Подходы к формированию и развитию регуляторных механизмов в экономике

Ганченко Д.Н.1
1 Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Достижение целевых параметров устойчивого развития – одна из приоритетных задач современного государства. Исследование способов ее решения осуществляется на протяжении всего цивилизационного развития общества и нашло отражение в многочисленных трудах различных экономических учений, в которых были сформированы отдельные техники и инструменты государственного регулирования экономики. Систематизация сложившихся представлений о механизмах регулирования экономики, в целях обеспечения ее устойчивого развития, обнаружила множественность позиции по обоснованию применения тех или иных инструментов и механизмов. Это обусловило цель настоящего исследования. В материале представлена авторская точка зрения на классификацию подходов по формированию и развитию регуляторных механизмов. Она основана на критериях теоретического и практикоориентированного формата их использования. Выявлены концептуальный и вновь сформированные подходы, позволяющие в контексте стоимостной, правовой, системной и реактивной техники адаптировать регуляторные механизмы под реальные задачи развития экономики. В рамках классификации подходов представлены сущностные черты, обстоятельства появления и развития подхода, достоинства и недостатки подходов. В результате исследования обоснована необходимость формирования проактивного подхода, который позволит создать необходимые и достаточные условия для стимулирования достижения целей устойчивого развития экономики государства

Ключевые слова: регуляторика, подходы, механизмы, государство, устойчивое развитие, экономика

JEL-классификация: F51, F52, F53



Введение. Обеспечение устойчивого развития современной экономики – глобальная цель для всех субъектов экономических отношений. Подходы по формированию механизмов такого развития, складывавшиеся столетиями в рамках различных экономических учений и школ, в современных условиях не приносят желаемых результатов. Стремительное увеличение интенсивности, многообразия и социально-политической вариабельности экономических событий предопределило необходимость формирования регуляторных практик по категориям участников экономических событий, по целевым траекториям достижения параметров устойчивого развития.

Регуляторика социально-экономического развития в целях обеспечения устойчивого экономического роста стала одним из главных предметов современных дискуссий ученных, представителей органов власти государств, территорий, организаций и специалистов [10]. Актуальность и заинтересованность данной научной областью исследований породила множественность подходов к трактованию сущностных характеристик процедур регулирования. Это обстоятельство определило цель настоящего исследования – классификация подходов к формированию регуляторных механизмов в экономике и исследование их ключевых характеристик.

Методы исследования. Исследование построено на основе общенаучных методов, системном подходе и методах статистического анализа данных. В материале использованы данные из открытых источников, размещенных на официальных сайтах.

Результаты исследования.

Основу современной регуляторной практики любого государства составляет концептуальный подход, сформированный в русле исторического развития экономической мысли. Основной дискус представителей экономических школ в контексте настоящей темы разворачивался не только вокруг масштабов вмешательства государства в экономику, но и вокруг конечной цели (таблица), позволяющей решить текущие и стратегические задачи по управлению развитием государством и экономикой.

Таблица – Основные вехи формирования ключевых инструментов регуляторики (составлено автором на основе [5, 6, 18])

Экономическая школа
Цель
Объект
Ключевые инструменты регулирования
Ранний меркантилизм
Развитие сферы обращения. Положительное сальдо во внешней торговле
Экспортно-импортные операции
Высокие цены на экспорт, ограничение и импорта, запрет на вывоз золота и серебра
Поздний меркантилизм
Развитие сферы обращения. Активный торговый баланс
Экспортно-импортные операции
Обратные параметры инструментов в сравнении с предыдущей школой
Физиократы
Оптимальные межотраслевые пропорции
Сельское хозяйство
Балансовые пропорции объемов создаваемого чистого продукта в сельском хозяйстве и промышленности
Классическая политическая экономия
Развитие сферы производства
Затраченный труд на производство
Стоимость, земельная рента, равновесие рынка, уровень цен
Немецкая историческая школа
Преумножение национального богатства, развитие
Производственный потенциал нации
Протекционистская торгово-промышленная политика, производительные силы, интересы государства
Маржинализм
Равновесие и устойчивое положение экономических систем
Оптимальность
Предельные экономические величины, мотивы поведения потребителя, ценность
Кейнсианство
Оптимальность распределения ресурсов
Совокупный спрос
Бюджетно-налоговая и инвестиционная политика
Монетаризм
Оптимальная кредитно-денежная политика
Количество денег в обращении
Спрос на деньги, инфляция, процентная ставка, бюджетные расходы
Институцио-нализм
Закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций
Социальные институты
Нормы, обычаи поведения в обществе
Неоинституцио-нализм
Формирование и реализация права собственности, выявление провалов рынка и государства
Индивиды
Контракты, трансакционные издержки, общественный выбор

Обосновывая причины и обстоятельства необходимости вмешательства государства в экономику, представители экономических школ до настоящего времени не дали однозначного ответа, какой из инструментов регуляторики является наиболее результативным. При этом, по мере развития экономических отношений, регуляторика стала основываться на принципах индивидуализации, результативности и максимальной ее верифицируемости по используемому способу регулирования.

Развитие института регулирования в конце прошлого века, в части формирования и развития практики по оценке регулирующего воздействия (далее – ОРВ) государства, послужило основой для формирования затратно-стоимостного подхода. Основным элементом которого до настоящего времени остается ОРВ. Ее сущность, методика, эффективность применения рассматривается в работах отечественных и зарубежных авторов. Однако, единства во мнениях – что должно выступить объектом оценки [21], какой из методов оценки целесообразно использовать [3, 7], а также каковы должны быть затраты [4] на осуществление регулирования с целью обоснования объемов и результативности регулирования – не достигнуто. Как отмечают исследователи [1], в условиях современной экономики объективно необходимым становится сочетание «разных методов расчета «стоимости» государственного регулирования для различных субъектов». Это, по их мнению, позволит оптимизировать и результаты, и затраты на регуляторную практику. При этом каковы оптимальные варианты вышеупомянутого сочетания не определены ни для конкретных социально-эконмических ситуаций, ни для этапов развития самих государств.

Правовой подход получил развитие в процессе распространения регуляторных практик в последние 20 лет. Он в значительной мере определяется характером сложившейся правовой системы и практиками в государстве. Основу современного правового подхода составляют рекомендации по формированию и применению регуляторных механизмов [23], разрабатываемые OECD. Основными постулатами подхода являются: непрерывная работа над систематическим внедрением наиболее оптимальных вариантов регулирования; независимо от варианта регулятивной практики необходимо ориентироваться на обязательное измерение и снижение затрат на соблюдение установленных нормативных требований; гибкость и адаптивность к новациям в регуляторике.

Как считает Сатолина М.Н. наиболее плодотворная реализация правового подхода в формировании регуляторных механизмов возможна за счет внедрения единого подхода к праву и правовой системе как управленческому циклу [12]. В этом случае становится целесообразным расширение оценки государственного вмешательства не только в экономические, но и в социально-политические отношения. Такой подход позволяет расширить границы регуляторных механизмов и их результативности не только за счет выявления их дополнительных возможностей, но и обосновывает интеграцию утилитарных параметров по конкретным сферам экономики для более точного формирования алгоритмов и результативности процесса, а также системы регуляторики.

Одновременно с этим, исследуется проблема дерегулирования с позиции «фронтолиза государственной власти» [11]. Она раскрывает специфику обстоятельств не всегда обоснованного лишения государства отдельных функций в области регуляторики. На практике подобная позиция может быть как экономически неэффективной, так и политически нецелесообразной. Баранов П.П. подчеркивает, что сокращение количества нормативных актов должно реализовываться с синхронным качественным улучшением вновь принимаемых правил и требований [2], предполагающее рациональное распределение в них функционала в области регуляторной практики.

Системно-деятельностный подход раскрывает потенциал системы государственного управления в реализации наиболее целесообразным способом регуляторных практик в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства. В контексте данного подхода регуляторные механизмы представляются как процесс. В научных кругах и среди практиков он исследуется в трех аспектах:

– совокупность действий органов власти по принятию регулирующих документов и норм по отношению к конкретному объекту [13, 17];

– деятельность по регулированию предпринимательской активности через ключевые инструменты [10, 16];

– процедурная сторона совершенствования программного-целевого управления, обеспечивающего устойчивое развитие в контексте стратегического управления социально-экономическим развитием [14 и др.].

Использование любого из представленных форматов определяется возможностями и готовностью конкретного государства к внедрению тех или иных регуляторных механизмов, предлагаемых как международным сообществом, так и сформированных в рамках собственной практики. Как отмечают Тургель И.Д. и Вейберт С.И., формирование эффективной национальной регуляторики должно основываться на собственной методической базе [17]. В этом случае возможно создать достаточные условиях для реализации результативной регуляторной политики.

Результаты исследований WGI, отражающие параметры системно-деятельностного подхода, демонстрируют отсутствие некоторой постоянной позитивной динамики в оценке качества регуляторной практики в государстве. Более того, не наблюдается на первый взгляд прямая зависимость между качеством регуляторики и эффективностью управления (рисунок), даже в тех государствах, которые одними из первых ввели практику по фиксации и оценке регуляторных воздействий (Дания, США, Германия [20, 22]).

Рис. Динамика показателей эффективности управления и качества регуляторики, в ед. (составлено автором на основе [24])

Но при этом стоит отметить, что по своей природе оба эти параметра не являются статичными и всегда подвержены влиянию таких факторов как: интенсивность и характер предпринимательской деятельности; инвестиционная привлекательность; количество, масштаб и ориентированность регуляторных норм; кадровый и инфраструктурный потенциал государственной регуляторной практики. Необходимо подчеркнуть, что страны, которые первыми обратились к внедрению регуляторных механизмов имеют более высокие параметры, характеризующие системно-деятельностный подход по сравнению с остальными. Это свидетельствует о его развитии в целом и выработке более продуктивных практик и технологий.

Следует выделить тенденцию по формированию еще одного подхода, который целесообразно охарактеризовать как реактивный. Его сущностные параметры и элементы выстраиваются на основе ряда исследований (Плотников В.А., Харламов А.В. [8], Смешко О.Г., Вертакова Ю.В. [15], Яковина М.Ю., Кораблева А.А. [19] и другие), рассматривающих отдельные аспекты построения и специфики использования регуляторных механизмов в условиях социально-политической турбулентности и социально-экономических потрясений. В контексте реактивного подхода предлагаются алгоритмы и проекты регулирования отдельных аспектов современной экономической политики, позволяющие в «точечном» режиме проводить манипуляции относительно траекторий развития и купировать негативные процессы и тенденции. Ряд исследователей считают реактивным [10] по характеру весь комплекс современных регуляторных механизмов в нашей стране. Это не способствует, по их мнению, формированию достаточной результативности самой регуляторной политики. Поэтому регулятор должен основываться на устойчивости норм регулирования, их имплементации, достаточной доказательности и других принципах. Безусловное соблюдение данных принципов в реальной практике нередко сталкивается с рядом сложностей, вызванных динамикой и характером социально-экономического развития общественных отношений, особенностями современной трансформации инструментов регулирования.

Выводы и заключение. Расширение спектра подходов к регуляторным механизмам в современных условиях позволяет на уровне государства перейти от концептуальной парадигмы регуляторной политики к архитектонике системно-деятельностного конструирования регуляторных механизмов. В совокупности с возможностями реактивных техник регулирования в современных государственных системах созданы благоприятные условия для обеспечения роста показателей эффективности государственного управления в целом, а также результативности процессов регулирования экономики, в частности. Однако на фоне сохраняющейся зависимости процесса эволюционирования самих механизмов регуляторики от количества доступных отчётов, степени регулирования и типов отчётов [9] формируются предпосылки в формировании и реализации проактивного подхода – ориентированного на системно-структурное моделирование технологий регуляторики в реализации векторов развития экономики. Внедрение подхода в пространственном, социально-экономическом, а также политико-управленческих аспектах позволит создать необходимые и достаточные условия для стимулирования достижения целей устойчивого развития экономики государства.


Источники:

1. Асенова А.Е., Байзаков С.Б., Гафятуллина Д.Ф., Байзаков Н.А. Анализ эффективности регуляторной политики // Экономика и управление: теория и практика. – 2018. – № 1. – c. 78-91.
2. Баранов П. П. Совершенствование современной регуляторной политики России: общетеоретические и практические аспекты // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2020. – № 1. – c. 50-58.
3. Барашева Е. В. Ключевые направления совершенствования методов оценки регулирующего воздействия // Дискуссия. – 2022. – № 2 (111). – c. 20-27.
4. Василевская М. М., Казанцев К. И., Шепелева О. С. Качество проведения оценки регулирующего воздействия в России: что показывает сплошной анализ текстовых данных?. - М.: ЦПУР, 2021. – 60 c.
5. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. / учебник и практикум для вузов/– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 178 c.
6. Ганченко Д. Н. Трансформация инструментов регулирования экономики и ее влияние на современную регуляторную политику // Российская экономика в условиях структурной трансформации: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 28 мая 2024 года. – Москва: ООО "Актуальность.РФ". Москва, 2024. – c. 238-242.
7. Иванова М. В. Модели и методы оценки регулирующего воздействия в государственном управлении России и зарубежных стран. - СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2018. – 95 c.
8. Плотников А. В., Харламов А.В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 1 (139). – c. 50–58.
9. Рассолова И. Ю., Газизова О. В., Кашапова Р. А. Оценка регулирующего воздействия и матрица распределения ответственности // Дискуссия. – 2022. – № 111. – c. 28-36.
10. Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Соболь Д.В., Цыганков Д.Б., Шклярук М.С. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего. - М.: Центр стратегических разработок, 2018. – 192 c.
11. Романовская О. В. Конституция России и фронтолиз государственной власти // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 9. – c. 22-25.
12. Сатолина М. Н Системный анализ оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь // Стратегия развития экономики Беларуси : вызовы, инструменты реализации и перспективы: сборник научных статей. – Минск: ООО "Право и экономика". Минск, 2019. – c. 67-72.
13. Сейдахматова С. З. Обзор методики реализации анализа регулятивного воздействия нормативно-правовых актов на деятельность субъектов предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2022. – № 3. – c. 132-135.
14. Сеонг-чин Х. Антикризисное регулирование в условиях догоняющей модернизации (на примере Республики Корея) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 12 (105). – c. 66−75.
15. Смешко О. Г., Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Государственная инвестиционная политика как инструмент преодоления угроз национальной экономической безопасности, вызванных антироссийскими санкциями // Экономика и управление. – 2023. – № 7. – c. 747–762.
16. Султонова, Т. И. Основные направления совершенствования правовых форм государственного регулирования предпринимательской деятельности // Правовая жизнь. – 2022. – № 1(37). – c. 98-107.
17. Тургель И. Д., Вейберт С. И. Институт оценки регулирующего воздействия на постсоветском пространстве: проблемы становления и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 37(322). – c. 2-11.
18. Ядгаров Я. С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996. – 249 c.
19. Яковина М. Ю., Кораблева А. А. Рецессионные шоки и региональная экономическая устойчивость // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2020. – № 3(35). – c. 117-123.
20. Agile Regulation for the Fourth Industrial Revolution: A Toolkit for Regulators. - Geneva: WEF, 2020. – 56 p.
21. Baldwin R., Cave M., Lodge M. Understanding regulation: theory, strategy, and practice. - New York: Oxford University Press, 2013. – 363 p.
22. Kirchhoff J., Nikolka T. How Evidence-based is Regulatory Policy? A Comparison Across OECD Governments // DICE Report: Determinants of Populist Voting. – 2017. – № 4. – p. 45-48.
23. OECD (2024). Regulatory experimentation: Moving ahead on the agile regulatory governance agenda. Paris: OECD Publ., 2024. № 47. – 43 p
24. Worldwide Governance Indicators (2024). World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: World Bank Group (дата обращения: 04.10.2024).

Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:00:03