Интенсификация технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича на основе повышения их экономической заинтересованности и развития системы материального стимулирования персонала
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предложены виды материального стимулирования персонала и конкретные меры государственной поддержки для действующих предприятий строительной промышленности при проведении ее реконструкции и технического перевооружения.
Ключевые слова: инновации, инвестиционная политика, техническое перевооружение, компенсация, материальное стимулирование, надбавки, премии
Большое значение для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий имеет материальное стимулирование персонала и комплексная инвестиционная политика.
Авторами проанализированы исследования российских и зарубежных ученых, а также нормативные документы Российской Федерации и произведен опрос сотрудники шести крупных промышленных предприятий Нижегородской области, производящие строительный кирпич (ОАО «Навашинский завод стройматериалов», ОАО «Силикатный завод № 1», ЗАО «Борский силикатный завод», ООО «Починковское УПСМ», ОАО «Керма», ООО «Силикатстрой»).
На основе анализа этих материалов авторами предложены виды материального стимулирования персонала и меры государственной поддержки промышленных предприятий, выпускающих строительный кирпич, для проведения ими реконструкции и технического перевооружения своих производств.
Материальное стимулирование
При денежном материальном стимулировании производится оплата труда (тарифная (сдельная, повременная); бестарифная и смешанная) и компенсационные выплаты, которые делятся на следующие виды [1, 2]:
– постоянные и прогрессивные премии и доплаты, включающие в себя выполнение объема работ сверх нормы и работ в сверхурочное время, за отклонение от нормальных условий труда, а также за внедрение инноваций на предприятии, как для отдельных работников, так и для всего персонала и пр.;
– надбавки за выполнение определенных работ точно в заданные сроки и с требуемым качеством;
– выплата материальной помощи в денежной форме в случае юбилея, свадьбы, рождения детей, смерти близких родственников, в некоторых экстренных случаях (кража, пожар и др.) и т.д.;
– вознаграждение за выслугу лет;
– оплата праздничных дней, простоев техники и т.д.;
– компенсация за не использованные очередные отпуска, рост цен и т.п.;
– прочие выплаты.
Неденежное материальное стимулирование включает:
– предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за определенные заслуги на предприятии (по ускорению темпов проведения реконструкции и технического перевооружения);
– предоставление юридических услуг и консультационной помощи;
– предоставление дополнительных услуг: лечение, льготные путевки, оплата расходов на транспорт, полная или частичная оплата мобильной связи, подарки, оплата представительских расходов;
– выделение помещений для корпоративного отдыха и жилья для нуждающихся работников продолжительностью согласованной с руководством предприятия;
– постоянные отчисления в размере части прибыли в накопительную часть пенсии работников предприятия;
– помощь в получении дополнительного образования [3];
– ежегодное повышение уровня заработной платы с учетом инфляции;
– предоставление предприятием ссуды для работников на ограниченный срок;
– доставка сотрудников (на работу и с работы);
– предоставление бесплатных стоянок для автотранспорта.
Государственные льготы
При государственной финансовой поддержке может осуществляться полное освобождение промышленных предприятий, выпускающих строительный кирпич, от налогов на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.
Однако при невозможности полного освобождения от налогов применяются следующие государственные льготы для предприятий с условием проведения реконструкции или технического перевооружения своих производств.
1. Льготы по налогу на прибыль сроком на 5 лет:
– при малой реконструкции – 15%;
– при средней реконструкции – 10%;
– при полной реконструкции – 5%;
– при техническом перевооружении – 15%.
2. Льготы по налогу на имущество сроком на 5 лет:
– при малой реконструкции – 70%;
– при средней реконструкции – 57%;
– при полной реконструкции – 45%;
– при техническом перевооружении – 70%.
3. Инвестиционный налоговый кредит (отсрочка от уплаты налога на прибыль) сроком на 5 лет в объеме не превышающим стоимость затрат на реконструкцию или техническое перевооружение:
– при малой реконструкции – 100%;
– при средней реконструкции – 70%;
– при полной реконструкции – 55%;
– при техническом перевооружении – 100%.
4. Инвестиционный налоговый кредит (отсрочка от уплаты налога на имущество) сроком на 5 лет в объеме не превышающим стоимость затрат на реконструкцию или техническое перевооружение:
– при малой реконструкции – 100%;
– при средней реконструкции – 50%;
– при полной реконструкции – 0%;
– при техническом перевооружении – 100%.
5. Частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам, направленная на проведение реконструкции и технического перевооружения:
– при малой реконструкции – 9%;
– при средней реконструкции – 6%;
– при полной реконструкции – 3,5%;
– при техническом перевооружении – 9%.
6. Освобождение от уплаты земельного налога на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.
7. Освобождение промышленных предприятий от уплаты налога на добавленную стоимость на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.
8. Регулирование цен на производственное оборудование введением льготных таможенных пошлин на его импорт.
9. Оказание прямой финансовой поддержки промышленным предприятиям по выпуску строительного кирпича в рамках выделенных и утвержденных бюджетов.
Нефинансовая государственная поддержка
В основе нефинансовой государственной поддержки предприятий лежат:
1) защита отечественных производителей строительных материалов от постоянного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию аналогичную конкурентоспособной продукции промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича;
2) снижение для предприятий промышленности строительных материалов цены на потребляемые энергоресурсы (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение) не менее чем в 2 раза от первоначальной их стоимости;
3) установление повышающих коэффициентов по заработной плате работников:
– при проведении малой реконструкции и технического перевооружения – 1,08;
– при проведении средней реконструкции – 1,05;
– при проведении полной реконструкции – 1,02;
– при проведении расширения и нового строительства – 1;
4) привлечение частных инвестиций путем стимулирования повышения спроса на строительный кирпич (помощь в организации выставок, постоянно действующих ярмарок, рекламной поддержки промышленных предприятий по выпуску конкурентоспособного строительного кирпича и т. д.);
5) оказание поддержки промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича в осуществлении ремонтов оборудования сроком службы до 10 лет;
6) оказание имущественной поддержки путем передачи в аренду земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, а также иного имущества в пределах Нижегородской области предприятиям промышленности по выпуску строительного кирпича в Нижегородской области на льготных условиях с его использованием только по целевому назначению;
7) оказание информационной и консультационной поддержки для промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича Правительством РФ и отдельных регионов;
8) содействие в продвижении строительного кирпича, выпускаемого промышленными предприятиями Нижегородской области, на рынки иностранных государств;
9) распространение информации о возможности применения ускоренной амортизации оборудования;
10) предоставление поручительств и гарантий Правительством РФ и отдельных регионов в качестве полного или частичного страхования обязательств инвестора по возврату заемных средств, направленных на проведение реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича;
11) прохождение экспертизы проектов реконструкции и технического перевооружения за счет государственных источников финансирования.
Выводы
Предложенные нами виды материального стимулирования персонала и меры государственной поддержки предприятий на примере предприятий Нижегородской области, выпускающих строительный кирпич, могут быть применимы для предприятий других отраслей промышленности, как в Нижегородской области, так и в других регионах Российской Федерации.
Источники:
2. Кокина Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда: Учебник. – М.: Магистр, 2008. – 686 с.
3. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007. – 536 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:16