Концептуальные основы размещения розничной торговой сети

Кулинич И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (193), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кулинич И.А. Концептуальные основы размещения розничной торговой сети // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 141-145.

Аннотация:
В статье предлагаются концептуальные основы размещения розничной торговой сети города, соответствующие концепции социально-нормативного размещения. Их использование в работе органов местного самоуправления позволит повысить качество и степень обеспечения населения услугами розничной торговли, их территориальную доступность.

Ключевые слова: принципы, концепция, розничная торговая сеть, размещение розничной торговой сети

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Регулирование экономики должно строиться на основе единой государственной концепции, отвечающей на вопрос «Какова роль государства в развитии экономики?».

В эпоху функционирования социалистической системы, когда для государства важно было обеспечить не только удовлетворение населения товарами, но и эффективную работу государственных предприятий, размещение розничной торговой сети основывалось на концепции «оптимального размещения» (второе название – рациональное размещение) [5, 4, 1]. В условиях переходно-рыночной системы российские экономисты продолжают советские традиции и также строят свои теории на основе этой концепции, лишь дополняя ее современным инструментарием [2]. При этом концепция оптимального размещения занимает такое прочное положение в умах экономистов, что вопрос разработки или выбора концепции в научных трудах практически не рассматривается, не говоря уже об обосновании этого выбора.

Концепция оптимального размещения торговой розничной сети

Рассмотрим концепцию оптимального размещения более подробно.

Категория «оптимальный» (оптимум, оптимальность, оптимизация) (с лат. optimum – наилучший) пришла в экономику из математики, в частности из математического программирования и математической теории управления, и означает наилучший вариант из возможных при заданных (определенных) условиях, требованиях, критериях.

Категория «рациональный» (от лат. ratio – разум) (рациональность, рационализация) – обусловленное разумом, логически непротиворечивое и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам, требованиям, критериям [6].

Такими критериями, требованиями в концепции оптимального размещения являются:

– учет интересов потребителей, который может быть реализован через наиболее полное удовлетворение потребностей или спроса населения, минимизацию затрат времени на совершение покупок и т.д.;

– учет интересов торговых предприятий;

– обеспечение эффективности, рентабельности, доходности торговых предприятий, минимизации капитальных затрат и т.д.

Таким образом, концепция оптимального размещения – это выбор наилучшего из существующих варианта построения розничной торговой сети (РТС) ради удовлетворения потребностей населения и обеспечения эффективной работы торговых предприятий.

Однако в условиях рыночной экономики, по нашему мнению, концепция оптимального размещения теряет свою актуальность.

Недостатки концепции

К недостаткам данной концепции можно отнести:

1) оптимальный вариант решения проблемы является единственным, не предполагающим изменений вариантом. Если власти будут стараться реализовать и сохранить его, развитие экономики замедлится;

2) в связи с первой причиной, если власти не будут стремиться сохранить этот вариант, им потребуется постоянно определять новое оптимальное решение, так как в рыночной системе внешние и внутренние условия каждый день изменяются;

3) оптимальное построение РТС требует постоянного контроля и учета в расчетах множества влияющих факторов, в первую очередь связанных с интересами предпринимателей;

4) при этом оптимальное решение не всегда является удовлетворительным для всех заинтересованных сторон. И если предприниматель имеет свободу выбора и может отказаться от участия в невыгодном для себя деле, то у потребителя нет выбора, ему приходится жить в этих условиях;

5) для того чтобы реализовать оптимальный вариант, государство должно иметь рычаги управления или значительного воздействия на экономику.

Однако в условиях рынка таких рычагов у государства практически нет;

6) главный недостаток состоит в том, что в условиях рыночной экономики предприниматель самостоятельно ведет свою деятельность и государство не должно обеспечивать эффективную работу его предприятия.

Предприниматель стремится вложить денежные средства наиболее выгодным для себя образом, что не всегда соответствует интересам потребителей. Так, магазины располагаются, прежде всего, в центральных и престижных районах города, на остановочных пунктах и т.д., где наибольшая скорость оборота вложенных средств.

При этом в окраинных и непрестижных районах население пользуется услугами нестационарной торговли, либо затрачивает значительное количество времени на дорогу до магазина.

В данных условиях государство должно встать на сторону потребителя, учитывать, представлять и защищать его интересы. В этом и заключается социальная функция государства, закрепленная в ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3].

Концепция социально-нормативного размещения

Государство должно вмешиваться там, где рынок не смог учесть интересы и удовлетворить потребности населения. Однако чем больше будет его воздействие, тем выше будет нежелание сотрудничать и сопротивление предпринимателей. При этом имеющихся ресурсов, а также рыночных рычагов регулирования у государства немного.

Поэтому органам местного самоуправления следует вмешиваться в естественный ход рыночных процессов лишь там, где не предоставляется необходимый для потребителей минимальный уровень услуг, и обеспечивать его.

В этой связи предлагаем при размещении розничной торговой сети основываться на концепции «социально-нормативного размещения», которое заключается в обеспечении всему населению минимально необходимого (нормативного) уровня предоставления услуг розничной торговли при сложившейся культуре потребления.

Уровень предоставления услуг может быть выражен:

– через уровень качества товаров и торгового обслуживания;

– уровень заработной платы и качества условий труда работников торговли;

– уровень территориальной доступности услуг розничной торговли;

– уровень обеспеченности услугами розничной торговли и т. д.

Упрощенно схема работы органов местного самоуправления при использовании концепции социально-нормативного размещения выглядит следующим образом.

1. Разработка нормативов размещения;

2. Мониторинг соблюдения нормативов на всей территории поселения;

3. Вмешательство и обеспечение нормативов в случае их несоблюдения.

Примерно схожая концепция используется в Российской Федерации в области осуществления мер социальной защиты граждан. Государство оказывает социальную помощь малоимущим, чей доход ниже прожиточного минимума, и законодательно обеспечивает трудящимся минимальный размер оплаты труда.

На основе концепции разрабатываются принципы размещения, являющиеся основными правилами, ориентирами при проведении этого процесса.

Принципы (лат. principium – первоначало, основа) – основные правила, формулируемые на основе объективных закономерностей и определяющие деятельность [6].

Современные принципы размещения розничной торговой сети

К основным принципам размещения розничной торговой сети, разработанным еще советским ученым С.В. Серебряковым [5], относятся:

1) принцип равномерности – равномерное расположение по всей территории города однородных по товарной специализации торговых объектов с учетом плотности населения.

Основываясь на концепции социально-нормативного размещения, органы местного самоуправления лишь обеспечивают минимальный уровень услуг на всей территории города, а не равномерное их расположение. Поэтому этот принцип, по нашему мнению, является не актуальным;

2) принцип группового размещения заключается в территориальном сближении торговых объектов различного профиля с целью снижения затрат времени потребителей на совершение комплексных покупок.

Сегодня предприниматели сами принимают решение о месторасположении торгового объекта, считая выгодным его сближение с другими, либо изолированно. Государство в этом случае имеет немного инструментов воздействия, поэтому данный принцип также теряет свою актуальность;

3) принцип ступенчатого построения сети – разделение функций между торговыми объектами разного значения по признаку частоты спроса на товары: например, повседневного, периодического, эпизодического.

Последний принцип является наиболее актуальным в виду сохранения характера формирования спроса населения.

По нашему мнению, современными принципами размещения розничной торговой сети являются:

– принцип территориальной доступности – соблюдение территориальной пешеходной и транспортной доступности объектов розничной торговли с целью минимизации затрат потребления, в том числе удобство подъездных путей и парковки, сближение с основными пешеходными и транспортными потоками;

– принцип ступенчатого построения сети;

– принцип стационарности – обеспечение населения, в первую очередь, услугами стационарных торговых объектов: мелкорозничная торговля должна выполнять лишь вспомогательную роль;

– принцип специализации – размещение торговой сети с учетом тенденции универсализации объектов торговли товарами повседневного спроса и специализации прочих объектов.

Заключение

Таким образом, нами определены современные концептуальные основы размещения розничной торговой сети, подходящие для обоснования построения сети различных населенных пунктов силами органов местного самоуправления. Их использование позволит повысить качество и обеспеченность населения услугами розничной торговли, их территориальную доступность, что приведет к наиболее полному удовлетворению потребностей населения, минимизации усилий, связанных с потреблением, позволит повысить качество условий труда.


Источники:

1. Гарелик М.А. Организация продажи продовольственных товаров / М.А. Гарелик, Л.А. Митина. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Экономика, 1985. − 223 с.
2. Зырянов А.В. Размещение торговых предприятий: учеб. пособие. − М.: Экономистъ, 2006. − 250 с.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
4. Орлов М.А. Организация и размещение городской торговой сети / М.А. Орлов, В.В. Вержбицкий, И.Р. Федосеева. − М.: Экономика, 1980. − 120 с.
5. Серебряков С.В. Планирование городской торговой сети / С.В. Серебряков и др. − М.: Экономика, 1968. − 128 с.
6. Яндекс.Словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:37:49