Повышение качества высшего образования в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы повышения качества высшего образования в Российской Федерации. По мнению автора, наряду с улучшением материальной базы, важную роль в этом процессе должно сыграть повышение качества обучения, что, в свою очередь, может быть достигнуто за счет применения менеджмента качества в сфере образования.
Ключевые слова: высшее образование, конкурентное преимущество, модернизация системы образования, учебные заведения, менеджмент качества образования
Образование в Российской Федерации – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1].
Образование является важнейшей подсистемой социальной сферы нашего государства, которое обеспечивает получение систематизированных знаний, умений и навыков с дальнейшей целью применения их в профессиональной деятельности.
В сфере российского образования непосредственно занято 22% населения России, работает 68,6 тыс. образовательных учреждений, численность преподавательского состава – более 1,9 млн человек, общая численность учащихся – более 26 млн человек, ежегодный выпуск составляет боле 4,4 млн человек. Свыше 7 млн человек – это студенты вузов [6]. Образование является инструментом повышения качества населения и главным средством развития страны в целом. В настоящее время в нашей стране функционирует 1868 государственных и 1026 негосударственных аккредитованных высших учебных заведений [2].
Согласно данным агентства Reuters, инновационный сценарий предполагает рост образования с 5,1% до 6,8%; науки – с 1,2% до 3,0%. Его реализация будет сопровождаться среднегодовыми темпами роста ВВП на уровне 4–4,2%, ростом реальных доходов населения в 2030 году в 2,3 раза, по сравнению с 2010 годом, инвестиций в основной капитал – в 3,9 раза и госдолга с 10% ВВП до 30% ВВП в 2030 году [3].
Материальная база современного образования
Основной задачей вузов является обеспечение высокого качества образования. Данную задачу можно реализовать только в случае, если для этого будут созданы благоприятные условия, такие, как развитие современных материально-технических, информационных и кадровых ресурсов. Для достижения поставленной цели необходимы оборудованные кабинеты, электронные и печатные учебные пособия, демонстрационное и лабораторное оборудование, интерактивные и мультимедиа-комплексы, призванные обеспечить высокое качество образования.
Таким образом, условием подготовки качественных специалистов является наличие материальной базы.
Это особо важно, если речь идет об организации образования различного уровня: бакалавр, специалист, магистр.
Из бюджетного послания президента Российской Федерации о бюджетной политики в 2011 – 2013 годах, третьим приоритетом бюджетных расходов, по мнению главы государства Д.А. Медведева, является развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
Как говорится в послании, в трехлетний период должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием [4].
Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество образования представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения потребностей обучаемого во всестороннем развитии личности [6].
«Качество обучения» и «качество образования»
Существует два термина: «качество обучения» и «качество образования», данные термины частично различны между собой, так как они обладают следующими особенностями. Термин «качество обучения» включает в себя результат учебного процесса: организация учебно-методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения. Говоря о «качестве образования», следует отметить, что данный термин состоит из вышеперечисленных показателей «качества обучения», а также включает в себя востребованность выпускника высшего учебного заведения в профессиональной деятельности и его оценку с точки зрения работодателя.
Основой социальной мобильности и дальнейшего снижения социально-экономической дифференциации в обществе является предоставление качественного образования для всего населения нашей страны.
Так, к примеру, абитуриент изначально очень тщательно подходит к вопросу выбора высшего учебного заведения, так как, получив качественное образование и став образованным специалистом в определенной области деятельности, он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, ведь именно высокое качество профессионального образования проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального образования на рынке труда.
В повышение качества образования основную роль играет преподавательский состав. Только преподаватель постоянно совершенствующейся в своей деятельности, с высоким уровнем квалификации, профессиональным и интеллектуальным уровнями сможет передать знания учащимся.
Интеллектуально-активный потенциал преподавателей неизбежно коррелируется с их научной деятельностью, поскольку вне ее преподаватель обречен на чтение «чужих» учебников и их более или менее умелое изложение студентам [5]. Педагогическая деятельность требует постоянного развития и кардинального повышения фактического комплексного статуса педагога, тем самым превращение образующихся и образующих в сословие, то есть повышение ценности образования. Только создав все необходимые условия педагогам, можно говорить о повышении ценности образования в целом.
Менеджмент качества образования
Для повышения качественного образования в высших учебных заведениях необходимо учесть следующие параметры, такие как качество программ, качество преподавательского состава (возраст, педагогическая активность, регулярное повышение квалификации), информационное обеспечение, качество компьютерных сетей, материально-техническое обеспечение, помещения для практического применения полученных знаний, лабораторное оборудование, спецаудитории и качество научной работы, а так же важным составляющим является постоянный мониторинг, в который можно включить социологические исследования на тему достижений всех условий для предоставления высшим учебным заведением качественного образования. Так основным показателем достигнутых результатов в дальнейшем может являться опрос преподавателей и обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов, и молодых ученых).
Основной прогресс в сфере повышения качества образования может дать менеджмент качества в этой сфере, который позволит грамотно управлять высшими учебными заведениями нашей страны и повышать уровень качества образования.
Менеджмент качества образования несет в себе возможности:
– построения оценок на основе реализации основных принципов менеджмента качества, в том числе и «ориентация на потребителя»;
– производить оценку на системной основе в режиме мониторинга;
– разрабатывать системы оценки преподавания на основе компетентностного подхода
– разработать модель внутривузовской системы оплаты труда преподавателей на основе стимулирующих надбавок за качество работы и т.д.
За счет перечисленных возможностей, которые могут применяться для оценки качества образования в высших учебных заведениях, можно повысить уровень высшего образования в нашей стране, приблизив его к мировому. Российская высшая школа имеет потенциал, чтобы занять лидирующие позиции в предоставлении высшего образования мирового качества.
Источники:
2. Все вузы России (аккредитованных вузов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abitur.nica.ru.
3. Два процента на инновации // Определен оптимальный дефицит бюджета для инновационного роста. – Коммерсант. – 2011. – № 23 (4564).
4. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011–2013 годах.
5. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 392 с.
6. Менеджмент образования: учеб. пособие / под ред. А.П. Егоршина. – М.: Логос, 2009. – 308 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:44:56