Современные тенденции качества и доступности высшего образования как элемента экономической безопасности России

Тихонова О.Ю.1, Царегородцева С.Р.2, Котова Т.В.3,2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 Уральский государственный экономический университет
3 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Тихонова О.Ю., Царегородцева С.Р., Котова Т.В. Современные тенденции качества и доступности высшего образования как элемента экономической безопасности России // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 10. – С. 3849-3862. – doi: 10.18334/ce.17.10.119261.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773124

Аннотация:
Проведен анализ показателей качества и доступности высшего образования, как одного из элементов экономической безопасности России. Представлены теоретические характеристики показателей, а также дано определение самой экономической безопасности и актуальности ее сохранения для нашей страны, особенно в настоящее время. Для выявления состояния развития системы высшего образования в России проведен анализ ее основных макроэкономических показателей, их взаимосвязи между собой и влияние на обеспечение экономической безопасности страны. Одним из этапов анализа стало выявление сильных и слабых сторон развития высшего образования в нашей стране, а также возможностей и угроз, исходящих из внешней среды. Результатом исследования стало формирование перечня мероприятий, способных нейтрализовать или снизить влияние внутренних и внешних угроз на качество и доступность высшего образования, как одного из ключевых элементов экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, качество и доступность высшего образования, SWOT-анализ, показатели, стратегия экономической безопасности

JEL-классификация: I23, I24, I25, I26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Одним из важнейших условий стабильного и устойчивого развития для любого государства является обеспечение его экономической безопасности. Безопасность, как состояние, достаточно сложно переоценить, поскольку оно входит в состав базовых потребностей человека. Более того, если не обеспечена безопасность, о каком-либо развитии человека не приходится рассуждать [3].

В соответствии со Стратегией экономической безопасности России, разработанной до 2030 г., экономическая безопасность представляет собой обеспечение состояния защищенности экономики страны от возможного негативного влияния внешних и внутренних угроз [1].

Экономическая безопасность является многоаспектным понятием, затрагивающим множество отраслей, включая науку и образование. Поэтому при формировании Стратегии был сделан особый акцент на этот аспект. Это обусловлено тем, что качество и доступность образования являются непременными условиями формирования высокопрофессиональных кадров.

Доступность образования определяется, как один из главных принципов политики государства в этой области, и предполагает предоставление равных и максимально широких возможностей населению. В дальнейшем это будет способствовать достижению высокого уровня жизни в надлежащем качестве. При этом под качеством образования подразумевают соответствие уровня подготовки обучающихся компетенциям, закрепленным в образовательных стандартах.

Высшее образование не рассматривается государственной политикой, как обязательное. Более того, в настоящее время специалисты выделяют тенденцию стабилизации обеспеченности студентов местами в высших учреждениях за счет переориентирования выпускников школ на профессиональное среднее образование с последующим выходом на рынок труда. Тем не менее высшая подготовка молодых кадров является неотъемлемой частью развития общества и экономики.

Актуальность исследования обусловлена тем, что высшее образование, как важнейший элемент образовательной политики государства в настоящее время подвергается влиянию большого количества угроз, которые затрудняют обеспечение его конкурентоспособности и доступности для населения страны. Несмотря на существующие исследования, проводимые специалистами в этой области, отдельные проблемы в рамках высшего образования и его влияние на экономическую безопасность страны остаются малоисследованными, что определяет целесообразность темы статьи.

В качестве основных угроз выделяются: финансовые, управленческие, институциональные и педагогические [2]. Для своевременного выявления негативных факторов и оценки их уровня влияния на образование используются особые показатели или индикаторы, позволяющие провести анализ качества и доступности образования на макроэкономическом уровне. При этом особую значимость имеют не сами показатели, а их пороговые значения, которые идентифицируются, как предельные и обязательные для соблюдения. Все индикаторы объединяет способность отражать отдельные направления деятельности образовательных учреждений, а их совокупность составляет систему оценки уровня экономической безопасности страны [10].

Общее количество индикаторов различно. Не существует уникального и самодостаточного их перечня, поскольку каждый специалист, с точки зрения своей отраслевой принадлежности, вносит свое понимание эффективности функционирования образовательной системы страны.

Цель настоящего исследования – анализ текущего состояния качества и доступности высшего образования в России по макроэкономическим показателям и оценка степени его влияния на экономическую безопасность страны в целом.

Основные задачи:

1) дать теоретическую характеристику показателей качества и доступности образования, как ключевых элементов экономической безопасности страны;

2) провести исследования макроэкономических показателей качества и доступности высшего образования в России;

3) сформировать матрицу сильных и слабых сторон системы высшего образования в России, а также возможностей и угроз, исходящих из внешней среды;

4) сформировать перечень мероприятий по повышению эффективности системы высшего образования в России.

Основная часть

Как свидетельствуют статистические данные, государственные расходы на развитие системы образования за последние годы увеличиваются. Так, в 2020 г. в сравнении с 2019 г. государственные расходы увеличились на 5,3 %, далее в 2021 г. рост составил уже 9,7 % [9].

На начало 2022 г., по данным федерального статистического наблюдения система образования в целом охватывала 32,4 млн детей и молодежи, включая дошкольный сегмент. При этом, данные мониторинга Российского технологического университета свидетельствуют о ежегодном снижении количества студентов, получающих высшее образование. Так, с 2006 г. по 2021 г. число обучающихся упало с 7 до 4 млн человек или на 59 % [5].

По данным Высшей школы экономики на сегодняшний день на каждые 1000 человек в возрасте от 25-64 лет приходится в среднем 304 человека, имеющих высшее образование, это немного больше 26 млн человек.

Распределение количества обучающихся, получающих высшее образование на 1000 человек по отдельным российским регионам в 2022 г. отражено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение количества обучающихся, получающих высшее образование на 1000 человек по отдельным российским регионам в 2022 г. [11]

Как видно, показатель в наибольших значениях отмечается по таким регионам, как Москва, Санкт-Петербург и Томская область. По оценкам специалистов на 2022 г. в Москве получают высшее образование порядка 759 тыс. человек. На втором месте по популярности – высшие образовательные учреждения г. Санкт-Петербург. Там получают высшее образование 316 тыс. студентов [11].

В 2022 г. по оценкам специалистов, результаты приема на высший уровень образования впервые за последние несколько лет имеют положительную динамику (рисунок 2 – данные приведены в сравнении с динамикой числа обучающихся в рамках среднего профессионального образования (СПО) за тот же период).

Так, по данным Росстат на начало 2022 г. общее количество студентов, получающих высшее образование, составляло 4,1 млн человек. При этом рост относительно 2021 г. составил 85,8 тыс. человек. В сравнении с 2019 г. показатель возрос на 61,7 тыс. человек [4].

Рисунок 2 – Динамика количества обучающихся по приему в рамках

высшего образования и СПО за 2018-2022 гг., млн. человек [5]

В рамках высшего образования динамика количества студентов по приему имеет отрицательную динамику. Рост можно отметить только по 2022 г. В этот период показатель вернулся к уровню 2019 г.

Совершенно противоположную ситуацию можно наблюдать по уровню СПО, результаты которого имеют положительную динамику по всему периоду. Эта ситуация наглядно демонстрирует современную тенденцию в области образования – изменение структуры самой системы. Так, по результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в 2022 г., 45 % респондентов считают, что значимость и важность высшего образования в большинстве случаев преувеличены [5]. Выпускники общеобразовательных школ стали предпочитать получение среднего профессионального образования и ранний выход на рынок труда. Это даже способствовало выравниванию соотношения мест в высших учебных заведениях (вуз) и абитуриентов, зарегистрированных в 2022 г.

Еще одной негативной тенденцией можно назвать снижение количества профессорско-преподавательского состава в секторе высшего образования. Рост этого показателя отмечается только в рамках СПО. Так, относительно 2021 г. в 2022 г. количество преподавателей в вузах сократилось на 2,6 тысяч и составило 215,1 тыс. человек. Тогда, как на СПО отмечается рост на 2,3 тыс. человек [9].

По мнению большинства специалистов, основной причиной снижения этого показателя, является низкий уровень заработной платы. Нельзя с этим не согласиться. Однако, это не единственная проблема. Интересно отметить, что при анкетировании, проведенным одним из крупнейших образовательных каналов, установлено, – 40 % опрошенных преподавателей высшей школы готовы сменить работу [6].

Думается, что, помимо низкого уровня оплаты труда, совокупность проблем с обеспечением качества образования в рамках высшей школы составляют:

– необходимость проведения научных исследований (не все преподаватели хотят или умеют заниматься научными исследованиями). Однако, при этом, они могут обладать обширными знаниями и уникальным опытом в рамках преподаваемой дисциплины. С позиции политики любого современного вуза такой преподаватель не несет выгоды для работы самого учреждения. При этом, получение грантов и публикации не имеют прямого отношения к знаниям студентов, особенно в рамках бакалавриата. Факт усугубляется величиной разницы в заработной плате у преподавателей, имеющих ученую степень, и, занимающихся наукой, но без степени (данную причину указали 40 % респондентов);

– высокие нагрузки при тенденции сокращения преподавательского состава (при опросе на эту причину указали 30 % опрошенных);

– необходимость постоянно разрабатывать и актуализировать внушительный объем учебно-методических материалов, рабочих программ и т.д. (44 % преподавателей указали именно эту причину);

– наличие краткосрочных контрактов, которые держат преподавателей в постоянном напряжении – в отдельных учреждениях на должность доцента, старшего преподавателя и т.д. избирают только на один год (данную причину указали 28 % опрошенных).

– необходимость заниматься различными видами работ, не связанными с учебным процессом (15 % респондентов).

При общей нехватке преподавателей, можно также отметить негативную тенденцию «старения» преподавательского состава, поскольку молодежь неохотно остается работать в образовательных учреждениях из-за низкой оплаты труда молодым специалистам без наличия научной степени и опыта.

Повышение уровня образования напрямую связано с доходами населения. Динамика распределения доходов населения за 2019-2022 гг. приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Динамика распределения доходов населения за 2019-2022 гг. [7]

Доля населения с доходами от 7000-10000 р. имеет отрицательную динамику. Это обусловлено тем, что доходы населения все же растут и вливаются в более доходные категории.

Динамика в более обеспеченных группах (две последние) положительная по всему периоду, что также свидетельствует о пополнении категории.

Наибольшие доли количества граждан входят в категории от 19000,1-27000 р. и от 27000,1-45000 р. Причем по первому показателю отмечается отрицательная динамика, а по второму – положительная.

Следует отметить, что ситуация с доходами населения может сложиться совсем по-другому, если проанализировать реальные располагаемые доходы населения, которые снижаются уже несколько лет подряд.

Уровень доходов населения оказывает огромное влияние на доступность высшего образования, поскольку для малообеспеченных семей стоимость обучения, сложившаяся в настоящее время является неподъемной.

Приведем стоимость обучения на 2023 г. по отдельным вузам в России (таблица 1).

Таблица 1 – Рейтинг вузов по стоимости обучения на 2023 г. [11]

Высшее учебное заведение
Стоимость обучения в год, р.
МГИМО (Московский государственный институт международных отношений)
682900,0
СПГУ (Санкт-Петербургский горный университет)
600000,0
Чукотский филиал СВФУ в г. Анадырь (Чукотский филиал Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова)
446000,0
АГИКИ (Арктический государственный институт культуры и искусств)
405757,0
РЭУ им. Г. В. Плеханова (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова)
369184,0
ДВГИИ (Дальневосточный государственный институт искусств)
327600,0
Уральская государственная консерватория
им. М. П. Мусоргского
275214,0
БГУ (Брянский государственный университет
им. Академика И. Г. Петроувского)
113126,0
СОГПИ (Северо-Осетинский государственный педагогический институт)
87000,0
Губкинский филиал БГТУ (Губкинский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова)
67500,0
Стоимость обучения в высших учебных заведениях России, в зависимости от территориального размещения (в первую очередь) варьирует от 67500 р. (г. Губкин) до 682900 р. (г. Москва). При этом стоимость второго учреждения превышает стоимость первого более, чем в 10 раз.

Каждый вуз самостоятельно устанавливает стоимость обучения, учитывая такие факторы, как форма обучения, специальность, уровень затрат на образовательный процесс, уровень спроса и т.д.

Однако такая разница в стоимости оказывает только отрицательное влияние на образовательную систему. Это обусловлено следующими факторами:

– стремление молодых людей поступать именно в вузы, находящиеся в мегаполисах. Вероятно, при нормальной демографии, массовое движение абитуриентов не было бы так заметно. Однако в условиях недобора обучающихся даже в центральных вузах отдаленных регионов отмечается массовая отрицательная миграция молодежи. Это негативно сказывается на экономической безопасности регионов, соответственно и страны в целом. Кроме того, молодежь не возвращается, стимулируя формирование и развитие кадрового голода в регионах;

– в связи с недобором контингента в региональных образовательных учреждениях, наблюдаются объединение кафедр, закрытие направлений, и, как наихудший вариант – закрытие самого высшего учебного заведения.

На основании проведенного исследования, используя принцип SWOT-анализа, сформирована матрица сильных и слабых сторон. Рассмотрены возможности и угрозы развития системы высшего образования в России (таблица 2).

Таблица 2 – Матрица развития системы высшего образования в России

Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
– расходы на систему высшего образования со стороны государства ежегодно увеличиваются;
– количество поступивших в вузы за 2022 г. увеличилось;
– выравнивание соотношения мест в вузах и абитуриентов
– снижение популярности высшего образования среди молодежи;
– снижение количества профессорско-преподавательского состава;
– недостаточность молодых преподавателей в вузах;
– высокая стоимость обучения в вузах;
– отток молодежи из регионов для поступления в вузы в мегаполисах
Внешняя среда
Возможности развития
Угрозы для развития
– появление новых профессий, для которых необходимо высшее образование;
– повышение демографии;
– формирование условий для повышения квалификации преподавателей
– снижение доходов населения;
– закрытие вузов в регионах;
– снятие санкций и отток молодежи в западные вузы для поступления;
– рост конкуренции между вузами

Далее сформировано поле внешних и внутренних проблем системы высшего образования в России (таблица 3).

Таблица 3 – Поле внешних и внутренних проблем

Параметры
Возможности:
– появление новых профессий, для которых необходимо высшее образование;
– повышение демографии;
– формирование условий для развития и повышения квалификации преподавателей
угрозы:
– снижение доходов населения;
– закрытие вузов в регионах;
– снятие санкций и отток молодежи в западные вузы для поступления;
– рост конкуренции между вузами
Сильные стороны
– расходы на систему высшего образования со стороны государства ежегодно увеличиваются;
– количество поступивших в вузы за 2022 г. выросло;
– выравнивание соотношения мест в вузах и абитуриентов
СИВ
СИУ
исследование уровня качества и доступности высшего образования в рамках обеспечения экономической безопасности страны позволит осуществлять своевременный контроль и разработку соответствующих мер, необходимых для развития системы образования в целом и высшего образования в частности
основной проблемой системы высшего образования является отсутствия формирования чётких мероприятий по повышению качества и доступности высшего образования, а также их внедрения на микроуровне
Слабые стороны
– снижение популярности высшего образования среди молодежи;
– снижение количества профессорско-преподавательского состава;
– недостаточность молодых преподавателей в вузах;
– высокая стоимость обучения в вузах;
– отток молодежи из регионов для поступления в вузы в мегаполисах
СЛВ
СЛУ
– повышение доходов населения;
– повышение заработной платы для молодых преподавателей вузов;
– для повышения доступности и качества высшего образования – внедрение современных технологий в образовательный процесс;
– внедрение целевых программ обучения для молодых специалистов;
– формирование эффективных систем мотивации, побуждающих преподавателей заниматься научной деятельностью;
– выравнивание средней заработной платы труда профессорско-преподавательского состава конкретного образовательного учреждения и средней по стране;
– формирование условий для постоянного развития преподавателей, повышения их квалификации
без внедрения сформулированных мероприятий повысить эффективность системы высшего образования, как важнейшего элемента экономической безопасности страны будет достаточно сложно
Заключение

Отображенные результаты позволяют дифференцировать конкретные направления на макро- и микроуровнях [8]:

1) на макроуровне:

– повышение доходов населения;

– повышение заработной платы для молодых преподавателей вузов;

– внедрение современных технологий в образовательный процесс;

2) на микроуровне:

– внедрение целевых программ обучения для молодых специалистов;

– формирование эффективных систем мотивации (эффективного контракта), побуждающих преподавателей заниматься научной деятельностью (включая публикационную и инновационную активность);

– выравнивание средней заработной платы труда профессорско-преподавательского состава конкретного образовательного учреждения и средней по стране;

– формирование условий для постоянного развития преподавателей, повышения их квалификации.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что система высшего образования в России имеет, как сильные, так и слабые стороны. Обладая хорошим потенциалом, система образования в целом и высшего образования в частности, будет эволюционировать, а образовательные учреждения за счет повышения конкуренции в данной сфере будут стремиться повышать качество и доступность образовательных услуг, что позволит поддерживать экономическую безопасность страны и обеспечивать развитие экономики.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 12.08.2023).
2. Колбова Ю. А. Угрозы экономической безопасности России в сфере образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 2. – c. 45-48.
3. Масальский М. Г., Андреев Г.О. Экономическая безопасность в современной системе международной экономической безопасности // Форум молодых ученых. – 2020. – № 10 (50). – c. 428-432.
4. Новиков С. В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c.. – doi: 10.18334/epp.13.9.118723.
5. Как в России устроена система высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/statistic-univercitites/?ysclid=ll2qojx1qr189374954 (дата обращения: 05.09.2023).
6. Меж двух огней: почему 43 % преподавателей вузов хотят сменить работу. [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/society/mezh-dvuh-ognej-pochemu-43-prepodavatelej-vuzov-hochet-smenit-rabotu/?ysclid=llz16kkjvf13218175 (дата обращения: 05.09.2023).
7. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 05.09.2023).
8. Приоритетные направления развития образования в 2023 году: тенденции и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: https://viascio.ru (дата обращения: 05.09.2023).
9. Рост финансирования образования в 2022 году – 7,8 %. [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/18/economics/18315-rost_finansirovaniya_obrazovaniya_v_2022_godu__78?ysclid=llyc2daetw625601456 (дата обращения: 05.09.2023).
10. Результаты исследования качества условий образования в вузах в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/press_release/articles/9376/?ysclid=ll2p48lyi9710530284 (дата обращения: 05.09.2023).

Страница обновлена: 02.04.2024 в 17:30:20