова С.А., Волкова Т.А. Методика интегральной оценки человеческого капитала региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2019. – № 3(81). – c. 375-380.
20. Сиптиц С.О. Огнитивное моделирование и его место в методологии стратегического планирования развития агропродовольственных систем регионов с учетом климатического фактора // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2019. – № 6. – c. 71-74.
21. Строева О.А., Ляпина И.Р. Инновационные бизнес-модели как фактор устойчивого развития региона // Среднерусский вестник общественных наук. – 2022. – № 5. – c. 152-171.
22. Стрябкова Е.А., Кулик А.М., Герасимова Н.А., Тебекин М.В. Оценка условий пространственной неоднородности распределения человеческого капитала региона с учетом цифровой трансформации // Научный результат. Экономические исследования. – 2022. – № 3. – c. 69-84.
23. Тимерханов Р.Ш., Болонина Е.В., Хафизова Г.Р., Ахмадуллина А.А. Неравенство доходов населения. Региональный аспект // Казанский экономический вестник. – 2019. – № 1 (39). – c. 64-70.
24. Тумгоев М.У. Стратегический анализ развития экономики региона // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 9(102). – c. 135-139.
25. Шапошникова Б.Д., Авадаева И.В., Чужаева Н.Б., Шарова И.Ю. Муниципальные программы как стратегический фактор социально-экономического развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2023. – № 3(149). – c. 35-45.
26. Sochneva E.N., Voronin E.A., Zyablikov D.V. Social and economic policy of krasnoyarsk territory as a region of innovative development // Siberian Journal of Science and Technology. – 2017. – № 3. – p. 680-689.
27. Владимир Путин: «Человеческий капитал - главное богатство России». [Электронный ресурс]. URL: https://volga.news/article/426230.html (дата обращения: 17.08.2023).
28. В. Матвиенко: Без развития человеческого капитала невозможно рассчитывать на устойчивый рост. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/events/news/105522/ (дата обращения: 17.08.2023).
29. В России стало 89 субъектов. Путин подписал закон о принятии новых регионов. Переходный период продлится до 1 января 2026 года. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/15957961 (дата обращения: 17.08.2023).
30. Интервью Вячеслава Володина: «Многое можно сделать, опираясь на поддержку людей». [Электронный ресурс]. URL: https://vvolodin.ru/news/chestnost-i-spravedlivost/ (дата обращения: 17.08.2023).
31. Мишустин объявил человеческий капитал основой развития экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZEjpB6k4bW9SYDds (дата обращения: 17.08.2023).
32. О человеческом капитале. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/economics/o-chelovecheskom-kapitale.html (дата обращения: 17.08.2023).
33. Стратегии социально-экономического развития субъектов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strat (дата обращения: 28.08.2023).
Страница обновлена: 12.11.2024 в 16:32:32