Инвестиционные проекты государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке России
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Дальний Восток – это одна из ключевых территорий России, имеющая стратегическое значение. Однако темпы экономического роста в этом регионе значительно отстают от среднероссийских показателей. Основой развития Дальнего Востока является реализация крупных инвестиционных проектов с привлечением как отечественных, так и иностранных инвесторов при использовании механизма государственно-частного партнерства. Об этом рассказывается в статье.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционные проекты, инвестиционный портфель, особая экономическая зона, соглашение о разделе продукции, природно-ресурсный потенциал, развитие дальнего востока
Дальний Восток – это одна из ключевых территорий России, которая за счет богатейшего природно-ресурсного потенциала и географического положения имеет огромное стратегическое значение.
Вместе с тем восточная часть страны в целом явно отстает от европейской части по темпам экономического развития и реализуемым масштабным инвестиционным проектам и испытывает миграционный отток населения.
Однако в последнее время отношение к ситуации на Дальнем Востоке меняется. Так, разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Ее основу составляют проекты, представляющие интерес для отечественных и зарубежных инвесторов.
Инвестиции в Дальний Восток
Инвестиционный портфель Дальнего Востока предлагает к реализации до 2013 года только крупных проектов на общую стоимость более 3 трлн руб., а до 2025 года – на сумму более 9 трлн руб. Из них примерно 40–45% инвестиций приходится на нефтегазовую промышленность, 20–22% – на геологоразведку, 15–16% – на электроэнергетику, 10% занимают проекты в транспортную инфраструктуру и связь [1].
Все это говорит о том, что частные инвестиции на Дальнем Востоке требуют особой поддержки и гарантий государства. По нашему мнению, федеральные органы власти должны оказывать влияние на осуществление крупнейших инвестиционных проектов на Дальнем Востоке России по следующим основным направлениям:
– за счет проведения особой государственной политики в сфере налогового, таможенного и тарифного регулирования и инвестиций в инфраструктуру;
– посредством формирования на Дальнем Востоке благоприятного инвестиционного климата как для отечественных, так и для иностранных инвесторов;
– путем осуществления социальной политики, соответствующей экономическим задачам.
При осуществлении крупнейших инвестиционных проектов, направленных на развитие экономики Дальнего Востока, ключевым механизмом их реализации становится государственно-частное партнерство (ГЧП).
Рассмотрим основные проекты государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке. Советская Гавань, Кузнецовский тоннель и Южная Якутия
1. Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) в Советской Гавани, которая будет функционировать 50 лет с момента создания и предполагает суммарный объем инвестиций в ценах 2008 года не менее 31 млрд руб. при финансировании из федерального бюджета на уровне 3,1 млрд руб.
Общий объем инвестиций будущих резидентов составит порядка 30 млрд руб. в ценах 2008 года, из них с 2008 по 2010 гг. будет вложено 10 млрд руб. [2].
Разумеется, что и без использования такого механизма ГЧП, как особая экономическая зона, ПОЭЗ «Советская Гавань» будет развиваться, однако его темпы и качество в этом случае будут на порядок ниже, а сама реализация проектов останется под вопросом.
2. Реконструкция участка железной дороги Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Проект позволит создать особые условия перевозки грузов назначением на Ванинско-Советско-Гаванский транспортный узел. Реконструкция финансируется за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации.
По словам президента ОАО «РЖД» В. Якунина, инвестиции в реконструкцию Кузнецовского тоннеля оцениваются в 59,9 млрд руб., из них 30% (17,7 млрд руб.) будет покрыто за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а остальное вложит ОАО «РЖД» [3].
3. Проект «Комплексное развитие Южной Якутии», реализуемый на принципах государственно-частного партнерства также заслуживает внимания. Распоряжением Правительства РФ от 17.01.08 г. № 21 этот проект включен в Перечень инвестиционных проектов, проектно-сметная документация по которым разрабатывается на средства Инвестфонда РФ.
Инвестиционное соглашение касается первого этапа (проектирования) реализации проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», общая стоимость которого – 10,4 млрд рублей.
Из них 7,8 млрд рублей – бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, 2,6 млрд рублей – средства инвесторов [4].
Сахалинские проекты и остров Русский
4. «Сахалин-1» – первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях соглашения о разделе продукции (заключен в 1996 году) [5]. Он является одним из крупнейших проектов в стране с прямыми иностранными инвестициями. Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), дочерняя организация корпорации ExxonMobil, является оператором международного консорциума «Сахалин-1» (доля участия ExxonMobil – 30%).
Партнерами ЭНЛ по консорциуму являются:
– японский консорциум SODECO (30%);
– индийская государственная нефтяная компания ONGC (20%);
– родственные организации российской государственной нефтяной компании «Роснефть»: «Сахалинморнефтегаз- Шельф» (11,5%) и «РН-Астра» (8,5%).
5. «Сахалин-2» – это крупнейший в России проект на основе частных инвестиций по добыче и экспорту сырой нефти и природного газа, осуществляемый на основе соглашения о разделе продукции. Проект реализует компания «Сахалин Энерджи». Ее акционерами являются:
– ОАО «Газпром» (50% + 1 акция);
– Shell Sakhalin Holdings B.V. (дочернее предприятие Royal Dutch Shell, 27,5% минус одна акция);
– Mitsui Sakhalin Holdings B.V. (дочернее предприятие Mitsui, 12,5% акций);
– Diamond Gas Sakhalin B.V. (дочернее предприятие Mitsubishi Corporation, 10% акций).
6. «Саммит АТЭС-2012. Остров Русский». На подготовку к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества предполагается выделить 100 млрд руб. из федерального бюджета, 11 млрд – из бюджета Приморского края. Частные инвестиции должны составить 38 млрд руб.
В 2008 году планировалось направить на подготовку саммита 15 млрд руб., в 2009 году – 20 млрд, в 2010 – 20 млрд, в 2011 году – 34,4 млрд, а в 2012 году – 0,6 млрд руб. [7].
На этом основании можно заключить, что, во-первых, крупные отечественные и зарубежные компании готовы к реализации на Дальнем Востоке инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, в тепло- и гидроэнергетике, угольной промышленности, лесопереработке. Во-вторых, необходимо формирование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между государством и частным бизнесом.
Источники:
2. Совгавань заняла особое место для создания портовой зоны // Коммерсантъ (Хабаровск). – 2008 – № 95 (3912).
3. Субподряд на «узкое место»: Реконструкцию Кузнецовского тоннеля поручили «БАМтоннельстрою» // Коммерсантъ (Хабаровск). – 2008. – № 30.
4. Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regionalistica.ru/about/news/news_detail.php?ID=437.
5. Проект «Сахалин-1». // Сайт НК «Роснефть». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosneft.ru/Upstream/ProductionAndDevelopment/russia_far_east/sakhalin-1/.
6. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. – М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – С. 50.
7. Прохорова Ю. Строительство объектов саммита АТЭС тормозится из-за технических проволочек // Российская газета. Приморский край. – 2008.– № 4616.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 17:45:16