How to Improve the Quality of Higher Education in Russia?

Inna Efimova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-1 / May, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article examines the quality of higher education in the Russian Federation. According to the author, along with improving the material base, improvement of education quality should play an important role in this process, which in its turn can be achieved through the implementation of quality management in the sphere of education.

Keywords: higher education, competitive advantage, educational institutions, modernization of education system, education quality management



Образование в Российской Федерации – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1].

Образование является важнейшей подсистемой социальной сферы нашего государства, которое обеспечивает получение систематизированных знаний, умений и навыков с дальнейшей целью применения их в профессиональной деятельности.

В сфере российского образования непосредственно занято 22% населения России, работает 68,6 тыс. образовательных учреждений, численность преподавательского состава – более 1,9 млн человек, общая численность учащихся – более 26 млн человек, ежегодный выпуск составляет боле 4,4 млн человек. Свыше 7 млн человек – это студенты вузов [6]. Образование является инструментом повышения качества населения и главным средством развития страны в целом. В настоящее время в нашей стране функционирует 1868 государственных и 1026 негосударственных аккредитованных высших учебных заведений [2].

Согласно данным агентства Reuters, инновационный сценарий предполагает рост образования с 5,1% до 6,8%; науки – с 1,2% до 3,0%. Его реализация будет сопровождаться среднегодовыми темпами роста ВВП на уровне 4–4,2%, ростом реальных доходов населения в 2030 году в 2,3 раза, по сравнению с 2010 годом, инвестиций в основной капитал – в 3,9 раза и госдолга с 10% ВВП до 30% ВВП в 2030 году [3].

Материальная база современного образования

Основной задачей вузов является обеспечение высокого качества образования. Данную задачу можно реализовать только в случае, если для этого будут созданы благоприятные условия, такие, как развитие современных материально-технических, информационных и кадровых ресурсов. Для достижения поставленной цели необходимы оборудованные кабинеты, электронные и печатные учебные пособия, демонстрационное и лабораторное оборудование, интерактивные и мультимедиа-комплексы, призванные обеспечить высокое качество образования.

Таким образом, условием подготовки качественных специалистов является наличие материальной базы.

Это особо важно, если речь идет об организации образования различного уровня: бакалавр, специалист, магистр.

Из бюджетного послания президента Российской Федерации о бюджетной политики в 2011 – 2013 годах, третьим приоритетом бюджетных расходов, по мнению главы государства Д.А. Медведева, является развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Как говорится в послании, в трехлетний период должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием [4].

Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой. Качество образования представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения потребностей обучаемого во всестороннем развитии личности [6].

«Качество обучения» и «качество образования»

Существует два термина: «качество обучения» и «качество образования», данные термины частично различны между собой, так как они обладают следующими особенностями. Термин «качество обучения» включает в себя результат учебного процесса: организация учебно-методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения. Говоря о «качестве образования», следует отметить, что данный термин состоит из вышеперечисленных показателей «качества обучения», а также включает в себя востребованность выпускника высшего учебного заведения в профессиональной деятельности и его оценку с точки зрения работодателя.

Основой социальной мобильности и дальнейшего снижения социально-экономической дифференциации в обществе является предоставление качественного образования для всего населения нашей страны.

Так, к примеру, абитуриент изначально очень тщательно подходит к вопросу выбора высшего учебного заведения, так как, получив качественное образование и став образованным специалистом в определенной области деятельности, он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, ведь именно высокое качество профессионального образования проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального образования на рынке труда.

В повышение качества образования основную роль играет преподавательский состав. Только преподаватель постоянно совершенствующейся в своей деятельности, с высоким уровнем квалификации, профессиональным и интеллектуальным уровнями сможет передать знания учащимся.

Интеллектуально-активный потенциал преподавателей неизбежно коррелируется с их научной деятельностью, поскольку вне ее преподаватель обречен на чтение «чужих» учебников и их более или менее умелое изложение студентам [5]. Педагогическая деятельность требует постоянного развития и кардинального повышения фактического комплексного статуса педагога, тем самым превращение образующихся и образующих в сословие, то есть повышение ценности образования. Только создав все необходимые условия педагогам, можно говорить о повышении ценности образования в целом.

Менеджмент качества образования

Для повышения качественного образования в высших учебных заведениях необходимо учесть следующие параметры, такие как качество программ, качество преподавательского состава (возраст, педагогическая активность, регулярное повышение квалификации), информационное обеспечение, качество компьютерных сетей, материально-техническое обеспечение, помещения для практического применения полученных знаний, лабораторное оборудование, спецаудитории и качество научной работы, а так же важным составляющим является постоянный мониторинг, в который можно включить социологические исследования на тему достижений всех условий для предоставления высшим учебным заведением качественного образования. Так основным показателем достигнутых результатов в дальнейшем может являться опрос преподавателей и обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов, и молодых ученых).

Основной прогресс в сфере повышения качества образования может дать менеджмент качества в этой сфере, который позволит грамотно управлять высшими учебными заведениями нашей страны и повышать уровень качества образования.

Менеджмент качества образования несет в себе возможности:

– построения оценок на основе реализации основных принципов менеджмента качества, в том числе и «ориентация на потребителя»;

– производить оценку на системной основе в режиме мониторинга;

– разрабатывать системы оценки преподавания на основе компетентностного подхода

– разработать модель внутривузовской системы оплаты труда преподавателей на основе стимулирующих надбавок за качество работы и т.д.

За счет перечисленных возможностей, которые могут применяться для оценки качества образования в высших учебных заведениях, можно повысить уровень высшего образования в нашей стране, приблизив его к мировому. Российская высшая школа имеет потенциал, чтобы занять лидирующие позиции в предоставлении высшего образования мирового качества.


Страница обновлена: 29.04.2025 в 16:22:00