Интеграция цифровых инструментов в бизнес-процессы российских аудиторских компаний: бизнес-стратегия и перспективы развития

Костин К.Б.1, Малевич Ю.В.1, Борисов Ф.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Костин К.Б., Малевич Ю.В., Борисов Ф.А. Интеграция цифровых инструментов в бизнес-процессы российских аудиторских компаний: бизнес-стратегия и перспективы развития // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 3. – doi: 10.18334/lim.11.3.121290.

Аннотация:
В статье проанализировано понятие, сущность и классификация цифровых инструментов. На основании проведенного анализа представлено авторское определение цифровых инструментов. Приведены результаты исследования ключевых цифровых инструментов и бизнес-процессов, оптимальных для адаптации российскими аудиторскими компаниями. Проанализированы различные практики по интеграции цифровых инструментов и инновационных бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний. Определены перспективы развития и интеграции новых цифровых инструментов и различных бизнес-процессов в деятельность российский аудиторских компаний

Ключевые слова: Аудит, интеграция, бизнес-процессы, цифровые инструменты

JEL-классификация: J24, M51, M54, L93



ВВЕДЕНИЕ

В современном мире цифровые инструменты, а также различные прорывные технологии стали играть все большую роль в повседневной жизни. Это касается как бытовых аспектов, так и профессиональной деятельности. Во многих сферах деятельности использование цифровых инструментов становится неотъемлемой частью соответствующих процессов. Ежедневно человечество работает на то, чтобы как можно больше и чаще интегрировать новейшие технологии, а также различные цифровые инструменты во все рабочие и бытовые процессы [18]. По факту можно говорить о создании новой архитектуры бизнес-процессов.

Практика интеграции цифровых инструментов в деятельность российских компаний аудита является значимым вопросом для более глубокого изучения. Инновационные технологии, программное обеспечение и другие важнейшие цифровые инструменты необходимы для того, чтобы любая компания шла в ногу со временем, развивалась, а также наращивала свои конкурентные преимущества и производственные способности. Процесс интеграции приводит к тому, что в компании перестраивается архитектура бизнес-процессов, а их цепочки становятся короче, понятнее и проще, а значит дешевле и эффективнее. Появляются новые возможности для улучшения качества продукции, а в рамках данного исследования, аудиторских проверок, появляется больше свободных ресурсов, а эффективность деятельности только увеличивается. Таким образом, появляется возможность для повышения точности аудиторских проверок и проведения всех необходимых операций с финансовыми данными.

Вопросом внедрения цифровых и финансовых инструментов занимались многие ученые. В частности, О.А. Лымарева и И.Д. Мищенко пришли к выводу о том, что «персонализированный подход к управлению персоналом становится возможным благодаря digital-технологиям, позволяя создавать индивидуальные программы обучения, планы развития и системы мотивации». Кроме того, были получены данные о том, что digital-технологии все в большей мере открывают возможные перспективы для аудиторских компаний в совершенствовании и развитии бизнес-процессов, которые позволяют повышать эффективность деятельности организации, а также инновационную среду управления персоналом [19].

Результаты научной дискуссии на тему аудиторской деятельности в современных условиях представлены в работах П.П. Баранова, который приходит к следующему заключению: не требует доказательств тот факт, что аудиторская деятельность столкнулась с глубоким системным кризисом, и, следовательно, в рамках информационного поля не исключен риск появления данных не соответствующих действительности [6]. Согласно мнению главного аудитора ЦБ Горегляда В.П., институт аудита выступает в роли гаранта незыблемости конституционного права собственности [12].

Результатом анализа рынка аудиторских услуг Е.М. Гутцайт отмечает нисходящий тренд заинтересованности хозяйствующих субъектов к аудиту [13]. В исследованиях Р.П. Булыга и М.В. Мельник раскрывается сущность проблем, возникших в связи с мировым экономическим кризисом, применительно к участникам рынка аудиторских услуг [7]. Уникальным, с точки зрения ранее представленных в литературе, можно считать подход, разработанный К.К. Арабян [5], согласно которому, при изучении процессов сопровождающих аудиторскую деятельность, особого внимания заслуживает национальное нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности [1,2]. В рамках рассматриваемого подхода раскрывается функциональная сущность аудиторской деятельности, применительно к сложившимся на макроэкономическом уровне отношениям, с акцентом на ее институциональную составляющую. Вместе с тем, следует отметить, что ключевым аспектом исследуемого подхода выступают риски, влияющие на деятельность хозяйствующих субъектов в рамках аудита, а также их оценка. Кроме того, соотношение институционального поля и актуальных практик корпоративного регулирования деятельности аудиторских компаний является предметом исследования В.В. Панкова и других исследователей [22].

Целью написания данной научной статьи является исследование теоретических и практических основ процесса интеграции цифровых инструментов и бизнес-процессов в деятельность компаний аудита, а также выявлении перспективы их развития.

В рамках проведения данного исследования следует обозначить следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ цифровых инструментов.

2. Изучение теоретических основ бизнес-процессов.

3. Исследование практик интеграции цифровых инструментов в деятельность российских аудиторских компаний.

4. Формирование выводов об интеграции цифровых инструментов в деятельность российских аудиторских компаний.

5. Исследование практик интеграции бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний.

6. Формирование выводов об интеграции бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний.

7. Определение перспектив развития и интеграции цифровых инструментов и бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний.

Информационной базой проводимого исследования являются теоретические данные, статьи, сборники, электронные ресурсы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ АУДИТА

Цифровые инструменты: понятие, сущность, классификация

В современном мире цифровые инструменты, а также различные технологии стали играть значимую роль в жизни каждого человека. Это касается как бытовых аспектов, так и профессиональной деятельности. Во многих сферах труда человека использование цифровых инструментов становится неотъемлемой частью деятельности [4]. Ежедневно человечество работает на то, чтобы как можно больше и чаще интегрировать новейшие технологии, а также различные цифровые инструменты во все бытовые и рабочие процессы, создавания новую архитектуру бизнес-процессов. Рассмотрим понятие, сущность и классификацию цифровых инструментов, в первую очередь, представим наиболее точное, по мнению авторов, определение.

Цифровые инструменты – различные технологические решения, в которые входят инновационные программы, приложения, онлайн-платформы, которые используются человеком для решения конкретных задач, а также в целях упрощения алгоритма их решения в полноценной цифровой среде. Цифровые инструменты отличаются тем, что обладают огромным набором функциональных решений, которые направлены на различные аспекты профессиональной деятельности человека. Ниже представлены соответствующие примеры:

- обработка больших данных;

- автоматизация производственных процессов;

- автоматизация бизнес-процессов;

- взаимодействие между подразделениями компании и др.

Рассмотрим определение, сущность и классификацию цифровых инструментов применительно к аспекту аудита. В аудите цифровые инструменты могут включать в себя совершенно различные технологии, а также программы и программное обеспечение, которое используется для выполнения целей аудиторских проверок, автоматизации внутренних процессов, принятия совершенно разных решений, а также анализа входящих и исходящих данных. Оптимальное применение цифровых инструментов всегда имеет положительный эффект. Так, в аудите, они способствуют оптимизации и развитию сразу нескольких направлений. Первое из них – аудиторские проверки. Использование цифровых инструментов помогает повысить качество аудиторских проверок, ускорить различные процессы, а также получить наиболее точные результаты. Второе направление – соблюдение норм законодательства, стандартов, а также любых требований нормативно-правовых актов. Так, цифровые инструменты помогают обезопасить аудитора в рамках проверок и в процессе его профессиональной деятельности от любого отклонения от законодательных норм. Третье направление – работа со всеми финансовыми данными в реальном времени. Цифровые инструменты позволяют ускорить некоторые процессы, облегчить работу с большим объемом данных, а также добиться большей точности в предоставляемых расчётах и заключениях. Таким образом, были определены три ключевых направления, в которых использование цифровых инструментов помогает аудиторам более качественно и быстро осуществлять свою профессиональную деятельность.

С позиции непосредственно процессной деятельности в аудите, и роли соответствующих цифровых инструментов, необходимо выделить следующие [25]:

1. Процессы, связанные с финансами. С учетом того, что данные процессы предполагают обработку больших массивов финансовых данных, цифровые инструменты, в этом случае, позволяют все автоматизировать, увеличить скорость обработки, а также точность и достоверность, исключить различные ошибки, в том числе и человеческий фактор.

2. Аудиторские процессы. Цифровые инструменты помогают автоматизировать потоки входящих и исходящих данных, создавать на их основе различные отчёты, а также подготавливать полноценную документацию.

3. Процессы мониторинга и контроля. В этом направлении цифровые инструменты помогают автоматизировать все процессы, которые связаны с мониторингом и контролем. Речь идёт о внутренних бизнес-процессах, а также о возможности преждевременного выявления рисков и проблемных аспектов, исправив которые, можно повысить уровень финансовой устойчивости компании.

4. Процессы аналитики и отчётности. Цифровые инструменты существенно повышают качество и скорость аналитической работы и подготовки соответствующей отчетности. Они помогают сделать визуализацию всех закрывающих документов, составить различные карты для анализа и принятия дальнейших решений.

Таким образом, в данном разделе были рассмотрены различные аспекты и направления применения цифровых инструментов в сфере аудита. Все они направлены на повышение качества внутренних процессов, проводимых аудиторских проверок, а также наиболее точного составления закрывающих и отчетных документов.

Бизнес-процессы: понятие, сущность, классификация

Под бизнес-процессами понимают определённую конкретную последовательность действий, которая выполняется шаг за шагом для возможности достижения конкретного результата или конечной цели. Бизнес-процессы охватывают абсолютно все сферы деятельности организации, начиная с производства, заканчивая маркетингом и PR-деятельностью.

Бизнес-процессы в аудиторской деятельности представляют собой определённую последовательность действий, которая совершается в процессе проверки, составления отчётности, закрывающих документов, анализа финансовых показателей [10].

По своей сути, аудиторские бизнес-процессы включают этапы, представленные на рисунке 1.

Подпись: I этап Подпись: Этап планирования проведения аудита определенной организации Подпись: II этап Подпись: Этап сбора релевантных данных и их анализа Подпись: III этап Подпись: Проверка достоверности собранных данных Подпись: IV этап Подпись: Выявление существующих слабых мест, а также потенциальных рисков Подпись: V этап Подпись: Проведение тест-кейсов в разрезе проблемных аспектов Подпись: VI этап Подпись: Формирование и написание заключения, а также необходимых рекомендаций к выполнению

Рис. 1. Составляющие аудиторских бизнес-процессов [составлено авторами].

Необходимо отметить, что каждый из перечисленных этапов имеет свою цель, свой набор задач, выполнение которых гарантирует исполнение соответствующего этапа. Все они в совокупности являются составляющими аудиторских бизнес-процессов.

Аудиторские бизнес-процессы являются важной частью профессиональной деятельности [11]. Они всегда проходят с неукоснительным соблюдением строгого регламента, правил, стандартов и законодательства, а также, следуя определённым принципам. Определим ниже эти принципы:

- независимость от мнений сторон;

- полная объективность;

- профессионализм должностных лиц;

- полная конфиденциальность;

- следование порядку проведения аудита.

Проведение аудиторских проверок в совокупности с данными принципами помогает получить оптимальную архитектуру бизнес-процессов и автоматизировать многие задачи. Таким образом, проведено краткое исследование сущности бизнес-процессов в аспекте аудита. Проанализируем теперь классификацию бизнес-процессов, а также приведём релевантные примеры.

Общая классификация бизнес-процессов заключается в том, что они делятся на основные и вспомогательные. При этом, и те, и другие имеют свои обособленные входные данные, шаги для выполнения, а также определенный целевой результат. Основные бизнес-процессы определяются как ключевые операции в организации, исполнение которых помогает компании функционировать, а также обеспечивает её производственную и иную деятельность. Основные бизнес-процессы присутствуют в любом направлении деятельности организации. К основным бизнес-процессам в аудите можно отнести:

- аудиторскую проверку;

- сбор и анализ всех финансовых данных;

- проверку соответствия документов законодательной базе;

- выявление проблемных аспектов и потенциальных рисков.

К конкретным примерам основных бизнес-процессов можно отнести, например, процесс закупок. Всё, начиная от подготовки технического задания, заканчивая контролем оплаты счетов поставщикам является основным бизнес-процессом. В полноценной цепочке есть и вспомогательные бизнес-процессы.

К вспомогательным относятся те бизнес-процессы, которые не затрагивают ключевые операции по исполнению основного назначения исследуемой компании, то есть, либо по созданию какого-либо продукта или услуги, либо по обслуживанию клиентов. К вспомогательным относятся все бизнес-процессы, которые не относятся к основным. Они направлены на поддержку, а также на максимальную координацию функционирования ключевых цепочек в компании. Таким образом, в совокупности, основные и вспомогательные бизнес-процессы работают на достижение основной цели организации и выполнение заданной стратегии.

Интеграция цифровых инструментов в архитектуру бизнес-процессов любой компании является ключевой стратегической целью. Различные цифровые инструменты помогают автоматизировать деятельность, сделать процессы наименее рисковыми, убрать человеческий фактор, из-за которого могут возникнуть ошибки, поэтому так важно проводить процесс интеграции инновационных технологий, программ или комплексного программного обеспечения в деятельность организации.

2. ПРАКТИКИ ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКИЕ АУДИТОРСКИЕ КОМПАНИИ

Практика интеграции цифровых инструментов в деятельность российских аудиторских компаний

Практика интеграции цифровых инструментов в деятельность российских аудиторских компаний является крайне важным вопросом для изучения. Инновационные технологии, программное обеспечение и другие важнейшие цифровые инструменты необходимы для того, чтобы любая компания шла в ногу со временем, развивалась, а также наращивала свои конкурентные преимущества и производственные способности. Процесс интеграции приводит к тому, что в компании перестраивается архитектура бизнес-процессов, а их цепочки становятся короче, понятнее и логичнее [23]. Появляются новые возможности для улучшения качества продукции, а в нашем случае, аудиторских проверок, появляется больше свободных ресурсов, а эффективность деятельности только увеличивается. Таким образом, появляется возможность для повышения точности аудиторских проверок и проведения всех необходимых операций с финансовыми данными [3].

В мире существует множество цифровых инструментов, которые ежедневно внедряются в деятельность различных компаний. Разберём и опишем применение именно тех инструментов, которые целесообразно интегрировать в деятельность российских аудиторских компаний.

Во-первых, это инструменты, которые помогают автоматизировать системы анализа данных. Здесь большую роль играют специализированное программное обеспечение или полноценные программы, которые могут автоматически обрабатывать все входящие финансовые данные в больших объемах. Инновационные цифровые инструменты позволяют все это сделать быстро, точно, без потерь времени и ресурсов. В совокупности, все это сокращает время проведения аудита.

Во-вторых, важнейшим цифровым инструментом, который уже успел найти свое применение в деятельности многих российских аудиторских компаний, являются облачные технологии. Существует множество различных сервисов по хранению данных. В таблице 1 представлены наиболее популярные облачные сервисы для хранения данных.

Таблица 1 – наиболее популярные в использовании мировые облачные сервисы для хранения данных [составлено авторами на основе данных из источника [29].

Сервис
Совместимые ПО
Количество пользователей в мире
Платформа от Google – Dropbox
Windows, MacOS, Android, iOS
Более 600 млн. пользователей
Виртуальный диск от Яндекса – Microsoft OneDrive
Windows, MacOS, Android, iOS
Более 250 тыс. компаний, более 500 млн. пользователей
AWS
Windows, MacOS, Android, iOS
Более 7 млн. пользователей
Облако от Mail.ru
Windows, MacOS, Android, iOS
Более 24 млн. пользователей
Apple iCloud
MacOS, iOS
Более 2 млрд. пользователей
iDrive
Windows, MacOS, Android, iOS
Более 700 млн. пользователей
Box.net
Windows, MacOS, Android, iOS
Более 7 млн. пользователей

Облачные сервисы позволяют хранить большой объем информации и иметь к ним постоянный доступ в реальном времени [28]. Например, это может быть одно облачное хранилище отечественной аудиторской компании, но с возможностью доступа к информации из различных филиалов, расположенных в различных частях Российской Федерации. Таким образом, благодаря облачным технологиям, каждый сотрудник, находящийся в филиале компании, может в реальном времени получить доступ к необходимым данным, отчетности, текущему состоянию аудиторской проверки и т.д. Т.е., появляется возможность усовершенствовать и практически полностью оптимизировать коммуникационные процессы, а также совместно, и в режиме реального времени использовать всё, что хранится в облаке [17].

В-третьих, благодаря интеграции цифровых инструментов в деятельность аудиторской компании, есть возможность использования специализированного программного обеспечения, которое помогает автоматизировать многие процессы, происходящие как при проведении аудиторской проверки, так и в рамках финансовой деятельности. Появляется возможность в оптимальном темпе работать с финансовыми данными, показателями, отчетностью, а также осуществлять планирование на основе всех необходимых для этого данных в режиме реального времени.

В-четвёртых, важнейшим преимуществом интеграции цифровых инструментов является проведение бизнес-аналитики [29]. Данный процесс помогает организации выявлять все потенциальные риски, всесторонне оценивать проблемные аспекты, и находить пути их разрешения, а также принимать оптимальные управленческие решения. Всё вышеперечисленное помогает действовать наиболее рационально даже в самых нестандартных ситуациях, а также способствует повышению конкурентоспособности организации и её финансовой устойчивости [14].

Приведём пример глобальных трендов в области интеграции данных и приложений в деятельность отечественных аудиторских компаний, Соответствующие данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – глобальные тренды в области интеграции данных и приложений в деятельность российских аудиторских компаний [составлено авторами на основе [27].

Данные и приложения
Процент интеграции
Облачная и гибридная интеграция:
Технология Cloud-Native iPaas;
Мультиоблачные технологии (Multi-Cloud technologies)
Гибридные облачные платформы
80%
Управление метаданными
20%
Интеграция с приложениями и API
20%
Децентрализация данных
10%
Искусственный интеллект и машинное обучение: Использование ИИ для управления качеством данных;
Интеллектуальная обработка данных на основе метаданных
70%
Самообслуживание и Low-code/No-code платформы
50%
Интеграция для Интернета вещей (IoT)
20%
Взаимосвязанный опыт работы с клиентами
10%
Экосистемы данных:
Озера данных и озерные хранилища (Lakehouses)
40%
Безопасность и управление доступом
20%
Отношение к данным как к продукту (активу)
10%
Таким образом, были определены и представлены основополагающие направления интеграции цифровых инструментов в деятельность российских аудиторских компаний. Необходимо также отметить и новейшие технологии, оптимальные для использования в деятельности отечественных аудиторских компаний, в частности технологии блокчейн [8]. Можно заключить, что рассмотренные цифровые инструменты помогают компаниям автоматизировать имеющиеся процессы, упростить соответствующие цепочки для достижения конечного результата, а также значительно снизить использование человеческого ресурса и фактора ошибки. По мнению авторов, своевременность внедрения соответствующих цифровых инструментов играет ключевую роль для устойчивого развития отечественных аудиторских компаний.

Практика интеграции бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний

Интеграция бизнес-процессов в деятельность компании любой направленности является не таким новым направлением, но не менее результативным. Именно поэтому представляется целесообразным оценить возможности интеграции релевантных бизнес-процессов в деятельность соответствующих компаний.

По своему определению, интеграция бизнес-процессов схожа с интеграцией цифровых инструментов. Их различие заключается в том, что цифровые инструменты могут быть направлены на абсолютно разные аспекты деятельности компании, а бизнес-процессы, по своей сути, направлены на автоматизацию рутинных операций [16]. Под рутинными операциями подразумеваются те операции, которые происходят в компании каждый день, которые можно автоматизировать, и тем самым сократить затраты человеческих ресурсов, либо полностью оптимизировать соответствующий процесс.

В практике интеграции бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний существует обширное направление – внедрение аналитических инструментов [24]. Все они помогают быстро и точно анализировать данные, выявлять основные тренды в деятельности компании, потенциальные риски, проблемные аспекты, а также отслеживать релевантные изменения. Использование бизнес-процессов в качестве цифровых инструментов позволяет аудиторам с высокой эффективностью анализировать входные данные, поступающие из различных источников, а также делать корректные выводы и на их основе принимать взвешенные рациональные решения.

Следующим направлением интеграции бизнес-процессов является использование в деятельности компании различных цифровых сервисов и платформ для того, чтобы совершенствовать процесс управления проектами, а также взаимоотношений с клиентами. Встроенные и налаженные должным образом бизнес-процессы помогают сформировать оптимальную цепочку построения отношений с клиентом, и, в итоге, добиваться поставленных целей. Внедрение специализированных бизнес-процессов помогает управлять проектами, эффективно распределять задачи, определять функционал сотрудников, а также отслеживать движение соответствующих проектов и их прогресс.

Следующим не менее важным направлением интеграции бизнес-процессов в деятельность аудита является обеспечение безопасности аудиторских данных [15]. Необходимо отметить, что деятельность аудиторских компаний является конфиденциальной в аспекте защиты клиентской информации, а также данных проверки. Специализированные интегрированные бизнес-процессы позволяют защитить все эти данные и ограничить к ним доступ только пулом соответствующих специалистов. В этом случае, интегрированные бизнес-процессы играют основополагающую роль в обеспечении конфиденциальности происходящих процессов.

Ещё одно направление интеграции бизнес-процессов российских аудиторских компаний связано с построением более гибкой архитектуры внутренних бизнес-процессов компании. В этом случае, у организации есть возможность сформировать систему, которая будет отличаться высокой степенью реакции на изменение внутренней и внешней среды, а сами бизнес-процессы будет более адаптивными. Таким образом, автоматизированные системы будут сами выполнять часть анализа данных, освобождая от этого сотрудников. Результаты, полученные после подобных проверок, будут более вариативными, просчитанными уже с определённой степенью риска.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеграция бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний является неотъемлемой частью их работы. Но, тем не менее, данный процесс не может существовать обособленно, а должен быть интегрирован наряду с цифровыми инструментами. Только в этом случае компания сможет действовать в строгом соответствии со всеми установленными принципами, правилами, а также показать высокий результат.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ АУДИТОРСКИХ КОМПАНИЙ

Несмотря на то, что интеграция цифровых инструментов и различных бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний идёт уже долгое время, остается большое количество возможностей, а также перспектив для дальнейшего развития данных направлений. Любая интеграция ведёт к тому, что деятельность аудиторской компании становится всё эффективнее, организация быстрее приходит к поставленной цели, а также повышается финансовая устойчивость компании [9]. Рассмотрим основные направления, которые являются наиболее перспективными для интеграции цифровых инструментов и бизнес-процессов в деятельность российских аудиторских компаний.

Первое, и самое крупное направление, это аналитика данных. Она позволяет значительно упростить деятельность компании в разрезе работы с большими объемами данных. Инновационные цифровые инструменты позволяют собирать, точно анализировать, а также давать комплексную интерпретацию всех финансовых показателей. Следует отметить, что данный процесс происходит с высокой точностью, что не получилось бы сделать с помощью человеческого ресурса, так как есть большая вероятность ошибки. Таким образом, цифровые инструменты, направленные на аналитику больших данных, помогают сделать весь цикл процесса работы с финансовыми показателями быстрым и практически безошибочным.

Второе направление – автоматизация аудиторских процессов. Как было упомянуто ранее в тексте работы, автоматизация позволяет облегчить и ускорить выполнение ряда рутинных задач, которые необходимо осуществлять каждый день в больших объемах [20]. Это позволяет прибегать к меньшим затратам человеческих ресурсов, освобождая их, и заменять ежедневный рутинный труд на его автоматическое выполнение. С помощью автоматизации таких процессов можно избежать потенциальных рисков, связанных с человеческим фактором, а также снизить процент ошибок.

Третье направление, которое очень перспективно для развития – улучшение клиентского сервиса. Это касается как коммуникации с потенциальными и существующими клиентами, так и предоставления им услуг. Интеграция цифровых инструментов и бизнес-процессов помогает обеспечить более быстрое, прозрачное взаимодействие с клиентами, возможность перенести некоторые процедуры в онлайн формат, сокращая как время клиента, так и время организации. Появляется возможность более удобно выстраивать коммуникацию с аудиторами, а также получать новые извещения и результаты проверок.

Четвёртое, не менее важное направление, а в современных геополитических реалиях, пожалуй, самое перспективное для развития – кибербезопасность. В последние два года по всему миру, в частности в нашей стране, увеличилось количество кибератак на совершенно разные сервисы. Следует отметить, что данные, предоставляемые в процессе аудиторской проверки, а также заключения по всем процедурам, являются конфиденциальными. Соответственно, они должны быть хорошо защищены от внешних угроз. В этих целях, организации на постоянной основе должны интегрировать различные цифровые инструменты в соответствующие бизнес-процессы по обеспечению кибербезопасности данных. За счет этого можно минимизировать риск различных кибератак, а также утечки данных.

Пятое перспективное направление для развития – совершенствование специализированных программ, программного обеспечения, а также инструментов, которые адаптированы для целей аудита и бухгалтерского учета [26]. Специализированных инструментов не так много, а компании остро в них нуждаются. Именно поэтому так важно обращать внимание на развитие специализированных цифровых инструментов для отечественных аудиторских компаний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России есть множество перспективных направлений для интеграции цифровых инструментов и бизнес-процессов в деятельность аудиторских компаний. Благодаря интеграции инновационных цифровых инструментов и бизнес-процессов, аудиторские компании будут иметь возможность повысить свою конкурентоспособность, качество оказываемых услуг, а также расширить клиентскую базу [21].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире цифровые инструменты, а также различные технологии стали играть большую роль как в деятельности крупных компаний, так и в повседневной жизни домохозяйств. Практика интеграции цифровых инструментов в деятельность российских аудиторских компаний является важным вопросом для изучения.

В данной статье были рассмотрены различные аспекты и направления применения цифровых инструментов в сфере аудита. Все они направлены на повышение качества внутренних процессов, проводимых аудиторских проверок, а также наиболее точного составления закрывающих и отчетных документов.

Интеграция цифровых инструментов в архитектуру бизнес-процессов любой компании является ключевой стратегической целью. Различные цифровые инструменты помогают автоматизировать деятельность, сделать процессы наименее рисковыми, убрать человеческий фактор, из-за которого могут возникнуть ошибки, поэтому так важно проводить процесс интеграции инновационных технологий, и комплексного программного обеспечения в деятельность организации.

Можно заключить, что рассмотренные цифровые инструменты помогают компаниям автоматизировать имеющиеся процессы, упростить соответствующие цепочки для достижения конечного результата, а также значительно снизить использование человеческого ресурса и минимизировать ошибки. По мнению авторов, своевременность внедрения соответствующих цифровых инструментов играет ключевую роль для устойчивого развития отечественных аудиторских компаний.

Инновационные технологии, программное обеспечение и другие важнейшие цифровые инструменты необходимы для того, чтобы любая компания шла в ногу со временем, развивалась, а также наращивала свои конкурентные преимущества и производственные способности. Процесс интеграции приводит к тому, что в компании перестраивается архитектура бизнес-процессов, а их цепочки становятся более дешевыми и эффективными. Появляются новые возможности для улучшения качества продукции, а в случае аудиторских компаний, аудиторских проверок, появляется больше свободных ресурсов, а эффективность деятельности повышается.


Источники:

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 16.04.2022) // СПС Консультант плюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 22. Ст. 2457
3. Азарская М.А. Институциональная модель российского аудита // Экономические науки. – 2015. – № 6. – c. 130–133.
4. Антонова О.И., Гилева И.С., Резниченко Д.В. К вопросу о новых возможностях в сфере цифровизации малого и среднего предпринимательства // Russian Economic Bulletin. – 2023. – № 3. – c. 25-33.
5. Арабян К.К. Теория аудита и организация аудиторской проверки. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 336 c.
6. Баранов П.П. Хроники аудиторов Британской короны: неизвестные страницы истории аудита // Аудиторские ведомости. – 2016. – № 4. – c. 43–64.
7. Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 264 c.
8. Бутрова Е. В. Особенности антикризисного управления предприятием в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 579-590.
9. Визгунов А.Н. Проблемы цифровой трансформации промышленных предприятий // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции, Курск, 14–15 ноября 2019 года. Том 2. — Курск: Юго-Западный государственный университет. Курск, 2019. – c. 107-111.
10. Глухова Т.В., Данилова П.А. Современные тенденции развития систем управления бизнес-процессами // Огарёв-online. – 2019. – № 7(128). – c. 7.
11. Головцова И.Г., Сучкова М.Ю. Цифровая трансформация сферы услуг в новых условиях // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2020. – № 4(54). – c. 81–86.
12. Горегляд В.П. Современный аудит: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. – 2017. – № 2. – c. 6–13.
13. Гутцайт Е. М. Рынок аудиторских услуг: функционирование, статистическое наблюдение, анализ состояния. - Москва: Вивид Арт, 2015. – 296 c.
14. Дерябина Г.Г., Трубникова Н.В. Диджитализация коммерческого направления деятельности российских компаний как фактор повышения их конкурентоспособности // Современная конкуренция. – 2021. – № 3(83). – c. 131–143. – doi: 10.37791/2687-0657- 2021-15-3-131-143.
15. Миценко Д.Е., Панов М.А. Актуальность информационной безопасности в условиях цифровой экономики // Цифровая трансформация общества и информационная безопасность: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 19 мая 2023 г.). Екатеринбург: УрГЭУ. Екатеринбург, 2023. – c. 21-24.
16. Кафиятуллина Ю.Н., Курочкин Д.А., Сердечный Д.В. Принципы цифровой трансформации бизнеса в современных условиях // Вестник университета. – 2022. – № 6. – c. 74–82. – doi: 10.26425/1816–4277–2022–6–74–82.
17. Киргизова Н.П. Применение технологий искусственного интеллекта в управлении бизнес-процессами российских компаний // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 9(43). – c. 60–62.
18. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. – 300 c.
19. Совершенствование аудита и контроллинга персонала на основе Digital-технологий Лымарева О.А. Совершенствование аудита и контроллинга персонала на основе Digital-технологий // О. А. Лимарева, И.Д. Мищенко. Economy and Business. DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-1-47-51
20. Ляпкина А.В. Институциональные аспекты аудита бухгалтерской финансовой отчетности // Современные тенденции развития науки и технологий: мат-лы XVI междунар. науч.-практ. конф. Белгород: АПНИ. Белгород, 2016. – c. 66–70.
21. Осипова Р.Г. Цифровизация как конкурентное преимущество российских организаций // Вестник Академии. – 2020. – № 37(2). – c. 258–262. – doi: 10.24411/2304–6139–2020–10174.
22. Панков В.В., Чайковская Л.А., Кожухов В.Л. Институциональные подходы к внедрению практик внутреннего контроля // Аудит и финансовый анализ. – 2015. – № 6. – c. 133–138.
23. Трофимова Г.А. Цифровая трансформация в России в условиях санкций // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 8. – c. 104–107.
24. Чая В.Т. Исходная парадигма развития аудиторской деятельности: проблемы и решения // Аудиторские ведомости. – 2013. – № 11. – c. 13–20.
25. Чекунова В.А., Рычков В.А., Давыденко В. Управление бизнес-процессами в организации в рамках цифровой трансформации // Цифровая экономика в контексте национальной безопасности. 2022. – c. 114-120.
26. Официальный сайт Jira Software. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atlassian.com/ru/software/jira (дата обращения: 11.06.2024).
27. Государство. Бизнес. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Мировые_и_российские_тренды_в_области_интеграции_данных_и_приложений? (дата обращения: 15.06.2024).
28. СапрСофт. Облачные сервисы хранения данных. [Электронный ресурс]. URL: https://sapr-soft.ru/stati/oblachnye-servisy-hraneniya-dannyh (дата обращения: 15.06.2024).
29. Kokina J., Meng Q.J., Cai Y. Analysis of the Impact of Artificial Intelligence Application on the Development of Accounting Industry // Open Journal of Business and Management. – 2018. – № 6. – p. 850 – 856.

Страница обновлена: 29.06.2024 в 16:40:57