Особые экономические зоны регионального уровня в развитии субъектов Российской Федерации

Неучева М.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются особые экономические зоны в качестве инструмента реализации концепции регионального зонирования. Анализируется положительный опыт создания и функционирования особых экономических зон регионального уровня в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: диверсификация экономики, особые экономические зоны, режим экономического благоприятствования, инвестиционные льготы, региональные зоны развития



В 2005 г. на территории ряда российских регионов появились особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) нового типа, которые должны содействовать решению ряда вопросов, связанных с развитием экономики в определенных субъектах Российской Федерации. Сегодня параллельно с процессом функционирования особых экономических зон федерального уровня идет процесс создания региональных зон развития (РЗР) с особыми экономическими режимами на уровне субъектов федерации.

Если создание и специфика деятельности ОЭЗ федерального уровня определены Федеральным законом № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», подобные нормативы для РЗР не установлены действующим федеральным законодательством. Это предоставляет определенную свободу действий регионам при определении порядка создания, функционирования и развития подобных зон. Например, если для федеральных особых зон законодательством установлены только четыре возможных типа ОЭЗ2, то для региональных зон развития нормативным актом субъекта федерации может быть определен другой (более широкий) перечень возможных типов и другие требования к резидентам.

Региональные зоны развития

Перечень льгот, которые регион может предоставить резидентам региональной зоны развития, уже, чем аналогичный перечень для резидентов ОЭЗ федерального уровня, поскольку при установлении льгот в сфере налогов региональные законодатели не вправе выйти за рамки своей компетенции.

Кроме того, процесс создания РЗР более прост, чем процесс создания федеральной ОЭЗ. Некоторые территории, которые по разным причинам не могли претендовать на получение статуса федеральной ОЭЗ, получили статус региональной зоны развития.

Как правило, органы власти и управления регионального уровня используют особые режимы в качестве инструмента диверсификации экономики моногородов. Значительная часть предусмотренных для ОЭЗ налоговых льгот или вопросы снижения административных барьеров – это решения, которые можно принять и на субфедеральном уровне.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ напрямую не предусмотрен механизм создания особых экономических зон регионального уровня. [1] Однако в ряде субъектов Российской Федерации практика функционирования таких зон зарекомендовала себя с разных сторон.

Например, опыт реализации подобной зональной политики имеется в Башкортостане. До вступления в силу действующего закона о ОЭЗ, в республике в период 1996–2003 гг. функционировали так называемые зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ) в городах Агидель и Кумертау.

Необходимо заметить, что в статье под зоной экономического благоприятствования понимается часть территории страны, на которой в законодательном порядке созданы особые условия для социально-экономического развития, обеспечения экономического роста. [2] В этот период создание ЗЭБ в регионе было обусловлено рядом обстоятельств.

Создание города Агидель шло параллельно строительству Башкирской атомной электростанции, но после замораживания стройки в конце восьмидесятых годов ХХ века, основная часть населения оказалась в числе безработных. Управление строительства Башкирской АЭС обанкротилось, город остался без налогооблагаемой базы.

Зоны экономического благоприятствования: «Агидель»…

В июне 1996 г. вышел указ Президента Республики Башкортостан № УП-358 «О создании зоны экономического благо приятствования “Агидель”» [3].

Сущность взаимоотношений между админи страцией и резидентами ЗЭБ заключалась в том, что, если предприятие не могло в силу объективных обстоятельств создавать рабочие места в Агидели, то должно было отчислять проценты от предоставляемых ему льгот в фонд развития ЗЭБ «Агидель».

Резиденты с этим согласились и стали отчислять с каждого рубля 15 копеек (налог на прибыль – 15%) и 25 копеек (налог в дорожный фонд). Так сформировался фонд развития ЗЭБ «Агидель», деньги из которого под контролем городского Совета депутатов направлялись на решение первоочередных задач ЖКХ, образования, здравоохранения. В городе значительно увеличилась налогооблагаемая база.

Данный режим за более чем семилетний срок функционирования зоны экономического благоприятствования позволил увеличить налогооблагаемую базу городского бюджета в 15 раз.Общий объем инвестиций в основной капитал возрос в 31,7 раза.

Работа предприятий Агидели, функционировавших в рассматриваемом особом режиме, способствовала сохранению в городе положительной динамики важнейших показателей.

Прежде всего, это нашло отражение в росте промышленного производства и поступлений в городской бюджет и усилении инвестиционной активности. Увеличился оборот розничной торговли, чему способствовал рост денежных доходов населения за счет повышения зарплаты на стабильно действующих предприятиях Агидели. В сентябре 2003 года статус ЗЭБ отменили решением федерального центра.

В начале 90-х годов ХХ века хозяйственная деятельность еще одного города Республики Башкортостан – Кумертау – пришла в упадок. Попытки перевести заводы на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции не удались. Усугубила положение и реструктуризация угольной промышленности, в результате которой город остался без одного из градообразующих предприятий с занятостью в 4 тыс. человек. …и «Кумертау»

В этих условиях указом Президента РБ от 9.10.1996 № УП-665 в Башкортостане в порядке эксперимента была создана зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Кумертау» с целью обеспечения благоприятных условий для притока и размещения как отечественных, так и иностранных инвестиций на промышленных предприятиях. [4]

Основным инструментом регулирования отношений в режиме экономического благоприятствования с предприятиями всех форм собственности и организационных форм явилось предоставление налоговых льгот. Сумма предоставленных льгот по налогам и сборам в связи с функционированием ЗЭБ «Кумертау» за время действия указа Президента РБ составила по городу 143 млн рублей. Денежные средства, полученные предприятиями-резидентами ЗЭБ «Кумертау» в результате налоговых льгот, использовались целевым назначением для совершенствования и расширения производства, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по развитию территории, строительства объектов инфраструктуры города.

Денежные средства, отчисляемые резидентами в Фонд развития ЗЭБ, за время его функционирования составили около одного миллиона рублей. Эти средства расходовались в интересах предприятий на создание новых производств, расширение и модернизацию инженерных сетей и социальной инфраструктуры города, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Использование средств, полученных от налоговых льгот, позволило сохранить костяк квалифицированных кадров, на предприятиях создать новые рабочие места.

Учитывая особую актуальность вопроса развития предпринимательства в городе с почти самым высоким по республике уровнем безработицы, одним из первых важных и перспективных документов в ЗЭБ «Кумертау» стала Программа по развитию и поддержке предпринимательства. Был создан Совет по развитию и поддержке предпринимательства, в состав которого вошли руководители предпринимательских структур, уже имеющие опыт работы в этой сфере.

Развитие предпринимательства

Впервые созданная система консультирования предпринимательских структур осуществляла консультирование и в области подготовки бизнес-проектов. Была разработана и внедрена упрощенная система бизнес-проектов, необходимая для получения субсидий на создание собственного дела предпринимателям без образования юридического лица.

Определен перечень приоритетных направлений для субъектов малого предпринимательства, в который вошли:

– производство продукции производственно-технического назначения, продуктов общепита, товаров народного потребления;

– производство и переработка сельскохозяйственной продукции; оказание платных (бытовых) услуг населению;

– производство строительных материалов; ремонт и строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; реализация мероприятий, ориентированных на оздоровление экологической обстановки города; инвестиционная деятельность;

– создание оптовых региональных баз; создание научно-технических и учебных центров.

Годы протекционизма и поддержки малого бизнеса дали позитивные результаты. Действие на территории Кумертау благоприятного экономического режима способствовало повышению инвестиционной привлекательности территории и отдельных предприятий. В городе зарегистрировалось около 50 предприятий с участием иногородних учредителей (Москва, Уфа, Стерлитамак, Салават, Челябинск, Оренбург).

В городе было создано около 300 малых предприятий, давших 1600 новых рабочих мест. Количество индивидуальных предпринимателей возросло до 2580. Доля участия субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте на протяжении трех последних лет сохраняется на уровне 10%. Выручка на одного работающего (по малым предприятиям) возросла за это время на 35,9%. [5]

Однако в 2003 году в связи с изменениями федерального законодательства названные экономические зоны были закрыты. Несмотря на это опыт работы в зонах экономического благоприятствования регионального уровня подтверждает, что данный режим дает возможность использовать рыночный механизм на базе коммерческих интересов ее участников в нормальных экономических, правовых и налоговых условиях.

Заключение

Система льгот создает благоприятную экономическую среду для инвесторов, стимулирует развитие производства, что способствует росту поступлений в бюджет и соответственно своевременному финансированию социальных выплат и социальной сферы.

Фундаментом региональных зон развития являются профиль и ресурсы территорий их местонахождения, промышленный и кадровый потенциал.


Источники:

1. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. rosoez.ru
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Старо дубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.
3. Указ Президента Республики Башкортостан от 09.10.96 № УП-665 (ред. от 24.06.2002) «О создании зоны экономического благоприятствования “Агидель”» // Советская Башкирия. – № 104 (23582). – С. 2–3.
4. Указ Президента РБ от 09.10.96 № УП-665 (ред. от 24.06.2002) «О создании зоны экономического благоприятствования “Кумертау”» // Советская Башкирия. – 1996. – № 201 (23679). – С. 2–3.
5. Афонин С. Зона экономического благоприятствования «Кумертау»: опыт и перспективы развития. // Экономика и управление. – 2001. – №.3 – С.37–43.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:52:24