Стратегические социальные альянсы промышленных предприятий и их влияние на развитие социальной ответственности российского бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются сущность и преимущества стратегических альянсов промышленных предприятий. Исследуется возможность создания стратегических социальных альянсов, анализируются формы и условия их функционирования, специфические характеристики и преимущества, определяется их влияние на уровень социальной ответственности бизнеса.
Ключевые слова: промышленные предприятия, социальная ответственность бизнеса, стратегические альянсы, виды альянсов, социальные альянсы, виртуальное партнерство, формы альянсов
В общепринятом контексте стратегические альянсы представляют собой форму долговременного устойчивого сотрудничества нескольких промышленных предприятий, ориентированных на создание совместных производственных структур, реализацию маркетинговых и торговых программ. При этом каждая из входящих в альянс компаний сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность.
По структуре стратегические альянсы совмещают, как правило, несколько организационных форм (включая совместные предприятия), лицензионные соглашения, долгосрочные контракты на поставку и закупку продукции, программы совместных разработок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, взаимное представление реализационных сетей.
Исходя из этого, функционирование стратегических альянсов повышает конкурентоспособность промышленных компаний, позволяет им осваивать новые технологии, выходить на новые рынки сбыта, разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства [2].
Виды стратегических альянсов
Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ промышленных предприятий. Если отношения с внешними партнерами существенно влияют на развитие фирмы, позволяют привлекать потребителей и защищать от негативного воздействия отраслевой конкуренции, то они могут считаться стратегическими. Это отличает их от тактических партнерств, обычных долговременных контрактов.
Существует несколько критериев классификации стратегических альянсов:
– в соответствии с отраслевой принадлежностью;
– по уровню совместной собственности;
– в зависимости от сферы интересов;
‑ по механизму деятельности и др.
При этом по сфере интересов принято выделять:
– технологические альянсы, основанные на проведении совместных научных исследований, внедрении инновационных технологий и новых продуктов;
– рыночные формы взаимодействия, связанные с использованием ресурсов, торговых сетей, маркетинговых проектов [1] .
В рассматриваемом контексте, на наш взгляд, было бы целесообразно рассмотреть возможность создания стратегических социальных альянсов, основанных на выделении и реализации совместных программ, основанных на общих социальных интересах и целях промышленных предприятий.
Стратегические социальные альянсы
Стратегические социальные альянсы будут представлять собой объединение независимых предприятий для совместной реализации социальных проектов. При этом ни один из участников альянса не теряет своей стратегической автономности и приоритетности индивидуальных интересов.
Механизм образования стратегических социальных альянсов представлен на рис. (см. на с. 19).
Рис. Механизм образования стратегических социальных альянсов
Предлагаемая форма социального партнерства не будет заменять собой существующие в обществе и государстве социальные структуры, а будет объединять ресурсы входящих в него юридических и физических лиц, для реализации общих социально значимых целей
Социальные альянсы могут быть представлены разнообразными формами функционирования и составом участников. Формы функционирования социальных альянсов должны определяться договором о партнерстве между его участниками и будут отличаться целями создания, сроками и видами сотрудничества.
При этом участие предприятий в составе альянсов может характеризоваться выделением различных видов ресурсов: финансовых, информационных, кадровых и др. Кроме того, рассматриваемые альянсы могут функционировать как в виде традиционных, так и в виде виртуальных партнерств. Отличительной чертой последних является осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций. Это значительно сократит время на согласование действий и позволит образовывать альянсы предприятий в смежных областях деятельности или на различных территориях.
Состав участников стратегических социальных альянсов может быть гомогенным. В этом случае он будет представлен промышленными предприятиями одной отраслевой принадлежности, территориального расположения и одинакового размера.
Альянс может характеризоваться и гетерогенным составом, то есть включать как крупные, так и мелкие фирмы, различных видов деятельности, университеты, государственные структуры, некоммерческие организации, а также зарубежные и транснациональные корпорации. При этом интеграция компаний и сохранение долгосрочных отношений может осуществляться до тех пор, пока это считается выгодным.
Отличия и преимущества стратегических социальных альянсов
Социальные альянсы имеют принципиальные отличия от производственных и маркетинговых альянсов промышленных предприятий, наиболее значимыми из которых являются:
– отсутствие зависимых отношений между участниками альянса;
– невозможность проникновения в капитал друг друга;
– отсутствие юридического оформления совместной хозяйственной структуры деятельности;
– отсутствие риска рыночной экспансии;
– объединение усилий промышленных предприятий в рамках социального инвестирования;
– передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных социальных исследований, обучение персонала;
– влияние на уровень социальной ответственности отечественного бизнеса.
Преимуществами стратегических социальных альянсов являются:
– реализация значимых социальных проектов;
– снижение затрат предприятия на социальные программы, на основе совместного использования ресурсов;
– возможность использования предприятием различных видов ресурсов (не только финансовых) для участия в социальных инициативах;
– формирование условий для реализации долгосрочных социальных проектов и социального инвестирования;
– совместное финансирование функционирования объектов социальной инфраструктуры;
– возможность выбора промышленным предприятием вида социальных программ на основе критерия экономической выгоды;
– разработка и использование социальных инноваций;
– развитие межорганизационного аутсорсинга социальных услуг;
– формирование более высоких стандартов социальной ответственности отечественных предприятий;
– создание новых знаний в сфере разработки и реализации социальных инноваций;
– более широкие возможности изучения и использования практического опыта отечественных и зарубежных предприятий в сфере социальной деятельности и др.
Безусловно, что формирование стратегических социальных альянсов – процесс, требующий обязательного учета стратегических направлений развития каждого субъекта взаимодействия. Поэтому моделирование системы долгосрочных отношений предприятий будет включать несколько этапов:
– выбор субъектов стратегического взаимодействия;
– формирование модели взаимоотношений, позволяющей закономерно выстроить, понять и оценить систему взаимосвязей;
– управление процессом межорганизационных отношений (установление, поддержание, развитие, сокращение).
Функционирование стратегических социальных альянсов промышленных предприятий позволит вовлекать в сферу реализации социальных программ субъекты малого и среднего бизнеса, которые в настоящее время достаточно пассивны в своей социальной деятельности.
Результаты исследований
Результаты проведенного нами опроса руководителей промышленных предприятий Ставропольского края показывают следующее:
– в качестве социально ответственной деятельности 59% опрошенных определяют выполнение нормативных и законодательных актов по отчислению денежных средств в социальные фонды;
– 12% опрошенных – проведение разовых благотворительных акций для детских учреждений и спортивных соревнований;
– 14% респондентов – оказание материальной помощи ветеранам, инвалидам, бюджетным организациям;
– для 7% опрошенных руководителей социальная ответственность предприятий связана с реализацией мероприятий по снижению вреда экологии.
При этом в качестве основных причин низкой социальной ответственности руководители выделяют финансовое положение фирм и психологические установки относительно того, что развитие социальной сферы общества полностью должно обеспечивать государство. В то время как опыт деятельности зарубежных компаний показывает, что современный бизнес должен функционировать на основе принципа корпоративного гражданства. Он предполагает:
– ответственность организаций за процессы, происходящие в стране;
– выявление и решение самых актуальных для общества социальных проблем;
– инициативу предприятий по выбору направлений своих социальных инвестиций;
– взаимную ответственность государства и бизнеса перед обществом.
Вывод
Формирование стратегических социальных альянсов является взаимовыгодной формой межорганизационных отношений. Их функционирование позволит повысить уровень социальной ответственности российского бизнеса на основе привлечения к социальному инвестированию малых и средних промышленных предприятий.
Источники:
2. Королев В., Королева Е. Формирование стратегических альянсов в российской промышленности // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 6.
3. Ноздрева Р.Б., Стратегические альянсы в международном бизнесе // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 6.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:41