Кластерный подход в решении проблем рыбохозяйственного комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (31), Июль 2009
Цитировать:
Тупикина Е.Н. Кластерный подход в решении проблем рыбохозяйственного комплекса // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 7. – С. 52-57.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12787714
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается возможность создания рыбопромышленного кластера на Дальнем Востоке России. Такой кластер сможет послужить примером для других рыбных регионов и дать импульс к развитию всей рыбной отрасли России. Публикация имеет научно-информационную направленность и рассчитана на всех читателей журнала.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, дальний восток, кластер
Известно, что экономическое развитие любой страны напрямую зависит от развития ее регионов. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу одним из приоритетов является переход от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты РФ и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. В связи с этим одной из главных задач, поставленных президентом России перед главами регионов, является обеспечение устойчивого процесса развития и стабильного экономического роста на основе использования инновационных методов хозяйствования.
Одним из перспективных направлений эффективного развития территорий является внедрение инновационных методов в организацию производства путем объединения региональных предприятий в кластеры.
В переводе с английского слово «кластер» (cluster) означает гроздь, куст, группа, объединение. Понятие кластера введено Майклом Портером, который определял его как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Портер рассматривал кластер как один из способов повышения конкурентоспособности экономической системы. Сегодня восприятие кластеров расширилось, их относят к гибким мезоэкономическим системам, включающим в свой состав экономические субъекты микроуровня с гибридными связями и кооперацией для достижения некоторых общих целей, но одновременно сохраняющим самостоятельность (автономность в принятии решений и права собственности на активы). Современные кластеры представляют собой межотраслевые, мультисферные образования с институциональной формой, позволяющей связывать разнородные материальные и интеллектуальные ресурсы наиболее эффективным образом.
Кластер, который представляет собой скопление юридически независимых компаний, контролируемых единым органом – центром кластера, поможет решить ряд проблем: увеличить производственные показатели компаний, входящих в объединение, поступление налогов в бюджеты разных уровней, численность занятых на предприятиях.
Основные преимущества кластера: доступность фирм и местных организаций внутри кластера к информации о маркетинге, технологиях, текущих потребностях покупателей, которая может быть лучше организована и требует меньших затрат, что позволяет компаниям работать более продуктивно и выходить на передовой уровень производительности; оперативный доступ к новым технологиям, прогрессивным методам работы для осуществления поставок; возможность более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей. Объединение и сотрудничество в рамках кластерного образования может помочь разделить высокие затраты и риски инноваций между участниками сети, которые не под силу изолированной фирме. А возможность получения информации о потребителях вызывает расширение клиентской базы и рост масштабов производства.
Для экономики государства, региона, отдельно взятой территории кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым нередко образуются новые кластеры и конкурентоспособность страны (региона) в целом растет.
Кластерный подход, как показывает мировая практика, служит не только средством достижения целей промышленной политики (усиление инновационной направленности, повышение конкурентоспособности, структурные изменения и т.д.), но также является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге привлекает миграционные потоки, повышает занятость населения, увеличивает отчисления в бюджеты различных уровней, повышает устойчивость и конкурентоспособность региональной промышленности.
За рубежом данный подход доказал свою эффективность. Например, по данным Гарвардской школы бизнеса, в экономике США более 32% занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры. При этом уровень производительности труда в них выше среднего по стране на 44%, а зарплата на 29% больше среднеамериканской. Департамент экономического развития США, отвечающий за региональную политику, финансирует исследовательские проекты, цель которых - выявление кластеров, и представляет специальные гранты отдельным штатам на развитие кластеров, в частности в депрессивных регионах. В настоящий момент стратегия развития каждого американского штата опирается на развитие кластеров.
За последние два десятилетия инновационные кластеры были созданы в разных странах. Например, кластер информационных технологий в Силиконовой долине (США), парфюмерный кластер в Грасе (Франция), кластер телекоммуникаций в Хельсинки (Финляндия). Кластерная политика в Турции и в Китае стимулирует высочайший уровень конкуренции и в то же время позволяет выжить не только крупным холдингам, но и среднему и малому бизнесу. Фирмы, входящие в состав этих кластеров, работают в самых разных отраслях, начиная от высокотехнологичных, таких как фармацевтика, компьютерные технологии, производство научных инструментов и мобильных телефонов, до более традиционных форм: производство автомобилей, одежды и обуви. Высокая концентрация в одном месте поставщиков, производителей, сервисных компаний, оптовых и розничных операторов предельно мотивирует компании на развитие.
Отличие кластера от других форм организации предприятий (например, от территориально-производственных комплексов) состоит, прежде всего, в наличии внутренней конкурентной среды и сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Поэтому в кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера основано на конкуренции, а с внешним преимущественно на кооперации.
Сегодня в России предпринимаются шаги по формированию кластеров. Например, кластер энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге, судостроительный кластер там же, кластер информационных технологий и телекоммуникаций в Московском регионе (Москва и Московская область), аэрокосмический кластер там же, текстильный кластер в Ивановской области и т.д. Но варианты создания кластеров, связанных с продовольствием, пока еще не нашли своего должного отражения. А ведь успешное развитие государства напрямую зависит от полноценного и качественного питания населения. Как показывают исследования, в России потребление основных продуктов питания не дотягивает до нормы. Особую озабоченность вызывает низкое потребление населением белка. Поэтому развитие собственного производства продуктов питания на основе инновационной деятельности в сельскохозяйственной и рыбной отраслях носит актуальный характер.
Россия по своему географическому расположению обладает значительными запасами промысловой рыбы и является одним из крупных мировых поставщиков различных рыбных товаров. Однако среднегодовое потребление рыбы и морепродуктов в нашей стране составляет 13 кг (справочно: в Исландии – 90 кг, в Японии – 66 кг, в Литве – 60 кг, в Норвегии – 54 кг, в Китае – 25 кг).
В настоящее время рынок рыбной продукции в России характеризуется недостаточной организованностью, отсутствием логистических и производственных связей, большим количеством посредников и, как следствие, высокими ценами на продукцию. Порядка 33% внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта, существенная часть которого является переработанными водными биоресурсами, выловленными российскими промысловыми судами и поставленными зарубежным компаниям в виде сырья. Также сдерживающими факторами развития рыбохозяйственного комплекса в течение последних лет являются: высокий износ основных фондов и технологическая отсталость; низкая инвестиционная привлекательность; снижение научного потенциала; неразвитость рынков рыбных товаров и низкая их (товаров) конкурентоспособность.
Сложившаяся сегодняшняя ситуация говорит о том, что для выхода рыбной отрасли из кризисной ситуации и для ее дальнейшего эффективного развития необходимы качественно новые нестандартные инновационные методы. На наш взгляд, кластерный подход как раз таковым и является. Предлагается сформировать и внедрить рыбопромышленный кластер в Дальневосточном бассейне.
Дальний Восток имеет все необходимые условия для формирования рыбопромышленного кластера:
1. Удельный вес предприятий Дальневосточного бассейна в рыбном хозяйстве РФ составляет: по уловам рыбных и нерыбных объектов – 65-70%; выпуску товарной пищевой продукции, включая консервы – 70-75%%; производству консервов – 30-35%; рыбной муки – 80-85%.
2. Здесь вылавливается 99% всех лососевых, 100% крабов, свыше 90% камбаловых, более 40% сельди, около 60% моллюсков, около 90% водорослей от общего улова по России.
3. На долю рыбной промышленности Дальнего Востока приходится около 30% береговых консервных мощностей отрасли, около 60% рыбомучных мощностей, около 32% холодильных и морозильных мощностей. На долю рыбной отрасли приходится 12,4% объема промышленного производства в Дальневосточном федеральном округе и более 68% - в пищевой промышленности региона.
3. Для обслуживания рыбопромыслового флота имеются мощная судоремонтная (около 61% общих отраслевых судоремонтных мощностей) и машиностроительная (более 24%) базы, организовано производство запасных частей к дизелям (около 10%).
4. На Дальнем Востоке расположено около 47% общего причального фронта генеральных грузов основных морских портов Российской Федерации. При этом в Приморском крае имеются 4 незамерзающих выходных рыбных порта, в которых рыбная продукция перегружается с морского транспорта на железнодорожный.
В целом рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока характеризуется:
- близостью районов промысла к основным портам базирования флота и рыбообрабатывающим комплексам;
- значительностью потенциальных биологических ресурсов;
- уникальным видовым составом биологических ресурсов;
- благоприятными условиями для развития промышленной марикультуры;
- наилучшими возможностями для воспроизводства запасов гидробионтов;
- ведением промысла в течение всего года;
- близостью зарубежных стран – потребителей рыбопродукции;
- наличием специальных трудовых ресурсов;
- наличием специализированных вузов и колледжей, способных обеспечить потребности в высококвалифицированных кадрах;
- отлаженной структурой банков и страховых компаний.
Не стоит забывать, что рыбохозяйственный комплекс не только кормит человека, но и является поставщиком продукции сельскому хозяйству, медицинской, космической, кожевенной, меховой, обувной, химической промышленностям и другим отраслям экономики. Сам при этом является потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, легкой и химической промышленности, всех видов транспорта, обеспечивая занятость в смежных отраслях экономики около 3 миллионов человек. Поэтому в широком смысле кластерный подход предполагает, что каждая конкретная отрасль не может рассматриваться отдельно от остальных, она должна системно изучаться внутри комплекса взаимосвязанных секторов, а становление базовой отрасли служит толчком к активному развитию отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей, а также новых сегментов услуг, образуя кластер экономической активности.
Таким образом, созданный на российском Дальнем Востоке рыбопромышленный кластер сможет послужить примером для других рыбных регионов и дать импульс к развитию всей рыбной отрасли России.
Источники:
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р.
2. Портер Майкл Э. Конкуренция. – М: Вильямс, 2001.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:18:50