Использование потенциала особых экономических зон при производстве минеральных удобрений

Курлыкова А.В.1, Корабейников И.Н.2, Спешилов Я.С.1
1 Оренбургский государственный университет
2 Оренбургский государственный университет,

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье проводится исследование потенциала особых экономических зон при производстве минеральных удобрений. Авторами обосновывается необходимость внедрения инновационных продуктов и интенсивных технологий в растениеводстве для обеспечения продовольственной безопасности, повышения объемов производства сельхозпродукции. Проведенный анализ потребности и объема закупок минеральных удобрений показал несоответствие потребностей и обеспечения аграриев минеральными удобрениями, что приводит к снижению эффективности отечественного сельскохозяйственного производства. Из-за неприемлемого уровня цен на минеральные удобрения на внутреннем рынке наблюдается низкий уровень их внесения и неоптимальная структура распределения общей посевной площади, удобренной минеральными удобрениями. Решение указанных задач требует комплексного внедрения новых видов минеральных удобрений на основе исследования влияния синтезированных ультрадисперсных добавок, повышающих плодородие почв, урожайность сельскохозяйственных культур и стимулирующих рост растений. Одной из эффективных современных площадок для разработки и реализации инновационных инициатив, в том числе по созданию ультрадисперсных минеральных удобрений можно считать институт особых экономических зон. Научная новизна исследования заключается в научном обосновании проекта по производству ультрадисперсных препаратов на территории особой экономической зоны, что позволит ускорить коммерциализацию, снизить цену для регионального сельхозпроизводителя с учетом специфических потребностей аграриев. Представленные в статье авторские рекомендации будут полезны органам государственной власти на федеральном и региональном уровне, осуществляющим поддержку бизнеса в особых экономических зонах, руководителям отечественного агропромышленного комплекса, частным инвесторам в рамках государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: особые экономические зоны, ультрадисперсные минеральные удобрения

Финансирование:
Работа выполнена в рамках гранта на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития 075-15-2024-550

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

Для обеспечения продовольственной безопасности, повышения объемов производства сельхозпродукции, дальнейшего развития отечественных предприятий аграрного сектора требуется внедрение инновационных продуктов и интенсивных технологий в растениеводстве. Повышение плодородия почв, снижение влияния негативных климатических условий и рост урожайности становятся стратегическими задачами для отечественной отрасли агропромышленного комплекса (АПК). Решение указанных задач требует комплексного внедрения новых видов минеральных удобрений, на основе исследования влияния синтезированных ультрадисперсных добавок на плодородие почв и снижение уровня токсичности используемых препаратов.

Отечественная отрасль производителей минеральных удобрений опирается на уникальную сырьевую базу, которая позволяет выпускать все ключевые виды минеральных удобрений, инвестировать в расширение производственных мощностей, обеспечивать потребности внутренних сельхозпроизводителей и экспортировать продукцию на внешние рынки.

Потребность в минеральных удобрениях по данным Минсельхоза России для сельского хозяйства России в 2022 г. составляла 4,8 млн. тонн действующего вещества (далее д.в.), в 2023 г. 5,4 млн. тонн, в 2024 г. прогнозируется потребность в 5,45 млн. тонн. Основными приобретаемыми отечественными аграриями продуктами по прогнозу на 2024 г. являются следующие: аммиачная селитра (35 %), нитрофоска (25 %), фосфорные удобрения (20 %), карбамид (6 %), хлористый калий (6%). В 2023 г. произведено 25,99 млн. тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100 % питательных веществ), рост по сравнению с 2022 г. (23,6 млн. тонн) составил 10,1 % [1].

Основной объем производства минеральных удобрений приходится на долю крупнейших холдингов: ПАО «ФОСАГРО», АО «ОХК «УРАЛХИМ», ПАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ», ПАО «АКРОН», АО «МХК «ЕВРОХИМ». Однако в регионах, где отсутствует крупный бизнес, аграрии испытывают дефицит в минеральных удобрениях. При этом реальная потребность отечественного АПК в минеральных удобрениях находится на уровне 8,5-17,5 млн. тонн, что в три раза меньше, отражаемой в отчетах Ростата [2]. Несоответствие потребностей и обеспечения аграриев минеральными удобрениями приводит к снижению эффективности отечественного сельскохозяйственного производства. Как следствие указанных проблем наблюдается низкий уровень внесения минеральных удобрений в РФ по сравнению с аналогичными показателями в других странах и неоптимальная структура распределения общей посевной площади, удобренной минеральными удобрениями.

Рост цен на минеральные удобрения крупнейших холдингов для внутренних потребителей из-за высоких мировых цен, логистических затрат, экологических рисков, особенностей связанных с торгами на бирже, ориентации отрасли на экспорт, приводят к тому, что аграрии сталкиваются с неприемлемым уровнем цен на минеральные удобрения на внутреннем рынке. Это приводит с одной стороны к росту их расходов и снижению рентабельности агробизнеса, а с другой к сокращению нормы вносимых удобрений и как к следствию снижению урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур.

В связи с этим возникает необходимость теоретико-методического обоснования и разработки проекта по созданию инновационных ультрадисперсных минеральных удобрений, способствующих повышению плодородия почв, увеличению биологической продуктивности сельскохозяйственных культур. Данный проект должен обеспечивать учет региональных потребностей сельхозпроизводителей, обеспечивать приемлемую ценовую политику за счет его реализации на территории особых экономических зон (ОЭЗ).

Значительный научно-технологический задел по созданию ультрадисперсных добавок к удобрениям, обеспечивающих повышение плодородия почв, увеличение биологической продуктивности сельскохозяйственных культур и оптимизацию содержания в растительном сырье эссенциальных и снижение уровня токсичных химических элементов создан учеными в Оренбургской области [3].

Особенности использования потенциала ОЭЗ для создания и реализации инновационных проектов в сфере производства ультрадисперсных минеральных удобрений представлены в трудах таких ученых и специалистов как: Радыгина С. В. [4], Козунова О. М. [5], Виленский А.В. [6], Корева О. В. [7] , Тихий В. И. [7], Тяпкина А. П. [7] и других.

Радыгина С. В. определяет особую экономическую зону как разграниченную территорию, на которой предприниматель освобождается от части налогов, таможенных пошлин, получает дополнительные меры поддержки при ведении своей деятельности и иные преференции [4].

Козунова О. М. отмечает, что при осуществлении бизнес-проектов ОЭЗ позволяют снизить различные административные барьеры, получить налоговые льготы. ОЭЗ предоставляют низкую стоимость аренды и земли, и за счет вышеуказанных мер поддержки возможно снизить до 30 % сумм первоначальных затрат по проекту [5].

В исследовании профессора Виленского А.В. рассматривается проблема низкой результативности отдельных ОЭЗ, для ее решения предлагаются следующие мероприятия: обеспечение ответственности всех субъектов ОЭЗ за нарушение законодательства и нецелевое использование денежных средств; применение системы грантов для ОЭЗ; совершенствование системы отчётности работы ОЭЗ. Также автор отмечает, что необходимо обеспечить переход от отраслевой ориентации ОЭЗ на региональную, с учётом приоритетов развития и потребностей отельных субъектов РФ [6].

Корева О. В., Тихий В. И. и Тяпкина А. П. также отмечают, что ОЭЗ должны стать «точками роста» для регионов. Они создаются в России с целью ускорения социально-экономического развития субъектов, способствуют росту и развитию производства, ориентированы на расширение ассортимента высококачественной импортозамещающей продукции. Механизм формирования ОЭЗ создаёт условия для ускоренного регионального развития, а также направлен на внедрение передовых технологий. Авторы также отмечают и институциональные проблемы для ОЭЗ такие как: затратный характер разработки инновационных продуктов, инерционный характер инновационных процессов, невостребованность части продуктов и инноваций [7].

Все исследования, связанные с механизмом формирования, функционирования и развития ОЭЗ, отмечают их необходимость для реализации приоритетных региональных проектов, в том числе направленных на локальные потребности субъекта и связанные с обеспечением национальных интересов, включая аграрные вопросы и продовольственную безопасность.

Ключевой целью исследования является теоретико-методическое обоснование проекта по созданию ультрадисперсных минеральных удобрений, реализуемого на территории особых экономических зон, что обеспечит учет региональных потребностей сельхозпроизводителей по цене и качеству за счет преференций ОЭЗ, что позволит повысить урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур для региона реализации проекта.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании проекта, реализуемого на территории ОЭЗ по производству ультрадисперсных препаратов, повышающих плодородие почв, урожайность сельскохозяйственных культур и стимулирующих рост растений, что позволит ускорить коммерциализацию, снизить цену для регионального сельхозпроизводителя с учетом специфических потребностей аграриев конкретной территории.

В качестве основных методов исследования выбраны структурно-логический, аналитико-статистический, причинно-следственный анализ. Также будут применены следующие методы статистики: метод статистических закономерностей, метод статистических группировок и таблиц, структурный анализ и анализ динамических рядов.

Основная часть

Применение минеральных удобрений направлено на повышение плодородия почв, рост валового сбора и урожайности сельскохозяйственных культур. В соответствии с рисунком 1 наблюдается положительная динамика потребности сельхозпроизводителей в минеральных удобрениях. По данным Российской ассоциации производителей удобрений в 2022 г. потребность составляла 4,8 млн. тонн действующего вещества (далее д.в.), в 2023 г. - 5,4 млн. тонн, в 2024 г. прогнозируется потребность в 5,45 млн. тонн. По объему закупок минеральных удобрений также наблюдается положительная динамика, объем закупок в 2022 г. составил 5,8 млн. тонн, в 2023 г. – 6,1 млн. тонн [1].

Рисунок 1. Соотношение динамики потребности и объема закупок минеральных удобрений за период 2018-2023 гг. (млн. тонн д.в.)

Источник: составлено авторами на основе [1]

Объем производства минеральных удобрений отечественными производителями за период с 2018-2023 гг. в пересчете на 100 % питательных веществ и в физическом весе представлен на рисунке 2. Наблюдается неустойчивая динамика и снижение показателей в 2022 году. В 2023 г. объем производства в пересчете на 100 % питательных веществ составил 26 млн. тонн.

Рисунок 2. Соотношение динамики объема производства минеральных удобрений за период 2018-2023 гг. в пересчете на 100% питательных веществ и в физическом весе (млн. тонн)

Источник: составлено авторами на основе [1]

Основной объем производства минеральных удобрений приходится на долю крупнейших холдингов: ПАО «ФОСАГРО» (Вологодская область, Саратовская область), АО «ОХК «УРАЛХИМ» (Пермский край, Кировская область), ПАО «КУЙБЫШЕВАЗОТ» (Самарская область), ПАО «АКРОН» (Новгородская область, Смоленская область), АО «МХК «ЕВРОХИМ» (Тульская область). Несмотря на это в отрасли отечественного АПК наблюдается неудовлетворенная потребность в минеральных удобрениях порядка 40-200 %, что приводит к недостаточным показателям по внесению удобрений (в среднем по РФ 76 кг/га по состоянию на 2023 г.) и обрабатываемых минеральными удобрениями посевных площадей в РФ (72 % по состоянию на 2023 г.) [8].

Одной из причин недостаточной эффективности использования минеральных удобрений отечественными сельхозпроизводителями является неприемлемый уровень цен. Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) динамика цен на азотные минеральные удобрения на внутреннем рынке в 2023-2024 гг. (рисунок 3) соответствовала мировым ценам. Самые низкие цены демонстрировались в июле 2023 г. и составили 11,1 тыс. руб./тонна, но уже в октябре 2024 г. цена за тонну составила 15,2 тыс. руб., рост цен на азотные удобрения составил 37 % [9].

Рисунок 3. Динамика цен за 2023-2024 г. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках (тыс. руб./тонна)

Источник: составлено авторами на основе [9]

Согласно динамике цен за период с 2020-2024 гг. наблюдалось соответствие мировых и внутренних цен в 2020 г., рост мировых цен привёл к росту цен в соотношении и на внутреннем рынке. На рисунке 4 представлены графики динамики цен за 2020-2024 гг. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках.

Рост мировых цен на минеральные удобрения связан с резким подорожанием природного газа, который, по информации Fertilizers Europe, составляет 80 % от себестоимости. Несмотря на то, что цены на минеральные удобрения на внутреннем рынке России ниже мировых, однако, отметившаяся тенденция к росту цен значительно снижает эффективность сельскохозяйственного производства [10, 11].

Рисунок 4. Графики динамики цен за 2020-2024 гг. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках (тыс. руб./тонна)

Источник: составлено авторами на основе [9]

Для оценки соотношения экспортных цен и цен на внутреннем рыке на примере азотных удобрений за период 2020-024 гг. построен график индекса цен, представленный на рисунке 5.

Рисунок 5. Индекс цен за 2020-2024 гг. на азотные минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках

Источник: составлено авторами на основе [13]

Индекс цен находится в интервале [1;1,5] кроме периода с сентября 2021 г. по сентябрь 2022 г., где был скачок мировых цен. Таким образом, цены на минеральные удобрения соответствуют динамике мировых, в среднем их превышение над внутренними составляет приблизительно 50 %.

Из-за ценовой турбулентности на рынке минеральных удобрений возникает дефицит, в следствие которого аграрии вынуждены сокращать нормы внесения удобрений и обрабатываемые площади, что, в конечном счете, приводит к снижению урожайности и росту цен на продукцию растениеводства. Кроме этого, эксперты отмечают, что при внесении азотных удобрений до половины азота не доходит до растений, а выбрасывается обратно в окружающую среду. Аммоний при внесении в почву под действием бактерий разлагается и превращается в неэффективное нитратное соединение [10].

Несоответствие потребностей и обеспечения аграриев минеральными удобрениями приводит к снижению эффективности отечественного сельскохозяйственного производства. Как следствие указанных проблем наблюдается низкий уровень внесения минеральных удобрений в РФ по сравнению с аналогичными показателями в других странах и неоптимальная структура распределения общей посевной площади, удобренной минеральными удобрениями.

Ключевыми задачами, ориентированными на решение поставленных исследованием проблем, являются следующие: повышение эффективности применения минеральных удобрений на основе инновационных продуктов, таких как ультрадисперсные добавки и снижение себестоимости производства удобрений за счет преференций особых экономических зон.

Применение аграриями «умных удобрений» снизит необходимые объемы (достаточно однократного внесения ультрадисперсных удобрений для питания растений на несколько месяцев), уменьшит токсичность и парниковый эффект, обеспечит экологичность для поверхностных и грунтовых вод.

Таким образом, для дальнейшего развития отечественных предприятий аграрного сектора требуется внедрение инновационных продуктов и интенсивных технологий в растениеводстве. Одной из эффективных современных площадок для разработки и реализации инновационных инициатив, в том числе по созданию ультрадисперсных минеральных удобрений можно считать институт особых экономических зон, который будет способствовать быстрой коммерциализации инноваций и снижению стоимости производства за счет преференций данной платформы для ведения бизнеса.

По данным Министерства экономического развития РФ по состоянию на 2024 г. в России функционируют 53 ОЭЗ. Они представляют собой масштабные проекты по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. Различают 4 типа ОЭЗ: промышленно-производственные (ППТ), технико-внедренческие (ТВТ), туристско-рекреационные (ТРТ) и портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) [12].

Для оценки эффективности функционирования ОЭЗ применяется сводный показатель эффективности, который основывается на расчёте эффективности ОЭЗ по двадцати пяти абсолютным и относительным количественным показателям, а также по шести расчетным показателям эффективности таким как: показатель эффективности деятельности резидентов; показатель эффективности рентабельность вложения бюджетов различного уровня; показатель эффективности деятельности органов управления ОЭЗ; показатель эффективности планирования при создании ОЭЗ; показатель эффективности вклада ОЭЗ в достижение национальных целей РФ. Оценки сводного показателя эффективности функционирования ОЭЗ для ППТ и ТВТ, согласно отчету о результатах функционирования особых экономических зон за 2023 год, представлены на рисунке 6 и рисунке 7 [13].

При осуществлении инновационных проектов в ОЭЗ предусматриваются различные льготы для запуска производства и дальнейшего функционирования бизнеса. Так по оценкам экспертов, за счет предоставляемых преференций стоимость первоначальных затрат может быть снижена до 30 % [5]. Основные льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ приведены в таблице 1.

Рисунок 1. Сводный показатель эффективности функционирования ОЭЗ для ППТ за 2023 г.

Источник: составлено авторами на основе [13]

Рисунок 7. Сводный показатель эффективности функционирования ОЭЗ для ТВТ за 2023 г.

Источник: составлено авторами на основе [13]

Таблица 1

Виды льгот, представляемых резидентам ОЭЗ

Виды льгот
Характеристика
Срок действия
Особый налоговый режим
- налог на прибыль 0 –15,5 %;
- налог на имущество, на землю, транспортный налог – 0 %;
- социальные налоги и платежи 28 , 14 % (для IT компаний) и др.
- на период действия ОЭЗ;
- на 10 лет;
- на 5 лет (10 лет).
Особый таможенный режим
- беспошлинный ввоз оборудования, сырья и материалов;
- освобождение от оформления таможенных пошлин
на период действия ОЭЗ
Особый административный режим
- принцип «одного окна»;
- право выкупа земли;
- обеспечение развитой инфраструктурой;
- доступ к кадровым, научным и образовательным ресурсам.
на период действия ОЭЗ

Источник: Составлено авторами на основе [5, 7, 14]

В исследовании Дробот Е.В., Макарова И.Н и др. определены два подхода к функционированию ОЭЗ: с ведущей ролью частного капитала (западный подход) и основной долей поддержки и государственного финансирования (восточный подход). Авторы предлагают реализовать на практике смешанный подход, обеспечивающий развитие ОЭЗ за счет механизма государственно-частного партнерства, что предусматривает эффективное взаимодействие интересов государства и частного капитала для достижения взаимовыгодных целей для конкретной территории [14].

Для выбора территории ОЭЗ для реализации проекта по созданию ультрадисперсных минеральных удобрений сравним карту производителей минеральных удобрений (рисунок 8) и карту размещения ОЭЗ (рисунок 9). Сравнение соответствия размещения организаций по производству минеральных удобрений и ОЭЗ, указывает на то, что во многих регионах, где отсутствует крупный бизнес, аграрии испытывают дефицит в минеральных удобрениях.

Рисунок 8. Карта производителей минеральных удобрений РФ

Источник: составлено авторами на основе [15]

Рисунок 9. Карта размещения ОЭЗ на территории РФ

Источник: составлено авторами на основе [12]

Для повышения эффективности ОЭЗ необходим более избирательный подход к выбору резидентов ОЭЗ, приоритетом должны обладать те резиденты, чья деятельность способствует технологическому и инновационному прорыву. Необходимо предоставлять места в преференциальной территории в первую очередь предприятиям, соответствующим актуальным национальным или региональным запросам, таким направлением может быть признан проект по производству ультрадисперсных минеральных удобрений как способа удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей и повышения уровня социально-экономического развития региона, где не представлен крупный отраслевой бизнес по производству минеральных удобрений. Данный проект будет включать: разработку технологии по повышению плодородия почв с использованием ультрадисперсных препаратов; разработку технологии производства и применения ультрадисперсных удобрений; разработку и создание стимуляторов роста растений на основе ультрадисперсных препаратов; исследование влияния синтезированных ультрадисперсных препаратов на фауну почв; оценку роста и развития сельскохозяйственных культур, способности растений к накоплению эссенциальных микроэлементов и фотосинтезу после применения различных форм и дозировок ультрадисперсных удобрений; анализ состава продуктов питания растительного происхождения, произведенных с использованием различных форм и дозировок ультрадисперсных удобрений, на моделях микроорганизмов и лабораторных животных.

При реализации инновационных проектов государственная поддержка должна соответствовать национальным интересам и региональной специфике. Так при поддержке исследования по созданию ультрадисперсных добавок к удобрениям, реализуемого по инициативе ученых Оренбургской области, базовой площадкой для последующей коммерциализации проекта может стать ОЭЗ «Оренбуржье», где отрасль сельского хозяйства является одной из приоритетных.

По данным за 2023 г. сводная эффективность работы ОЭЗ «Оренбуржье» составила 80 %. Запуск ОЭЗ «Оренбуржье» произошел 2021 году, на территории ОЭЗ действует склад сети «Пятерочка», в проекте также центры Wildberries, OZON, «Шелковый путь». Резиденты «Оренбуржье» в основном имеют транзитную направленность, что объясняется близостью Оренбургской области со странами Средней Азии [16].

Таким образом, развитие современных ОЭЗ должно учитывать два ключевых направления: предусматривать эффективное взаимодействие интересов государства и частного капитала для достижения взаимовыгодных целей для конкретной территории; необходим пересмотр целей создания ОЭЗ от отраслевых к региональным, что позволит снизить противоречия в отношениях между федеральным центром и субъектами.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, несоответствие потребностей и обеспечения аграриев минеральными удобрениями приводит к снижению эффективности отечественного сельскохозяйственного производства. Как следствие указанных проблем наблюдается низкий уровень внесения минеральных удобрений в РФ по сравнению с аналогичными показателями в других странах и неоптимальная структура распределения общей посевной площади, удобренной минеральными удобрениями.

Ключевыми задачами, ориентированными на решение поставленных исследованием проблем, являются следующие: повышение эффективности применения минеральных удобрений на основе инновационных продуктов, таких как ультрадисперсные добавки и снижение себестоимости производства удобрений за счет преференций особых экономических зон.

Для повышения эффективности ОЭЗ необходим более избирательный подход к выбору резидентов ОЭЗ, приоритетом должны обладать те резиденты, чья деятельность способствуют технологическому и инновационному прорыву. Необходимо предоставлять места в преференциальной территории в первую очередь предприятиям, соответствующим национальным или региональным запросам, таким направлением может быть признан проект по производству ультрадисперсных минеральных удобрений как способа удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей и повышения уровня социально-экономического развития региона, где не представлен крупный отраслевой бизнес по производству минеральных удобрений.

Представленные в статье авторские рекомендации будут полезны органам государственной власти на федеральном и региональном уровне, осуществляющим поддержку бизнеса в особых эконмических зонах, руководителям отечественного агропромышленного комплекса, частным инвесторам в рамках государственно-частного партнерства.


Источники:

1. Аналитика. Отрасль минеральных удобрений: Российская ассоциация производителей удобрений. Rapu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rapu.ru/analitics/ (дата обращения: 06.11.2024).
2. Шалаева Л.В. Минеральные и органические удобрения как фактор интенсификации производства зерна в Пермском крае // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 4. – c. 457-476. – doi: 10.18334/ppib.9.4.116291.
3. Курлыкова А.В., Корабейников И.Н., Давыдова Е.П. Способы инвестиционной поддержки развития российского рынка ультрадисперсных минеральных удобрений // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6665-6680. – doi: 10.18334/epp.14.11.121997.
4. Радыгина С.В., Суворова В.В. Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2020. – № 3. – c. 346-353. – doi: 10.35634/2412-9593-2020-30-3-346-353.
5. Козунова О.М. Оптимизация государственного регулирования особых экономических зон // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2022. – № 4(43). – c. 30-38. – doi: 10.21777/2587-554X-2022-4-30-38.
6. Виленский А.В. Особые экономические зоны России: разворот к регионам // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 8-1. – c. 381-389. – doi: 10.34670/AR.2020.64.85.041.
7. Корева О.В., Тихий В.И., Тяпкина А.П. Исследование особых экономических зон в контексте устойчивого развития регионов // Дискуссия. – 2022. – № 4(113). – p. 52-65. – doi: 10.46320/2077-7639-2022-4-113-52-65.
8. Внесение удобрений под урожай 2023 года, проведение работ по химической мелиорации земель и применяемые почвозащитные агротехнологии. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru (дата обращения: 02.09.2024).
9. Средние цены производителей на минеральные удобрения с 2017 г. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57819 (дата обращения: 21.11.2024).
10. Илькив Н. Российский рынок минеральных удобрений // АгроФорум. – 2021. – № 7. – c. 44-48.
11. Богачев А.И., Дорофеева Л.Н. Российский рынок минеральных удобрений: особенности функционирования в новых реалиях и метаморфозы развития // Вестник аграрной науки. – 2022. – № 3(96). – c. 78-92. – doi: 10.17238/issn2587-666X.2022.3.78.
12. Особые экономические зоны. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 22.11.2024).
13. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2023 год. Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/d46bf2e6b2448aaca9d3e9ce71067f4d/otchet_oez_2023.pdf (дата обращения: 22.11.2024).
14. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Назаренко В.С., Некрасова Е.А., Широкова О.В. Государственно-частное партнерство и квазипартнерские формы в инновационном развитии национальной промышленности: институциональный анализ // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1135-1150. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.
15. Инвестиционные проекты. Российская ассоциация производителей удобрений. [Электронный ресурс]. URL: https://rapu.ru/investment_projects/ (дата обращения: 05.09.2024).
16. Ханнанова С.А. Развитие преференциальных территорий приволжского федерального округа в новых социально-экономических условиях на примере особых экономических зон // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2024. – № 1. – c. 128-132. – doi: 10.24412/2225-8264-2024-1-128-132.

Страница обновлена: 29.01.2025 в 01:15:51