Основные тенденции соотношения спроса и предложения на региональном рынке труда Дальнего Востока России
Мироненко О.В.1, Комарова В.В.1, Леженина А.А.1
1 Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Россия, Хабаровск
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54745134
Аннотация:
Состояние рынка труда оказывает существенное воздействие на развитие экономики региона. Особенности регионального рынка труда определяются территориальной, геополитической и экономическими составляющими конкретного региона. В статье авторами на основе проведённого анализа статистических данных представлена оценка состояния и изменения конъюнктурных составляющих рынка труда Дальнего Востока России с помощью предложенной системы факторов. Обозначены основные демографические проблемы, сдерживающие развитие кадрового потенциала региона. Особое внимание уделяется проблеме структурного несоответствия параметров спроса на рабочую силу и ее предложения, которое возникает в связи с проблемами и противоречиями во взаимодействии рынка труда и образовательных учреждений. Предложены пути совершенствования взаимодействия образовательных учреждений с субъектами рынка труда с целью удовлетворения потребностей региона в кадрах
Ключевые слова: рабочая сила, кадровый потенциал, рынок труда, демографические детерминанты, ДФО
Финансирование:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВО ДВГУПС). Исследование проводится в рамках проекта «Приоритет 2030».
JEL-классификация: J21, J23, J24
Введение
Одним из основных условий социально-экономического развития любого региона является наличие соответствующего кадрового потенциала. Следует учитывать, что Дальневосточный федеральный округ ДФО является крупнейшим по размерам территории федеральным округом РФ, с минимальной численностью населения. Именно поэтому в ДФО существующая проблема формирования кадрового потенциала стоит намного острее, чем в других регионах России. Данная проблема возникла ни сегодня, более двадцати лет в силу своего географического положения и климатических условий предприятия региона испытывают кадровый «голод».
Цель данного исследования – изучить и проанализировать состояние и изменение конъюнктурных составляющих регионального рынка труда ДФО, на основе проведённого анализа будет основано дальнейшее исследование в рамках реализации проекта «Приоритет 2030».
Эмпирической базой для настоящего исследования стали статистические материалы Федеральной службы государственной статистики по ДФО.
Основная часть.
Рынок труда и в целом сфера занятости населения – это отражение ситуации и процессов, происходящих в экономике страны и каждого региона в отдельности. Сегодня, в условиях существующего спроса на рабочую силу, на человеческие ресурсы, необходимо принимать меры по повышению привлекательности рынка труда [6].
Существуют различные взгляды на дифференциацию факторов, оказывающих влияние на функционирование и развитие регионального рынка труда. Например, некоторые учёные выделяют следующие ключевые факторы: экономический; демографический; социально-психологический и образовательный [3]. Другие исследователи к вышеперечисленным факторам добавляют санкционную политику [1] и цифровую трансформацию экономики [5].
На наш взгляд, основными факторами, влияющими на формирование «спроса – предложения» на дальневосточном рынке труда являются: сокращение численности населения, количественный дисбаланс спроса на рабочую силу и её предложения, рост миграционного оттока населения, структурное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и её предложения (рис. 1).
Источник: [составлено авторами]
Рис. 1. Основные факторы, влияющие на конъюнктурные составляющие
рынка труда ДФО
Обозначим влияние представленных факторов на формирование конъюнктурных составляющих рынка труда ДФО с помощью данных Росстат и материалов социологических исследований.
1.Снижение численности населения в трудоспособном возрасте (ТСВ) на фоне сокращения общей численности населения ДФО.
Применительно к трудовому потенциалу демографическая компонента - это, прежде всего, дифференциация населения по трём возрастным группам: моложе трудоспособного возраста (моложе ТСВ), в трудоспособном возрасте (ТСВ) и старше трудоспособного возраста (старше ТСВ). Если руководствоваться данными Росстата, то можно констатировать о сохранении ряда неблагоприятных демографических признаков в формировании трудового потенциала России в последние двадцать лет [4].
Прежде всего, речь идёт об установившемся ещё в советский период развития нашей страны устойчивой тенденции роста численности лиц старше ТСВ, по ДФО данные следующие: 1,38 млн. чел. в 2005 г., 1,66 млн. чел в 2021 г., что отразилось на изменении их доли в общей численности населения с 16,0 до 20,5 соответственно. Такая негативная тенденция на фоне сокращения общей численности населения с 2005 по 2021 гг. на 0,488 млн. чел. привела к следующим структурным изменениям: доля лиц в ТСВ сократилась с 65,3 до 58,8 %. И это несмотря на то, что в 2018 году указом Президента России в состав ДФО были включены Республика Бурятия и Забайкальский край. Положительным моментом можно считать увеличение удельного веса лиц моложе ТСВ с 18,7 % в 2005 г. до 20,7 % в 2021 г. (рисунок 2).
Источник: [составлено авторами на основе данных 10]
Рис. 2. Динамика численности населения ДФО
по основным возрастным группам, тыс. чел.
Так, за анализируемый период численность населения в трудоспособном возрасте сократилась на 14,1%, при этом общая численности ДФО сократилась на 5,7%. Сокращение носит постоянный демографический характер. Несмотря на рост численности населения младше трудоспособного возраста в 1,5 раза за анализируемый период, стоит подчеркнуть, что данный рост наблюдается на фоне роста численности старше трудоспособного возраста (21%). Не утешительный прогноз даёт и анализ коэффициента рождаемости, в целом по ДФО он сократился за анализируемый период с 11,6 до 10,9 на 10000 чел., по основным субъектам ситуация аналогичная: Хабаровский край (11,1 – 10,2), Сахалинская область (11,4-11,2), ЕАО (11,8-9,9). Что несомненно подтверждает достаточно сложную демографическую обстановку в округе с дальнейшими отрицательными прогнозами по стабилизации численности населения.
Присоединение новых субъектов к ДФО кардинальным образом не меняет демографической ситуации по округу, т.к. в данных субъектах существуют аналогичные демографические проблемы.
2. Рост миграционного оттока населения ДФО.
Традиционно основными причинами миграционного оттока являются низкий уровень доходов, проблемы в обеспечении жильём. По мнению ведущего научного сотрудника Института экономических исследований ДВО РАН Мотрич Е.Л., «в условиях сложившейся динамики демографических процессов на Дальнем Востоке увеличить рост численности населения в регионе – это всего лишь мечта» [2].
Но, несмотря на оптимистичные планы правительства по освоению региона, квалифицированные кадры продолжают его покидать. По данным исследования ВЦИОМа, около 40% трудоспособного населения Дальнего Востока рассматривает возможность покинуть макрорегион. Причинами подобных планов чаще всего называют низкий уровень зарплат (44%), отсутствие карьерных перспектив (36%) и невозможность купить жилье (28%). Уехать после окончания вуза собирается и каждый четвертый студент. Те из них, кто намерен переехать, объясняют свои планы тем, что на новом месте у них будет больше возможностей для карьерного роста (37%) и для поиска работы по специальности (33%), а также более подходящий климат (33%).
В советское время обеспечение региона кадрами решалось с помощью определённых преференций, таких как надбавки и районные коэффициенты, обеспечение жильём и другие меры. После отмены преференций стимулы закрепления населения в регионе исчезли, вследствие чего сальдо миграционного оттока стало отрицательным. Кризисные явления 90-х годов прошлого столетия также способствовали оттоку квалифицированных специалистов с региона по причине банкротства и ликвидации промышленных предприятий. Существующие преференции сегодня не обеспечивают притока в регион необходимых кадров.
С 2005 по 2020 гг. в ДФО коэффициент миграционного прироста имеет отрицательное значение как в целом по федеральному округу, так и по его субъектам (основные из которых представлены на рис. 3), что препятствует реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».
Источник: [составлено авторами на основе данных 10]
Рис. 3. Динамика коэффициента миграционного прироста
по некоторым субъектам ДФО, на 10000 чел.
Следует отметить наличие положительной динамики сокращения отрицательного значения коэффициента с 2019 г. в целом по ДФО, возникает вопрос: «Кем пополняется населения?». В первую очередь, это иммигранты из стран бывшего СССР, как правило, не имеющие высшего образования и выполняющие низкооплачиваемую работу. Отметить, что миграционные потоки внутри субъектов коренным образом не отражаются на значении миграционного коэффициента, т.к. чаще всего население перемещается в рамках одного субъекта или субъектов округа по траектории «село-город».
3. Количественный дисбаланс спроса на рабочую силу и её предложения в экономике ДФО.
Для определения соотношения текущего спроса и предложения на региональном рынке необходимо сопоставление объемов спроса и объемов предложения рабочей силы. Для рынка труда квалифицированной рабочей силы предложение формируется в значительной степени за счет выпуска студентов учебных заведений (табл. 1). Однако, нельзя не отметить, что текущей спрос может быть удовлетворен и за счет специалистов, получивших профессиональное образование ранее и меняющих работу в результате различных причин, миграционного притока на территорию.
Таблица 1. Предложение и спрос работников по субъектам ДФО, 2021 г.
Субъекты
ДФО
|
Выпуск
бакалавров, специалистов, магистров, тыс.чел. (предложение)
|
Выпуск
специалистов среднего звена, тыс. чел.
|
Потребность
в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения,
тыс. чел. (спрос)
|
Превышение
спроса над предложением, тыс.чел. (дефицит)
|
Всего
|
32,9
|
34,6
|
194,1
|
-126,6
|
Республика Бурятия
|
3,8
|
4,3
|
15,6
|
-7,5
|
Республика Саха
(Якутия)
|
3,8
|
4,7
|
10,95
|
-2,45
|
Забайкальский край
|
3,7
|
4,5
|
17,98
|
-9,78
|
Камчатский край
|
0,9
|
1,2
|
6,1
|
-4,0
|
Приморский край
|
8,5
|
8,2
|
60,7
|
-44,0
|
Хабаровский край
|
8,2
|
5,6
|
21,8
|
-8,0
|
Амурская область
|
2,6
|
3,6
|
35,1
|
-28,9
|
Магаданская область
|
0,4
|
0,4
|
3,7
|
-2,9
|
Сахалинская область
|
0,7
|
1,7
|
11,1
|
-8,7
|
Еврейская автономная
область
|
0,3
|
0,4
|
9,6
|
-8,9
|
Чукотский АО
|
0
|
0,2
|
1,5
|
-1,3
|
Примечание: учтена численность выпускников окончивших частные, муниципальные и государственные учебные учреждения
Рассмотрим структуру выпуска специалистов с высшим образованием по субъектам ДФО. В 2021 г. численность выпускников высших учебных заведений ДФО составила 32,9 тыс. человек [10], что составило 4% от числа выпускников РФ. Структура выпуска по регионам в 2021 г. представлена на рис. 5.
Источник: [составлено авторами на основе данных 10]
Рис. 5. Структура выпуска специалистов с высшим образованием по субъектам ДФО, %
Основная доля выпуска специалистов пришлась традиционно на два региона – Приморский (25,8%) и Хабаровский (24,9%). Неравномерное распределение структуры выпуска специалистов связано с неравномерной концентрацией на соответствующей территории, как населения, так и вузов и филиальной сети.
В целом по ДФО и его субъектам наблюдается дефицит рабочей силы – 126,6 тыс. человек, все без исключения регионы Дальнего Востока являются трудодефицитными, предприятия и организации которых хронически испытывают «кадровый голод».
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения увеличивается с каждым годом (рис. 4), данная тенденция фиксируется на фоне совращения численности выпускников высших и средних учебных заведений.
Источник: [составлено авторами на основе данных 7,10]
Рис. 4. Рост потребности в работниках, заявленной работодателями в органы службы занятости населения в ДФО (в период с 2019 по 2021 гг)
На фоне стремительно растущей потребности предприятий в работниках следует отметить сокращение численности выпускников (51,9 % или 29,3 тыс. чел.), обучающихся (на 56,4 % или 222,8 тыс. чел.) и принятых (зачисленных) к обучению (на 49,7 % или 45,9 тыс. чел.) в высшие учебные заведения в ДФО за исследуемый период. Немного лучше ситуация по средним профессиональным учебным заведениям: численность выпускников сократилась на 21,4 % (9,4 тыс. чел.), обучающихся возросла на 3,6 % (6,1 тыс. чел.) и принятых (зачисленных) к обучению сократилась на 10,2 % (6,3 тыс. чел.).
Одной из причин сложившейся ситуации является численное колебание выпуска обучающихся государственными и муниципальными образовательными организациями (с аттестатом об основном общем и среднем общем образовании) (табл. 2). Основной же причиной следует считать рост миграционного оттока населения из субъектов ДФО.
Таблица 2. Динамика приёма и выпуска обучающихся ДФО, тыс. чел.
Показатель
|
Значение
по учебным годам
|
Изменение,
тыс. чел.
| |||
2018-2019
|
2019-2020
|
2020-2021
|
2021-2022
| ||
1. Выпуск обучающихся
с аттестатом об основном общем образовании, всего по ДФО
|
87,3
|
90,0
|
92,75
|
88,7
|
1,4
|
Республика Бурятия
|
11,3
|
11,5
|
11,8
|
12,4
|
1,1
|
Республика Саха
(Якутия)
|
12,3
|
12,5
|
12,25
|
12,0
|
-0,3
|
Забайкальский край
|
12,4
|
12,8
|
13,09
|
12,3
|
-0,1
|
Камчатский край
|
3,0
|
3,1
|
3,4
|
3,0
|
0
|
Приморский край
|
18,7
|
19,2
|
19,26
|
18,4
|
-0,3
|
Хабаровский край
|
12,1
|
12,7
|
13,23
|
12,7
|
0,6
|
Амурская область
|
9,0
|
9,3
|
9,74
|
8,9
|
-0,1
|
Магаданская область
|
1,5
|
1,4
|
1,59
|
1,4
|
-0,1
|
Сахалинская область
|
4,8
|
5,0
|
5,76
|
5,3
|
0,5
|
Еврейская автономная
область
|
1,7
|
1,9
|
1,87
|
1,7
|
0
|
Чукотский автономный
округ
|
0,5
|
0,6
|
0,76
|
0,6
|
0,1
|
2. Выпуск обучающихся
с аттестатом о среднем общем образовании, всего по ДФО
|
44,7
|
45,3
|
47,5
|
42,6
|
-2,1
|
Республика Бурятия
|
5,5
|
5,4
|
5,89
|
5,6
|
0,1
|
Республика Саха
(Якутия)
|
8,1
|
8,0
|
8,3
|
7,9
|
-0,2
|
Забайкальский край
|
5,6
|
5,5
|
5,96
|
5,6
|
0
|
Камчатский край
|
1,5
|
1,6
|
1,63
|
1,6
|
0,1
|
Приморский край
|
9,7
|
10,0
|
10,25
|
9,9
|
0,2
|
Хабаровский край
|
5,7
|
6,0
|
6,12
|
6,2
|
0,5
|
Амурская область
|
4,0
|
4,2
|
4,43
|
0,8
|
-3,2
|
Магаданская область
|
0,9
|
0,8
|
0,85
|
0,8
|
-0,1
|
Сахалинская область
|
2,5
|
2,6
|
2,78
|
2,8
|
0,3
|
Еврейская автономная область
|
0,8
|
0,9
|
0,92
|
1,0
|
0,2
|
Чукотский автономный
округ
|
0,4
|
0,3
|
0,37
|
0,4
|
0
|
Наибольшей рост выпускников с аттестатом об основном общем образовании наблюдается по Республике Бурятия за анализируемый период, наибольшее сокращения в абсолютном выражении у двух субъектов ДФО: Республика Саха и Приморский край.
Наибольшей рост выпускников с аттестатом о среднем общем образовании наблюдается по Хабаровскому краю за анализируемый период, наибольшее сокращение в абсолютном выражении зафиксировано в Амурской области. Общая численность выпускников с аттестатом о среднем общем образовании сокращается на 2,1 тыс. чел., что объясняет рост обучающихся в средних учебных заведениях, поступающих на базе основного общего образования. Следовательно, это влияет и на численность поступающих в высшие учебные заведения.
Считаем целесообразным представить прогнозные данные до 2025 г. численности учащейся молодёжи образовательных учреждений (ОУ) РФ, сформированные Министерством образования и науки, Центром социального прогнозирования и маркетинга (таблица 3).
Таблица 3. Прогноз численности учащейся молодёжи ОУ ДФО, тыс. чел
Показатели
тенденций в системе образования
|
2023
|
2024
|
2025
|
Численность детей в дошкольных ОУ
|
318,1
|
312,3
|
307,0
|
Численность обучающихся в дневных государственных
ОУ
|
774,0
|
778,7
|
781,0
|
Численность первоклассников ОУ
|
80,3
|
79,7
|
78,7
|
Численность выпускников 9х классов дневных
государственных (муниципальных) ОУ
|
70,9
|
72,1
|
73,2
|
Численность выпускников 11х классов дневных
государственных (муниципальных) ОУ
|
42,3
|
43,0
|
46,9
|
Выпуск учащихся дневными учреждениями начального
профессионального образования
|
26,0
|
26,4
|
26,8
|
Выпуск специалистов дневными государственными
(муниципальными) ОУ СПО
|
14,7
|
14,9
|
15,1
|
Прием студентов на очное обучение в
государственные (муниципальные) учреждения ВО
|
28,7
|
31,6
|
32,1
|
Примечание: Анализ динамики численности учащихся на длительную перспективу построен с учетом отрицательного последствия для системы образования снижения общей численности населения.
В сложившейся ситуации на Дальнем Востоке России данные, на наш взгляд, слишком оптимистичны. Отметим, что учреждения общего образования остро нуждаются в учителях по математике и физике, в некоторых учреждениях они совсем отсутствуют, что естественно сказывается на сдаче экзаменов ЕГЭ и влияет на выбор направлений подготовки/специальностей при поступлении в высшие учебные заведения, что в дальнейшем и приводит к дисбалансу на рынке труда.
Несмотря на быстрорастущую потребность работодателей в рабочей силе, в ДФО отмечается достаточно высокий уровень безработицы (5,7 % в 2021 г.).
В таблице 4 представлено изменение численности безработных и потенциальной рабочей силы за 2019 – 2021 гг.
Таблица 4. Безработные и потенциальная рабочая сила, тыс. чел.
Субъект ДФО
|
Безработные
|
Потенциальная рабочая сила
| ||||
2019
|
2020
|
2021
|
2019
|
2020
|
2021
| |
Республика
Бурятия
|
39,9
|
45
|
41,3
|
28,9
|
27,7
|
17
|
Республика
Саха
|
34,4
|
37
|
34,4
|
18,7
|
17,2
|
10,9
|
Забайкальский
край
|
48,7
|
51,5
|
48,8
|
16,3
|
18,1
|
12,5
|
Камчатский
край
|
6,8
|
6,9
|
6,3
|
3,6
|
5,3
|
3,2
|
Приморский
край
|
51,6
|
54,7
|
42,2
|
37
|
28,8
|
23,7
|
Хабаровский
край
|
26,8
|
28,7
|
21,8
|
20,1
|
10,9
|
12
|
Амурская
область
|
21,9
|
24
|
20,7
|
13,5
|
12,6
|
10
|
Магаданская
область
|
3,9
|
4,9
|
4,3
|
1,7
|
1
|
0,8
|
Сахалинская
область
|
14,3
|
15,3
|
14,4
|
6,1
|
8
|
4,4
|
ЕАО
|
4,8
|
4,9
|
4,3
|
6,3
|
5
|
4,1
|
Чукотский
АО
|
1,2
|
1,4
|
0,8
|
0,2
|
0,3
|
0,1
|
Проанализировав структуру безработных по возрастным группам, можно отметить, что наибольший удельный вес безработных во всех субъектах ДФО занимают лица в возрасте 20-29 лет (в среднем 31%), второе место – лица в возрасте 30-39 лет (в среднем 28,8 %). Получается, что в регионе испытывающем «кадровый голод» лица в молодом, трудоспособном наиболее активном возрасте остаются безработными, что иллюстрирует несоответствие параметров спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также низкий уровень оплаты труда.
4. Структурное (качественное) несоответствие параметров спроса на рабочую силу и ее предложения.
Ещё одной важной проблемой на рынке труда региона является структурное (качественное) несоответствие параметров спроса на рабочую силу и ее предложения, которое возникает в связи с проблемами и противоречиями во взаимодействии рынка труда и образовательных учреждений. Выделяют следующие противоречия, которые вызывают определённые проблемы:
- отсутствие необходимых компетенций у выпускников (не удовлетворяются требования работодателей к необходимому уровню подготовки специалистов, отсутствие у них необходимых навыков и знаний, и как следствие, работодатели вынуждены организовывать переквалификацию, либо дополнительное обучать вновь нанятых ими работников) [11];
- отсутствие системы квалифицированной помощи, поддержки со стороны работодателей, которая помогла бы образовательным учреждениям максимально качественно готовить специалистов в соответствии с требованиями работодателей [11];
- низкий уровень оплаты труда по заявленным вакансиям работодателя;
- недостаточная быстрота и гибкость реагирования образовательных учреждений на изменения на рынке труда в отношении соответствия структуры, объёмов и направлений подготовки, уровня квалификации. Продолжается подготовка специалистов по направлениям подготовки не востребованным на рынке труда, следовательно, выпускники не имею возможности трудоустроиться и покидают регион.
Таким образом, исходя из выделенных противоречий и проблем следует наметить следующие пути совершенствования взаимодействия образовательных учреждений с субъектами рынка труда:
1. Прогнозировать кадровую потребность по определенным направлениям, определенной квалификации и структуры на основе тщательного анализа планов социально-экономического развития региона.
2. Организовать систему регионального взаимодействия всех ключевых субъектов рынка труда с образовательными учреждениями, и совместно определять структуру, объем и профиль необходимой экономике региона рабочей силы.
3. Повысить качество подготовки специалистов, для этого необходимо разработать и внедрить программы повышения качества образования в учреждениях профессионального образования.
4. Усовершенствовать программы внутренней подготовки специалистов и программы повышения квалификации кадров в регионе [11].
В настоящее время на решение перечисленных проблем нацелены государственные региональные программы, направленные на содействие занятости населения, развитие рынка труда – Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (от 15.04.2014 г. № 298) (последние изменения от 01.02.2023 г.), Постановление Правительства Хабаровского края от 20 апреля 2012 г. N 125-пр «Об утверждении государственной целевой программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края»» (от 20.04.2012 г. № 125) (с изменениями от 17.03.2022 г.).
Выводы
Таким образом, аккумулировав все перечисленные проблемы имеет смысл говорить о комплексном решении проблемы нехватки кадров в регионе на уровне Правительства РФ, необходимо активизировать взаимодействие территориальных органов службы занятости, образовательных учреждений, их социальных партнеров. Данное взаимодействие позволит сбалансировать спрос и предложение регионального рынка труда, а также нивелировать качественное несоответствие конъюнктурных параметров.
Формирование объективных данных о потребностях на рынке труда, учитывающих внутренние трудовые резервы, а также социально-экономические особенности региона и выявленные резервы, позволяет обеспечить эффективное развитие регионального рынка труда [3].
Следующая статья в рамках исследовательской темы ««Влияние демографических и структурных изменений Дальнего Востока России на формирование кадровой потребности региона»» будет посвящена прогнозированию кадровой потребности региона исходя из перспектив реализации крупных инвестиционных проектов ДФО.
Источники:
2. Дальневосточники пакуют чемоданы. Zolotou.com. [Электронный ресурс]. URL: http://zolotou.com/statii/obschestvo/dalnevostochniki-pakujut-chemodany (дата обращения: 15.05.2023).
3. Есина Ю.Л., Панькин П.В. Региональный рынок труда: состояние и перспективы развития // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 715-724. – doi: 10.18334/et.6.2.40789.
4. Калашникова И.В., Мироненко О.В. Формирование трудового потенциала современной России: социально-демографический аспект // European Social Science Journal. – 2016. – № 4. – c. 37-48.
5. Мигранова Л.И. Рынок труда в изменяющихся условиях социальной среды и цифровой трансформации экономики // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1135-1148. – doi: 10.18334/et.7.12.111396.
6. Никерина Е.В., Яшков А.Б., Брагина З.В. Региональный рынок труда и перспективы его развития // Экономика труда. – 2018. – № 2. – c. 433-440. – doi: 10.18334/et.5.2.39138.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2019. – 1204 c.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 1242 c.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 1112 c.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2022. – 1122 c.
11. Хамбазаров Ш.Б. Образовательный комплекс и рынок труда: особенности взаимодействия // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 2(24). – c. 193-204. – doi: 10.18334/ecsoc.9.2.40864.
12. Численность учащейся молодёжи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года. Demoscope.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/obrazovanie/obrazovanie.pdf.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 15:38:20