Национальная инфраструктура и государственно-частное партнерство: потребности современной экономики

Макаров И.Н., Колесников В.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (65), Май 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693797
Цитирований: 22 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрена роль различных видов инфраструктуры в условиях перехода к инновационной экономике и значение государственно-частного партнерства как инструмента для развития национальной инфраструктуры.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, информационная экономика, инфраструктура, информация, проект, знание, контракт, квазиконцессия



Известно, что основой эффективного функционирования экономической системы как отдельного региона так и страны в целом является развитая инфраструктура, поскольку именно «от степени развития инфраструктуры зависит конкурентоспособность экономики той или иной страны, того или иного региона» [1].

Название и понимание

В индустриальной экономике актуальность проблемы формирования инфраструктуры, соответствующей происходящим изменениям, была связана, прежде всего, с углублением процесса общественного разделения труда, которое коренным образом повлияло на организацию общественного производства и структуру социально-экономических отношений.

В начале XXI века различия в уровне развития экономических систем, их сложности и необходимом инфраструктурном обеспечении между различными странами стали еще более существенными. В настоящее время экономики стран «золотого миллиарда» вступают в новую эпоху, которую называют «инновационной», «информационной» или «суперсимволической» (в трактовке Э. Тоффлера) экономикой [2].

Информационной экономике соответствуют свои технологические уклады, новая, по утверждению Тоффлера, система формирования богатства, переход на новые виды используемых ресурсов и новые виды инфраструктуры [3]. Как отмечает С. Глазьев, особенностью шестого технологического уклада, который является первым укладом, соответствующим третьей – информационной эпохе развития человечества, «следует считать освоение нанотехнологий преобразования веществ и конструирования новых материальных объектов, а также клеточных технологий изменения живых организмов, включая методы генной инженерии. Вместе с электронной промышленностью, информационными технологиями, программным обеспечением этот ключевой фактор составляет ядро шестого технологического уклада» [4]. При этом, по его мнению, «произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Завершится переход от общества потребления к интеллектуальному обществу, в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни» [4].

Здесь необходимо отметить, что последние два столетия происходит существенное изменение структуры человеческого сознания, ценностей и потребностей. Впервые в истории человечества достигнут такой уровень инфраструктурного обеспечения, который дает право говорить о фактическом формировании искусственной среды обитания человека. Развитие систем энергоснабжения и освещения в значительной степени нивелировало разницу между временем суток. Увеличение скорости перемещения людей и грузов способствовало ускорению экономических процессов. Но еще более существенные изменения произошли благодаря развитию телекоммуникационной инфраструктуры – скорость информационных потоков за последние 150 лет возросла со скорости движения лошади (или почтового голубя) практически до скорости света. Все это вместе предполагает не менее глубокий переворот в основах функционирования экономики и человеческом сознании, чем тот, который произошел при переходе от сельскохозяйственной экономики к индустриальной. И, в свою очередь, происходящие изменения в экономике влекут за собой изменения в структуре спроса на ресурсы.

Культурная парадигма движения

Основными ресурсами информационной экономики становятся информация, знания и персонал, обладающий актуальными знаниями и способностью к генерации нового знания. Одним из основных конкурентных преимуществ становится способность компании изменяться, совершенствоваться и совершать хозяйственные операции в минимальные промежутки времени. А это, помимо прочего, требует соответствующего инфраструктурного обеспечения.

В современных условиях в качестве национальной инфраструктуры, как правило, выделяются системы железнодорожного и автомобильного транспорта, энергетический комплекс, коммунальная инфраструктура (система ЖКХ), социальная инфраструктура. Вместе с тем не следует забывать, что наступивший век признан веком информации, веком, в котором на первый план выходят инновационные технологии. При этом современные преобразования в технологической сфере, тесно связанные с глобализацией, формируют новую парадигму инфраструктурного обустройства экономики. Трансформации меняют характер создания и функционирования инфраструктурных сетей. Формируется новая модель процесса распространения новшеств и инноваций в области инфраструктуры.

А, как отмечает В. Любовный, реализация инновационного сценария экономического развития страны невозможна без тщательного учета не только пространственных масштабов России, но и социально-экономической асимметрии ее территорий [1]. Из этого высказывания следует, что наряду с транспортной и энергетической инфраструктурой существенную роль играет именно социальная, культурная инфраструктура, основное назначение которой заключается в создании материальных, бытовых, культурных и социальных условий для жизнедеятельности и воспроизводства населения путем удовлетворения его потребностей в различных услугах непроизводственного характера в целях всестороннего повышения общего качества жизни [5].

Существенная роль культурной инфраструктуры, являющейся неотъемлемым элементом социокультурной среды, обусловлена тем, что в постиндустриальной экономике, где рост основан на инновациях, на первый план выходит человеческий капитал. А это, в свою очередь, означает, что должна быть сформирована социальная среда, характеризующаяся наличием общекультурных и институциональных установок, ориентированных на создание комплекса благоприятных условий «расширенного воспроизводства» человеческого капитала, при осознании необходимости развертывания системы финансово-хозяйственных, организационно-правовых и иных механизмов, учитывающих неоднородность пространственно-территориальной организации социально-экономической системы и структуры производительных сил в современной России и обеспечивающих результативность на всем протяжении инновационной цепочки (от идеи до рыночной реализации нового продукта) [1].

Более того, для современной России проблема создания достойной социально-культурной среды в регионах обостряется тем фактом, что в настоящее время происходит значительный отток высококвалифицированных специалистов и талантливой молодежи из регионов. Конкурентоспособные компетентные специалисты стремятся переехать на постоянное место жительства в столицы или за рубеж. Это обусловлено не только более высоким в среднем уровнем заработной платы, но и неразвитостью социальной инфраструктуры в регионах, которая просто неспособна обеспечить необходимое «качество жизни».

Негативное влияние неразвитой социальной инфраструктуры на экономический рост усугубляется тем, что если традиционно в качестве основных ресурсов экономистами выделялись земля, капитал и труд, а позже были дополнительно выделены предпринимательская способность и информация, то в условиях информационной экономики необходимо выделить еще один ресурс, имеющий ключевое значение для экономического развития, – способность к генерации нового знания. Мы полагаем, что данный ресурс должен включать в себя такие аспекты, как креативное мышление и творческая активность. И этот ресурс неотделим от его носителя – человека.

Изменение реалий в информационной экономике требует соответствующего изменения форм ведения хозяйственной деятельности. Так вместе с процессом изменения экономических систем и понимания категории «ресурсы» меняется и один из наиболее эффективных механизмов консолидации ресурсов частного сектора экономики и государства, имеющий наибольший эффект в сфере национальной инфраструктуры, – государственно-частное партнерство.

Соответственно, если в условиях сельскохозяйственной экономики доминирующей формой ГЧП являлась концессия, в индустриальной экономике появляются такие формы государственно-частного партнерства, как совместное предприятие и контракт. А в XXI веке в хозяйственную практику входят новые производные формы ГЧП – квазиконцессия и проект.

Вместе с тем используемая форма государственно-частного партнерства в каждом конкретном виде инфраструктуры должна быть синхронизирована с функциональной нагрузкой и ролью соответствующей инфраструктуры. Мы полагаем нерациональным использовать формы ГЧП, соответствующие реалиям информационной экономики, при создании или эксплуатации инфраструктурных сетей, роль которых не претерпела существенных изменений с периода индустриальной экономики. Аналогично в инфраструктурных проектах, отвечающих реалиям информационной экономики, должны использоваться новейшие производные формы и виды ГЧП.

Роли различных видов инфраструктуры четко разделяются – виды инфраструктуры, представляющие собой материальные сети, в первую очередь связаны с развитием промышленного и сельскохозяйственного производства – ростом промышленного капитала, то есть капитала «второй волны» (в трактовке Э. Тоффлера) – или капитала, играющего основную роль в периоды индустриальной и постиндустриальной эпох. В свою очередь, социальная инфраструктура и культурная среда оказывают влияние на развитие главного капитала информационной эпохи – человеческого капитала. Именно особенности культурного развития общества предопределяют его склонность к генерации и реализации инноваций – «любые инновации формируются в рамках культуры и ее языка» [6].

Культурный аспект также во многом определяет функционирование института собственности, и прежде всего института интеллектуальной собственности, оказывающего основное влияние на интенсивность инноваций. Соответственно, по мысли А. Скоробогатова, национальную культуру и «имеет смысл рассматривать как главный фактор, обусловливающий направление инноваций» [6].

Выводы

Таким образом, значение национальной инфраструктуры определяется ролью благ, в процессе производства которых участвуют соответствующие виды инфраструктуры, их ролью для экономического развития страны, а государственно-частное партнерство должно выступать как наиболее эффективный инструмент сохранения и модернизации национальной инфраструктуры в условиях перехода к инновационной экономике.


Источники:

1. Любовный В. Важный аспект инфраструктурного обеспечения перехода страны к инновационному типу развития [Текст] // Российский экономический журнал, 2008, №11.
1. 2. Тоффлер Э. Революционное богатство [Текст] / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. – М.: АСТ, ПРОФИЗДАТ, 2008.
2. 3. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века [Текст]. – М.: АСТ, 2009.
3. 4. Стратегические ориентиры экономического развития России: Научный доклад. – СПб.: Алетейя, 2010.
4. 5. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход [Текст]. – М.: КомКнига, 2010.
5. 6. Основы наукоемкой экономики ((Знания-Креативность-Инновации) / Учебник. Под ред. проф. Максимцева И.А., изд. 2-е, дополн. и перераб. [Текст] – М.: Креативная экономика, 2011.
6. 7. Скоробогатов А. «Особый путь» России и стимулирование инновационной активности // Вопросы экономики, 2009, №2.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 09:20:00