Моделирование процесса создания инновационной биотехнологической продукции на основе глобальных продуктовых цепей

Леонова М.В., Моряшов Д.О.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (75), Март 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963476

Аннотация:
Предложен новый подход к управлению инновационной высокотехнологичной продукцией в рамках модели продуктовой цепи, инициированной альянсами. Систематизируются теоретические данные, касающиеся глобальных производственных сетей и глобальных продуктовых цепей и их типов. Применимость данной модели рассматривается на примере биотехнологической промышленности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, знания, инновационная продукция, биотехнологии, производитель, покупатель, глобальные продуктовые цепи, потенциал территории



В конвенции ООН о биологическом разнообразии биотехнология определена как «любая технология, использующая биологические системы, живые организмы или их производные для производства или модификации продуктов или процессов целевого назначения» [1]. Взрывное развитие биотехнологий и их роль в качестве одного из ключевых драйверов инновационной экономики обусловлено достижениями ученых по всему миру в XX веке: расшифровка генома человека, открытие сферы нанотехнологий, повсеместное применение информационных технологий, концепция «зелёной» химии и др. Признанными лидерами по уровню развития данных технологий являются США, Япония и ЕС; российская экономическая система в настоящее время находится в положении «догоняющего» [1, 2].

Региональная и национальная конкурентоспособность

В области экономической географии и региональных исследований часто встречается утверждение о том, что мировая экономика глобализуется и регионализируется одновременно. В данном контексте экономическая глобализация относится к функциональной интеграции разрозненных площадок в двух направлениях: 1) вертикальная интеграция в результате формирования мультинациональных корпораций; 2) горизонтальная интеграция в рамках глобальных производственных сетей в различных по масштабам географических локациях [3].

Разрастание глобальных взаимосвязей национальных и региональных экономик определяет позиции регионов и стран на мировом рынке. В исследованиях Й. Шумпетера, Л. Лейдесфдорфа, М. Портера и др. [4–6] показано, что в числе важнейших региональных экономических показателей, используемых для оценки потенциала территории, выделяются «знание», «образование» и «инновационная база» региона, которые наделяют отдельные площадки уникальными конкурентными преимуществами.

Данная тенденция позволяет оценить национальную и, в частности, региональную конкурентоспособность; в этом случае они рассматриваются в качестве конкурентов за долю на мировом рынке. В частности, высокие темпы экономического роста США, территория которых является главным мировым рынком, позволяют объяснить более низкие темпы роста субъектов Европейского союза, связанные с их меньшей конкурентоспособностью. Следовательно, политика компании/страны/региона в качестве основной стратегической цели имеет завоевание доли на мировом рынке, и, по сути, максимальной доли американского рынка. Это справедливо и в случае мировой фармацевтической/биотехнологической индустрии, где Северная Америка обеспечивает до 60 % мировых продаж [1].

Во многих отношениях биотехнологии являются наглядным примером сектора, зависимого от уровня развития науки и технологий, наличия высококвалифицированного персонала и высокого уровня доступности публичного и частного финансирования. Отраслевая модель биотехнологической промышленности может быть охарактеризована посредством наличия успешных кластеров:

- концентрация компаний малого и среднего бизнеса, работающих в области биотехнологий;

- концентрация комплементарных организаций «стоящих у истоков» (т.е. университетов) и «снизу по течению» (т.е. крупных фармацевтических компаний);

- концентрация венчурного капитала и сотрудников сервисных компаний (в том числе юристов, консультантов);

- локальные связи между большинством сконцентрированных организаций;

- локальная идентичность, полученная путем создания торговых ассоциаций или сетевых организаций;

- локальные правительственные программы, которые стимулируют кластерный подход ƒк экономическому развитию, в том числе посредством функционирования институтов развития [3].

Литература, посвященная кластерной тематике, ввиду ее сосредоточенности на локальных связях не в состоянии оценить важность национальных и глобальных связей с инновациями и производством знаний, равно как и показать роль внерегиональных связей, что является ограничением кластерного подхода к объяснению инновационного процесса. По этой причине последующие исследования фокусировались на идее «узлов превосходства» или мегацентров, которые вовлечены в глобальную биотехнологическую сеть, при этом выигрывают от локальной специфики кластера.

Глобальные продуктовые цепи и производственные сети

Известны социологические и географические теории, посвященные глобальным продуктовым цепям (globalcommoditychains, GCC) и производственным сетям (globalproductionnetworks, GPN) [7-9]. Несмотря на очевидные различия существует множество перекрывающихся областей между данными теориями, и это означает, что они могут быть успешно использованы в рамках подхода, иллюстрирующего пространственное размещение и ситуационную независимость компаний и прочих организаций в биотехнологической промышленности. Внедрение географических характеристик модели GPN в социоориентированный подход GCC представляет инструменты для анализа внедряемых важных локальных, национальных и глобальных связей на различных уровнях. В работе [10] приводится типология инновационных сетей, в которых сети классифицируются на инициированные исполнителем и потребителем инновации, объединяя тем самым интересы участников цепи воедино (табл. 1). Посредством анализа современных схем инновационных процессов предложена новая модель управления: модель продуктовой цепи, инициированная альянсами, которая включает в себя пространственные характеристики глобальных производственных сетей.

Таблица 1

Типы глобальных продуктовых цепей

Характеристики
Инициированная производителем – PDGCC
Инициированная потребителем – СDGCC
Инициированная альянсами – ADGCC
Основные связи в сетях
на основе инвестиций
на основе торговли
на основе альянсов
Двигатели глобальной продуктовой цепи
промышленный капитал
коммерческий капитал
публичный и венчурный капитал
Ключевые компетенции
R&D, производство
дизайн, маркетинг
союзники, нормативы
Барьеры входа
экономия на масштабе
экономия на количестве
экономия на сложности
Экономические сектора
товары длительного потребления, промежуточные продукты, капитал
товары повседневного потребления
нематериальные активы, высокие технологии, услуги
Типичные отрасли промышленности
автомобили, компьютеры, самолеты
одежда, обувь, игрушки
высокие технологии
Собственники производственных компаний
транснациональные компании
локальные фирмы, преимущественно в развивающихся странах
смешанное
Доминирующая структура сети
вертикальная
горизонтальная
матричная
Эффективность сети
средняя
средняя
высокая
Доминирующий вид инноваций
процессные, организационные
продуктовые, маркетинговые
процессные, организационные,
продуктовые, маркетинговые
Скорость диффузии инноваций
низкая
умеренная
высокая

Выводы

Таким образом, модель ADGCC стремится описать межграничные связи в рамках отношений внутри продуктовой цепи высокотехнологичных продуктов или знаний (в том числе услуг). Очевидно, что компании, сконцентрированные на одной территории, не могут добиться инновационного успеха и последующего экономического развития в отсутствие связей с другими источниками знаний. Представленная модель управления основывается на матрице отношений между фирмами и другими организациями внутри альянса, не ограниченных территориально, которые требуют наличия ключевых компетенций в координации взаимодействий, особенно внутри множественных пространственных уровней, что в свою очередь позволяет компаниям абсорбировать зачастую противоречивые и рассеянные знания внутри организации, а также комбинировать их с уже существующими знаниями за ее пределами.

[1]UN Convention on Biological Diversity United Nations. 1992 г.


Источники:

1. Шинкевич А.И., Герасимов Д.С. Специфика жизненного цикла инновационной продукции на основе энергоресурсосберегающих технологий и перспективы их внедрения в целях повышения конкурентоспособности фармацевтической промышленности и медицины в РТ [Текст] // Вестник Казанского технологического университета, 2012, № 9.
2. Шинкевич А.И., Леонова М.В., Кейс А.М. ден Тоулинг. Современные подходы к управлению инновационными стратегиями: сравнение международного и российского опыта на примере Республики Татарстан [Текст] // Вестник Казанского технологического университета, 2011, №13
3. Birch, K. Alliance-driven governance: Applying a global commodity chains approach to the UK biotechnology industry // Economic Geography, 2008. – Т.1. Вып. 84.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. [Текст]. – М.: Прогресс, 1982.
5. Портер М. Конкуренция [Текст]. – М.: Вильямс, 2003.
6. Cooke P., Leydesdorff L. Regional Development in the Knowledge-Based economy: The Construction of Advantage // Journal of Technology Transfer, 2006. – № 31.
7. Gereffi G. Global Commodity Chains: New Forms of Coordination and Control Among Nations and Firms in International Industries // Competition and Change1, 1996. – № 4.
8. Henderson J., Dicken P., Hess M., Coe N., Yeung H. Global production networks and the analysis of economic development // Review of International Political Economy, 2002. – № 9 (3).
9. Malmberg A., Power D. (How) Do (Firms in) Clusters Create Knowledge? // Industry and Innovation, 2005. – №12 (4).
10. Зарайченко И.А. Управление инновационными сетями в Российских мезоэкономических системах [Текст] // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экон. наук. – Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:38