Интенсификация технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича на основе повышения их экономической заинтересованности и развития системы материального стимулирования персонала

Челомин А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Челомин А.В. Интенсификация технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича на основе повышения их экономической заинтересованности и развития системы материального стимулирования персонала // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 127-131.

Аннотация:
В статье предложены виды материального стимулирования персонала и конкретные меры государственной поддержки для действующих предприятий строительной промышленности при проведении ее реконструкции и технического перевооружения.

Ключевые слова: инновации, инвестиционная политика, техническое перевооружение, компенсация, материальное стимулирование, надбавки, премии



Большое значение для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий имеет материальное стимулирование персонала и комплексная инвестиционная политика.

Авторами проанализированы исследования российских и зарубежных ученых, а также нормативные документы Российской Федерации и произведен опрос сотрудники шести крупных промышленных предприятий Нижегородской области, производящие строительный кирпич (ОАО «Навашинский завод стройматериалов», ОАО «Силикатный завод № 1», ЗАО «Борский силикатный завод», ООО «Починковское УПСМ», ОАО «Керма», ООО «Силикатстрой»).

На основе анализа этих материалов авторами предложены виды материального стимулирования персонала и меры государственной поддержки промышленных предприятий, выпускающих строительный кирпич, для проведения ими реконструкции и технического перевооружения своих производств.

Материальное стимулирование

При денежном материальном стимулировании производится оплата труда (тарифная (сдельная, повременная); бестарифная и смешанная) и компенсационные выплаты, которые делятся на следующие виды [1, 2]:

– постоянные и прогрессивные премии и доплаты, включающие в себя выполнение объема работ сверх нормы и работ в сверхурочное время, за отклонение от нормальных условий труда, а также за внедрение инноваций на предприятии, как для отдельных работников, так и для всего персонала и пр.;

– надбавки за выполнение определенных работ точно в заданные сроки и с требуемым качеством;

– выплата материальной помощи в денежной форме в случае юбилея, свадьбы, рождения детей, смерти близких родственников, в некоторых экстренных случаях (кража, пожар и др.) и т.д.;

– вознаграждение за выслугу лет;

– оплата праздничных дней, простоев техники и т.д.;

– компенсация за не использованные очередные отпуска, рост цен и т.п.;

– прочие выплаты.

Неденежное материальное стимулирование включает:

– предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за определенные заслуги на предприятии (по ускорению темпов проведения реконструкции и технического перевооружения);

– предоставление юридических услуг и консультационной помощи;

– предоставление дополнительных услуг: лечение, льготные путевки, оплата расходов на транспорт, полная или частичная оплата мобильной связи, подарки, оплата представительских расходов;

– выделение помещений для корпоративного отдыха и жилья для нуждающихся работников продолжительностью согласованной с руководством предприятия;

– постоянные отчисления в размере части прибыли в накопительную часть пенсии работников предприятия;

– помощь в получении дополнительного образования [3];

– ежегодное повышение уровня заработной платы с учетом инфляции;

– предоставление предприятием ссуды для работников на ограниченный срок;

– доставка сотрудников (на работу и с работы);

– предоставление бесплатных стоянок для автотранспорта.

Государственные льготы

При государственной финансовой поддержке может осуществляться полное освобождение промышленных предприятий, выпускающих строительный кирпич, от налогов на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.

Однако при невозможности полного освобождения от налогов применяются следующие государственные льготы для предприятий с условием проведения реконструкции или технического перевооружения своих производств.

1. Льготы по налогу на прибыль сроком на 5 лет:

– при малой реконструкции – 15%;

– при средней реконструкции – 10%;

– при полной реконструкции – 5%;

– при техническом перевооружении – 15%.

2. Льготы по налогу на имущество сроком на 5 лет:

– при малой реконструкции – 70%;

– при средней реконструкции – 57%;

– при полной реконструкции – 45%;

– при техническом перевооружении – 70%.

3. Инвестиционный налоговый кредит (отсрочка от уплаты налога на прибыль) сроком на 5 лет в объеме не превышающим стоимость затрат на реконструкцию или техническое перевооружение:

– при малой реконструкции – 100%;

– при средней реконструкции – 70%;

– при полной реконструкции – 55%;

– при техническом перевооружении – 100%.

4. Инвестиционный налоговый кредит (отсрочка от уплаты налога на имущество) сроком на 5 лет в объеме не превышающим стоимость затрат на реконструкцию или техническое перевооружение:

– при малой реконструкции – 100%;

– при средней реконструкции – 50%;

– при полной реконструкции – 0%;

– при техническом перевооружении – 100%.

5. Частичная компенсация инвесторам процентной ставки по кредитам, направленная на проведение реконструкции и технического перевооружения:

– при малой реконструкции – 9%;

– при средней реконструкции – 6%;

– при полной реконструкции – 3,5%;

– при техническом перевооружении – 9%.

6. Освобождение от уплаты земельного налога на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.

7. Освобождение промышленных предприятий от уплаты налога на добавленную стоимость на время проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению, но не более 5 лет с начала проведения работ.

8. Регулирование цен на производственное оборудование введением льготных таможенных пошлин на его импорт.

9. Оказание прямой финансовой поддержки промышленным предприятиям по выпуску строительного кирпича в рамках выделенных и утвержденных бюджетов.

Нефинансовая государственная поддержка

В основе нефинансовой государственной поддержки предприятий лежат:

1) защита отечественных производителей строительных материалов от постоянного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию аналогичную конкурентоспособной продукции промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича;

2) снижение для предприятий промышленности строительных материалов цены на потребляемые энергоресурсы (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение) не менее чем в 2 раза от первоначальной их стоимости;

3) установление повышающих коэффициентов по заработной плате работников:

– при проведении малой реконструкции и технического перевооружения – 1,08;

– при проведении средней реконструкции – 1,05;

– при проведении полной реконструкции – 1,02;

– при проведении расширения и нового строительства – 1;

4) привлечение частных инвестиций путем стимулирования повышения спроса на строительный кирпич (помощь в организации выставок, постоянно действующих ярмарок, рекламной поддержки промышленных предприятий по выпуску конкурентоспособного строительного кирпича и т. д.);

5) оказание поддержки промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича в осуществлении ремонтов оборудования сроком службы до 10 лет;

6) оказание имущественной поддержки путем передачи в аренду земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, а также иного имущества в пределах Нижегородской области предприятиям промышленности по выпуску строительного кирпича в Нижегородской области на льготных условиях с его использованием только по целевому назначению;

7) оказание информационной и консультационной поддержки для промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича Правительством РФ и отдельных регионов;

8) содействие в продвижении строительного кирпича, выпускаемого промышленными предприятиями Нижегородской области, на рынки иностранных государств;

9) распространение информации о возможности применения ускоренной амортизации оборудования;

10) предоставление поручительств и гарантий Правительством РФ и отдельных регионов в качестве полного или частичного страхования обязательств инвестора по возврату заемных средств, направленных на проведение реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий по выпуску строительного кирпича;

11) прохождение экспертизы проектов реконструкции и технического перевооружения за счет государственных источников финансирования.

Выводы

Предложенные нами виды материального стимулирования персонала и меры государственной поддержки предприятий на примере предприятий Нижегородской области, выпускающих строительный кирпич, могут быть применимы для предприятий других отраслей промышленности, как в Нижегородской области, так и в других регионах Российской Федерации.


Источники:

1. Горфинкель В.Я. Экономика фирмы: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 679 с.
2. Кокина Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда: Учебник. – М.: Магистр, 2008. – 686 с.
3. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007. – 536 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:16