Подходы к оценке эффективности деятельности энергосбытовых компаний

Тагирова А.М.1, Малкова Т.Б.1
1 Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 5 (Май 2023)

Цитировать:
Тагирова А.М., Малкова Т.Б. Подходы к оценке эффективности деятельности энергосбытовых компаний // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 5. – С. 1583-1594. – doi: 10.18334/epp.13.5.117886.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965303

Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к оценке эффективности энергосбытовых компаний с учетом основных особенностей функционирования компаний на рынке электроэнергии. На основе сравнительного анализа основных характеристик, особенностей и методологических подходов к эффективности деятельности энергосбытовых компаний обосновывается мнение о том, что в сложившихся условиях неопределённости и рисков, связанных с энергетическим кризисом, основополагающим подходом к оценке эффективности является комплексный подход, заключающийся в анализе ключевых факторов эффективности функционирования энергосбытовых компаний. При этом особое внимание необходимо уделять отраслевым факторам, которые в наибольшей степени определяют, как возможности для дальнейшего развития, так и риски, влияющие на результаты дельности. Статья будет интересна тем, кто на профессиональном уровне занимается вопросами функционирования энергосбытовых компаний и методами по улучшению их деятельности, федеральным и региональным органам государственного управления, научным работникам, преподавателям, аспирантам

Ключевые слова: энергосбытовая компания, подходы к оценке эффективности, традиционная финансовая модель, метод дисконтированных денежных потоков, квалиметрическая модель, финансовые показатели деятельности энергосбытовых компаний, факторы эффективности энергосбытовых компаний

JEL-классификация: M11, M21, Q41, Q48



Введение

Непрерывно изменяющаяся конкурентная среда, рост тарифов, растущая дебиторская задолженность, невысокие финансовые результаты и неопределенность, вызванная отсутствием возможности прогнозирования развития тех или иных событий, свидетельствуют о необходимости управления экономической эффективностью организаций. Однако, прежде чем применять те или иные методы управления эффективностью энергосбытовых компаний необходимо исследовать природу эффективности, изучить все показатели эффективности, а также методы её оценки.

Экономическим проблемам эффективности предприятия посвящены научные труды отечественных ученых В.И. Рясина [7, c. 1-7], Т.Б. Малковой [8, с. 686-690], Верстиной Н.Г. [9, с. 199-204], Кукукиной И.Г. [10 с. 1-4], а также зарубежных экономистов У. Кинга [11, с. 29], Д. Клиланда [11, с. 29], К. Р. Макконнелла [12, с.39 ], С. Л. Брю [12, с.39 ], М. П. Тодаро [13,с. 644], Ф. К. Беа [14, с.113], Э. Дихтла [14, с.113], М. Швайтцера [14, с.113] и др. Но тем не менее, несмотря на наличие различных методов оценки эффективности существуют подходы, которые не получили однозначной оценки и требуют проведения дополнительных исследований.

Являясь основным показателем функционирования организации эффективность позволяет оценить устойчивость развития предприятия, а самое главное, она представляет собой стимул, способствующий повышению экономического потенциала. Среди многообразия существующих определений понятия эффективность выделяют главное, что эффективность — одна из возможных характеристик качества функционирования экономической системы, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.

Проблема анализа и оценки эффективности является одной из центральных в научно-исследовательской деятельности и на сегодняшний день является одной из приоритетных в деятельности энергосбытовых компаний, несмотря на наличие достаточного набора методов ее определения.

Целью данного исследования является выявление подхода к эффективности функционирования энергосбытовых компаний, в наибольшей степени позволяющего получить максимально полезный эффект с учетом применения наименьших затрат.

На сегодняшний день вопросам содержания понятия «эффективность» уделяется достаточно пристальное внимание, что обусловлено сложностью и многогранностью данной категории. Практическая значимость эффективности отражается повсеместным внедрением и использованием данного понятия и различных финансовых, экономических и технических показателей его оценки. Однако, выявленные подход к оценке эффективности не позволяют комплексного понимания к вопросам функционирования, что выражено фрагментарным анализом показателей эффективности.

Основываясь на анализе проведенного анализа, опыта зарубежных стран, основных принципов эффективности и привлекательности энергосбытовых компаний, гипотезой исследования является предположение авторов о том, что комплексный подход к оценке эффективности функционирования энергосбытовых компаний с учетом ключевых факторов позволяет с наибольшей степенью вероятности выявить «узкие места» деятельности организаций, проанализировать природу выявленных проблем и оперативно принять меры по их устранению.

Для проведения исследований в научной работе были использованы общенаучные методы познания, такие как сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Кроме того, при проведении сравнительного анализа походов к оценке эффективности была применена квалиметрическая модель определения коэффициентов весомости выявленных факторов.

Сущность эффективности деятельности энергосбытовых компаний и подходы к её оценке

На современном этапе экономического развития энергосбытовой деятельности существование значительного количества систем оценки эффективности деятельности предприятия заставляет более детально подходит к вопросу проведения анализа эффективности. (рис.1) [1]. Говоря об эффективности деятельности энергосбытовых организаций необходимо особое внимание уделить узкоспециализированным факторам, влияние которых на энергосбытовую отрасль требует обязательной оценкой эффективности деятельности компаний. Так как деятельность сбытовых компаний является посреднической, данные компании ничего не производят, собирают денежные средства за потребленный ресурс.

Современные реалии функционирования энергосбытовых компаний в условиях усиления воздействия различных факторов на эффективность деятельности организаций с учетом нестабильной политической и экономической обстановки в Российской Федерации, побуждают менеджмент компаний к повышению эффективности бизнес-процессов системы, получению максимального полезного эффекта с учетом применения наименьших затрат, что побуждает к изучению факторов эффективности, воздействие на которые приводит к достижению максимальных результатов деятельности энергосбытовых компаний, повышению финансовой устойчивости, а также способности компании осуществлять свои цели и задачи.

Рис. 1 Классификация методов оценки эффективности компаний [1]

Для составления полного суждения об эффективности деятельности энергосбытовой компании необходимо принимать во внимание множество факторов [2]. Помимо обобщающих факторов особого внимания требует изучение вопросов отраслевой специфики рассматриваемых компаний, значение результатов которой оказывает влияние как на экономику региона, так и на экономику страны в целом.

Комплексный системный подход к оценке эффективности энергетических предприятий позволит повысить качество управления, что отразится на повышении роста их эффективности функционирования и снижении темпов роста тарифов на электроэнергию.

Принципы формирования ключевых показателей эффективности будут неизбежно меняться, поскольку деятельность ЭСО неразрывно связана на технологическом, экономическом и социальном уровнях с миллионами потребителей электроэнергии, поэтому следует учитывать наиболее значимые направления развития ЭСО и факторы, определяющие функционирование.

На основании изложенного, а также принимая во внимание специфику энергосбытовой отрасли, выделены следующие ключевые факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности энергосбытовых компаний (Рис 2).

Рис. 2 Факторы эффективности энергосбытовых компаний [2]

Для оценки эффективности деятельности энергосбытовой компании ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ», осуществляющей свою деятельность на территории г. Москвы, была проведена сравнительная оценка путем определения данного показателя несколькими методами: традиционный финансовый подход, метод дисконтированных денежных потоков и комплексный подход (рис.3).

Рис. 3 Методы оценки эффективности деятельности организаций, апробированные на результатах деятельности энергосбытовой компании ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» [3]

Согласно проведенному анализу эффективности деятельности компании финансовое состояние организации ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» значительно ухудшилось, что связано с высокими инвестициями (рис.4). Однако, полученная информация не даёт возможности оценить, какие именно мероприятия приводят к негативным последствиям.

Рис. 4 Динамика изменения финансовых показателей энергосбытовой компании ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» [4]

На основе комплексного анализа факторов эффективности энергосбытовых компаний с применением квалиметрической модели [5] определения коэффициентов весомости выявленных факторов был получен следующий результат. (Таблица 1)

Таблица 1 [5]

Бальная оценка эффективности деятельности ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ»

Перечень оцениваемых показателей
Абсолютное значение факторов
Балльная оценка с учетом коэф. весомости
1. темп роста ВРП;
рост
0,01863
2. уровень инфляции в регионе;
рост
0,01553
3. Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие.
рост
0,03106
4. темп роста тарифов на электроэнергию;
рост
0,05435
5. уровень сбытовой надбавки в регионе;
рост
0,02717
6. доля покупки электроэнергии в регионе;
средняя
0,01812
7. отношение дебиторской задолженности к кредиторской задолженности
меньше 1
0,00922
8. коэффициент текущей ликвидности;
от 1 до 2
0,01581
9. рентабельность собственного капитала (%);
меньше 3
0,00527
10. доля затрат на осуществление энергосбытовой деятельности в общей структуре затрат компании;
снижение
0,00659
11. коэффициент обновления ОС
меньше 1
0,01932
12. коэффициент выбытия ОС
меньше 1
0,02415
13. опыт работы высшего менеджмента компании в отрасли;
выше 6
0,04150
14. уровень квалификации работников.
высшая квалификация
0,03458
15. уровень инновационного развития рынка энергоснабжения (коэффициент персонала, задействованного в нир и окр);
выше 0,25
0,03057
16. доля затрат на НИОКР в общей сумме затрат компании;
рост
0,03668
17. уровень цифровизации предприятия.
локальная цифровизация
0,01019
Итого

0,40
Согласно проведенной оценке эффективность деятельности компании ООО «ЭНЕРГОСБЫТХОЛДИНГ» оценивается в 76 % (0,40/0,53, где последнее является наивысшим баллом). Занижение показателя происходит ввиду:

· отсутствия грамотной политики по цифровизации энергосбытовой компании;

· высокой доли затрат на осуществление проекта «Управление спросом» при отсутствии результирующих показаний по проведенным мероприятиям;

· низкого показателя отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности.

Особое внимание уделяется ситуации, которая складывается с регулированием роста дебиторской задолженности. В текущей ситуации уевлечение данного показателя на розничном рынке заставляет энергосбытовые компании самостоятельно покрывать кассовые разрывы, тем самым подвергая себя вероятности возникновения неплатежеспособности. В большинстве случаев к должникам относятся следующие категории потребителей [6]:

· бюджетные потребители с недостаточными лимитами финансирования;

· предприятия сферы ЖКХ;

· управляющие компании многоквартирных домов, пользующиеся возможностью потреблять электроэнергию с минимальным риском быть отключенными за неплатежи;

· недобросовестные исполнители коммунальных услуг (ИКУ), не перечисляющие поставщикам денежных средств, полученных от населения, а также уклоняющиеся от заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией;

· крупные промышленные предприятия, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении.

Наибольшее внимание уделяется вопросам задолженности предприятий, относящихся к ЖКХ. Одной из главных причин увеличения задолженности вышеуказанных организаций является не проработанность вопроса разработки специализированного механизма, позволяющего оказывать влияние на предприятия сферы ЖКХ, а также халатность администрации муниципальных образований при выборе управляющих компаний, которые зачастую оказываются однодневками. Не менее важным фактором роста дебиторской задолженности выступает недостаток денежных средств таких организаций, что не дает возможности списать имеющиеся перед энергосбытовой компанией задолженности, даже при наличии исполнительного листа.

На текущий момент отсутствие инструмента, позволяющего взыскать задолженность с недобросовестных плательщиков электрической энергии, приводит энергосбытовые компании в затруднительное положение. Тем не менее, в процессе изучения методов, воздействующих на должников, удалось выделить те, которые оказываются значительное влияние на повышение платежной дисциплины потребителей электрической энергии (рис. 5).

Рис. 5 Способы повышения платежной дисциплины потребителей электрической энергии [6]

Заключение

Таким образом, представленная нами комплексная модель оценки эффективности функционирования энергосбытовых компаний является более совершенной, но требует доработки и в последствии применения данного метода оценки эффективности деятельности компании. Такой подход имеет большое практическое значение, а игнорирование современных разработок может обернуться значительными финансовыми потерями, т.к. на основе полученной информации руководством энергосбытовых компаний могут приниматься управленческие решения, реализация которых связана с трудовыми, технологическими и финансовыми ресурсами.

[1] Разработано автором

[2] Разработано автором

[3] Разработано автором

[4] Разработано автором

[5] Разработано автором

[6] Разработано автором


Источники:

1. Порядин В.С. Анализ существующих методов оценки экономической эффективности деятельности предприятий // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 4.
2. Скворцов О.Н. Влияние организационно-экономических факторов на эффективность деятельности региональной энергосбытовой компании // Вестник ЧГУ. – 2010. – № 2.
3. Со «еэс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.so-ups.ru/about/energo-policy/ (дата обращения: 25.03.2023).
4. Мерзлов И.Ю., Шилова Е.В., Санникова Е.А., Сединин М.А. Комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 9. – c. 2379-2396. – doi: 10.18334/epp.10.9.110856.
5. Севрюгин Ю.В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия. / Автореферат. - Ижевск, 2004. – 27 c.
6. Чепина Е.И. Проблема неплатежей в сфере электроэнергетики и оптимальные пути ее решения // Регионология. – 2012. – № 2(79). – c. 115-123.
7. Рясин В. И. Принципы формирования инвестиционной политики в энергетике региона // Вестник ИГЭУ. – 2005. – № 4.
8. Грачев С. А., Доничев О. А., Малкова Т. Б., Фраймович Д. Ю. Анализ эффективности использования региональных инновационно-инвестиционных ресурсов // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2016. – № 11-1. – c. 686-690.
9. Верстина Н.Г., Силантьева Т.Н. Подходы к эффективному формированию предпринимательских структур холдингового типа в строительной отрасли // Вестник МГСУ. – 2012. – № 3. – c. 199-204.
10. Кукукина И. Г. Методологические аспекты концепции управления рыночной стоимостью предприятия // Вестник ИГЭУ. – 2005. – № 2.
11. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. , 1974.
12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Учебник; Пер. с англ. Н.Н. Барышникова, Е.В. Вышинской, В.Д. Медвинской, Л.А. Минца. Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 974 c.
13. Тодаро М. П. Экономическое развитие. / учебник / под ред. С. М. Яковлева, Л. 3. Зевина. - М.: Экон. факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. – 666 c.
14. Беа Ф., Дихтла М. Экономика предприятия. / учебник для вузов. - М.: Инфра ИНФРА-М, 2001. – 928 c.

Страница обновлена: 10.08.2024 в 05:04:26