Моделирование процесса создания инновационной биотехнологической продукции на основе глобальных продуктовых цепей
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (75), Март 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963476
Аннотация:
Предложен новый подход к управлению инновационной высокотехнологичной продукцией в рамках модели продуктовой цепи, инициированной альянсами. Систематизируются теоретические данные, касающиеся глобальных производственных сетей и глобальных продуктовых цепей и их типов. Применимость данной модели рассматривается на примере биотехнологической промышленности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, знания, инновационная продукция, биотехнологии, производитель, покупатель, глобальные продуктовые цепи, потенциал территории
В конвенции ООН о биологическом разнообразии биотехнология определена как «любая технология, использующая биологические системы, живые организмы или их производные для производства или модификации продуктов или процессов целевого назначения» [1]. Взрывное развитие биотехнологий и их роль в качестве одного из ключевых драйверов инновационной экономики обусловлено достижениями ученых по всему миру в XX веке: расшифровка генома человека, открытие сферы нанотехнологий, повсеместное применение информационных технологий, концепция «зелёной» химии и др. Признанными лидерами по уровню развития данных технологий являются США, Япония и ЕС; российская экономическая система в настоящее время находится в положении «догоняющего» [1, 2].
Региональная и национальная конкурентоспособность
В области экономической географии и региональных исследований часто встречается утверждение о том, что мировая экономика глобализуется и регионализируется одновременно. В данном контексте экономическая глобализация относится к функциональной интеграции разрозненных площадок в двух направлениях: 1) вертикальная интеграция в результате формирования мультинациональных корпораций; 2) горизонтальная интеграция в рамках глобальных производственных сетей в различных по масштабам географических локациях [3].
Разрастание глобальных взаимосвязей национальных и региональных экономик определяет позиции регионов и стран на мировом рынке. В исследованиях Й. Шумпетера, Л. Лейдесфдорфа, М. Портера и др. [4–6] показано, что в числе важнейших региональных экономических показателей, используемых для оценки потенциала территории, выделяются «знание», «образование» и «инновационная база» региона, которые наделяют отдельные площадки уникальными конкурентными преимуществами.
Данная тенденция позволяет оценить национальную и, в частности, региональную конкурентоспособность; в этом случае они рассматриваются в качестве конкурентов за долю на мировом рынке. В частности, высокие темпы экономического роста США, территория которых является главным мировым рынком, позволяют объяснить более низкие темпы роста субъектов Европейского союза, связанные с их меньшей конкурентоспособностью. Следовательно, политика компании/страны/региона в качестве основной стратегической цели имеет завоевание доли на мировом рынке, и, по сути, максимальной доли американского рынка. Это справедливо и в случае мировой фармацевтической/биотехнологической индустрии, где Северная Америка обеспечивает до 60 % мировых продаж [1].
Во многих отношениях биотехнологии являются наглядным примером сектора, зависимого от уровня развития науки и технологий, наличия высококвалифицированного персонала и высокого уровня доступности публичного и частного финансирования. Отраслевая модель биотехнологической промышленности может быть охарактеризована посредством наличия успешных кластеров:
- концентрация компаний малого и среднего бизнеса, работающих в области биотехнологий;
- концентрация комплементарных организаций «стоящих у истоков» (т.е. университетов) и «снизу по течению» (т.е. крупных фармацевтических компаний);
- концентрация венчурного капитала и сотрудников сервисных компаний (в том числе юристов, консультантов);
- локальные связи между большинством сконцентрированных организаций;
- локальная идентичность, полученная путем создания торговых ассоциаций или сетевых организаций;
- локальные правительственные программы, которые стимулируют кластерный подход к экономическому развитию, в том числе посредством функционирования институтов развития [3].
Литература, посвященная кластерной тематике, ввиду ее сосредоточенности на локальных связях не в состоянии оценить важность национальных и глобальных связей с инновациями и производством знаний, равно как и показать роль внерегиональных связей, что является ограничением кластерного подхода к объяснению инновационного процесса. По этой причине последующие исследования фокусировались на идее «узлов превосходства» или мегацентров, которые вовлечены в глобальную биотехнологическую сеть, при этом выигрывают от локальной специфики кластера.
Глобальные продуктовые цепи и производственные сети
Известны социологические и географические теории, посвященные глобальным продуктовым цепям (globalcommoditychains, GCC) и производственным сетям (globalproductionnetworks, GPN) [7-9]. Несмотря на очевидные различия существует множество перекрывающихся областей между данными теориями, и это означает, что они могут быть успешно использованы в рамках подхода, иллюстрирующего пространственное размещение и ситуационную независимость компаний и прочих организаций в биотехнологической промышленности. Внедрение географических характеристик модели GPN в социоориентированный подход GCC представляет инструменты для анализа внедряемых важных локальных, национальных и глобальных связей на различных уровнях. В работе [10] приводится типология инновационных сетей, в которых сети классифицируются на инициированные исполнителем и потребителем инновации, объединяя тем самым интересы участников цепи воедино (табл. 1). Посредством анализа современных схем инновационных процессов предложена новая модель управления: модель продуктовой цепи, инициированная альянсами, которая включает в себя пространственные характеристики глобальных производственных сетей.
Таблица 1
Типы глобальных продуктовых цепей
Характеристики
|
Инициированная производителем – PDGCC
|
Инициированная потребителем – СDGCC
|
Инициированная альянсами – ADGCC
|
Основные связи в сетях
|
на основе инвестиций
|
на основе торговли
|
на основе альянсов
|
Двигатели глобальной продуктовой цепи
|
промышленный капитал
|
коммерческий капитал
|
публичный и венчурный капитал
|
Ключевые компетенции
|
R&D, производство
|
дизайн, маркетинг
|
союзники, нормативы
|
Барьеры входа
|
экономия на масштабе
|
экономия на количестве
|
экономия на сложности
|
Экономические сектора
|
товары длительного потребления, промежуточные продукты, капитал
|
товары повседневного потребления
|
нематериальные активы, высокие технологии, услуги
|
Типичные отрасли промышленности
|
автомобили, компьютеры, самолеты
|
одежда, обувь, игрушки
|
высокие технологии
|
Собственники производственных компаний
|
транснациональные компании
|
локальные фирмы, преимущественно в развивающихся странах
|
смешанное
|
Доминирующая структура сети
|
вертикальная
|
горизонтальная
|
матричная
|
Эффективность сети
|
средняя
|
средняя
|
высокая
|
Доминирующий вид инноваций
|
процессные, организационные
|
продуктовые, маркетинговые
|
процессные, организационные,
продуктовые, маркетинговые |
Скорость диффузии инноваций
|
низкая
|
умеренная
|
высокая
|
Выводы
Таким образом, модель ADGCC стремится описать межграничные связи в рамках отношений внутри продуктовой цепи высокотехнологичных продуктов или знаний (в том числе услуг). Очевидно, что компании, сконцентрированные на одной территории, не могут добиться инновационного успеха и последующего экономического развития в отсутствие связей с другими источниками знаний. Представленная модель управления основывается на матрице отношений между фирмами и другими организациями внутри альянса, не ограниченных территориально, которые требуют наличия ключевых компетенций в координации взаимодействий, особенно внутри множественных пространственных уровней, что в свою очередь позволяет компаниям абсорбировать зачастую противоречивые и рассеянные знания внутри организации, а также комбинировать их с уже существующими знаниями за ее пределами.
[1]UN Convention on Biological Diversity United Nations. 1992 г.
Источники:
2. Шинкевич А.И., Леонова М.В., Кейс А.М. ден Тоулинг. Современные подходы к управлению инновационными стратегиями: сравнение международного и российского опыта на примере Республики Татарстан [Текст] // Вестник Казанского технологического университета, 2011, №13
3. Birch, K. Alliance-driven governance: Applying a global commodity chains approach to the UK biotechnology industry // Economic Geography, 2008. – Т.1. Вып. 84.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. [Текст]. – М.: Прогресс, 1982.
5. Портер М. Конкуренция [Текст]. – М.: Вильямс, 2003.
6. Cooke P., Leydesdorff L. Regional Development in the Knowledge-Based economy: The Construction of Advantage // Journal of Technology Transfer, 2006. – № 31.
7. Gereffi G. Global Commodity Chains: New Forms of Coordination and Control Among Nations and Firms in International Industries // Competition and Change1, 1996. – № 4.
8. Henderson J., Dicken P., Hess M., Coe N., Yeung H. Global production networks and the analysis of economic development // Review of International Political Economy, 2002. – № 9 (3).
9. Malmberg A., Power D. (How) Do (Firms in) Clusters Create Knowledge? // Industry and Innovation, 2005. – №12 (4).
10. Зарайченко И.А. Управление инновационными сетями в Российских мезоэкономических системах [Текст] // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экон. наук. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:38