Стратегии комплексных подходов в оценке управленческого персонала
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (31), Июль 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Какой бы надежной ни была методика, ее применение не может до конца ответить на все вопросы. В системах оценки необходимо использовать целые наборы методов. Кроме того, многие параметры невозможно получить путем психологического исследования. Интегральная оценка достигается самыми разными путями.
Ключевые слова: управление персоналом, управленческий персонал, оценка персонала, комплексная оценка персонала
Сегодня достаточно часто используется процедура, при которой, во-первых, определяются методики, прямо измеряющие требуемые качества, и, во-вторых, диагностируется уровень выраженности этих качеств у отдельного человека. Пример такого подхода можно найти в рекомендациях по оценке производственной деятельности, личностных качеств и проведению психологического тестирования работников при аттестации, разработанных А.Я. Кибановым, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Родкиной. [1]В указанных рекомендациях предполагается осуществлять обобщенную оценку деятельности, которая включает три составляющие:
‑ оценку уровня профессиональных знаний работника;
‑ оценку производственной деятельности работника;
‑ оценку личностных (индивидуально-психологических) качеств работника в соответствии с требованиями рабочего места.
Раздел оценки уровня профессиональных знаний авторы Рекомендаций предлагают проводить обычными приемами на экзамене (опросе) по специальности. По мнению авторов, наиболее эффективна и объективна оценка уровня квалификации имеет место в том случае, когда уровень теоретических знаний оценивается с использованием тренажеров (макетных и “имитаторов”, программно реализованных на компьютерной технике). Оценки рекомендуется проводить по определенным критериям по пяти балльной шкале.
В Рекомендациях предполагается, что оценку производственной деятельности работника за период между предыдущей и проводимой аттестацией проводит непосредственный руководитель или приглашенный эксперт (специалист более высокого уровня) по следующим критериям:
а) эффективность деятельности;
б) качество работы;
в) профессионализм (мастерство).
При оценке эффективности, или результатов деятельности в число критериев оценки производственной работы рекомендуется включать:
‑ для руководителей: личный вклад в выполнение планов организации, отсутствие срывов плановых и договорных обязательств, личный вклад по внедрению новой техники и технологии, совершенствование организации труда и производства в новых экономических условиях, финансовая стабильность, благоприятный социально-психологический климат и др.;
‑ для специалистов: полное и инициативное исполнение должностных обязанностей, отсутствие срывов плановых заданий, соблюдение трудовой дисциплины, личный вклад во внедрение новой технологии и техники и пр.
Для оценки качества работы рекомендуется использовать следующие критерии:
‑ для руководителей: умелое сочетание управленческих стилей (авторитарного, коллегиального и т.п.); умение выработать перспективную стратегию развития производства и др.;
‑ для специалистов: сдача продукции с первого предъявления; отсутствие ошибок при выполнении заданных планов; овладение смежными специальностями; высокая культура оформления заданий и др.
Профессионализм оценивается исходя из опыта работы или разряда работника, качества работы, отсутствия профессиональных ошибок, самостоятельности при принятии решений, обоснованности риска и др.
Оценка личностных (индивидуально-психологических) качеств работника, по мнению авторов Рекомендаций, должна проводиться только с целью определения соответствия этих качеств требованиям рабочего места. Поэтому необходимо определить перечень требований, предъявляемых к работнику занимаемой должностью, которые разрабатываются с учетом местных условий.
Авторами дается примерный перечень некоторых индивидуально-психологических качеств, которыми должен обладать работник, занимающий рабочее место руководителя, специалиста общего (административного) профиля и специалиста-производственника (табл. 1). Разумеется, этот перечень нельзя воспринимать догматически: в каждой конкретной организации необходимо разрабатывать свои программы. Тем не менее, он позволяет предварительно сориентироваться и сформировать собственную процедуру оценки.
Таблица 1
Перечень индивидуально-психологических качеств управленческих работников [2]
№ п/п
|
Наименование характеристик (показателей), обязательных для рабочего места. Название психологического теста
|
Руководитель (высшего и среднего уровня)
|
Специалисты
| |
|
|
общего профиля
|
производственники
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Доминирующие (основные, ведущие) мотивы:
а) достижений; б) престижа; в) избежания конфликтов; г) познавательные; д) утилитарные. Тест "Опросник отношений" |
+ + ‑ + ‑ |
+ + + + + |
+ + + + + |
2.
|
Высокая степень эмоциональной чувствительности.
Тест ОСТ; опросник Айзенка, форма А (или В), тест "Прогноз" |
-
|
-
|
+
|
3.
|
Выраженная эмоциональная устойчивость.
Тест ОСТ, опросник Айзенка Форма А (или В), тест "Прогноз" |
+
|
+
|
+
|
4.
|
Выраженная энергичность предметная ("широкая" сфера и жажда деятельности).
Тест ОСТ |
+
|
-
|
-
|
5.
|
Высокий уровень самоконтроля
Опросник УСК, ВСК |
+
|
-
|
+
|
6.
|
Выраженный волевой самоконтроль
а) настойчивость; б) самообладание. Опросник ВСК, УСК |
+ + |
+ + |
+ + |
7.
|
Выраженная личностная тревожность.
(Опросник Спилберга, тест Прогноз") |
+
|
+
|
+
|
8.
|
Хорошие адаптивные возможности.
Тесты ОСТ, КОТ, "Прогноз" |
+
|
+
|
+
|
9.
|
Выраженная толерантность (т.е. достаточно высокий порог эмоционального реагирования, самообладание, выдержка длительная помехоустойчивость).
Тест ОСТ, опросник ВСК, тест "Прогноз", опросник Айзенка |
+
|
+
|
+
|
10.
|
Высокая социальная энергичность ("широкий" круг контактов, тяга к людям, стремление к лидерству, легкость в установлении контактов).
Тест ОСТ |
+
|
-
|
+
|
11.
|
Пластичность, социальная (расторможенность в общении, коммуникативная импульсивность).
Тест ОСТ |
+
|
-
|
-
|
12.
|
Достаточно заметная склонность к риску.
Тест Шуберта |
+
|
-
|
+
|
13.
|
Наличие тенденций в поведении:
а) к сотрудничеству; б) к соперничеству; в) к компромиссу. Опросник Томаса, опросник отношений |
+ + - |
+ - + |
+ + + |
14.
|
Характер центральной нервной системы (ЦНС)
а) сильная ЦНС; б) слабая ЦНС. Опросник Стреляу |
+ - |
+ + |
+ - |
15.
|
Высокий уровень подвижности нервных процессов.
Опросник Стреляу |
+
|
+
|
+
|
16.
|
Высокий уровень уравновешенности нервных процессов.
Опросник Стреляу |
+
|
+
|
+
|
17.
|
Особенности мышления:
а) предметно-действенное; б) наглядно-образное; в) абстрактно-логическое. Тест КОТ |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
18.
|
Выраженные особенности внимания:
а) распределение; б) концентрация; в) объем; г) переключаемость; д) селективность (избирательность); е) устойчивость. Тест КОТ |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
+ + + + + + |
19.
|
Выраженные особенностей памяти:
а) долговременной; б) оперативной; в) двигательной. Тест КОТ |
+ + - |
+ + - |
+ + + |
20.
|
Работоспособность:
а) в условиях монотонии; б) в постоянно меняющихся условиях; в) в условиях постоянных эмоциональных воздействий. Тест ОСТ, опросник Стреляу, опросник Айзенка |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
Такой подход вполне правомерен и побуждает разрабатывать четкие требования к работникам, искать не менее четкие критерии выявленности этих требований. Задача построения отчета об оценке конкретного работника может быть сведена, в основном, к ответу на поставленные выше вопросы.
Оценки индивидуально-психологических качеств работников в анализируемой работе рекомендуется проводить с использованием автоматизированной системы оценки профессиональной пригодности специалистов (АСОП), которая включает 13 тестовых методик.
В настоящее время в практику активно внедряется использование в процедурах психологического обследования современных компьютеров. Можно приветствовать расширение психологического арсенала и сокращение ручной работы самих специалистов-психологов. При этом важно, однако, убедиться в эквивалентности компьютерной и обычной формы. Вот какую информацию о проведенном в Нидерландах исследовании приводит Л. Джуэлл:
Вопрос исследования: Эквивалентны ли печатный и компьютерный варианты батареи тестов общих способностей?
Тип исследования: Лабораторный эксперимент
Испытуемые: 250 мужчин и 78 женщин в возрасте от 16 до 31 года, поступавших в Королевскую военную академию (Нидерланды)
Независимая переменная: Проведение теста на компьютере или в письменной форме.
Зависимые переменные: Количество вопросов, на которые даны ответы, и доля вопросов, на которые даны правильные ответы.
Общая процедура: Половине испытуемых предлагался компьютерный вариант батареи тестов общих способностей (GABT); другая половина проходила тестирование в обычной письменной форме. Две группы испытуемых были сопоставимы по возрасту, полу и результатам теста общего интеллекта.
Результаты: Испытуемые, которым был предложен компьютерный вариант теста, работали быстрее и ответили на большее количество вопросов. Испытуемые, которым предлагался стандартный вариант теста, ответили на меньшее количество вопросов, но у них была выше доля правильных ответов; этот эффект был сильнее выражен в случае простых тестов.
Вывод: “…эквивалентность компьютерного и печатного вариантов теста должна быть продемонстрирована, а не принята в качестве предположения…” [3]
В рассматриваемой процедуре (АСОП) считается целесообразным применять методики в соответствии с ниже приведенной схемой (табл. 2).
Таблица 2
Методики оценки индивидуально-психологических качеств управленческих работников [4]
Наименование методик
|
Категории работников
| ||
Руководители
|
Специалисты общего профиля
|
Специалисты производственники
| |
Тест “Прогноз”
|
оп*
|
вп
|
оп*
|
Опросник Айзенка
(форма а или б) |
оп*
|
вп*
|
вп*
|
Опросник Стреляу
|
д
|
вп*
|
д*
|
Опросник Спилберга
|
оп
|
вп
|
вп
|
Тест Шуберта
|
оп
|
нп
|
вп
|
Опросник отношений
|
оп
|
оп
|
оп
|
ОСТ
|
д
|
вп
|
вп
|
Опросник ВСК
|
оп*
|
вп*
|
оп*
|
ДДО
|
вп*
|
вп*
|
вп*
|
Опросник Томаса
|
оп*
|
оп*
|
оп*
|
Опросник УСК
|
оп
|
вп
|
оп
|
КОТ
|
оп*
|
д*
|
оп*
|
* - обязательное применение методики при приеме на работу, аттестации молодых специалистов и т.п. [5];
оп – обязательное применение методики;
вп – возможное, (но не обязательное) применение методики;
д – возможно дополнительное использование методики (по решению руководителя тестирования) для уточнения какого-либо показателя, вызывающего сомнения.
Результаты, полученные с помощью подобных процедур, чаще всего используются далее так же, как и полученные обычным путем, хотя возможности обработки здесь возрастают. В настоящее время психологи начинают активно использовать методы статистической обработки и компьютерного моделирования. Полученные результаты по оценке производственной деятельности и личных качеств обобщаются в “Листке оценки деятельности и личных качеств работника”, о котором подробнее поговорим в следующем номере журнала.
Источники:
2. Там же, с.353.
3. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001., с.83-84.
4. Кибанов А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Цит.соч., с. 356
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:38