Структура баланса организации с учетом ее интеллектуальных активов

Абрамов Е.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Предложенные в статье принципы учета интеллектуальных активов позволяют расширить состав и структуру активов организации в целях управленческого учета. Выделяя три группы интеллектуальных активов: структурные, маркетинговые и человеческие, автор рассматривает вложения компании в человеческий капитал как особый вид инвестиций, который со временем должен преобразовываться ее в инфраструктурные активы. Показана структура активов и место каждого из них, а также место источников их формирования в балансе активов и пассивов организации.

Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуально-креативные ресурсы, бухгалтерский баланс, активы, интеллектуальные активы, пассивы, структурные активы



Предлагаемая в статье модель управления формированием интеллектуальных активов организаций опирается как на традиционные информационно-аналитические инструменты, так и на последние разработки ведущих исследователей данной темы. Одним из традиционных инструментов является баланс активов и пассивов, составляемый на основе метода двойной записи. Законодательно установленные принципы учета могут быть в полной мере распространены на расширенный состав нематериальных активов [2], что позволит использовать для анализа интеллектуальных активов инструментарий традиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности, достаточно известный и методически отработанный.

Для отражения интеллектуальных активов организации предлагаем использовать баланс активов и пассивов предпринимательской структуры. Принимая его за основу, можно выявить ряд дополнительных активов и источники их формирования [1]. Это позволит изменить взгляд на весовую значимость интеллектуальных активов в общем капитале предприятия и приблизить общую стоимость его активов к рыночной оценке данного предприятия как субъекта бизнеса.

Расширенный перечень интеллектуальных активов предприятия

В состав интеллектуальных активов, должны быть включены:

– структурные активы;

– маркетинговые активы;

– человеческие активы (интеллектуально-креативные ресурсы).

Структурные активы (структурный капитал) – наиболее разнородная часть интеллектуальных активов. Сюда относятся права на интеллектуальную собственность (ИС), информационные ресурсы, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т.д. При всей своей разнородности именно структурный капитал в наибольшей степени соответствует тому, что называется интеллектуальными активами. К структурному капиталу относятся систематизированные знания, в том числе ноу-хау, в принципе отделимые от физических лиц (работников) и от фирмы. Таким образом, ноу-хау оказываются частью как человеческого, так и структурного капитала. Это очень важно для понимания феномена обесценения интеллектуального капитала (ИК) при нелояльном (оппортунистическом) поведении сотрудников или при их увольнении.

Маркетинговые активы – это деловая репутация компании, авторитет торговой марки, налаженные деловые контакты различных видов, и для их оценки существуют различные методики. Однако они носят достаточно общий характер и в основном не позволяют отдельно оценивать различные элементы этих активов.

Человеческие активы (интеллектуально-креативные ресурсы). Если их рассматривать как активы предприятия, то к ним придется применить бухгалтерские методики расчета. Тогда возникают вопросы: по каким критериям оценивать человеческие ресурсы в активе баланса, и какие источники его формирования будут отражены в пассиве.

Капитал, соответствующий интеллектуально-креативным ресурсам – это то, что тратится на поиск сотрудника, дополнительное образование, заработную плату и т.п. В настоящее время это отражается в финансовой отчетности лишь как статьи расходов. Но в данном случае, инвестируя средства в дополнительное образование сотрудника, фирма увеличивает свой нематериальный актив.

Что относится к инвестициям в человеческий капитал?

К затратам на воспроизводство человеческих активов, которыми являются интеллектуально-креативные ресурсы (к инвестициям в человеческий капитал), относятся:

1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;

2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;

3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых [3].

Возьмем для наглядного примера одного из сотрудников компании – менеджера по сбыту. Для этого актива можно измерить затраты на его создание и таким образом учитывать его стоимость. Но со временем эта стоимость будет изменяться. Это, с одной стороны, связано с износом, то есть с устареванием некоторых знаний, что требует амортизировать этот износ, вкладывая средства в обучение. С другой стороны, особенностью и главным отличием любых интеллектуальных активов от материальных является совмещение процессов их потребления и воспроизводства. Это значит, что со временем стоимость менеджера для компании может повышаться при его удовлетворенности своей работой. Это выразится в более эффективной работе данного менеджера, что приведет к повышению эффективности работы предприятия в целом и увеличит его рыночную стоимость. На бирже это повлияет на рост стоимости акций компании, а баланс ее активов и пассивов в данном отчетном периоде покажет увеличение непроизводственных расходов (на сумму затрат, связанных с образованием менеджера). Но если учесть данного менеджера как актив в балансе предприятия, то повышение стоимости акций будет логично связано с увеличением стоимостного выражения активов фирмы.

Расходы на содержание сотрудника и человеческий капитал

В рамках данного подхода к оценке можно выделить несколько следствий.

1. Абсолютно заменимый сотрудник не представляет ценности для фирмы, следовательно, расходы на его содержание можно отнести к текущим издержкам.

2. Абсолютно незаменимый сотрудник не может представлять 100% стоимости бизнеса. Особенно если таких сотрудников несколько (парадокс кока-колы, когда два человека знают по половине формулы, без которой производство невозможно).

3. Человеческий капитал (ЧК) сотрудника состоит из различных частей, одни из которых являются частью стоимости бизнеса, а другие – нет.

4. Не все затраты на сотрудника являются инвестициями в человеческий капитал, некоторые из них – это просто затраты на поддержание человека в форме. По сути, они аналогичны затратам на текущий ремонт.

5. При переходе сотрудника на другую должность или место работы изменится относительное значение стоимости ЧК. Эта относительность связана с различность степенью использования человеческого капитала. Тогда из различий обязанностей и используемых навыков можно будет оценить значение каждой составляющей ЧК.

6. Инвестиции в человеческий капитал со временем преобразуются в структурный капитал организации, что связано с формализацией принципов работы сотрудника. Полный период преобразования демонстрирует лаг инвестиций в инфраструктуру. Тогда с уходом сотрудника снижение прибыли будет меньшим, что и будет означать сохранение объекта инвестиций в организации.

7. Максимальное внимание следует уделять формализации принципов работы, что позволит снизить риск недополученной прибыли при уходе сотрудника. При этом стоимость бизнеса будет только возрастать, поскольку объем капитала не изменится, а изменится только его форма, но зато снизится риск его потери, так как риск потери структурного капитала намного ниже. Ведь структурный капитал является частью организации и контролируется ей, а человеческий капитал всегда контролируется самим сотрудником.

Баланс, отражающий полную структуру активов и пассивов

Таким образом, баланс, отражающий полную структуру активов с источниками их образования, будет представлен следующим образом (см. рис. на с. 79).

АКТИВ
ПАССИВ
Внеоборотные активы
Основные средства
Собственный капитал
Уставный капитал
Нераспределенная прибыль
Структурные активы:
– интеллектуальная собственность;
– корпоративная культура;
– информационные технологии и системы связи
и др.
Структурный капитал
Маркетинговые активы:
– авторитет торговой марки;
– франшизные и лицензионные соглашения;
– база постоянных клиентов
и др.
Маркетинговый капитал
Прочие внеоборотные активы
Заемный капитал
Долгосрочные займы и кредиты
Человеческие (гуманитарные) активы:
– образование сотрудников;
– профессиональная квалификация;
– креативный потенциал работников;
и др.
Человеческий капитал
Оборотные активы
Запасы сырья
Готовая продукция
Дебиторская задолженность
Денежные средства
Краткосрочные займы и кредиты

Рис. Пример отражения расширенной классификации интеллектуальных активов методом традиционного баланса активов и пассивов организации

Расширение структуры активов также повлечет за собой изменение структуры затрат, связанных с созданием и «модернизацией» данных активов.

Целью включения интеллектуальных активов организации в баланс является не искусственное завышение ее балансовой стоимости. Данный метод не будет оптимальным при определении рыночной стоимости компании.

Предложенная методика позволяет расширить состав и структуру активов организации исключительно в целях управленческого учета. Для выполнения этой задачи показана структура активов и место каждого актива и соответствующего ему источника формирования в балансе активов и пассивов организации.


Источники:

1. Абрамов Е.Г., Мельников О.Н. Как организовать учет интеллектуально-креативного капитала инновационно-активных организаций // Креативная экономика. – 2008. № 1.
2. Абрамов Е.Г., Мельников О.Н. Возможен ли бухгалтерский учет интеллектуального капитала современных организаций? // Российское предпринимательство. – 2005. № 7.
3. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации): Учебник. / Под ред. проф. И.А. Максимцева. – М.: Креативная экономика, 2010.
4. Просвирина И.И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы // Финансовый менеджмент. – 2004. № 4.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 11:52:00