Статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

Швецов А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Швецов А.В. Статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 138-142.

Аннотация:
Автор проводит статистический анализ бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, сравнивает структуру налоговых поступлений в бюджеты экономически сильных и слабых регионов. В работе делается вывод о необходимости экономического развития дотационных территорий.

Ключевые слова: налог на прибыль, дотационные регионы, консолидированный бюджет, бюджетная обеспеченность, индекс налогового потенциала, индекс бюджетных расходов, субвенции



Консолидированный территориальный бюджет аккумулирует основную часть доходов региона и выступает главным источником инвестиций в социально-экономическое развитие любого субъекта в составе Российской Федерации. Бюджетная обеспеченность становится одним из основных факторов устойчивого развития региональных социально-экономических систем [1].

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом региона исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя [3].

Бюджетная обеспеченность Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона [4].

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций определяется по формуле:

БОi = ИНПi / ИБРi , (1)

где:

БОi – уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций; ИНПi – индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации; ИБРi – индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.

Статистические данные Минфина России [5] свидетельствуют о том, что лишь 12 субъектов из 81, то есть 14,8%, обладают достаточной бюджетной обеспеченностью. Остальные в той или иной степени являются дотационными. Общий объем дотаций на 2010 г. составляет более 393 млрд руб. К регионам, получающим наибольший объем дотаций, относятся Республика Саха (Якутия), Республика Дагестан, Камчатский край, Алтайский край, Чеченская Республика. Суммарный объем дотаций десяти самых дотационных субъектов федерации составляет почти 176 млрд руб., или 44,8%.

Исходя из формулы (1), величина бюджетной обеспеченности (БО) того или иного субъекта федерации напрямую зависит от величины ИНП – индекса налогового потенциала, включающего все виды налогов субъекта федерации.

Согласно статистическим данным Минфина России в 2010 г. наибольший удельный вес в величине налогового потенциала составляют налог на прибыль (35,3%), НДФЛ (40,3%) и налог на имущество организаций (8,8%). Для субъектов федерации, находящихся в лидерах по объему государственных дотаций, данные показатели выглядят следующим образом (см. табл. 1 на с. 139).

Таблица 1

Объем дотаций и структура налоговых поступлений в бюджетнаиболее дотационных регионов в 2010 г.

Дотации и налоговые поступления Анализ табл. 1 показывает, что максимальные значения удельных весов взимаемых налогов принадлежат налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – в среднем 57,5% и налогу на прибыль – 12,6%. Это федеральные налоги, поэтому в бюджеты регионов напрямую не попадают. Из рассмотренных видов налогов лишь налог на имущество организаций относится к региональным, но его удельный вес для данной совокупности субъектов федерации в среднем составляет лишь 9,1%.

Исходя из непроизводственного характера НДФЛ можно предположить, что большая часть этого налога создается дотационными деньгами и в силу федерального характера данного налога не задерживается на региональном уровне, то есть не работают на экономическое развитие региона.

В группе регионов-доноров соотношение удельных весов налога на прибыль и НДФЛ примерно равно – средние значения удельных весов 39,2 и 36,6 соответственно (см. табл. 2 ниже).

Таблица 2

Структура налоговых поступлений регионов-доноров в 2010 г.

Индекс бюджетных расходов

Средний удельный вес налога на имущество организаций (9,5%) примерно равен аналогичному показателю рассмотренной дотационной группы, однако его абсолютное значение в несколько раз больше, что обеспечивает наполняемость региональных и местных бюджетов, стимулирует развитие региональной экономики, социальных и инновационных программ.

Еще одним показателем, характеризующим бюджетную обеспеченность региона, является индекс бюджетных расходов (ИБР). Он показывает, насколько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в данном регионе по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг.

Самые затратные для бюджета Российской Федерации регионы приведены в таблице 3 (см. выше). Значения показателей рассчитаны согласно методике Минфина России.

Таблица 3

Регионы с максимальным значением индекса бюджетных расходовна душу населения для 2010 г.

Дотации и кризис

Анализируя табл. 1 и 3, можно сделать вывод о том, что только четыре региона из восьми сравниваемых, объективно (согласно методике Минфина России) могут считаться дотационными – это Республика Саха (Якутия), Камчатская область, Республика Алтай и Архангельская область. Это не значит, что в данных субъектах следует отказаться от модернизации и развития производства и ждать федеральных дотаций.

Существуют регионы с высоким значением индекса бюджетных расходов, но не являющиеся дотационными. К их числу можно отнести Тюменскую и Сахалинскую области, Хабаровский край и проч.

События последних двух лет, несомненно, повлияли на объемы предоставляемых регионам дотаций. Это связано с тем, что регионы-доноры не могут в прежних объемах платить налоги, а, значит, перераспределяемые суммы будут меньшими. По оценкам экспертов, выход на докризисный уровень прогнозируется только в 2012 году [2].

Таким образом, всем без исключения регионам, а особенно дотационным, можно предложить следующие пути решения дефицита бюджетов: урезать инвестиции, оптимизировать социальные обязательства и сократить управленческие расходы.


Источники:

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2002. – 687 с.
2. Бухарова О. Время экономить // Российская газета. Федеральный выпуск № 5072 (248) от 24 декабря 2009 г.
3. Ускова Т.В., Копасова С.С. Бюджетная обеспеченность как фактор устойчивого развития региона. // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 1.
4. Методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 (ред. от 02.11.2009).
5. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:28:00