Investment Projects of Public and Private Partnership in the Far East of Russia
Download PDF | Downloads: 17
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 9-1 / September, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The Far East is one of the key areas in Russia, which is of strategic importance. However, the pace of economic growth in this region is well below average. The basis for the development of the Far East is the realization of large investment projects, which attract both domestic and foreign investors and use the mechanism of public and private partnership. This question is covered in the article.
Keywords: special economic zone, investment portfolio, investment projects, public and private partnership, production sharing agreement, developmentof the far east natural-and-resource potential
Дальний Восток – это одна из ключевых территорий России, которая за счет богатейшего природно-ресурсного потенциала и географического положения имеет огромное стратегическое значение.
Вместе с тем восточная часть страны в целом явно отстает от европейской части по темпам экономического развития и реализуемым масштабным инвестиционным проектам и испытывает миграционный отток населения.
Однако в последнее время отношение к ситуации на Дальнем Востоке меняется. Так, разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Ее основу составляют проекты, представляющие интерес для отечественных и зарубежных инвесторов.
Инвестиции в Дальний Восток
Инвестиционный портфель Дальнего Востока предлагает к реализации до 2013 года только крупных проектов на общую стоимость более 3 трлн руб., а до 2025 года – на сумму более 9 трлн руб. Из них примерно 40–45% инвестиций приходится на нефтегазовую промышленность, 20–22% – на геологоразведку, 15–16% – на электроэнергетику, 10% занимают проекты в транспортную инфраструктуру и связь [1].
Все это говорит о том, что частные инвестиции на Дальнем Востоке требуют особой поддержки и гарантий государства. По нашему мнению, федеральные органы власти должны оказывать влияние на осуществление крупнейших инвестиционных проектов на Дальнем Востоке России по следующим основным направлениям:
– за счет проведения особой государственной политики в сфере налогового, таможенного и тарифного регулирования и инвестиций в инфраструктуру;
– посредством формирования на Дальнем Востоке благоприятного инвестиционного климата как для отечественных, так и для иностранных инвесторов;
– путем осуществления социальной политики, соответствующей экономическим задачам.
При осуществлении крупнейших инвестиционных проектов, направленных на развитие экономики Дальнего Востока, ключевым механизмом их реализации становится государственно-частное партнерство (ГЧП).
Рассмотрим основные проекты государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке. Советская Гавань, Кузнецовский тоннель и Южная Якутия
1. Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) в Советской Гавани, которая будет функционировать 50 лет с момента создания и предполагает суммарный объем инвестиций в ценах 2008 года не менее 31 млрд руб. при финансировании из федерального бюджета на уровне 3,1 млрд руб.
Общий объем инвестиций будущих резидентов составит порядка 30 млрд руб. в ценах 2008 года, из них с 2008 по 2010 гг. будет вложено 10 млрд руб. [2].
Разумеется, что и без использования такого механизма ГЧП, как особая экономическая зона, ПОЭЗ «Советская Гавань» будет развиваться, однако его темпы и качество в этом случае будут на порядок ниже, а сама реализация проектов останется под вопросом.
2. Реконструкция участка железной дороги Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Проект позволит создать особые условия перевозки грузов назначением на Ванинско-Советско-Гаванский транспортный узел. Реконструкция финансируется за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации.
По словам президента ОАО «РЖД» В. Якунина, инвестиции в реконструкцию Кузнецовского тоннеля оцениваются в 59,9 млрд руб., из них 30% (17,7 млрд руб.) будет покрыто за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а остальное вложит ОАО «РЖД» [3].
3. Проект «Комплексное развитие Южной Якутии», реализуемый на принципах государственно-частного партнерства также заслуживает внимания. Распоряжением Правительства РФ от 17.01.08 г. № 21 этот проект включен в Перечень инвестиционных проектов, проектно-сметная документация по которым разрабатывается на средства Инвестфонда РФ.
Инвестиционное соглашение касается первого этапа (проектирования) реализации проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», общая стоимость которого – 10,4 млрд рублей.
Из них 7,8 млрд рублей – бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, 2,6 млрд рублей – средства инвесторов [4].
Сахалинские проекты и остров Русский
4. «Сахалин-1» – первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях соглашения о разделе продукции (заключен в 1996 году) [5]. Он является одним из крупнейших проектов в стране с прямыми иностранными инвестициями. Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), дочерняя организация корпорации ExxonMobil, является оператором международного консорциума «Сахалин-1» (доля участия ExxonMobil – 30%).
Партнерами ЭНЛ по консорциуму являются:
– японский консорциум SODECO (30%);
– индийская государственная нефтяная компания ONGC (20%);
– родственные организации российской государственной нефтяной компании «Роснефть»: «Сахалинморнефтегаз- Шельф» (11,5%) и «РН-Астра» (8,5%).
5. «Сахалин-2» – это крупнейший в России проект на основе частных инвестиций по добыче и экспорту сырой нефти и природного газа, осуществляемый на основе соглашения о разделе продукции. Проект реализует компания «Сахалин Энерджи». Ее акционерами являются:
– ОАО «Газпром» (50% + 1 акция);
– Shell Sakhalin Holdings B.V. (дочернее предприятие Royal Dutch Shell, 27,5% минус одна акция);
– Mitsui Sakhalin Holdings B.V. (дочернее предприятие Mitsui, 12,5% акций);
– Diamond Gas Sakhalin B.V. (дочернее предприятие Mitsubishi Corporation, 10% акций).
6. «Саммит АТЭС-2012. Остров Русский». На подготовку к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества предполагается выделить 100 млрд руб. из федерального бюджета, 11 млрд – из бюджета Приморского края. Частные инвестиции должны составить 38 млрд руб.
В 2008 году планировалось направить на подготовку саммита 15 млрд руб., в 2009 году – 20 млрд, в 2010 – 20 млрд, в 2011 году – 34,4 млрд, а в 2012 году – 0,6 млрд руб. [7].
На этом основании можно заключить, что, во-первых, крупные отечественные и зарубежные компании готовы к реализации на Дальнем Востоке инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, в тепло- и гидроэнергетике, угольной промышленности, лесопереработке. Во-вторых, необходимо формирование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между государством и частным бизнесом.
Страница обновлена: 30.05.2025 в 14:42:53