Современные тенденции интеграционных процессов в фармацевтической отрасли: особенности и тренды развития стратегических партнерств и альянсов

Сулейманкадиева А.Э.1, Петров М.А.1, Митина А.С.1, Тумаров Т.Ф.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать:
Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Митина А.С., Тумаров Т.Ф. Современные тенденции интеграционных процессов в фармацевтической отрасли: особенности и тренды развития стратегических партнерств и альянсов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1151-1166. – doi: 10.18334/epp.10.4.100918.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900286
Цитирований: 6 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В статье анализируются особенности интеграционных процессов, происходящих на фармацевтическом рынке. На основе отчётов ведущих международных аналитических и консалтинговых компаний, мнений учёных и специалистов отрасли были выявлены основные тенденции рынка и определены предпосылки трансформации интеграционных стратегий компаний – перехода от активного совершения сделок по слиянию и поглощению к созданию стратегических партнёрств и альянсов. В процессе исследования использовался компаративный анализ актуальной информации, касающейся процессов стратегического взаимодействия компаний фармацевтической отрасли, систематизировались эмпирические данные официальной статистики. В результате анализа были определены основные направления развития стратегических партнёрств и альянсов в фармацевтической отрасли. Обозначены причины развития подобных альянсов и их характерные особенности. Обоснована необходимость интеграции инновационных предприятий фармацевтической отрасли в контексте развития стратегических партнёрств и альянсов для завоевания на рынке лидерских позиций.

Ключевые слова: интеграционные процессы, стратегические партнерства, альянсы, слияния и поглощения, фармацевтическая отрасль, биотехнологии, биоэкономика

JEL-классификация: G34, L65, L26, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Актуальность развития стратегических партнерств и альянсов на фармацевтическом рынке

В условиях постоянно изменяющегося рынка каждая компания сталкивается с необходимостью выбора стратегии развития в зависимости от поставленных целей. Некоторые выбирают естественный рост за счет собственных активов, что может занять длительный период времени. Другие компании выбирают более быстрый путь: развитие посредством интеграции. В настоящее время все больше корпораций прибегают ко второй стратегии. Наиболее популярна такая форма интеграции, как покупка компаний (далее – M&A) и создание стратегических партнерств. Данные процессы интеграции наиболее активно протекают в фармацевтической и биотехнологической отраслях, что обусловлено высокотехнологичным характером производства и достаточной динамичностью развития отрасли. Интеграционные процессы являются неотъемлемой частью корпоративной стратегии фармацевтических компаний.

С одной стороны, фармацевтическая и биотехнологическая отрасли играют важную роль в мировой экономике, так как они являются социально значимыми, обеспечивают доступ пациентов к современным лекарствам и поддерживают стабильное развитие всей системы здравоохранения. С другой стороны, фармацевтический рынок является одним из рынков с развитой конкуренцией, связанной с большим объемом и разнообразием лекарственных средств и значительным количеством поставщиков (включая импортеров), высокой степенью взаимозаменяемости препаратов внутри групп, достаточной развитостью аптечных сетей.

Мировая фармакологическая и биотехнологическая индустрия активно развиваются. В настоящее время средние темпы роста находятся в пределах 2–4% в год. В 2019 году объем мирового рынка составил 843 млрд долларов США. Согласно прогнозу Evaluate Pharma 2019, темпы роста фармацевтической промышленности в период с 2019 по 2024 год будут составлять 6,4%, и к 2024 году объем рынка составит $ 1,18 трлн долларов США, чему способствуют такие факторы, как рост численности населения, увеличение средней продолжительности жизни, экономический рост и развитие технологий [4] (Brown, Cairns, Elmhirst, 2019).

Уже в течение нескольких лет компании используют сделки слияний и поглощений в качестве основной стратегии роста, однако активность совершения таких сделок замедляется. В 2019 году мировой объем рынка M&A биофармацевтики и медицинских технологий достиг 357 млрд долларов США по сравнению с 221,3 млрд долларов США в 2018 году. Однако количество сделок осталось неизменным – 248 [4] (Brown, Cairns, Elmhirst, 2019). Таким образом, прослеживается тенденция увеличения стоимости сделок. В начале 2019 года были объявлены 2 крупные сделки: покупка Bristol-Myers Squibb Celgene за 74 млрд долларов и поглощение Allergan AbbVie за 63 млрд долларов [4, 9] (Brown, Cairns, Elmhirst, 2019; Piscitelli, 2018).

В то же время происходящая трансформация на рынке заставляет компании искать новые пути развития. Cложность исследований и изобретения новых лекарственных препаратов требует совместных усилий, причем не только компаний одного сектора – биофармацевтики и медицинских технологий, но взаимодействия с компаниями других секторов экономики. В условиях современного рынка компании конкурируют либо с помощью инноваций, либо с помощью масштаба.

Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами: а) огромный потенциал развития фармацевтической индустрии принадлежит социально значимой отрасли; б) быстрое развитие биотехнологий и инноваций требует более сложных и интенсивно обновляющихся знаний; в) необходимость быстрого реагирования компаний на условия внешней среды обусловила и доказала эффективность такой формы взаимодействия компаний, как стратегическое партнерство, в противовес традиционной стратегии по слиянию и поглощению.

Для выполнения данного исследования авторами были изучены работы зарубежных авторов (Р. Коуза, О. Уильямсона, Й. Шумпетера, Д. Депамфилиса, С. Рида), в которых исследуются мотивы создания и функционирование стратегических альянсов, а также труды российских ученых (С.В. Гвардина, М.Ю. Шерешевой, И.Д. Котлярова), которые посвящены особенностям осуществления сделок слияний и поглощений [15, 16, 18, 19, 21, 23] (Gvardin, Chekun, 2007; Depamfilis, 2007; Kouz, 2000; Rid, Lazhu, 2004; Uilyamson, 2003; Sheresheva, 2006). Кроме того, были проанализированы отчеты ведущих международных аналитических компаний, таких как PWC, KPMG, Deloittе, Evaluate Pharma, Mergarmarket, BCG Group, которые позволяют получить статистические данные по фармацевтическому рынку, объему и количеству совершенных сделок слияний и поглощений на фармацевтическом рынке, выявить современные тенденции данного рынка [1, 2, 4, 9, 11, 12] (Aylor, Vaughn, O’Brien, Viladesau, 2018; Bhaiji, Rassloff, Weber-Rymkovska, Zinke, 2017; Brown, Cairns, Elmhirst, 2019; Piscitelli, 2018).

Авторами настоящей статьи были проанализированы точки зрения специалистов отрасли: Andrew Bulpin (head of Process Solutions, Life Science, MilliporeSigm), Dan Chancellor (therapeutic area director, Informa Pharma Intelligence), Frederick J. Murray, president, KORSCH America, Sascha Sonnenberg (global head of business development, Sharp Clinical Services) [1, 6, 8] (Aylor, Vaughn, O’Brien, Viladesau, 2018; Keown, 2019). На основе их ожиданий спрогнозированы варианты развития биофармацевтической индустрии.

В настоящей работе авторами были использованы общетеоретический метод систематизации информации при выявлении основных тенденций, происходящих на мировом рынке слияний и поглощений в фармацевтической отрасли, при определении направлений, в рамках которых наблюдается сотрудничество компаний и создание партнерств; метод анализа статистических данных при изучении вопроса о развитии фармацевтического рынка за рубежом и в России, в частности по вопросам объема совершенных транзакций на рынке; метод сравнительного анализа при выявлении преимуществ стратегических альянсов как форм интеграции перед сделками M&A.

Основные тенденции развития рынка слияний и поглощений фармацевтической отрасли

Для осуществления общего анализа целесообразно выделить основные тенденции, происходящие на рынке M&A фармацевтической отрасли. В настоящее время наиболее развивающимися направлениями в фармацевтической отрасли являются онкология, иммунология и генная терапия. И это связано с тем, что непрерывно появляются новые методы лечения, например, недавно был апробирован такой метод лечения онкологии, как иммунотерапия. Интенсивное развитие данной отрасли ведет к тому, что возрастает активность сделок M&A, в частности об этом свидетельствуют сделка Novartis с IFM, а также слияние Roche на 4,3 миллиарда долларов и Spark Therapeutics.

Ужесточение конкуренции и появление высокотехнологичных препаратов требуют полной вовлеченности компаний в процесс создания революционного продукта. Поэтому крупные игроки отказываются от отдельных направлений бизнеса, которые были открыты еще несколько лет назад (товары народного потребления, здоровье животных и медицинские приборы). Некоторые компании инвестируют высвобожденный капитал в инновационные разработки и исследования. Примерами могут служить объявление Bayer о прекращении деятельности подразделения по охране здоровья животных в ноябре 2018 года и недавняя реструктуризация Novartis Alcon в апреле 2019 года [8].

Компании, которые сталкиваются с истечением срока действия патента или конкуренцией со стороны дженериков, также наращивают свои активы посредством слияний и поглощений. Например, AbbVie значительно выиграла от сделки с Humira, которая в прошлом году принесла почти 30 миллиардов долларов дохода [6] (Keown, 2019).

И как было отмечено ранее, компании, работающие в области биофармацевтики, чрезвычайно активны в сфере слияний и поглощений. Крупные игроки приобретают небольшие инновационные компании или лекарственные активы на стадии разработки и используют свой опыт в коммерциализации лекарственных средств. Стоит отметить, что они готовы переплачивать большие премии за такие высокотехнологичные компании.

Кроме вышеуказанных трендов на рынке прослеживается еще одна тенденция, которая заслуживает особого внимания. Отмечается активность к поглощению и слиянию фармацевтических корпораций с компаниями, которые предлагают использование искусственного интеллекта, мобильного обучения и других технических достижений. Такие сделки заключаются с целью совершенствования внутренних бизнес-процессов в таких областях, как клинические испытания и др. Так, в июне 2019 года компания Dassault объявила о приобретении Medidata за 5,7 млрд долларов США. Программное обеспечение Medidata используется для анализа больших данных по испытаниям 18 из 25 мировых фармацевтических компаний [10].

Трансформация на рынке и переход к стратегическому партнерству

На рынке фармацевтической отрасли, где функционируют знаниеемкие компании, создающие новые лекарственные препараты и методы лечения тяжелых заболеваний, происходят следующие изменения:

1) затраты на научные исследования и разработки (НИОКР) постоянно растут, так как клинические исследования перешли к болезням, которые когда-то считались трудноизлечимыми, поэтому рентабельность инвестиций в фармацевтические исследования и разработки постепенно снижается [13, 17] (Tubbs, 2017; Eryomchenko, 2018);

2) приобретение инноваций становится слишком дорогим удовольствием для компаний;

3) здравоохранение все больше ориентируется на «прецизионную (персонализированную) медицину» [20, с. 48] (Maksimtsev et al., 2019), и фармацевтическим компаниям теперь необходимо производить сравнительно небольшие объемы лекарств, предназначенных для небольших групп пациентов, таких как люди с определенными генетическими особенностями [1] (Aylor, Vaughn, O’Brien, Viladesau, 2018);

4) истекающие сроки действия патентов на успешные фармацевтические продукты открывают двери конкурентам;

5) нарастает общественное и политическое давление в сфере ценообразования на лекарственные средства [11].

На фоне данных процессов следует отметить, что использование одного традиционного метода интеграции – M&A может быть недостаточно в качестве инструмента корпоративного развития. И переключение на другие инструменты и формы интеграции связано с тем, что слияния и поглощения чреваты большими затратами, как финансовыми, так и временными, для компаний, которые хотят быстро освоить новый сегмент рынка и дольше конкурентов занимать на нем монопольное положение. Поэтому сейчас все больший интерес вызывают другие формы сотрудничества: стратегические партнерства и альянсы.

По данным GlobalData, с 2014 по первое полугодие 2019 года было заключено более 1300 отдельных стратегических партнерств и 1000 лицензионных соглашений, заключенных в мировой фармацевтической промышленности, которые включали генную терапию, иммуноонкологию, микробиом и лекарственные препараты для лечения редких заболеваний [7].

Хесус Куарон, доктор философии, PPM, заместитель директора по сердечно-сосудистым и метаболическим заболеваниям (CVMD), а также Gender Health Pharma в GlobalData отмечает, что существует большое количество налаженных партнерских отношений, особенно между стартап-компаниями и известными игроками. При таком подходе, заключающемся в нескольких партнерских соглашениях, признанные игроки могут хеджировать свои ставки, ожидая, когда появятся новые клинические данные [7].

Можно обозначить следующие сильные стороны стратегических альянсов по сравнению со сделками M&A (табл. 1).

Таблица 1

Преимущества альянсов

Критерий
Описание
Меньший объем инвестиции
Альянсы являются менее рискованным вариантом интеграции бизнеса. Инвестиции могут осуществляться поэтапно, не требуются большие суммы сразу, как в ситуации с приобретением компаний
Гибкость
По сравнению с M&A большинство альянсов легче регулировать. Если требуется смена направления развития бизнеса, это можно сделать быстрее и менее болезненно. Например, по мере того как формировался инвестиционный портфель Bristol-Myers Squibb, неуверенность в том, как будущий спрос повлияет на коммерческие объемы, привела к тому, что компания расширила внутреннее производство и стала партнером Samsung BioLogics для обеспечения дополнительной производственной мощности
Способность создавать экосистему бизнес-отношений
Альянсы позволяют организации одновременно формировать бизнес-отношения с несколькими важными партнерами, чего трудно достичь с помощью стратегии слияний и поглощений
Доступ к сотрудничеству с важными партнерами, которых невозможно приобрести
Некоторые интересные партнеры просто не продаются – в этом случае альянсы являются единственной жизнеспособной альтернативой для сотрудничества [2, 14] (Bhaiji, Rassloff, Weber-Rymkovska, Zinke, 2017)
Источник: составлено авторами.

Таким образом, стратегические альянсы становятся все более привлекательной и гибкой альтернативой, особенно для предприятий, которые не могут позволить себе крупные инвестиции. В 2017 году компания KPMG провела исследование, где представлены мнения 1300 руководителей крупнейших компаний по всему миру, глав корпораций об их отношении к стратегическим альянсам:

56% опрошенных выбрали ответ: «Чрезвычайно важно: стратегические альянсы являются фундаментальной частью нашей стратегии»;

36% – выбрали ответ «Важно: стратегические альянсы являются одним из важных блоков нашей стратегии»;

6% – выбрали ответ «Периодически важно: альянсы не являются важной составляющей нашей стратегии»;

2% – выбрали ответ «Не важно: используем другие стратегии» [2] (Bhaiji, Rassloff, Weber-Rymkovska, Zinke, 2017).

Также в 2018 году компания PWC провела опрос глав корпораций медицинской и фармацевтической отраслей, результат показал, что 62% опрошенных уверены, что именно альянсы будут служить основными драйверами развития индустрии. Таким образом, можно отметить позитивное отношение к развитию такого вида интеграции, как альянсы [12].

Тренды в системе стратегических партнерств

На основе контент-анализа специальных источников литературы [14, 17] (Eryomchenko, 2018), отчетов аналитических компаний [2, 4, 9, 12, 13] (Bhaiji, Rassloff, Weber-Rymkovska, Zinke, 2017; Brown, Cairns, Elmhirst, 2019; Piscitelli, 2018; Tubbs, 2017), ожиданий специалистов относительно дальнейшего развития рынка фармацевтической отрасли [1, 3, 6, 8] (Aylor, Vaughn, O’Brien, Viladesau, 2018; Breant, Turina-Malard, Kleinmann, 2018) (Keown A., 2019), тенденций, протекающих на рынке, авторами были определены следующие направления, в рамках которых наблюдается сотрудничество компаний и создание стратегических партнерств (табл. 2).

Таблица 2

Направления создания стратегических партнерств

Название
Описание
Преимущества
Пример
Контрактное производство (CMOs)
Традиционно CMOs предоставляли фармацевтическим компаниям свои услуги. Аутсорсинг всегда был важен в деятельности фармацевтических компаний, но в настоящее время аутсорсинговые компании стали незаменимыми элементами бизнес-отношений. Теперь, когда крупные фармацевтические компании готовы к преобразованиям, молодые CMOs часто опережают их и предлагают хитроумные и эффективные решения для создания продуктов самого высокого качества. Умные подрядчики начинают конкурировать за свое место во все более сложной и многогранной цепочке поставок. Привлечение и поддержание клиентов в современных условиях основано не только на предложении технологий, необходимых для удовлетворения потребностей, но и на разработке креативных, а иногда и нетрадиционных решений проблем клиентов [5].
В соответствии с данными BCG, аутсорсинг вырос до 22% фармацевтического производства, создав глобальный рынок CMOs стоимостью от 40 до 55 млрд долларов, согласно оценкам отрасли [1] (Aylor, Vaughn, O’Brien, Viladesau, 2018)
Благодаря партнерству с CMOs, фармацевтическая компания может получить доступ к новым технологиям производства, чтобы оно было менее дорогим, простым, быстрым, и менее рискованным, чем ее собственное производство, до выхода продукта на рынок. Продукты в процессе разработки могут иметь решающее значение для будущего компании, поэтому работа со стратегическим партнером, а не с традиционными поставщиками, зачастую является более разумным выбором
Как только Seattle Genetics получила одобрение ADC, компания расширила свое сотрудничество с Abbott Laboratories для производства антител и заключила отдельное партнерское соглашение с Piramal для производства цитотоксического препарата [3] (Breant, Turina-Malard, Kleinmann, 2018)
Сотрудничество с научными центрами и университетами
Зачастую разработкой лекарственных средств занимаются исследовательские и научные центры, которые не ставят перед собой цель наладить производство вновь изобретенного ими продукта, также они не обладают необходимым капиталом и оборудованием и не имеют опыта в распространении продукции. Зачастую компании вступают в партнерство сразу с несколькими научными центрами, занимающимися исследованиями в различных областях здравоохранения. По словам Кевин Лоулер, вице-президента по мировым продажам Pelican Bio Thermal, ожидается, что фармацевтические компании будут продолжать расширять использование сторонних партнеров в целях сохранения прибыльности и снижения затрат. Как следствие, увеличится количество альянсов [1] (Aylor, Vaughn, O’Brien, Viladesau, 2018)
Компании получают доступ к более сложным знаниям
Bayer имеет десятки партнеров в области разработки лекарственных средств, в число которых входят передовые университеты (Оксфордский университет), научные и исследовательские центры по всему миру. Компания GE Healthcare совместно с Университетом Вандербильта создали различные инструменты для прогнозирования эффективности иммунотерапии рака
Сотрудничество с IT-компаниями
Как было заявлено ранее, отмечается активность в сотрудничестве фармацевтических корпораций с IT-компаниями. С каждым днем повышается потребность в новых компетенциях, необходимых для разработки решений на основе «искусственного интеллекта» (т.е. анализа больших данных (Big Data) с использованием современных алгоритмов). Эксперты Global Data ожидают, что объемы рынков программного обеспечения и услуг IT в фармацевтической промышленности вырастут до $2,4 млрд долларов США к 2020 году [22] (Khodanovich, 2019)
Поскольку критически важные данные о препаратах и (или) пациентах лежат в основе любого решения, простые коммерческие контракты слишком рискованны. Приобретение IT-компании также сопряжено с высокими рисками. Следовательно, стратегические альянсы идеально подходят для того, чтобы позволить компаниям фармацевтической отрасли использовать искусственный интеллект, совместно разрабатывать и совместно предлагать решения на основе анализа больших данных, получать ценную информацию о безопасности и эффективности лекарственного средства [3] (Breant, Turina-Malard, Kleinmann, 2018)
Наиболее ярким примером использования IT на Западе является опыт компании Amazon и использование в медицинских и фармакологических целях платформы AWS [22] (Khodanovich, 2019)
Сотрудничество с биотехнологическими компаниями
Биотехнологии занимают особое место на рынке, так, согласно отчету Evaluate Pharma, биотехнологические продукты к 2024 году будут представлять 31% рынка по сравнению с 29% в 2017 году и составлять 52% объема продаж по сравнению с 49% в 2017 году [4] (Brown, Cairns, Elmhirst, 2019)
Фармацевтические компании активно сотрудничают с молодыми биотехнологическими компаниями, так как могут расширить свой портфель на ранних стадиях, снизить риск нехватки производственных линий, а также получить доступ с новым технологиям. С точки зрения биотехнологических компаний, альянсы на ранних стадиях повышают их рыночную стоимость и обеспечивают доступ к опыту и инфраструктуре фармацевтических компаний, что значительно снижает риски
В 2017 году Pfizer учредил совместное предприятие с ведущей китайской фармацевтической компанией Zhejiang Hisun. Компания Pfizer инвестировала 250 миллионов долларов в совместное предприятие, целью которого является разработка, производство и коммерческая реализация непатентных лекарств в Китае [3] (Breant, Turina-Malard, Kleinmann, 2018)
Источник: составлено авторами.

Таким образом, в настоящее время данные формы партнерств являются наиболее интересными и привлекательными для компаний фармацевтической отрасли.

Заключение

На основе компаративного анализа данных из открытых источников, статистических обзоров и практики работы компаний фармацевтической отрасли можно сделать следующие выводы и обобщения:

1. Фармацевтическая индустрия активно развивается, с каждым годом требуя все более глубоких и сложных знаний для производства современных лекарственных препаратов. В течение нескольких лет компании данной индустрии использовали M&A в качестве основной стратегии роста. В статье рассмотрены и выявлены основные тенденции рынка: а) активно развиваются такие направления, как онкология, иммунология, генная терапия, которые стимулируют активность в сделках M&A; б) многие компании начинают отказываться от отдельных направлений бизнеса, концентрируя свое внимание только на его основном направлении; в) компании сталкиваются с проблемой истечения срока действия патента или конкуренцией со стороны дженериков, что обуславливает активность M&A; г) крупные игроки покупают небольшие инновационные компании, переплачивая высокие премии, что обосновывает привлекательность биотехнологических компаний; д) отмечается активность M&A фармацевтических компаний с IT-сектором.

2. Традиционно компании, желающие сделать рыночный рывок, все еще выбирают слияния и поглощения в качестве основной своей стратегии, когда стремятся выйти на новые рынки, получить эффект масштаба или новые возможности. Но условия современного рынка требуют большей гибкости и быстрого реагирования, возрастающее давление на ценовую политику, разработка и внедрение инноваций требуют больших затрат, для производства новых продуктов нужны более сложные знания, навыки и широкий спектр услуг.

3. В качестве форм взаимодействия между инновационными компаниями фармацевтической отрасли большое внимание привлекают стратегические альянсы, которые обладают явными преимуществами в условиях постоянно меняющегося рынка. Стратегические альянсы имеют ряд преимуществ перед слиянием и поглощением: 1) меньший объем инвестиций; 2) гибкость; 3) способность создавать экосистему бизнес-отношений; 4) доступ к важным партнерам, которых невозможно приобрести на рынке.

4. Авторами статьи было выделено четыре направления развития партнерских отношений среди компаний фармацевтической индустрии: 1) контрактное производство (CMOs), заключающееся в стратегическом сотрудничестве фармацевтических корпораций с молодыми производственными компаниями, которые играют большую роль в общей цепи поставок; 2) сотрудничество с научными центрами и университетами, обладающими более сложными знаниями, каких может не оказаться у фармацевтических компаний, а также занимающимися исследованиями в различных областях здравоохранения; 3) сотрудничество с IT-компаниями, которые совершенствуют внутренние бизнес-процессы фармацевтических компаний посредством внедрения цифровых технологий; 4) сотрудничество с биотехнологическими компаниями c целью расширения своего портфеля на ранних стадиях и снижения риска нехватки производственных линий за счет диверсификации, а также доступа к технологиям.

Таким образом, можно предположить, что в следующем десятилетии у альянсов больше всего перспектив получить свое развитие в качестве формы интеграции крупных инновационных компаний, прежде всего, в фармацевтической отрасли, так как: а) позволяют с минимальными материальными и временными затратами получить любой компании доступ к необходимым ресурсам; б) являются более привлекательными для компаний, которые занимаются созданием новых знаний, методов и технологий лечения серьезных заболеваний; в) являются наиболее гибкой формой сотрудничества, которая в большей степени удовлетворяет требованиям современного, быстроразвивающегося рынка.


Источники:

1. Aylor B., Vaughn E., O’Brien C., Viladesau E. (2018) Creating More Powerful Partnerships in Pharma Manufacturing. BCG Group [Электронный ресурс] – URL: https://www.bcg.com/publications/2018/how-to-make-pharma-manufacturing-partnerships-more-strategic.aspx (дата обращения 11.03.2020).
2. Bhaiji M., Rassloff J., Weber-Rymkovska J., Zinke C. (2017) Report Strategic Alliances: are real alternative to M&A. KPMG [Электронный ресурс] – URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2017/11/strategic-alliances-toolkit.pdf (дата обращения 17.02.2020).
3. Breant A., Turina-Malard F., Kleinmann B. (2018) Strategic alliances: the right prescription to survive the healthcare revolution. ceptonstrategies [Электронный ресурс] – URL: https://ceptonstrategies.com/en/strategic-alliances/ (дата обращения 17.02.2020).
4. Brown A., Cairns E., Elmhirst E. (2019) «World Preview 2019, Outlook to 2024» EvaluatePharma. [Электронный ресурс] – URL: https://www.evaluate.com/thought-leadership/pharma/evaluatepharma-world-preview-2019-outlook-2024 (дата обращения 21.12.2019).
5. CMOs on Fire. (2019). Pharma manufacturing. [Электронный ресурс] – URL: https://www.pharmamanufacturing.com/articles/2019/cmos-on-fire/ (дата обращения 17.02.2020).
6. Keown A., (2019) M&A Will Continue to Be a Mainstay for Growth in the Pharma Industry. Biospace [Электронный ресурс] – URL: https://www.biospace.com/article/big-m-and-a-deals-will-likely-continue-analyst-predicts/ (дата обращения 12.01.2020).
7. North America leads in number of strategic pharma partnerships between 2014 and H1 2019 Oct. (2019) Global Data [Электронный ресурс] – URL: https://www.globaldata.com/north-america-leads-in-number-of-strategic-pharma-partnerships-between-2014-and-h1-2019 (дата обращения 17.02.2020).
8. Parrish M., What’s behind all the M&A deals in pharma? Pharma manufacturing [Электронный ресурс] – URL: https://www.pharmamanufacturing.com/articles/2019/whats-behind-all-the-m-and-a-deals-in-pharma/ (дата обращения 20.12.2019).
9. Piscitelli M. (2018) Deal Drivers EMEA 2018. Mergemarket [Электронный ресурс] – URL: https://www.mergermarket.com/info/deal-drivers-emea-2018-full-year-edition-0 (дата обращения 17.02.2020).
10. Press Release. (2018) Dassault Systèmes Completes Acquisition of Medidata Opening Up a New World of Virtual Twin Experiences for Healthcare. [Электронный ресурс] – URL: https://www.3ds.com/press-releases/single/dassault-systemes-completes-acquisition-of-medidata-opening-up-a-new-world-of-virtual-twin-experiences-for-healthcare/ (дата обращения 20.02.2020).
11. Pricing and reimbursement concern to remain the leading impediment to industry growth in 2020. (2020) GlobalData [Электронный ресурс] – URL: https://www.globaldata.com/pricing-reimbursement-concern-remain-leading-impediment-industry-growth-2020/ (дата обращения 17.02.2020).
12. The Anxious Optimist in the corner Office (2018) PwC’s 21st CEO Survey [Электронный ресурс] – URL: https://www.pwc.com/gx/en/ceo-survey/2018/pwc-ceo-survey-report-2018.pdf (дата обращения 17.02.2020).
13. Tubbs M., (2017) The 2017 EU Industrial R&D Investment Scoreboard. [Электронный ресурс] – URL: https://www.kowi.de/Portaldata/2/Resources/fp/2017-EU-Industrial-RD-Investment-Scoreboard.pdf (дата обращения 17.02.2020).
14. Булгаков А. Л., Космаков Р.В. Фармацевтические партнерства при разработке новых лекарственных средств. Фармация и фармакология. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/farmatsevticheskie-partnerstva-pri-razrabotke-novyh-lekarstvennyh-sredstv (дата обращения 17.02.2020).
15. Гвардин С. В., Чекун И. Н. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. СПб.: Питер, 2007.
16. Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 960 с.
17. Ерёмченко О.А. (2018) Альтернативные стратегии инвестициям в корпоративные НИОКР (на примере глобальной фарминдустрии) Экономика науки. Т. 4. № 3. С. 309-317. [Электронный ресурс] – URL: .https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnye-strategii-investitsiyam-v-korporativnye-niokr-na-primere-globalnoy-farmindustrii (дата обращения 17.02.2020).
18. Коуз Р Природа фирмы // Вехи экономической мысли. Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 2000.
19. Рид С.Ф. Искусство слияний и поглощений / Стэнли Фостер Рид, Александра Рид Лажу; Пер. с англ. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. 958 c.
20. Теория и практика развития биоэкономики: инновации, цифровизация, трансформация… / И.А. Максимцев [и др.]. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 154 с.
21. Уильямсон О.И. Исследования стратегий фирм: возможности концепции механизмов управления и концепции компетенций // Российский журнал менеджмента. 2003. Т.1. № 2.
22. Ходанович Т. (2019) 7 западных трендов в фарм-индустрии, которые скоро придут в Россию HigtechFM [Электронный ресурс] – URL: https://hightech.fm/2019/03/14/7trends-farm?is_ajax=1 (дата обращения 17.02.2020).
23. Шерешева М.Ю. Межфирменные сети. М.: ТЕИС, 2006.

Страница обновлена: 19.12.2023 в 14:29:46