Концессия как форма государственно-частного партнерства: социальный аспект

Солдатенков В.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (161), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются социальные аспекты концессии как формы государственно-частного партнерства. Предлагаются меры государственного регулирования экономики, направленные на повышение эффективности государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования.

Ключевые слова: частный сектор, государственно-частное партнерство, занятость населения, концессия, государственный сектор, социальные функции, латентные функции



Неотъемлемым условием нормального функционирования и поступательного экономического развития является конструктивное взаимодействие государственной власти и бизнеса. В экономике большинства развитых и ряда развивающихся стран в последние десятилетия XX века сложилось совершенно особое качество взаимодействия государства и частного сектора, получившее название государственно-частного партнерства (ГЧП).

Экономические проблемы, а именно проблемы обеспечения высоких темпов качественного и количественного экономического роста, повышения конкурентоспособности, диверсификации российской экономики и перевода ее на путь инновационного развития, и социальные проблемы, в частности проблемы качественного удовлетворения потребностей населения по стабильным ценам, создания новых рабочих мест, в условиях нарастающей глобализации и системного финансово-экономического кризиса требуют, прежде всего, обеспечения консолидации ресурсов государства и бизнеса посредством ГЧП.

Государственно-частное партнерство

Выход из финансово-экономического кризиса требует формирования новой модели экономики и, в частности, новой модели государственного регулирования. В этой модели социальная составляющая, социальная справедливость должна быть не антитезой, а необходимым условием повышения экономической эффективности [3, с. 236].

Анализу роли государства в современной экономике посвящено множество работ, среди которых следует выделить фундаментальные труды Дж. Кейнса, С. Солнцева, Л. Канторовича, Л. Эр хар да, Дж. Гэлбрейта, Д. Белла, В. Леонтьева, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Д. Львова [4; 7].

Проблематика государственно-частного партнерства находится, в том числе в русле вопросов государственного регулирования экономики, которым в своих работах и исследованиях серьезное внимание уделяли А. Шторх, И. Янжул, А. Чупров, С. Струмилин, С. Шаталин, Д. Львов, Е. Примаков, Л. Абалкин, Р. Гринберг, А. Гранберг, А. Дынкин, В. Мау, Л. Якобсон [1].

Вопросы развития государственно-частного партнерства в России исследовали С. Сильвестров, В. Варнавский, Ю. Зворыкина, М. Дерябина, Л. Цедилин, Н. Исправникова и ряд других ученых [2].

Государственно-частное партнерство – это законодательно и институционально закрепленная система отношений между государственной или муниципальной властью и частным сектором с целью развития социально значимых и слабо развитых отраслей народного хозяйства для защиты общественных интересов. В основе данной системы лежат принципы равноправия, рационального партнерства, распределения рисков и доходов, объединения усилий государственного и частного сектора.

Накопленный в мировой практике методологический аппарат моделей, форм и механизмов государственно-частного партнерства позволяет его использовать в самых различных отраслях народного хозяйства при решении ряда важных задач современной социально-экономической политики России.

Концессия

Важнейшей формой ГЧП является концессия, которая может стать инструментом:

– интенсификации социально-экономического развития России;

– реструктуризации экономики в сторону развития перерабатывающего, производственного и инновационного секторов;

– укрепления и расширения численности среднего класса;

– стабилизации и развития социального состава и качественной структуры общества.

Концессия – это форма государственно-частного партнерства, направленная на развитие социально значимой инфраструктуры или осуществление видов деятельности (объект концессии) для защиты общественных интересов, при которой частный сектор (концессионер) развивает объект концессии и получает доходы от его/ее эксплуатации/осуществления, а государственный сектор (концедент) сохраняет права собственности и контроля над объектом концессии [6].

В рамках концессионной деятельности целесообразно использовать методы стратегического (долгосрочного) программно-планового управления концессией, что позволит учитывать интересы:

– общества – путем предоставления услуг социально значимых отраслей народного хозяйства по стабильным ценам;

– государства – посредством исключения возможности получения частным сектором сверхприбылей за счет форс-мажорных изменений спроса на услуги концессионера и конъюнктурных уменьшений цен на продукты и энергоносители, необходимые для осуществления концессионной деятельности;

– бизнеса – путем программирования рентабельности концессии в разрезе каждого года, что исключает возможность недополучения прибылей и получения убытков частным сектором за счет незапланированных сокращений спроса на услуги концессионера и конъюнктурных увеличений цен на продукты и энергоносители, необходимые для осуществления концессионной деятельности.

Функции концессии

Социальная сущность концессионной формы хозяйствования проявляется через реализацию ее функций.

Автор проанализировал концессионную деятельность с позиций структурно-функциональной парадигмы, с использованием методологии функционального анализа Р. Мертона [5].

В результате выявлены следующие основные явные функции концессии:

1) развитие социально и стратегически значимой инфраструктуры (транспортной, жилищно-коммунальной, электроэнергетической, портовой, здравоохранения, спортивной и т.д.);

2) повышение социальной защищенности населения посредством предоставления потребителям услуг социально значимых отраслей народного хозяйства (в том числе транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики) по стабильным приемлемым ценам;

3) создание на долгосрочной основе новых рабочих мест как в сфере производительного, так и в сфере управленческого труда.

К основным латентным функциям концессии относятся:

1) качественное развитие социальной структуры общества. Это обусловлено ростом качества труда работников в сфере производства и управления, стабилизацией потоков денежных доходов работников в сфере концессионной деятельности и сопутствующих отраслях, стабилизацией расходов населения в социально значимых сферах народного хозяйства;

2) сокращение уровня безработицы, что объясняется появлением новых рабочих мест как в сфере производительного, так и в сфере управленческого труда;

3) распространение практики эффективного управления народным хозяйством и защиты общественных (публичных) интересов на различные сферы экономики страны (включая сельское хозяйство).

Повышение эффективности концессии

Для повышения эффективности государственной политики в области государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования как действенных инструментов обеспечения поступательного качественного и количественного социально-экономического развития государства необходимо, прежде всего:

1) разработать государственную концепцию и стратегию развития государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования;

2) возложить на министерство (например, Минэкономразвития России) полномочия и ответственность по разработке законодательства в сфере ГЧП и концессионной деятельности и их интегрированию в институциональную и правовую систему государства;

3) внести поправки в действующее законодательство о концессиях, обеспечивающие баланс интересов государства и бизнеса и не ущемляющие их;

4) рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительный власти (службу или агентство), имеющего разветвленную сеть территориальных учреждений, к полномочиям которого будут относиться вопросы практической реализации государственной политики в области государственно-частного партнерства и концессионной деятельности (социально-экономической политики государства), обеспечения мониторинга и контроля за деятельностью частного сектора (концессионера);

5) обеспечить минимальные ставки кредитования частного сектора (концессионера), в том числе за счет государственных гарантий и компенсирования выплаты части процентов за пользование заемными средствами;

6) возложить на независимый институт полномочия осуществления экспертизы эффективности и законности хозяйственной деятельности частного сектора (концессионера) по выполнению условий ГЧП-проекта (концессии).

В России на сегодняшний день в недостаточной степени используется ценнейший потенциал государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования, способный дать значительное повышение уровня социально-экономического развития.


Источники:

1. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. – М.: Институт экономики РАН. 2002. – 228 с.
2. Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнёрства государства и частного сектора. – М.: Московский общественный научный фонд, 2003. – 270 с.
3. Гринберг Р.С. Основная причина кризиса – крах радикального либерализма // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2009. – № 1.
4. Львов Д.С. Экономика развития. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006. – 873 с.
6. Солдатенков В.Ю. Структурно-функциональный анализ концессионной деятельности // Омский научный вестник. – 2009. – № 1. – С. 86–88.
7. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. – М.: Инфра-М, 1997. – 720 с.
8. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
9. Osborne S. Public Private Partnerships – Theory and Practice in international Perspective. – London/New York, 2000.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 12:13:20