Особенности структурной перестройки в России

Зяблицкая Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется ситуация в России, стоящей на пороге серьезных структурных преобразований. Политика структурных преобразований должна обеспечивать переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Ключевые слова: инновации, конкурентные преимущества, модернизация, позиционирование, структурная перестройка



Адаптационные преобразования в микроуровневых субъектах хозяйствования сопровождаются объективными структурными преобразованиями всей экономической системы страны, модернизацией народнохозяйственного комплекса.

Суть всех этих преобразований, в конечном итоге, состоит в адаптации производительных сил общества к современным требованиям рыночной экономики, активно включенной в мирохозяйственные связи. При этом не следует забывать о том, что структурные адаптации, вызываемые научно-техническим процессом, конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме.

Негативные адаптации проявляются в сокращении производства и инвестиций, остановке, закрытии и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых, нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной системы.

Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных звеньев, состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды.

Специфика структурной перестройки в России определяется рядом факторов, прежде всего, исходным состоянием структуры народного хозяйства, а также характером сил и условий, которые будут оказывать воздействие на содержание преобразований.

Роль государственного регулирования в структурных преобразованиях

Политика структурных преобразований предопределяет, что даже в современных условиях хозяйствования они не могут протекать без активного вмешательства государства, несмотря на то, что рыночная система хозяйствания автоматически обеспечивает необходимую гибкость и мобильность экономики. Формирование в России новой структуры экономики, отвечающей критериям постиндустриального типа воспроизводства, объективно требует повышения роли государственного регулирования в механизме структурных преобразований. Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, структурные преобразования имеют определенную платность для общества. Задача государства и политических сил − уменьшить болезненность данного процесса для самого общества, начиная с повышения уровня общей информированности населения, в частности, проведения широких общественных дискуссий, и применяя конкретные поддерживающие программы.

Учитывая взаимосвязь всех элементов экономической системы, возможны сбои в технологических цепочках, приостановка производств, необходимых для нормального протекания хозяйственных процессов и жизнеобеспечения. Кроме того, часть ресурсов, высвобождающихся при сокращении и ликвидации действующих структур, может не найти применения в новой системе. В результате возникает угроза существенного роста структурной безработицы, сокращения спроса на рабочую силу, ухудшения условий найма и условий жизни многих людей.

Именно государство и политические силы берут на себя ответственность смягчения последствий изменений в структуре народно-хозяйственного комплекса. Всероссийская политическая партия "Единая Россия" (например, Нижневартовское местное отделение партии) активно действуя в этом направлении, периодически проводит встречи потенциальных работодателей с потенциальными наемными работниками, в частности, с выпускниками высших учебных заведений, с целью выработки компромиссных вариантов решения данной проблемы.

Во-вторых, требуется выбор и создание условий для реализации одного варианта структурной реформы из множества альтернативных, который отвечает жизненным интересам общества.

В-третьих, необходимо определить оптимальные сроки структурных преобразований. Продолжительность процесса трансформации экономической системы в целом, очередность и длительность отдельных этапов в значительной мере зависят от того, как будут использованы материальные, финансовые и трудовые ресурсы общества. Очевидно, что на одновременную перестройку абсолютно всех отраслей сразу ресурсов нашей богатой страны не хватит, реальную селективную поддержку целесообразно оказывать тем обрабатывающим отраслям и производствам, которые имеют наибольшие шансы освоить и длительно удерживать рынки сбыта в стране и за рубежом, т.е. которые обладают наибольшими конкурентными преимуществами.

Реструктуризация предприятий

Нельзя недооценивать роль мезо- и микроуровня экономической системы, поскольку существенный удельный вес задач структурной политики переносится именно на эти основные структурные звенья.

Основная цель реструктуризации предприятий заключается в значительном повышении эффективности их управляемости и осуществлении комплекса преобразований по приведению предприятия в соответствие с определенной стратегией его развития, если таковая имеется. Именно данный подход позволит организации стать адаптивной в современном рыночном пространстве. Для успешности адаптации предприятиям целесообразно пересмотреть структуру производства, активов, пассивов, а также систему управления с целью повышения устойчивости, доходности, конкурентоспособности; преобразовать с целью обеспечения гибкости организационную структуру управления предприятием.

Политика структурных преобразований должна обеспечивать переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. В этом и состоит суть структурных преобразований. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния граждан.

Новый механизм социального развития

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Это позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии, так и с высококачественной и инновационной продукцией развитых стран Европы, США и Азии.

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одна из проблем сложившейся модели экономического роста заключается в том, что увеличение доходов населения, опережающее темпы роста валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.

Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Суть структурной инновационной перестройки

Структурная инновационная перестройка экономики предполагает:

− формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;

− формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;

− создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;

− содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.


Источники:

1. Евтушенко Е.В. Модели и технологии реструктуризации нефтеперерабатывающего предприятия. − М.: Химия, 2003.
2. Егорова Л.И., Харченко Е.А. Современные зарубежные концепции государственного регулирования инвестиционной деятельности // Инновационный характер национальной и региональной конкурентоспособности России: материалы междунар. научно-практической конференции. − Краснодар: КубГУ. − 2006. − ч. 1.
3. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года // Российская газета. − № 4799.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:38:53