От научного поиска студента к поиску работы (противоречия и пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов)
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (27), Март 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
По данным одного из социологических опросов, проведенных в Зеленограде по вопросам профессиональных предпочтений молодежи (учащиеся школ, техникумов, студенты ВУЗов), вырисовывается следующая картина: распределение работающей молодежи по отраслям экономики достаточно равномерно, несколько большая доля занята в торговле, более половины – в коммерческих организациях; на должностях исполнительского характера – почти 80%. Говоря о желаемой в будущем работе, учащиеся чаще называли сферу интеллектуальных услуг (35,7%). Далее выбираются торговля (6,6%), культура, искусство (6,4%) и средства массовой информации (5,8%). Очень мала доля желающих работать в реальном секторе экономики. Показательно, что 15% молодежи выразили желание работать за рубежом.
Ключевые слова: молодые специалисты, трудоустройство
По данным одного из социологических опросов, проведенных в Зеленограде по вопросам профессиональных предпочтений молодежи (учащиеся школ, техникумов, студенты ВУЗов), вырисовывается следующая картина: распределение работающей молодежи по отраслям экономики достаточно равномерно, несколько большая доля занята в торговле, более половины – в коммерческих организациях; на должностях исполнительского характера – почти 80%. Говоря о желаемой в будущем работе, учащиеся чаще называли сферу интеллектуальных услуг (35,7%). Далее выбираются торговля (6,6%), культура, искусство (6,4%) и средства массовой информации (5,8%). Очень мала доля желающих работать в реальном секторе экономики. Показательно, что 15% молодежи выразили желание работать за рубежом.
Исследования показали, что в настоящее время проблемы поиска работы и трудоустройства особенно волнует молодых. Во всех возрастных группах, кроме группы 26-29 лет, эта проблема стоит на первом месте. Эти данные прослеживаются при ответе на многие заданные вопросы. Молодежи не хватает информации о том, где и как искать работу, какие профессии существуют, где получить образование для работы по определенному направлению. Профориентационная информация актуальна и для младших возрастных групп (12-17 лет). Информация о возможностях устроиться на работу особенно необходима молодежи от 18 до 25 лет. При этом 40% молодых людей в возрасте от 18 до 25 отметили, что им не хватает такой информации.
Данные о досуге свидетельствуют о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные. Лишь незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Не все однозначно в этом отношении и в среде университетского студенчества.
Все чаще специалисты обращаются к опыту академической мобильности, появившейся в мировой университетской практике ХIХ века. Там, где есть плодотворная учебная работа, идет и активный воспитательный процесс. Учебный процесс, будучи организован предельно целесообразно, сам является важным, более того, главным фактором воспитания, и студент не должен видеть в учебе ничего лишнего и бесполезного. За каждый прослушанный курс он должен отчитаться сразу по его окончании. Актуальным становится вопрос о так называемой академической мобильности, которая позволяет в большей степени учитывать личные интересы, способности и запросы студента, а также интересы государства, обеспечив повышение качества образования.
Ни для кого не секрет, что в недрах высшей школы таятся огромные резервы, связанные с колоссальным перерасходом образовательной энергии. Формально старт и финиш учебного процесса у нас едины для всех студентов. Но способности, трудолюбие, личные устремления каждого, кто приходит, например, в университет, несопоставимы. На фоне общей картины неповторимости личности каждого обучающегося единый для всех темп учебного процесса, рассчитанный на откровенно слабого студента, становится тормозом, убивающим мотивацию напряженной учебы, состязательности, порождает психологию отложенного спроса, приводит к иным негативным явлениям.
Результаты профессионального наблюдения, опыт и стремление к рациональности поведения подсказывают: желание воспитать творческую личность, специалиста высокого класса вступает в противоречие с единственно заданной профессиограммой. Альтернатива – предложить целый ряд индивидуальных образовательных траекторий, ограниченных набором учебных услуг, оказываемых имеющимся профессорско-преподавательским составом, а требования к его качеству достаточно жесткие. Действующие стандарты и учебные планы не обеспечивают в полной мере развитие творчества в этом направлении. Академическая мобильность, известная всему миру, заявляет о себе все более настойчиво в университетских аудиториях и ставит вопрос о необходимости адекватной коррекции нормативно-правовой базы.
Пришло понимание исключительной важности воспитания и неотъемлемости его от обучения. Сейчас в ВУЗах осуществляется планомерное и постоянное воздействие через учебный процесс, а также многогранную художественную, спортивную и иную самодеятельность. Не вызывает сомнений, что эффективнее всего воспитание в ходе основной деятельности, т.е. через учебный процесс и научные исследования. Нельзя забывать, что у каждого студента должна быть выстроена своя индивидуальная траектория обучения и воспитания.
Что необходимо для того, чтобы оставаться на уровне? Во-первых, реагировать на фундаментальные изменения, происходящие в политике и экономике, как в России, так и в мире. Причем, следовать не конъюнктуре или моде, а отслеживать именно глубинные процессы. Учебная программа должна соответствовать этим требованиям. Образование должно быть современным. Только тогда оно будет востребовано на рынке труда.
Усилия, потраченные за 5 лет обучения, не должны оказаться напрасными. Этой проблемой, как и многими другими в области образования, занимался, например, проект Тасис ДЕЛФИ (Development of Educational Links and Professional and Higher Education Initiatives), направленный на сближение образования с потребностями рынка труда, повышение доступа к образованию и укрепление сотрудничества в области образования между федеральным и региональным органами. По итогам реализации проекта выпущены три издания: «Маркетинг образовательных услуг», «Активные методы обучения» и «Организационные аспекты подготовки управленческих кадров: западный опыт».
AIESEC – французская аббревиатура от Assotiation International des Etudiants en Sciences Economigues ET Commerciales, что переводится на русский язык как Международная ассоциация студентов, изучающих экономику и управление. Это одна из немногих организаций вне политики, вне коммерции и вне конкуренции, членство в которой может помочь студентам в их карьере. Основной деятельностью организации является комплекс международных программ стажировок. Сегодня AIESEC обладает статусом ассоциированного наблюдателя при ЮНЕСКО. Штаб квартира AIESEC находится в Брюсселе.
AIESEC обеспечивает возможность для студентов развивать и совершенствовать свои знания и личные качества. Студенты пробуют себя в разных областях деятельности организации, увеличивая долю ответственности на протяжении всего периода обучения. Вовлечение в деятельность AIESEC предлагает большие возможности для личностного роста, открывает новые горизонты, знакомит с культурами различных стран и позволяет установить множество контактов, в том числе международных.
Студент университета – будущий молодой ученый. Безусловно, не все выпускники ориентированы на исследовательскую деятельность, на достижение результатов в области научных изысканий. Тем не менее, недооценка значения исследовательской составляющей профессиональной подготовки специалиста сегодня может привести к непредсказуемым последствиям. Овладение экспериментальным мастерством значимо не только для студентов, обучающихся, например, по естественнонаучным специальностям. Привлечение студентов к исследовательской работе уже с первых курсов – давняя традиция многих вузов. И по сей день многое заставляет по-новому, более остро и критично воспринимать свободу научного поиска. Так, возникает необходимость задуматься над тем, хотим ли мы клонального размножения…
Явно неуместны позиции антисциентизма и слепого страха перед наукой. Человек по своей природе всегда стремиться к совершенству. Наука –один из самых важных способ воплощения такого стремления.
Что же происходит сейчас в России в научной сфере? Уточним, что еще в прошлом веке само понятие науки в мире изменилось. Произошло ее формальное разделение на science – технические науки и humanities – гуманитарные науки… Творить и быть ученым, как это ни банально звучит, может только свободный человек, далекий от бесконечных проблем с зарплатой и бытовыми условиями жизни.
Сейчас аспирантуры ведущих вузов не жалуются на недостаток аспирантов. Внешне ситуация не вызывает опасений: наукой молодежь занимается. Тот факт, что многие из них лишь числятся там, ища возможность эмигрировать или получить отсрочку от армии, остается незамеченным. Талантливые молодые люди либо уезжают за рубеж, либо вынуждены совмещать научную деятельность с зарабатыванием денег, и тогда занятие наукой становится неполноценным. Речь не идет о культе «нищего ученого», а о том, что образ жизни человека, по-настоящему занимающегося наукой, должен ставить научную деятельность на первое место. Если привести в пример США, то бывшие аспиранты таких технических вузов, как МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, кафедр факультета ВМК и механико-математического факультета МГУ имеют там вполне устроенный быт и перспективу роста.
Звучат призывы к усилению требований к научным исследованиям, сделать четким контроль за качеством научных работ. Позволит ли это очистить научную среду от тех людей, которые находятся там исключительно из-за личной выгоды? Можно предположить, что станет очевидной реальная ситуация в научной сфере. Проблема сохранения отечественного талантливого научного потенциала не утрачивает актуальности и сегодня.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 15:22:00