Мировой инвестиционный процесс в системе международных финансовых регуляторов

Пятков А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пятков А.А. Мировой инвестиционный процесс в системе международных финансовых регуляторов // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 52-56.

Аннотация:
В статье рассматривается механизм возникновения наднационального регулирования инвестиционных процессов в национальных государствах в условиях глобализации. Показано, что этот процесс начался с 20-х гг. ХХ века и постепенно привел к формированию системы международных организаций. И эта система в современных условиях оказывает значительное влияние на динамику инвестиционных капиталов.

Ключевые слова: инвестиции, экономика, глобализация, финансовые институты, интернационализация, национальные государства



В условиях глобализации инвестиции в экономику национальных государств все более зависят от экономической ситуации в мире. При этом естественным образом возрастает и роль международного регулирования инвестиционного процесса со стороны международных финансовых институтов1, которые непрерывно совершенствуют свою деятельность. Они подразделяются на национальные и наднациональные. Рассмотрим их в системе [5, с. 206].

Национальные и наднациональные финансовые институты

К национальным следует отнести институты монетарной (Центральный банк, Федеральное агентство по страхованию депозитов, Федеральная комиссия по ценным бумагам) и фискальной власти (Министерство финансов, Таможенная служба, налоговое министерство). Наднациональные институты – это, соответственно, глобальные и региональные. Глобальные институты – это подразделения ООН, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк. К региональным институтам относят также Европейский банк реконструкции и развития (с отделениями на разных континентах) и Европейский фонд валютного сотрудничества (преобразованный недавно в Европейский центральный банк).

Проблемами финансового регулирования занимаются и некоторые специальные органы ООН. Среди них [9, с. 16]:

– Конференция ООН по торговле и развитию;

– Экономический совет, способствовавший созданию международных региональных банков развития;

– Комитет по операциям платежного баланса и финансированию, связанным с мировой торговлей.

Также следует отметить Организацию экономического сотрудничества и развития, которая является своеобразным клубом развитых стран и центром координации экономической политики. Парижский и Лондонский клубы стран-кредиторов занимаются урегулированием внешней задолженности: государственным долгом и частной внешней задолженностью [11, с. 142].

Своеобразный международный форум представляет собой и так называемая «Большая семерка» – группа наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Канада2 [8, с. 8].

Большинство международных финансовых институтов возникло после Второй мировой войны (1939–1945 гг.), хотя тенденция к наднациональному регулированию экономических проблем обозначилась задолго до нее.

Подтверждением тому является Банк международных расчетов, созданный еще в 1930 г., прямо «выросший» из глобализации хозяйственных связей [5, с. 207].

Международные кредитно-финансовые институты

К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития континентов и регионов – Азии, Америки, Африки и т.д. [1, с. 152].

Схожие функции выполняют также Всемирный банк и тесно связанная с ним Группа Всемирного банка.

Действительно, Всемирный банк осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, он консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств и координирует работу их правительств.

Но и этими институтами дело не ограничивается. Для развития частного предпринимательства создана Международная финансовая корпорация (МФК)4. Она осуществляет аналогичные вышеотмеченным организациям функции и делает это почти теми же самыми методами [10, с. 102].

В 1988 г. создано Многостороннее агентство по гарантированию инвести- ций (МАГИ). Цель и задачи – аналогичны МФК, МВФ и т.д.

Наконец, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. и с тех пор выполняющий функции международного арбитра по урегулированию споров между иностранными инвесторами и странами-заемщиками [2, с. 32]. Характерно, что в настоящее время положение об обращении по спорным вопросам в МЦУИС является стандартным пунктом всех международных инвестиционных соглашений и договоров.

Региональные и специализированные мировые финансовые институты Спустимся на региональный уровень. Здесь интерес представляет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В 1990 г. 40 стран, а также ЕЭС (в настоящее время ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учредили ЕБРР [7, с. 436]. Акционерами этого международного финансово-кредитного института могут быть как европейские, так и неевропейские государства, являющиеся членами МВФ.

Целями деятельности ЕБРР являются содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка развития частного предпринимательства в странах, которые придерживаются принципов многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Ресурсы ЕБРР формируются за счет уставного капитала, заемных (привлеченных) средств и средств, полученных в счет погашения займов или по гарантиям [4, с. 13].

Немаловажную, но аналогичную ЕБРР роль играют региональные банки развития Азии, Америки и Африки. Они были учреждены в 60-е гг. XX в. после распада колониальной системы.

Основные направления деятельности подобных региональных банков схожи с ЕБРР – это [7, с. 465]:

– предоставление займов и вложение собственных средств в инвестиционные программы и проекты развития;

– стимулирование увеличения государственных и частных инвестиций на цели развития в экономику стран-членов;

– консультирование и предоставление технической помощи в подготовке национальных и региональных программ и проектов развития, а также в осуществлении этих программ и проектов.

Кроме глобальных и региональных институтов, функционируют специализированные мировые финансовые институты, например, Арабский фонд экономического развития Африки, Карибский банк развития и т. д. Влияние отдельных стран и степень их участия в международных финансовых институтах напрямую зависит от величины их взноса – применяется система так называемых «взвешенных голосов».

Международное финансовое регулирование

Следует прямо признать, что мировые финансовые центры – это центры, в которых сосредоточены крупные международные капиталы и где проводятся масштабные и разнообразные международные финансовые операции [5, с. 208]. Основу их инфраструктуры составляют национальные и транснациональные банки, которые обычно тесно связанные с крупнейшими биржами, где оперируют фондовыми ценностями.

Основные операторы мировых финансовых центров – это крупные многонациональные банки Лондона, Цюриха, Парижа, Нью-Йорка, Токио, Люксембурга, Франкфурта-на-Майне, Сянгана и Сингапура. Нью-Йоркский и Токийский мировые финансовые центры сложились в качестве относительно универсальных рынков, тогда как МФЦ – в основном рынок специализированный. Лондон работает, главным образом, с рынками евровалютных операций, операций ценных бумаг, золота, фьючерсных сделок. Ведущие позиции после Лондона на рынке золота занимает Цюрих, который также предоставляет наиболее надежные варианты инвестиций капитала. Люксембург играет роль фондов аккумулирующего рынка Азиатско-Тихоокеанского Региона. В Сянгане (КНР) сосредоточен центр международного синдицированного кредитования [6, с. 79].

Международное финансовое регулирование можно подразделить на регулирование иностранных (национальных) рынков и регулирование валютных операций. К межнациональному (наднациональному) регулированию относят координирование валютных интервенций, денежной политики, унификацию финансового законодательства. Тем самым финансовые центры стремятся увеличить предсказуемость финансовой среды и мировой экономической политики. Заметим, что введение «плавающих» курсов в марте 1973 г., объективно обострившее проблему финансовых рисков, привело к созданию ценных бумаг с «плавающим» процентом, финансовых деривативов [5, с. 209].

Заключение

Таким образом, межнациональные финансовые институты постепенно превращаются в наднациональные и уже сегодня являются неотъемлемым инструментом обеспечения целостности и стабильности функционирования всемирного хозяйства. Свои функции по регулированию национальных инвестиционных процессов они осуществляют с помощью стимулирования притока частных иностранных инвестиций. Кредитуемые страны, как правило, оказываются в сфере интересов как минимум нескольких общемировых и (или) региональных межнациональных финансовых институтов, за которыми стоят наиболее развитые в экономическом отношении страны мира.


Источники:

1. Бандурин В.В., Рацич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица, 1999. – 279 с.
2. Буневич К.Г. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: МИЭМП, 2010. – 180 с.
3. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 520 с.
4. Дьякова Е.Е. Основные принципы и направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития: дис. канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2002. – 139 c.
5. Ефимов В.С. Финансы: Часть 2. Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 287 c.
6. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Калининград: Калининградский ун-т, 2000. – 82 с.
7. Кравцова Г.И., Кузьменко Г.С., Кравцов Е.И. и др. Деньги, кредит, банки: Учебник – Минск: БГЭУ, 2003. – 527 с.
8. Любецкий В.В. Мировая экономика: Учебно-методические материалы. – М.: МИЭМП, 2005. – 80 с.
9. Парасочка В.В., Щербаков А.И. Глобализация, ВТО и легкая промышленность // ЛегПромБизнес Директор. – 2002–2003. – № 12–01(50). – С.10–26.
10. Продченко И.А. Деньги. Кредит. Банки: Учебный курс. Часть 2 / И.А. Продченко. – М.: МЭИПТ, 2009. – 134 с.
11. Фельтхэм Р. Дж. Настольная книга дипломата / Пер. с англ. В.Е. Улаховича. – 4-е изд. – Минск: Новое знание, 2004. – 304 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:44:26