Методика выбора оптимальной формы сетевого взаимодействия вузов
Евлампиева Г.И.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135042
Аннотация:
В статье предложена методика выбора определенной формы сетевого взаимодействия в зависимости от поставленных высшим учебным заведением стратегических целей. Автором выявлены отличительные характеристики каждой формы стратегического взаимодействия вузов, а именно, стратегического альянса, виртуальной организации, консорциума, ассоциации и кластера. На основе сопоставления отличительных черт форм сетевого взаимодействия и показателей эффективности сетевого взаимодействия определены формы сетевого взаимодействия, участвуя в которых, высшие учебные заведения могут значительно улучшить конкретные показатели эффективности, с другой стороны, обозначены формы сетевого взаимодействия, которые имеют минимальное влияние на конкретный показатель эффективности.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие вузов, показатели эффективности, стратегическое целеполагание, стратегический альянс, виртуальная организация, консорциум, кластер, ассоциация
JEL-классификация: I20, I23, I25
Введение
Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования, независимо от конкретной формы, направлено на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, усиление научной деятельности и исследовательских разработок, повышение международной активности вуза, то есть данные задачи ставятся перед созданием сетевого взаимодействия в принципе. Однако каждая форма сетевого взаимодействия имеет свои специфические характеристики, на которые стоит обратить внимание высшему учебному заведению перед вступлением в сеть, основываясь на стратегических и приоритетных направлениях развития образовательной организации высшего образования в определенный период времени.
В научной литературе представлено понятие сетевого взаимодействия как системы взаимодействия равноправных образовательных организаций высшего образования (участников) с целью создания ценности и/или экономии издержек, в которой отсутствует доминант сети, но при этом могут возникать частичные доминанты (хабы) [5, с. 198-204]. В сфере высшего образования отнесены пять форм сетевого взаимодействия: стратегический альянс, виртуальная организация, консорциум, ассоциация и кластер. Возникает необходимость выбора релевантной формы сетевого взаимодействия для достижения показателей эффективности, которые необходимо достигнуть/улучшить образовательной организации высшего образования в определенный период времени.
Целью данного исследования выступает создание методики выбора оптимальной формы сетевого взаимодействия в которой лучше принять участие высшему учебному заведению для достижения поставленных перед вузом задач. Для достижения цели исследования необходимо рассмотреть отличительные характеристики каждой формы сетевого взаимодействия и сопоставить их с показателями эффективности сетевого взаимодействия.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены отличительные черты пяти форм сетевого взаимодействия высших учебных заведений, которые в сопоставлении с показателями эффективности сетевого взаимодействия позволили сформировать методику выбора определенной формы сетевого взаимодействия для достижения наибольшей результативности и эффективности сети.
Гипотеза исследования в данной статье основана на предположении о том, что стратегическое целеполагание участия в сетевом взаимодействии позволит высшему учебному заведению выбрать необходимую форму сетевого взаимодействия для достижения большей результативности.
Основная часть
В сфере услуг высшего образования можно встретить пять форм сетевого взаимодействия: стратегический альянс, виртуальная организация, консорциум, ассоциация и кластер. Анализ научной литературы помог выделить отличительные характеристики каждой формы сетевого взаимодействия.
Стратегический альянс, как форма сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования, для достижения общих целей предполагает использование взаимодополняющих ресурсов организаций [8, с. 118-122]. Как видно из названия цели такого сетевого взаимодействия являются стратегическими, то есть глобальными, основанными на далеко идущих прогнозах. При участии в стратегическом альянсе вузы сохраняют свои собственные долгосрочные цели и задачи, которые перед ними стоят. В то же время с участниками стратегического альянса планируется долгосрочное взаимодействие со сближением корпоративных культур, возможностью образования совместных компетенций. Ключевой целью стратегического альянса является доступ к ресурсам (например, кадровым, технологическим, информационным), которых недостает в самой образовательной организации, таким образом, достигая синергетического эффекта при взаимодействии внутри сети [7].
Отличительной чертой виртуальной организации, как формы сетевого взаимодействия вузов, является разработка и взаимное использование онлайн-курсов студентам высших учебных заведений, которые входят в сеть [2, с. 7-17]. Эта форма взаимодействия дает исключительную возможность студентам воспользоваться методическими и учебными ресурсами другой образовательной организации высшего образования. В настоящее время вследствие интенсивной цифровизации образовательных услуг высшего образования доступны также видео-уроки, онлайн-лекции и другие интерактивные материалы. В целом, в мире наблюдается явная тенденция к увеличению спроса на онлайн образовательные услуги [11, с. 1273-1288]. Развитие онлайн формата образовательных услуг дало возможность студентам из развивающихся стран получить образование в лучших вузах мира [10, с. 116-125].
Под специфической особенностью консорциума в сегменте образовательных услуг сферы высшего образования понимается то, что он создается для выполнения конкретного проекта и ограничен во временных рамках [9, с. 576]. В качестве примера служит консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании», в который объединились семь российских педагогических вузов и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в 2020 году. Целью данного консорциума является проведение совместных исследований, разработка и внедрение методик, направленных на развитие личностного потенциала в системе образования [1].
Одной из самых распространенных форм сетевого взаимодействия вузов является ассоциация. Существует большое количество ассоциаций в сегменте образовательных услуг сферы высшего образования, и вуз обычно принимает участие в различных ассоциациях одновременно для поддержания имиджа, обмена опыта, новых разработок и исследований в профессиональной области. В целом, участие в ассоциациях позволяет формировать единое образовательное пространство и повышать качество предоставляемых услуг. Например, целью Ассоциации предпринимательских университетов было поставлено содействие развития предпринимательства в стране и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вузов [12, с. 501-508].
Кластер, как форма сетевого взаимодействия, ориентирован на внедрение и распространение инновационных технологий в среду высших учебных заведений [6, с. 7-12]. Основной целью данной формы взаимодействия высших учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов и развитие инновационного образования [4, с. 28-34].
В Таблице 1 наглядно представлены отличительные (специфические) черты каждой формы сетевого взаимодействия.
Таблица1
Отличительные черты (ОЧ) различных форм сетевого взаимодействия
Отличительная
черта (ОЧ) Форма сети |
ОЧ 1
|
ОЧ 2
|
ОЧ 3
|
ОЧ 4
|
Стратегический
альянс |
доступ к
ресурсам, недостающих в отдельном вузе
|
долгосрочное взаимодействие
|
сближение корпоративных культур
|
усиление научной-исследовательской
работы
|
Виртуальная
организация
|
разработка и
использование онлайн-курсов
|
доступ к цифровым ресурсам вуза
(видеоуроки, интерактивные учебные материалы, онлайн лекции)
|
|
|
Консорциум
|
создание
сети под конкретный, часто масштабный (глобальный), проект
|
определенный временной период
|
усиление научной-исследовательской
работы
|
|
Ассоциация
|
поддержание имиджа
|
обмен опытом
|
«мягкий» рекомендательный характер
взаимодействия
|
|
Кластер
|
внедрение и
распространение инновационных технологий в среду высшего образования
|
подготовка
высококвалифицированных специалистов для определенной области
|
развитие инновационного образования
|
усиление научной-исследовательской
деятельности
|
В результате разработки показателей эффективности сетевого взаимодействия вузов автором было предложено двадцать пять показателей, которые в большей или меньшей степени могут быть улучшены при условии сетевого взаимодействия вуза с другими образовательными организациями высшего образования [3, с. 1131-1144]. Показатели представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Показатели эффективности вуза с детализацией показателей
Показатель
|
Расшифровка показателя
(параметр)
|
Академическая
репутация
|
Процент штатных преподавателей –
членов государственных академий наук национального уровня
|
Количество побед студентов вуза в
международных студенческих олимпиадах
| |
Оценка представителями академических
кругов уровня преподавания в университете
| |
Признание представителями
академических кругов как одного из десяти национальных университетов,
исследования которых являются лучшими
| |
Признание
представителями академических кругов как одного из тридцати зарубежных
университетов, исследования которых являются лучшими
| |
Научная
деятельность
|
Количество публикаций за последние
пять лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных, на
одного НПР
|
Оценка представителями академического,
научного и инновационного сообществ популярности научных публикаций
сотрудников университета
| |
Оценка представителями академического,
научного и инновационного сообществ успешности коммерциализации разработок
университетов
| |
Доходы от научных исследований
(сопоставление численности профессорско-преподавательского состава и
корректировка с учетом паритета покупательной способности (ППС))
| |
Количество исследователей с высоким
уровнем цитирования
| |
Цитирование
|
Количество цитирований статей,
изданных за последние пять лет, в среднем на одну статью, согласно зарубежным
базам данных
|
Количество цитирований статей,
изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно зарубежным базам
данных
| |
Количество цитирований статей,
изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно РИНЦ
| |
Международная
деятельность
|
Оценка представителями академических
кругов уровня международной интеграции университетов
|
Доля студентов-очников, обучающихся по
программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, %
| |
Доля студентов, обучающихся по очной
форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета,
магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в
общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения, %
| |
Количество образовательных
программ (курсов) на иностранных языках
| |
Научно-исследовательское
сотрудничество университета с зарубежными университетами и исследовательскими
организациями
| |
Число зарубежных
университетов и исследовательских организаций, с которыми заключены
соглашения о сотрудничестве (долговременная составляющая)
| |
Число международных
конференций, доля участников этих конференций от общей численности
| |
Доля иностранных
граждан в контингенте обучающихся в вузе
| |
Репутация
среди работодателей
|
Число выпускников, занимающих
руководящие должности в крупнейших компаниях России (список RAEX-600)
|
Средний уровень зарплат выпускников
вуза (тыс. рублей)
| |
Оценка работодателями качества
прикладных знаний и навыков выпускников
| |
Оценка работодателями способности
выпускников университета эффективно работать на управленческих и
административных позициях
| |
Оценка работодателями возможностей
выпускников вуза для карьерного роста
| |
Ценность опыта международного обучения
при подборе персонала
| |
Признание работодателями как одного из
десяти национальных университетов, качество подготовки выпускников которых
является лучшим
| |
Признание работодателями как одного из
тридцати зарубежных университетов, выпускники которых являются на рынке труда
наиболее востребованными
|
Для дальнейшего исследования и рекомендаций по выбору конкретной формы сетевого взаимодействия, в котором лучше принять участие для достижения поставленных перед высшим учебным заведением задач, были сопоставлены показатели эффективности сетевого взаимодействия и отличительные черты каждой формы сети.
В Таблице 3 представлены результаты сопоставления показателей эффективности с отличительными чертами стратегического альянса.
Таблица 3
Степень влияния отличительных характеристик стратегического альянса на показатели эффективности сетевого взаимодействия
Показатели
эффективности
|
Отличительные
черты (ОЧ)
| |||
ОЧ 1.
Доступ к ресурсам, недостающих в вузе |
ОЧ 2.
Долгосрочное взаимодействие
|
ОЧ 3.
Сближение корпоративных культур
|
ОЧ 4.
Усиление научной-исследовательской работы | |
Академическая репутация
|
2
|
3
|
0
|
3
|
Научная
деятельность
|
2
|
2
|
0
|
5
|
Цитирование
|
3
|
3
|
0
|
3
|
Международная деятельность
|
2
|
2
|
0
|
2
|
Репутация среди работодателей
|
0
|
0
|
0
|
0
|
- неполное совпадение
-отсутствие совпадений
Источник: составлено автором.
Максимальное влияние на показатели эффективности сетевого взаимодействия имеют такие отличительные черты стратегического альянса как «Долговременное взаимодействие» и «Усиление научно-исследовательской работы». Более того, доступ к ресурсам, который можно получить при взаимодействии с другими образовательными организациями высшего образования, также является значительным фактором при данном виде сетевого взаимодействия. В результате анализа данных стоит отметить, что отличительная характеристика стратегического альянса «Сближение корпоративных культур» никаким образом не влияет на показатели эффективности сетевого взаимодействия. По полученным данным показатели, входящие в укрупненную группу «Репутация среди работодателей», не подвержены изменению при данной форме сетевого взаимодействия.
В Таблице 4 представлена «общая картина» участия в виртуальной организации как форме сетевого взаимодействия высших учебных заведений.
Таблица 4
Степень влияния отличительных характеристик виртуальной организации на показатели эффективности сетевого взаимодействия
Показатели
эффективности
|
Отличительные
черты (ОЧ)
| ||
ОЧ 1.
Разработка и использование онлайн-курсов |
ОЧ 2.
Доступ к цифровым ресурсам вуза (видеоуроки, интерактивные учебные материалы, онлайн лекции) | ||
Академическая репутация
|
1
|
2
| |
Научная
деятельность
|
0
|
0
| |
Цитирование
|
0
|
0
| |
Международная деятельность
|
3
|
5
| |
Репутация среди работодателей
|
1
|
2
|
- неполное совпадение
-отсутствие совпадений
Источник: составлено автором.
В матрице пересечений отличительных характеристик виртуальной организации и показателей эффективности сетевого взаимодействия вуза, идентифицировано отсутствие пересечений отличительных черт с «Научной деятельностью» и «Цитированием». Следующий вывод, который можно сделать, что более сильным влиянием на показатели эффективности сетевого взаимодействия имеет отличительная черта «Доступ к цифровым ресурсам вуза (видеоуроки, интерактивные учебные материалы, онлайн лекции)».
Участие в консорциуме как форме сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования является достаточно успешным с точки зрения влияния на показатели эффективности данного вида сетевого взаимодействия. Однако стоит отметить, что на «Репутацию среди работодателей» участие в консорциуме не будет иметь силы. Крайне сильными сторонами консорциума являются такие черты как «Создание сети под конкретный, часто масштабный (глобальный), проект» и «Усиление научно-исследовательской работы», хотя «Определенный период времени» имеет также достаточный вес на показатели эффективности (Таблица 5).
Таблица 5
Степень влияния отличительных характеристик консорциума на показатели эффективности сетевого взаимодействия
Показатели
эффективности
|
Отличительные
черты (ОЧ)
| ||
ОЧ 1.
Создание сети под конкретный, часто масштабный (глобальный), проект |
ОЧ 2.
Определенный период времени |
ОЧ 3.
Усиление научной-исследовательской работы | |
Академическая репутация
|
4
|
0
|
3
|
Научная
деятельность
|
5
|
4
|
5
|
Цитирование
|
3
|
3
|
3
|
Международная деятельность
|
4
|
3
|
2
|
Репутация среди работодателей
|
0
|
0
|
0
|
- неполное совпадение
-отсутствие совпадений
Источник: составлено автором.
Ассоциация является самым распространенной формой сетевого взаимодействия в сфере высшего образования. Это связано с такой отличительной чертой данной сети, как «мягкий рекомендательный характер», то есть условия взаимодействия высших учебных заведений в качестве участников ассоциации довольно лояльные и в большинстве случаях ставится цель о взаимном сотрудничестве в академической и/или научно-исследовательской сфере без акцента на конкретные количественные результаты совместной деятельности высших учебных заведений. Другие две отличительные черты ассоциации «Поддержание имиджа» и «Обмен опытом» имеют большее влияние на показатели эффективности сетевого взаимодействия. В Таблице 6 представлены основные результаты анализа матрицы пересечений отличительных черт ассоциации и показателей эффективности сетевого взаимодействия.
Таблица 6
Степень влияния отличительных характеристик ассоциации на показатели эффективности сетевого взаимодействия
Показатели
эффективности
|
Отличительные
черты (ОЧ)
| |||
ОЧ 1.
Поддержание имиджа |
ОЧ 2.
Обмен опытом |
ОЧ 3.
«Мягкий» рекомендательный характер взаимодействия | ||
Академическая репутация
|
2
|
1
|
0
| |
Научная
деятельность
|
1
|
2
|
0
| |
Цитирование
|
0
|
3
|
0
| |
Международная деятельность
|
4
|
3
|
3
| |
Репутация среди работодателей
|
0
|
0
|
0
|
- неполное совпадение
-отсутствие совпадений
Источник: составлено автором.
Заключительная форма сетевого взаимодействия, которая рассматривается в исследовании, кластер демонстрирует довольно внушительное влияние его отличительных черт на показатели эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования. Особо стоит выделить влияние на показатели эффективности укрупненной группы «Репутация среди работодателей», которые могут быть улучшены благодаря всем четырем отличительным чертам кластера. Самым мощным воздействием на показатели обладает «Усиление научной-исследовательской деятельности», но не стоит пренебрегать силой такой характеристики как «Внедрение и распространение инновационных технологий в среду высшего образования» (Таблица 7).
Таблица 7
Степень влияния отличительных характеристик кластера на показатели эффективности сетевого взаимодействия
Показатели
эффективности
|
Отличительные
черты (ОЧ)
| |||
ОЧ 1.
Внедрение и распространение инновационных технологий в среду высшего образования |
ОЧ 2.
Подготовка высококвалифицированных специалистов |
ОЧ 3.
Развитие инновационного образования |
ОЧ 4.
Усиление научной-исследовательской деятельности | |
Академическая репутация
|
3
|
2
|
4
|
3
|
Научная
деятельность
|
4
|
0
|
1
|
5
|
Цитирование
|
3
|
0
|
0
|
3
|
Международная деятельность
|
4
|
3
|
4
|
3
|
Репутация среди работодателей
|
2
|
4
|
2
|
2
|
- неполное совпадение
-отсутствие совпадений
Источник: составлено автором.
Путем вычисления среднего арифметического было рассчитано влияние каждой формы сетевого взаимодействия высших учебных заведений на укрупненные группы показателей эффективности в процентном соотношении (Таблица 8).
Таблица 8
Матрица влияния форм сетевого взаимодействия на показатели эффективности, %
Показатели
эффективности сетевого взаимодействия
|
Формы
сетевого взаимодействия
| |||||
Стратегический
альянс
|
Виртуальная
организация
|
Консорциум
|
Ассоциация
|
Кластер
| ||
Академическая репутация
|
53,3
|
30
|
46,7
|
20
|
60
| |
Научная
деятельность
|
60
|
0
|
93,3
|
20
|
50
| |
Цитирование
|
100
|
0
|
100
|
33,3
|
50
| |
Международная деятельность
|
28,6
|
57,2
|
42,9
|
47,7
|
50,1
| |
Репутация среди работодателей
|
0
|
30
|
0
|
0
|
50
|
Таким образом, можно сделать вывод, что участие в кластере как форме сетевого взаимодействия поможет улучшить показатели, входящие в укрупненные группы «Академическая репутация» и «Репутация среди работодателей» более эффективно нежели участие в других сетях. Для укрепления показателей эффективности, связанными с «Научной деятельностью» и «Цитированием» участие в консорциуме является наиболее действенным. Стратегический альянс будет результативным для показателя «Цитирование», хотя довольно весомое влияние будет иметь на показатели «Академическая репутация» и «Научная деятельность». Участие в виртуальной организации будет иметь максимальный эффект на показатель «Международная деятельность».
Итоговый результат влияния участия в конкретной форме сетевого взаимодействия образовательной организации высшего образования на весь спектр показателей эффективности сетевого взаимодействия представлен в Таблице 9.
Таблица 9
Матрица влияния форм сетевого взаимодействия на показатели эффективности, %
|
Стратегический
альянс
|
Виртуальная
организация
|
Консорциум
|
Ассоциация
|
Кластер
|
Показатели
эффективности сетевого взаимодействия
|
48,4
|
23,4
|
56,58
|
24,2
|
52,2
|
Важным наблюдением является тот факт, что несмотря на то, что ассоциация не имеет ярко выраженного влияния на какой-либо конкретный показатель эффективности, данная форма сетевого взаимодействия не оказалась последней по общей степени влияния на показатели, уступив это место виртуальной организации. Самой эффективной формой сетевого взаимодействия по результатам проведенного исследования является консорциум, однако кластер, заняв второе место, уступает всего чуть более 4%. Также разрыв между вторым и третьим местом, стратегическим альянсом, составляет чуть менее 4%. Далее следуют ассоциация и виртуальная организация соответственно.
Заключение
Необходимо отметить важность постановки задач и целей высшим учебным заведением перед тем, как вступить в сетевое взаимодействие с другими высшими учебными заведениями, так как именно от целеполагания зависит выбор определенной формы сети для достижения и/или улучшения показателей эффективности.
Таким образом, в статье были выявлены отличительные черты форм сетевого взаимодействия, а именно стратегического альянса, консорциума, виртуальной организации, ассоциации и кластера с целью проведения анализа совпадения данных характерных отличий и показателей эффективности сетевого взаимодействия в сфере высшего образования. В результате данного анализа была установлена степень влияния участия в конкретной форме сетевого взаимодействия на показатели эффективности. На заключительном этапе проведенного анализа были определены формы сетевого взаимодействия, участвуя в которых высшие учебные заведения могут максимально улучшить определенные показатели эффективности, и, наоборот, идентифицированы формы сетевого взаимодействия, которые имеют минимальное влияние на конкретный показатель эффективности. Например, для повышения показателей эффективности укрупненной группы «Цитирование» сильным катализатором могут служить две формы сетевого взаимодействия, а именно, стратегический альянс и консорциум. Участие в кластере может оказаться результативным для улучшения показателей эффективности укрупненной группы «Академическая репутация». В качестве примера минимальной степени влияния на показатели эффективности сетевого взаимодействия стоит отметить участие в виртуальной организации, которое не имеет силы на такие показатели как «Научная деятельность» и «Цитирование».
Источники:
2. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2018. – № 1. – c. 7-17. – doi: 10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17.
3. Евлампиева Г.И. Влияние сетевого взаимодействия на показатели конкурентоспособности вузов // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1131-1144. – doi: 10.18334/epp.12.3.114320.
4. Евлампиева Г.И. Модели сетевого обучения и принципы создания образовательных кластеров // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2017. – № 3(93). – c. 28-34.
5. Евлампиева Г.И. Теоретические предпосылки сетевого взаимодействия в сфере услуг высшего образования // Управленческий учет. – 2022. – № 1-2. – c. 198-204. – doi: 10.25806/uu1-22022198-204.
6. Кузьменко Н.И. Построение образовательных кластеров в регионах РФ // Синергия. – 2017. – № 6. – c. 7-12.
7. Масюк Н.Н. Международные образовательные альянсы в глобальной экономике. / Монография. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 140 c.
8. Москаленко А.А. Стратегические альянсы как инструмент приобретения инновационных знаний и опыта // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 1(30). – c. 118-122.
9. Розова Н.К. Сравнительный анализ международных практик интернационализации высшего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – c. 576.
10. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 4. – c. 116-125.
11. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1273-1288. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
12. Штыхно Д.А. Основные принципы трансформации вуза социально-гуманитарного профиля в предпринимательский университет: кейс Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 501-508. – doi: 10.18334/epp.11.2.111641.
Страница обновлена: 11.11.2024 в 16:36:36