Квалиметрический подход к оценке работы метрологических служб

Шашова А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шашова А.В. Квалиметрический подход к оценке работы метрологических служб // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 67-71.

Аннотация:
В статье освещены теоретические аспекты построения квалиметрической модели. Изучен механизм и оценена возможность применения квалиметрического похода при оценке эффективности работы метрологических служб.

Ключевые слова: количественная оценка, оценка эффективности, квалиметрическая модель, метрологическая служба, качественные факторы, квалитология, дерево свойств

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время все большее количество промышленных предприятий ставят в качестве одной из своих приоритетных задач повышение эффективности работы метрологических служб. Это осуществляется с целью улучшения экономических, экологических показателей предприятий, безопасности труда.

В целом методология определения эффективности работы метрологических служб базируется на изучении количественных и качественных факторов, характеризующих требования, предъявляемые к работе этих служб. Для того чтобы одновременно учитывать количественные и качественные факторы, требуется привести их к сопоставимому масштабу (шкале) измерения. Это можно осуществить с использованием теории квалиметрии.

Квалиметрия

Квалиметрия (от лат. quails – какой по качеству и греч. метрео – мерить, измерять) – научная дисциплина, объединяющая методы комплексной количественной оценки качества объекта. Квалиметрия является составной частью квалитологии – науки о качестве. Поскольку объектом квалиметрии является исследование принципов и методов оценки качества, то методы изучения какого-либо объекта с точки зрения его качества стали называть квалиметрическими.

Первоначально объектом квалиметрических оценок была промышленная продукция (товары, работы, услуги). В современных экономических условиях области применения квалиметрии значительно расширились.

Предпосылкой для использования теории квалиметрии как метода количественного измерения качества является то, что по нашему мнению, для участников метрологического процесса – это количественно выраженное качество совокупности свойств эффективной работы метрологической службы с позиции удовлетворения требований всех участников этого процесса.

Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения показателя качества оцениваемого объекта к показателю качества объекта, принятого за эталон. В нашем исследовании для того, чтобы оценить эффективность работы метрологических служб с использованием квалиметрического подхода, необходимо рассчитать функцию отношения объективных фактических параметров службы к субъективно индивидуальным желаниям этих параметров участников метрологического процесса.

Основные элементы квалиметрической модели

В общем случае составляющими квалиметрической модели являются:

– многоуровневое дерево свойств;

– коэффициенты весомости;

– абсолютные и относительные показатели свойств;

– способ вычисления интегрального показателя оцениваемого объекта.

Квалиметрическая модель разрабатывается по стандартному алгоритму [1, с. 186], который включает следующие этапы:

1) составление иерархической структурной схемы (дерева) свойств;

2) расчет коэффициентов весомости свойств всех уровней и величины погрешности расчета коэффициентов весомости;

3) определение значений абсолютных и относительных показателей свойств;

4) приведение абсолютных показателей к единому сопоставимому масштабу измерений;

5) свертка модели и вычисление интегрального показателя – коэффициента эффективности работы метрологических служб.

Остановимся более подробно на составлении иерархической структуры схемы свойств. Ее правильное построение является важнейшим условием получения достоверных результатов оценки.

Качество и иерархическая структура схемы свойств

В теоретической квалиметрии качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств. Качество как некоторое наиболее обобщенное, комплексное свойство объекта рассматривается на самом низком, нулевом уровне иерархической совокупности свойств, а составляющие его менее обобщенные свойства – на более высоких уровнях иерархии.

Возникает так называемое иерархическое дерево свойств, число уровней рассмотрения которого может неограниченно возрастать. В общем случае разработка иерархической структуры свойств осуществляется до такого уровня, на котором находятся не разлагаемые на какие-либо другие, менее общие свойства, т.е. до уровня элементов системы [2, c. 36].

Следует отметить, что интегральная (комплексная) оценка качества не всегда необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества. Например, при сравнении нескольких однородных объектов с целью выбора наилучшего, свойства одного объекта сравниваются с соответствующими свойствами другого объекта, принятого за эталон.

Однако если объектом квалиметрической оценки выступает эффективность работы метрологической службы, то ее качество может быть оценено только на основе совокупности свойств, так как никакое, даже самое важное, свойство в единичном числе не может характеризовать работу метрологической службы, учитывая структуру и специфику деятельности.

Принципы оценки качества

Необходимым условием достоверности результатов, полученных посредством квалиметрического метода, является соблюдение ряда принципов. Первый принцип заключается в необходимости и достаточности числа свойств в группе. Каждое свойство, входящее в группу свойств, должно быть необходимым для адекватного описания связанного с этой группой сложного свойства, расположенного на дереве свойств на один ярус ниже. Одновременно количество этих свойств должно быть достаточным для обеспечения указанного выше адекватного описания.

Второй принцип предполагает, что декомпозиция сложного свойства на группу свойств есть частный случай их классификации. Поэтому для всех свойств, входящих в группу, должен быть единый, то есть общий для них признак классификации.

Третий принцип определяет, что каждое свойство, входящее в группу свойств, должно быть независимым по отношению к любому другому свойству из этой группы.

Это позволяет сделать следующий вывод. Приступая к разработке системы оценочных показателей (дерева свойств), мы изначально предполагаем, что она не может быть исчерпывающей, а будет включать конечное количество факторов, необходимых и достаточных для оценки эффективности работы метрологических служб, которое всегда меньше числа факторов, полностью характеризующих этот вид работ.

Следовательно, в процессе оценки подмножества факторов в интегральную оценку эффективности работы метрологических служб вносится погрешность. Однако с позиции квалиметрии погрешность всегда присутствует в расчетах, так как при оценке невозможно принять во внимание бесконечное разнообразие свойство данного объекта.

Таким образом, при выборе наиболее значимых факторов эффективности работы метрологических служб приходится учитывать две противоположные тенденции:

– первая тенденция связана с естественным стремлением учесть максимально возможное число факторов, от которых зависит точность оценки;

– вторая тенденция заключается в том, что количество учитываемых факторов целесообразно уменьшить, так как это сокращает затраты труда и времени на осуществление интегральной оценки.

На основе изложенного, можно сделать вывод, что квалиметрический подход применим при оценке эффективности работы метрологических служб.

Кроме того, выявленная в ходе исследования закономерность позволяет предположить о появлении в будущем новых подходов, оценивающих эффективность других структурных подразделений предприятия, таких как служба информационных технологий, транспортный отдел, бухгалтерия и т.д.


Источники:

1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии. – М.: Экономика, 1982. – 230 с.
2. Азгальдов Г.Г. Общие сведения о методологии квалиметрии // Стандарты и качество. – 1994. – № 11. – С. 30–36.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:14:17