Диагностический анализ первичного публичного размещения акций и унификация пакета документов для выхода на биржу

Белобродский А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы проведения диагностического анализа первичного публичного размещения акций (initial public offering – IPO), представлена классификация видов диагностического анализа и информация о периодичности проведения его процедур. Автор также предлагает унифицировать пакет документов для выхода компании на биржу.

Ключевые слова: первичное публичное размещение акций, диагностический анализ, недооценка, долгосрочная неэффективность, анализ затрат, виды и процедуры ipo, пакет документов



В России за последние годы несколько десятков компаний стали публичными. При этом по некоторым оценкам, расходы на IPO составили 3–10% от суммы размещения акций.

Поэтому важной и актуальной становится задача проведения диагностического (экономического) анализа IPO.

Под диагностическим анализом первичного публичного размещения будем понимать определение объективного состояния IPO и его интерпретацию для формирования выводов и рекомендаций по управлению процессом размещения. Это даст возможность компаниям оптимизировать финансовые ресурсы и увеличить поступления.

Модель движения капитализации

Изучив динамику движения акций до и после проведения IPO с учетом влияния общего состояния фондового рынка, мы пришли к выводу, что модель движения капитализации, предложенная Риттером [2] и дополненная Львутиным П.П. и Фетцер О.В. [4], имеет место и на отечественном рынке. Вначале наблюдается эффект недооценки, далее разворот тренда, а затем эффект долгосрочной неэффективности. Кроме этого, имеет место эффект активизации на горячих рынках.

Эффект недооценки представляет собой потери собственников из-за продажи акций новым акционерам по цене ниже стоимости на дни после IPO. Иногда недооценку рассматривают в первоначальной доходности, то есть как прирост стоимости курса акции за первый день начала торгов. Мы же предлагаем рассматривать недооценку как максимальный прирост стоимости курса акций.

На наш взгляд, рассматривать только первый день торгов для эффекта недооценки не совсем адекватно, так как акции продолжают расти дальше, а в первый день сильно сказывается спекулятивное навязывание новой цены.

Эффект долгосрочной неэффективности представляет собой потери акционеров из-за падения стоимости акций. Проблема пониженной доходности по ценным бумагам компаний, вышедшим на IPO, состоит в том, что акции компании после первичного публичного размещения часто не оправдывают ожиданий и приносят доходность ниже, чем средства, вложенные в непубличные предприятия такого же размера. Эффект долгосрочной неэффективности, на наш взгляд, целесообразно измерять в темпах снижения капитализации на текущую дату.

Эффект активизации на горячих рынках определяется большим числом инвесторов, желающих приобрести акции в период бума. Мы предлагаем рассчитывать эффект активизации на основе аддитивной модели разогрева рынка. Модель представляет собой сумму показателей роста рынка (например, индексов РТС, скорректированных по времени влияния на инвесторов).

Диагностический анализ IPO

Несомненно, в процессе реализации IPO требуется проводить анализ затрат. В первую очередь это связано с тем, что даже небольшой процент экономии затрат на IPO может дать значительный эффект.

Анализ затрат на IPO является важной частью диагностического анализа размещения. Он проводится на всем этапе от первоначальной подготовки до последующей поддержки публичного предложения.

Диагностический анализ IPO мы предлагаем классифицировать по отдельным видам, к которым отнесем:

– оценку эффекта недооценки;

– прогнозирование разворота тренда;

– оценку эффекта долгосрочной неэффективности;

– оценку эффекта активизации на горячих рынках,

– анализ затрат на размещение.

Будем предполагать, что каждый из видов диагностического анализа проводится в соответствии с некоторой процедурой. Виды и периодичность процедур диагностического анализа удобно представить в виде таблицы (см. ниже).

Таблица

Виды и периодичность процедур диагностического анализа IPO

Под организационным обеспечением для целей диагностического анализа будем понимать методологию управления проектом экономической диагностики IPO и отношения между субъектами проведения IPO.

По нашему мнению, организационно проводить диагностический анализ размещения акций должен руководитель размещения (проекта) со стороны компании. Относить расходы размещения на элементы структурного плана должна бухгалтерия, а осуществлять деятельность по подготовке и организации IPO – внешние консультанты консалтинговых и/или аудиторских организаций.

Одной из ключевых задач, стоящих перед компанией при проведении IPO, является выбор фондовой биржи. Именно биржи предъявляют основные требования по раскрытию информации перед акционерами (инвесторами). Также дополнительные требования определяют государственные регулирующие органы. В США известны правила Комиссии по ценным бумагам и биржам и закон Сарбейнса – Оксли, в России – положения Федеральной службы по финансовым рынкам.

Для выбора оптимальной биржи, которая определит международные и отечественные требования к IPO, рекомендовано воспользоваться стандартными показателями определения оптимального проекта в финансовом менеджменте: NPV1, IRR2, WACC3.

Унификация пакета документов

Нами предложено унифицировать пакет документов, необходимый эмитенту для выхода на биржу.

Это позволит, в зависимости от внешних и внутренних факторов, изменить планируемое место проведения IPO.

Пакет включает в себя следующие документы:

1) заявление о включении ценных бумаг в котировальный список на биржу;

2) договор об оказании услуг листинга на бирже;

3) договор о выполнении обязательств маркет-мейкера между биржей, финансовой организацией и эмитентом;

4) копии писем-уведомлений о государственной регистрации отчетов и об итогах выпусков ценных бумаг;

5) копии учредительных документов эмитента;

6) копии свидетельств о внесении записей о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

7) бухгалтерскую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (формы № 1, № 2, № 3, № 4, № 5) за три последних календарных года с аудиторским заключением и на последнюю отчетную дату;

8) финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) общепринятыми принципами бухгалтерского учета США вместе с аудиторским заключением на русском языке за последний календарный год (для эмитентов – ценные бумаги, которые включаются в котировальные списки «А»);

9) ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг на последнюю отчетную дату, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федерального органа.

Кроме того, мы предлагаем исключить из списка документов следующие:

1) анкету ценных бумаг (по типовой форме). Предлагается включить ее в заявление;

2) соглашение о сотрудничестве (по типовой форме), в 2 экземплярах. Достаточно договора об оказании услуг листинга;

3) копии всех зарегистрированных решений (изменений в решениях) о выпусках ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг (изменений в проспекты эмиссии), плана приватизации, отчетов (уведомлений) об итогах выпусков ценных бумаг, об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска того же типа и вида, что и заявляемые ценные бумаги, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации эмитента.

Перечисленные документы нужны при регистрации выпуска IPO;

4) список аффилированных лиц, отчет эмитента о соблюдении норм корпоративного поведения.

Таким образом, в статье рассмотрены вопросы, связанные с проведением диагностического анализа IPO. На основе изучения зарубежного [2] и отечественного [1, 3] опыта предложены:

– классификация видов диагностического анализа;

– периодичность процедур диагностического анализа;

– унификация пакета документов для выхода на биржу.


Источники:

1. Балашов В.Г., Ириков В.А.и др. IPO и стоимость российских компаний: мода и реалии. – М.: Дело, 2008 – 336 с.
2. Геддес Р. IPO и последующие размещения акций / Пер с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 352 с.
3. Лукашов А. IPO от I до О: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 257 с.
4. Львутин П.П., Фетцер О.В. Первичные публичные размещения акций: Обзор исследований // Корпоративные финансы. – 2007. – № 1. – С. 145–163.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:41:19