Potential of special economic zones in the production of mineral fertilizers

Kurlykova A.V.1, Korabeynikov I.N.2, Speshilov Ya.S.1
1 Оренбургский государственный университет
2 Оренбургский государственный университет,

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348033

Abstract:
The article examines the potential of special economic zones in the production of mineral fertilizers. The authors substantiate the need to introduce innovative products and intensive technologies in crop production to ensure food security and increase agricultural production. The analysis of the needs and volume of purchases of mineral fertilizers showed a discrepancy between the needs and the provision of mineral fertilizers to farmers, which leads to a decrease in the efficiency of domestic agricultural production. Due to the unacceptable level of prices for mineral fertilizers in the domestic market, there is a low level of their application and a suboptimal distribution structure of the total area planted with mineral fertilizers.. The solution of these problems requires the integrated introduction of new types of mineral fertilizers based on the study of the effect of synthesized ultrafine additives that increase soil fertility, crop yields and stimulate plant growth. Special economic zones can be considered one of the most effective modern platforms for the development and implementation of innovative initiatives, including the creation of ultrafine mineral fertilizers. The article provides the scientific justification of the project for the production of ultrafine fertilizers in the territory of the special economic zone, which will accelerate commercialization and reduce the price for the regional agricultural producer, taking into account the specific needs of farmers. The authors' recommendations presented in the article will be useful to public authorities at the federal and regional levels supporting businesses in special economic zones, heads of the domestic agro-industrial complex, and private investors within the framework of public-private partnerships.

Keywords: special economic zone, ultrafine mineral fertilizer

Funding:
Работа выполнена в рамках гранта на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития 075-15-2024-550

JEL-classification: Q13, Q17, Q18



Введение

Для обеспечения продовольственной безопасности, повышения объемов производства сельхозпродукции, дальнейшего развития отечественных предприятий аграрного сектора требуется внедрение инновационных продуктов и интенсивных технологий в растениеводстве. Повышение плодородия почв, снижение влияния негативных климатических условий и рост урожайности становятся стратегическими задачами для отечественной отрасли агропромышленного комплекса (АПК). Решение указанных задач требует комплексного внедрения новых видов минеральных удобрений, на основе исследования влияния синтезированных ультрадисперсных добавок на плодородие почв и снижение уровня токсичности используемых препаратов.

Отечественная отрасль производителей минеральных удобрений опирается на уникальную сырьевую базу, которая позволяет выпускать все ключевые виды минеральных удобрений, инвестировать в расширение производственных мощностей, обеспечивать потребности внутренних сельхозпроизводителей и экспортировать продукцию на внешние рынки.

Потребность в минеральных удобрениях по данным Минсельхоза России для сельского хозяйства России в 2022 г. составляла 4,8 млн. тонн действующего вещества (далее д.в.), в 2023 г. 5,4 млн. тонн, в 2024 г. прогнозируется потребность в 5,45 млн. тонн. Основными приобретаемыми отечественными аграриями продуктами по прогнозу на 2024 г. являются следующие: аммиачная селитра (35 %), нитрофоска (25 %), фосфорные удобрения (20 %), карбамид (6 %), хлористый калий (6%). В 2023 г. произведено 25,99 млн. тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100 % питательных веществ), рост по сравнению с 2022 г. (23,6 млн. тонн) составил 10,1 % [1].

Основной объем производства минеральных удобрений приходится на долю крупнейших холдингов: ПАО «ФОСАГРО», АО «ОХК «УРАЛХИМ», ПАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ», ПАО «АКРОН», АО «МХК «ЕВРОХИМ». Однако в регионах, где отсутствует крупный бизнес, аграрии испытывают дефицит в минеральных удобрениях. При этом реальная потребность отечественного АПК в минеральных удобрениях находится на уровне 8,5-17,5 млн. тонн, что в три раза меньше, отражаемой в отчетах Ростата [2]. Несоответствие потребностей и обеспечения аграриев минеральными удобрениями приводит к снижению эффективности отечественного сельскохозяйственного производства. Как следствие указанных проблем наблюдается низкий уровень внесения минеральных удобрений в РФ по сравнению с аналогичными показателями в других странах и неоптимальная структура распределения общей посевной площади, удобренной минеральными удобрениями.

Рост цен на минеральные удобрения крупнейших холдингов для внутренних потребителей из-за высоких мировых цен, логистических затрат, экологических рисков, особенностей связанных с торгами на бирже, ориентации отрасли на экспорт, приводят к тому, что аграрии сталкиваются с неприемлемым уровнем цен на минеральные удобрения на внутреннем рынке. Это приводит с одной стороны к росту их расходов и снижению рентабельности агробизнеса, а с другой к сокращению нормы вносимых удобрений и как к следствию снижению урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур.

В связи с этим возникает необходимость теоретико-методического обоснования и разработки проекта по созданию инновационных ультрадисперсных минеральных удобрений, способствующих повышению плодородия почв, увеличению биологической продуктивности сельскохозяйственных культур. Данный проект должен обеспечивать учет региональных потребностей сельхозпроизводителей, обеспечивать приемлемую ценовую политику за счет его реализации на территории особых экономических зон (ОЭЗ).

Значительный научно-технологический задел по созданию ультрадисперсных добавок к удобрениям, обеспечивающих повышение плодородия почв, увеличение биологической продуктивности сельскохозяйственных культур и оптимизацию содержания в растительном сырье эссенциальных и снижение уровня токсичных химических элементов создан учеными в Оренбургской области [3].

Особенности использования потенциала ОЭЗ для создания и реализации инновационных проектов в сфере производства ультрадисперсных минеральных удобрений представлены в трудах таких ученых и специалистов как: Радыгина С. В. [4], Козунова О. М. [5], Виленский А.В. [6], Корева О. В. [7] , Тихий В. И. [7], Тяпкина А. П. [7] и других.

Радыгина С. В. определяет особую экономическую зону как разграниченную территорию, на которой предприниматель освобождается от части налогов, таможенных пошлин, получает дополнительные меры поддержки при ведении своей деятельности и иные преференции [4].

Козунова О. М. отмечает, что при осуществлении бизнес-проектов ОЭЗ позволяют снизить различные административные барьеры, получить налоговые льготы. ОЭЗ предоставляют низкую стоимость аренды и земли, и за счет вышеуказанных мер поддержки возможно снизить до 30 % сумм первоначальных затрат по проекту [5].

В исследовании профессора Виленского А.В. рассматривается проблема низкой результативности отдельных ОЭЗ, для ее решения предлагаются следующие мероприятия: обеспечение ответственности всех субъектов ОЭЗ за нарушение законодательства и нецелевое использование денежных средств; применение системы грантов для ОЭЗ; совершенствование системы отчётности работы ОЭЗ. Также автор отмечает, что необходимо обеспечить переход от отраслевой ориентации ОЭЗ на региональную, с учётом приоритетов развития и потребностей отельных субъектов РФ [6].

Корева О. В., Тихий В. И. и Тяпкина А. П. также отмечают, что ОЭЗ должны стать «точками роста» для регионов. Они создаются в России с целью ускорения социально-экономического развития субъектов, способствуют росту и развитию производства, ориентированы на расширение ассортимента высококачественной импортозамещающей продукции. Механизм формирования ОЭЗ создаёт условия для ускоренного регионального развития, а также направлен на внедрение передовых технологий. Авторы также отмечают и институциональные проблемы для ОЭЗ такие как: затратный характер разработки инновационных продуктов, инерционный характер инновационных процессов, невостребованность части продуктов и инноваций [7].

Все исследования, связанные с механизмом формирования, функционирования и развития ОЭЗ, отмечают их необходимость для реализации приоритетных региональных проектов, в том числе направленных на локальные потребности субъекта и связанные с обеспечением национальных интересов, включая аграрные вопросы и продовольственную безопасность.

Ключевой целью исследования является теоретико-методическое обоснование проекта по созданию ультрадисперсных минеральных удобрений, реализуемого на территории особых экономических зон, что обеспечит учет региональных потребностей сельхозпроизводителей по цене и качеству за счет преференций ОЭЗ, что позволит повысить урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур для региона реализации проекта.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании проекта, реализуемого на территории ОЭЗ по производству ультрадисперсных препаратов, повышающих плодородие почв, урожайность сельскохозяйственных культур и стимулирующих рост растений, что позволит ускорить коммерциализацию, снизить цену для регионального сельхозпроизводителя с учетом специфических потребностей аграриев конкретной территории.

В качестве основных методов исследования выбраны структурно-логический, аналитико-статистический, причинно-следственный анализ. Также будут применены следующие методы статистики: метод статистических закономерностей, метод статистических группировок и таблиц, структурный анализ и анализ динамических рядов.

Основная часть

Применение минеральных удобрений направлено на повышение плодородия почв, рост валового сбора и урожайности сельскохозяйственных культур. В соответствии с рисунком 1 наблюдается положительная динамика потребности сельхозпроизводителей в минеральных удобрениях. По данным Российской ассоциации производителей удобрений в 2022 г. потребность составляла 4,8 млн. тонн действующего вещества (далее д.в.), в 2023 г. - 5,4 млн. тонн, в 2024 г. прогнозируется потребность в 5,45 млн. тонн. По объему закупок минеральных удобрений также наблюдается положительная динамика, объем закупок в 2022 г. составил 5,8 млн. тонн, в 2023 г. – 6,1 млн. тонн [1].

Рисунок 1. Соотношение динамики потребности и объема закупок минеральных удобрений за период 2018-2023 гг. (млн. тонн д.в.)

Источник: составлено авторами на основе [1]

Объем производства минеральных удобрений отечественными производителями за период с 2018-2023 гг. в пересчете на 100 % питательных веществ и в физическом весе представлен на рисунке 2. Наблюдается неустойчивая динамика и снижение показателей в 2022 году. В 2023 г. объем производства в пересчете на 100 % питательных веществ составил 26 млн. тонн.

Рисунок 2. Соотношение динамики объема производства минеральных удобрений за период 2018-2023 гг. в пересчете на 100% питательных веществ и в физическом весе (млн. тонн)

Источник: составлено авторами на основе [1]

Основной объем производства минеральных удобрений приходится на долю крупнейших холдингов: ПАО «ФОСАГРО» (Вологодская область, Саратовская область), АО «ОХК «УРАЛХИМ» (Пермский край, Кировская область), ПАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ» (Самарская область), ПАО «АКРОН» (Новгородская область, Смоленская область), АО «МХК «ЕВРОХИМ» (Тульская область). Несмотря на это в отрасли отечественного АПК наблюдается неудовлетворенная потребность в минеральных удобрениях порядка 40-200 %, что приводит к недостаточным показателям по внесению удобрений (в среднем по РФ 76 кг/га по состоянию на 2023 г.) и обрабатываемых минеральными удобрениями посевных площадей в РФ (72 % по состоянию на 2023 г.) [8].

Одной из причин недостаточной эффективности использования минеральных удобрений отечественными сельхозпроизводителями является неприемлемый уровень цен. Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) динамика цен на азотные минеральные удобрения на внутреннем рынке в 2023-2024 гг. (рисунок 3) соответствовала мировым ценам. Самые низкие цены демонстрировались в июле 2023 г. и составили 11,1 тыс. руб./тонна, но уже в октябре 2024 г. цена за тонну составила 15,2 тыс. руб., рост цен на азотные удобрения составил 37 % [9].

Рисунок 3. Динамика цен за 2023-2024 г. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках (тыс. руб./тонна)

Источник: составлено авторами на основе [9]

Согласно динамике цен за период с 2020-2024 гг. наблюдалось соответствие мировых и внутренних цен в 2020 г., рост мировых цен привёл к росту цен в соотношении и на внутреннем рынке. На рисунке 4 представлены графики динамики цен за 2020-2024 гг. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках.

Рост мировых цен на минеральные удобрения связан с резким подорожанием природного газа, который, по информации Fertilizers Europe, составляет 80 % от себестоимости. Несмотря на то, что цены на минеральные удобрения на внутреннем рынке России ниже мировых, однако, отметившаяся тенденция к росту цен значительно снижает эффективность сельскохозяйственного производства [10, 11].

Рисунок 4. Графики динамики цен за 2020-2024 гг. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках (тыс. руб./тонна)

Источник: составлено авторами на основе [9]

Для оценки соотношения экспортных цен и цен на внутреннем рыке на примере азотных удобрений за период 2020-024 гг. построен график индекса цен, представленный на рисунке 5.

Рисунок 5. Индекс цен за 2020-2024 гг. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках

Источник: составлено авторами на основе [13]

Индекс цен находится в интервале [1;1,5] кроме периода с сентября 2021 г. по сентябрь 2022 г., где был скачок мировых цен. Таким образом, цены на минеральные удобрения соответствуют динамике мировых, в среднем их превышение над внутренними составляет приблизительно 50 %.

Из-за ценовой турбулентности на рынке минеральных удобрений возникает дефицит, в следствие которого аграрии вынуждены сокращать нормы внесения удобрений и обрабатываемые площади, что, в конечном счете, приводит к снижению урожайности и росту цен на продукцию растениеводства. Кроме этого, эксперты отмечают, что при внесении азотных удобрений до половины азота не доходит до растений, а выбрасывается обратно в окружающую среду. Аммоний при внесении в почву под действием бактерий разлагается и превращается в неэффективное нитратное соединение [10].

Несоответствие потребностей и обеспечения аграриев минеральными удобрениями приводит к снижению эффективности отечественного сельскохозяйственного производства. Как следствие указанных проблем наблюдается низкий уровень внесения минеральных удобрений в РФ по сравнению с аналогичными показателями в других странах и неоптимальная структура распределения общей посевной площади, удобренной минеральными удобрениями.

Ключевыми задачами, ориентированными на решение поставленных исследованием проблем, являются следующие: повышение эффективности применения минеральных удобрений на основе инновационных продуктов, таких как ультрадисперсные добавки и снижение себестоимости производства удобрений за счет преференций особых экономических зон.

Применение аграриями «умных удобрений» снизит необходимые объемы (достаточно однократного внесения ультрадисперсных удобрений для питания растений на несколько месяцев), уменьшит токсичность и парниковый эффект, обеспечит экологичность для поверхностных и грунтовых вод.

Таким образом, для дальнейшего развития отечественных предприятий аграрного сектора требуется внедрение инновационных продуктов и интенсивных технологий в растениеводстве. Одной из эффективных современных площадок для разработки и реализации инновационных инициатив, в том числе по созданию ультрадисперсных минеральных удобрений можно считать институт особых экономических зон, который будет способствовать быстрой коммерциализации инноваций и снижению стоимости производства за счет преференций данной платформы для ведения бизнеса.

По данным Министерства экономического развития РФ по состоянию на 2024 г. в России функционируют 53 ОЭЗ. Они представляют собой масштабные проекты по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. Различают 4 типа ОЭЗ: промышленно-производственные (ППТ), технико-внедренческие (ТВТ), туристско-рекреационные (ТРТ) и портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) [12].

Для оценки эффективности функционирования ОЭЗ применяется сводный показатель эффективности, который основывается на расчёте эффективности ОЭЗ по двадцати пяти абсолютным и относительным количественным показателям, а также по шести расчетным показателям эффективности таким как: показатель эффективности деятельности резидентов; показатель эффективности рентабельность вложения бюджетов различного уровня; показатель эффективности деятельности органов управления ОЭЗ; показатель эффективности планирования при создании ОЭЗ; показатель эффективности вклада ОЭЗ в достижение национальных целей РФ. Оценки сводного показателя эффективности функционирования ОЭЗ для ППТ и ТВТ, согласно отчету о результатах функционирования особых экономических зон за 2023 год, представлены на рисунке 6 и рисунке 7 [13].

При осуществлении инновационных проектов в ОЭЗ предусматриваются различные льготы для запуска производства и дальнейшего функционирования бизнеса. Так по оценкам экспертов, за счет предоставляемых преференций стоимость первоначальных затрат может быть снижена до 30 % [5]. Основные льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ приведены в таблице 1.

Рисунок 1. Сводный показатель эффективности функционирования ОЭЗ для ППТ за 2023 г.

Источник: составлено авторами на основе [13]

Рисунок 7. Сводный показатель эффективности функционирования ОЭЗ для ТВТ за 2023 г.

Источник: составлено авторами на основе [13]

Таблица 1

Виды льгот, представляемых резидентам ОЭЗ

Виды льгот
Характеристика
Срок действия
Особый налоговый режим
- налог на прибыль 0 –15,5 %;
- налог на имущество, на землю, транспортный налог – 0 %;
- социальные налоги и платежи 28 , 14 % (для IT компаний) и др.
- на период действия ОЭЗ;
- на 10 лет;
- на 5 лет (10 лет).
Особый таможенный режим
- беспошлинный ввоз оборудования, сырья и материалов;
- освобождение от оформления таможенных пошлин
на период действия ОЭЗ
Особый административный режим
- принцип «одного окна»;
- право выкупа земли;
- обеспечение развитой инфраструктурой;
- доступ к кадровым, научным и образовательным ресурсам.
на период действия ОЭЗ

Источник: Составлено авторами на основе [5, 7, 14]

В исследовании Дробот Е.В., Макарова И.Н и др. определены два подхода к функционированию ОЭЗ: с ведущей ролью частного капитала (западный подход) и основной долей поддержки и государственного финансирования (восточный подход). Авторы предлагают реализовать на практике смешанный подход, обеспечивающий развитие ОЭЗ за счет механизма государственно-частного партнерства, что предусматривает эффективное взаимодействие интересов государства и частного капитала для достижения взаимовыгодных целей для конкретной территории [14].

Для выбора территории ОЭЗ для реализации проекта по созданию ультрадисперсных минеральных удобрений сравним карту производителей минеральных удобрений (рисунок 8) и карту размещения ОЭЗ (рисунок 9). Сравнение соответствия размещения организаций по производству минеральных удобрений и ОЭЗ, указывает на то, что во многих регионах, где отсутствует крупный бизнес, аграрии испытывают дефицит в минеральных удобрениях.

Рисунок 8. Карта производителей минеральных удобрений РФ

Источник: составлено авторами на основе [15]

Рисунок 9. Карта размещения ОЭЗ на территории РФ

Источник: составлено авторами на основе [12]

Для повышения эффективности ОЭЗ необходим более избирательный подход к выбору резидентов ОЭЗ, приоритетом должны обладать те резиденты, чья деятельность способствует технологическому и инновационному прорыву. Необходимо предоставлять места в преференциальной территории в первую очередь предприятиям, соответствующим актуальным национальным или региональным запросам, таким направлением может быть признан проект по производству ультрадисперсных минеральных удобрений как способа удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей и повышения уровня социально-экономического развития региона, где не представлен крупный отраслевой бизнес по производству минеральных удобрений. Данный проект будет включать: разработку технологии по повышению плодородия почв с использованием ультрадисперсных препаратов; разработку технологии производства и применения ультрадисперсных удобрений; разработку и создание стимуляторов роста растений на основе ультрадисперсных препаратов; исследование влияния синтезированных ультрадисперсных препаратов на фауну почв; оценку роста и развития сельскохозяйственных культур, способности растений к накоплению эссенциальных микроэлементов и фотосинтезу после применения различных форм и дозировок ультрадисперсных удобрений; анализ состава продуктов питания растительного происхождения, произведенных с использованием различных форм и дозировок ультрадисперсных удобрений, на моделях микроорганизмов и лабораторных животных.

При реализации инновационных проектов государственная поддержка должна соответствовать национальным интересам и региональной специфике. Так при поддержке исследования по созданию ультрадисперсных добавок к удобрениям, реализуемого по инициативе ученых Оренбургской области, базовой площадкой для последующей коммерциализации проекта может стать ОЭЗ «Оренбуржье», где отрасль сельского хозяйства является одной из приоритетных.

По данным за 2023 г. сводная эффективность работы ОЭЗ «Оренбуржье» составила 80 %. Запуск ОЭЗ «Оренбуржье» произошел 2021 году, на территории ОЭЗ действует склад сети «Пятерочка», в проекте также центры Wildberries, OZON, «Шелковый путь». Резиденты «Оренбуржье» в основном имеют транзитную направленность, что объясняется близостью Оренбургской области со странами Средней Азии [16].

Таким образом, развитие современных ОЭЗ должно учитывать два ключевых направления: предусматривать эффективное взаимодействие интересов государства и частного капитала для достижения взаимовыгодных целей для конкретной территории; необходим пересмотр целей создания ОЭЗ от отраслевых к региональным, что позволит снизить противоречия в отношениях между федеральным центром и субъектами.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, несоответствие потребностей и обеспечения аграриев минеральными удобрениями приводит к снижению эффективности отечественного сельскохозяйственного производства. Как следствие указанных проблем наблюдается низкий уровень внесения минеральных удобрений в РФ по сравнению с аналогичными показателями в других странах и неоптимальная структура распределения общей посевной площади, удобренной минеральными удобрениями.

Ключевыми задачами, ориентированными на решение поставленных исследованием проблем, являются следующие: повышение эффективности применения минеральных удобрений на основе инновационных продуктов, таких как ультрадисперсные добавки и снижение себестоимости производства удобрений за счет преференций особых экономических зон.

Для повышения эффективности ОЭЗ необходим более избирательный подход к выбору резидентов ОЭЗ, приоритетом должны обладать те резиденты, чья деятельность способствуют технологическому и инновационному прорыву. Необходимо предоставлять места в преференциальной территории в первую очередь предприятиям, соответствующим национальным или региональным запросам, таким направлением может быть признан проект по производству ультрадисперсных минеральных удобрений как способа удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей и повышения уровня социально-экономического развития региона, где не представлен крупный отраслевой бизнес по производству минеральных удобрений.

Представленные в статье авторские рекомендации будут полезны органам государственной власти на федеральном и региональном уровне, осуществляющим поддержку бизнеса в особых эконмических зонах, руководителям отечественного агропромышленного комплекса, частным инвесторам в рамках государственно-частного партнерства.


References:

Bogachev A.I., Dorofeeva L.N. (2022). Rossiyskiy rynok mineralnyh udobreniy: osobennosti funktsionirovaniya v novyh realiyakh i metamorfozy razvitiya [The Russian market of mineral fertilizers: features of functioning in the new realities and metamorphoses of development]. Bulletin of Agrarian Science. (3(96)). 78-92. (in Russian). doi: 10.17238/issn2587-666X.2022.3.78.

Drobot E.V., Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Nazarenko V.S., Nekrasova E.A., Shirokova O.V. (2021). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i kvazipartnerskie formy v innovatsionnom razvitii natsionalnoy promyshlennosti: institutsionalnyy analiz [Public-private partnership and quasi-partner forms in the innovative development of national industry: institutional analysis]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1135-1150. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.

Ilkiv N. (2021). Rossiyskiy rynok mineralnyh udobreniy [The Russian market of mineral fertilizers]. AgroForum. (7). 44-48. (in Russian).

Khannanova S.A. (2024). Razvitie preferentsialnyh territoriy privolzhskogo federalnogo okruga v novyh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh na primere osobyh ekonomicheskikh zon [Development of preferential territories of the volga federal district in new socio-economic conditions on the example of special economic zones]. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. 13 (1). 128-132. (in Russian). doi: 10.24412/2225-8264-2024-1-128-132.

Koreva O.V., Tikhiy V.I., Tyapkina A.P. (2022). Issledovanie osobyh ekonomicheskikh zon v kontekste ustoychivogo razvitiya regionov Discussion. (4(113)). 52-65. doi: 10.46320/2077-7639-2022-4-113-52-65.

Kozunova O.M. (2022). Optimizatsiya gosudarstvennogo regulirovaniya osobyh ekonomicheskikh zon [Optimization of state regulation of special economic zones]. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (4(43)). 30-38. (in Russian). doi: 10.21777/2587-554X-2022-4-30-38.

Kurlykova A.V., Korabeynikov I.N., Davydova E.P. (2024). Sposoby investitsionnoy podderzhki razvitiya rossiyskogo rynka ultradispersnyh mineralnyh udobreniy [Ways of investment support for the development of the Russian market of ultrafine mineral fertilizers]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6665-6680. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.11.121997.

Radygina S.V., Suvorova V.V. (2020). Osobye ekonomicheskie zony kak instrument ekonomicheskogo rosta i razvitiya promyshlennogo potentsiala Rossii [Special economic zones as an instrument of economic growth and development of industrial potential of Russia]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 30 (3). 346-353. (in Russian). doi: 10.35634/2412-9593-2020-30-3-346-353.

Shalaeva L.V. (2022). Mineralnye i organicheskie udobreniya kak faktor intensifikatsii proizvodstva zerna v Permskom krae [Mineral and organic fertilizers as a factor of grain production intensification in the Perm Region]. Food Policy and Security. 9 (4). 457-476. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.9.4.116291.

Vilenskiy A.V. (2020). Osobye ekonomicheskie zony Rossii: razvorot k regionam [Special economic zones of Russia: a turn towards the regions]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 10 (8-1). 381-389. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2020.64.85.041.

Страница обновлена: 26.04.2025 в 13:09:38