Стратегические альянсы в обеспечении конкурентоспособности регионального АПК

Анохина М.Е., Середина Н.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (45), Сентябрь 2010

Цитировать:
Анохина М.Е., Середина Н.С. Стратегические альянсы в обеспечении конкурентоспособности регионального АПК // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 9. – С. 95-101.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15186481
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Экономический рост АПК в современных условиях возможен на основе повышения уровня его конкурентоспособности. В настоящей работе обоснована сущность конкурентоспособности регионального АПК как многофакторного и комплексного явления и на этой основе предложена концепция ее повышения с использованием теории стратегических альянсов. Разработан механизм создания агропромышленного стратегического альянса и на базе авторской методологии управления конкурентоспособностью регионального АПК, ориентированной на учет не только факторов производства, но и факторов-условий, предложена модель картофелеперерабатывающего стратегического альянса с обоснованием его роли в повышении конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность, агропромышленный комплекс, экономика региона, теория стратегических альянсов, агропромышленный стратегический альянс



Развитие экономики страны, ее национальная безопасность, уровень жизни населения зависят во многом от состояния агропромышленного комплекса. Удельный вес отраслей АПК составляет около 9% ВВП, на долю продовольственных товаров приходится 46% общего розничного товарооборота, каждый пятый из числа занятого населения работает в сфере агропромышленного производства. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг. Поэтому обеспечение конкурентоспособности отечественного АПК следует рассматривать как фактор и необходимое условие национального благополучия.

Особую актуальность проблема повышения конкурентоспособности АПК приобретает на региональном уровне. Регионы, в которых агропромышленное производство обеспечивает значительную долю валового регионального продукта, должны быть ориентированы в своей аграрной политике на создание конкурентных преимуществ агропроизводственных систем как основы повышения конкурентоспособности региональной экономики в целом.

Масштабность и комплексность

Конкурентоспособность регионального АПК с учетом специфики аграрного сектора и его социальной значимости следует определять как производительность использования региональных ресурсов для производства агропромышленной продукции по сравнению с другими регионами, которая отражается в величине ее основных видов на душу населения, их положительной динамике и создании условий для развития региона в долгосрочной перспективе. Такое определение сущности конкурентоспособности регионального АПК обусловливает сложную структуру содержания этого явления (рис. 1).

Рис.1. Структурная модель конкурентоспособности регионального АПК

Как показали проведенные исследования, ограниченность ресурсов, приоритетность инновационного развития отраслей, необходимость обеспечения продовольственной безопасности на основе максимального использования потенциала региона обусловливают доминирующее значение при формировании конкурентоспособности регионального АПК комплекса условий для действия детерминант факторов агропромышленного производства. При этом важно учитывать, что конкурентоспособность условий определяется масштабностью и комплексностью охвата детерминант. Применительно к современным проблемам АПК создаваемые условия должны обеспечивать не просто рост инвестиций в аграрную сферу, а инновационную их «наполняемость» с учетом развития всей цепочки создания ценности при соответствующей системе государственного регулирования экономических процессов. В наибольшей степени учет данных факторов обеспечивается использованием теории стратегических альянсов в формировании аграрной региональной политики. Агропромышленный стратегический альянс – это долгосрочное соглашение о сотрудничестве независимых субъектов хозяйствования в сфере агропромышленного производства, относящихся к общей цепочке добавленной стоимости и устанавливающих взаимоотношения с целью обеспечения синергии конкурентных преимуществ в виде дополнительной ценности для потребителя аграрной продукции.

Фундамент альянса

Концепция использования теории стратегических альянсов с целью повышения конкурентоспособности регионального АПК строится на следующих положениях:

  • основная идея формирования стратегических альянсов в АПК базируется на технологии управления бизнес-процессами по формированию цепочки создания ценности для потребителя аграрной продукции с учетом максимального использования регионального потенциала агропромышленного производства;
  • целевое начало в деятельности альянса должно быть ориентировано на производство агропромышленной продукции, обеспечивающей баланс продовольствия в регионе за счет ее восстребованности как внутри региона, так и за его пределами. Тем самым реализуется основное предназначение стратегического альянса как инструмента повышения конкурентоспособности региона с учетом фактора социальной ответственности участников рынка;
  • ядро агропромышленного альянса образуют как минимум две фирмы, способные в результате взаимодействия за счет синергического эффекта обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Чаще всего это перерабатывающие предприятия, совместная деятельность которых представляет собой заключительный этап бизнеспроцесса по созданию ценности для потребителя;
  • стратегический альянс должен включать в себя сельскохозяйственные предприятия, деятельность которых на первоначальном этапе бизнес-процесса за счет производства конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья определяет благополучие всего альянса в целом;
  • структура стратегического альянса имеет гибкий характер, позволяющий в зависимости от его целей изменять состав участников обеспечивающих и поддерживающих блоков, сохраняя ядро и сырьевой сектор интегрированного формирования;
  • устойчивость стратегического альянса и эффективность его деятельности определяется возможностью максимизации синергического эффекта от взаимодополнения внутренних возможностей участников альянса и состоянием бизнес-климата как совокупности внешних факторов, формирующих условия его функционирования, среди которых в силу специфики аграрного производства доминирующую роль выполняют органы государственной власти региона.
  • В рамках проведенного исследования разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий использование теории стратегического альянса как инструмента повышения конкурентоспособности агропромышленного производства Брянской области. Для выбора отраслевых сфер АПК, потенциально способных реализовать имеющиеся возможности для создания агоропромышленных стратегичеких альянсов была разработана матрица на основе сочетания двух комплексных факторов – привлекательность бизнес-климата стратегического альянса и стратегический потенциал взаимодействия контрагентов. Первый фактор определяет внешние региональные условия для создания и развития в долгосрочной перспективе агропромышленного стратегического альянса. На основе второго фактора оцениваются внутренние возможности участников альянса за счет взаимодействия создавать конкурентные преимущества. Проведенный матричный анализ позволил определить в качестве приоритетных отраслевых сфер для создания стратегического альянса мясной, молочный и картофелепродуктовый подкомплексы АПК.

    Определение специализации альянса и состав его ключевого сектора определялись с учетом следующих критериев:

  • территориальная близость:
  • технологическая взаимосвязанность:
  • способность и желание взаимодействовать;
  • возможность получения синергического эффекта;
  • доля производства продукции в регионе в общем объеме производства данной продукции по исследуемой группе регионов;
  • потребительский спрос;
  • возможность производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. С учетом данных критериев в качестве приоритетной сферы был определен картофеле перерабатывающий подкомплекс.
  • Суть альянса

    Модель картофелеперерабатывающего стратегического альянса основана на методологии управления бизнес-процессами. Основным бизнес-процессом в созданной интегрированной структуре является производство и реализация продукции переработки картофеля. Поэтому картофелеперерабатывающий стратегический альянс включает в себя ключевой сектор, сектор производства сырья и сектор продвижения картофелепродуктов, что позволяет выстроить эффективную цепочку создания ценности, ориентированную на конечного потребителя. В соответствии с разработанной концепцией формирования агропромышленного альянса было определено два перерабатывающих предприятия, способных стать ядром альянса и выполнять в нем системообразующие функции: ООО «Климовский картофель» и ОАО «Погарская картофельная фабрика».

    Деятельность альянса должна обеспечиваться на договорной основе структурами финансовой сферы, научными учреждениями, предприятиями поддерживающих и обслуживающих отраслей. Основные принципы управления картофелеперерабатывающим альянсом должны основываться на инструментарии индикативного планирования и долгосрочных договорных отношениях.

    Эффективная деятельность картофелеперерабатывающего альянса может быть обеспечена на основе оптимизации воспроизводственного процесса по технологической цепочке от производства картофеля до реализации картофелепродуктов. Для решения этой задачи был использован метод оптимизации, в которой в качестве критериев оптимальности выступал максимум прибыли от реализации картофелепродуктов.

    Управление бизнес-процессом производства и реализации картофелепродуктов в картофелеперерабатывающем альянсе представляет собой программный комплекс, в основе которого лежит математическая модель, описывающая процесс, начинающийся выращиванием картофеля и заканчивающийся конечным потреблением готовых картофелепродуктов.

    В результате моделирования деятельности картофелеперерабатывающего альянса происходит перераспределение в поставках картофеля сельскохозяйственными предприятиями сырьевого сектора альянса и оптимизация взаимодействия участников альянса (табл. 1).

    Таблица 1

    Оптимизация производственно-отраслевой структуры картофелеперерабатывающего альянса

    В результате предлагаемых мероприятий прибыль от реализации картофелепродуктов составит 72347,90 тысяч рублей.

    Вывод

    Создание картофелеперерабатывающего альянса в Брянской области будет способствовать росту как внутреннего, так и внешнего уровня экспорта картофелепродуктов, замещению его импорта, улучшению инвестиционного климата и повышению конкурентоспособности АПК региона.


    Источники:

    1. Брянская область. 2009: Статистический сборник. – Брянск: Брянскстат, 2009.
    2. Гумеров Р. О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритет народнохозяйственного роста // Российский экономический журнал, 2005. – №№ 9-10.
    3. Журавлев В., Кузнецов В. Секреты стратегических альянсов // Международное сообщество менеджеров, 2007. № 8.
    4. Сельское хозяйство Брянской области: Статистический сборник. – Брянск: Брянсктат, 2009.
    5. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 г. // http://www.bryanskobl.ru/economy/docs/strategybuild.pdf.
    6. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России // http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1138718713500.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:38:14