Бюджетные полномочия и экономическое развитие региона
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (149), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Либерман Т.И. Бюджетные полномочия и экономическое развитие региона // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 148-151.
Аннотация:
Существующая система разграничения доходных и расходных полномочий органов государственной власти ограничивает финансовые возможности региона. Распределение ресурсов осуществляется без учета стратегии и специфики социально-экономического развития территории, не соответствует принципам эффективности и целесообразности. Применение предложенных в статье подходов к разграничению бюджетных полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации позволило бы решить многие региональные проблемы.
Ключевые слова: экономическое развитие, налоговый потенциал, расходные полномочия, распределение бюджетных полномочий, допустимая децентрализация, налоговые доходы, финансовая помощь
Бюджетные полномочия предусматривают разграничение доходных источников и расходных обязательств для целей эффективного развития экономики и ради наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Влияние распределения бюджетных полномочий органов государственной власти на экономику региона оценивается по направлениям:
– обеспечения соответствия полномочий, ресурсов и ответственности субъектов межбюджетных отношений;
– совершенствования механизма распределения средств между органами федеральной, региональной власти, территориями и производствами региональной экономики.
Доходы бюджетов разных уровней
Проблема разграничения полномочий между участниками межбюджетных отношений в России заключается в том, что передача ответственности по финансированию общенациональных и локальных благ из федерального центра субъектам федерации и далее муниципальным образованиям не сопровождается увеличением собственных источников доходов. Из территориальных бюджетов финансируется около 70% государственных расходов на образование, здравоохранение, социальную политику. В то же время основную часть доходов бюджетов территорий составляют федеральные налоги и безвозмездные поступления (в среднем 85–90% от совокупных доходов).
Налоговые доходы Липецкой области, например, образуются в основном за счет налога на прибыль организаций (около 60% от общих доходов) [2, с. 82]. Вместе с тем в консолидированном бюджете России доходы федерального бюджета имеют тенденцию к увеличению: с 57% в 2003 году до 63% в 2008 году [3, с. 828].
Анализ распределения бюджетных средств субъектов федерации в муниципальные бюджеты показывает, что происходит увеличение объемов перераспределяемых ресурсов по линии финансовой помощи: с 16% в 2000 году до 40–45%% в 2009 году [1]. Однако на территориях муниципальных образований не происходит увеличения налогового потенциала, вследствие отсутствия стимулов роста доходов и неспособности органов местного самоуправления влиять на параметры общественного воспроизводства.
На экономическое развитие региона также оказывает воздействие распределение ресурсов между общественным и рыночным секторами в форме прямого финансирования отраслей каждого сектора или изменения уровня налоговой нагрузки.
Распределение ресурсов
Прямое финансирование не соответствует принципам достаточности и целесообразности. На капитальные статьи выделяется незначительное количество средств, не в полной мере финансируются общественно значимые отрасли. В бюджете Липецкой области, например, расходы, предусмотренные на поддержку сельского хозяйства и рыболовства, разделены таким образом, что на капитальные статьи направлено 2,7% от общих расходов на эту отрасль. Финансирование охраны окружающей природной среды стоит на последнем месте, и за период с 2002 года по 2009 год снизилось с 0,46% до 0,18% [2, с. 82].
Распределение ресурсов на поддержку предприятий частного сектора не отвечает принципу эффективности. В промышленности Липецкой области сохраняется резкая поляризация отраслей по уровню доходов, низкая рентабельность производимой продукции. В 2008 году около 20% организаций получили убыток на сумму 1 451 622 тыс. рублей, в сельском хозяйстве рентабельность зерна снизилась примерно в 3 раза. Применение налоговых льгот имеет существенный недостаток, выражающийся в отсутствии полномочий субъектов федерации корректировать поведение экономических субъектов и стимулировать экономическое развитие.
Для совершенствования распределения ресурсов в соответствии с существующим разграничением бюджетных полномочий необходимо увеличение налогового потенциала территорий. Для повышения доходных источников бюджетов субъектов федерации в состав региональных налогов можно включать такие налоги и сборы, которые незначительно различаются по территориям, например водный налог. В отдельных случаях можно предусмотреть введение местных надбавок, увеличивающих на несколько пунктов базовые ставки некоторых налогов.
Для стабилизации доходов, увеличения налогового потенциала регионов необходимо предусмотреть введение среднесрочных нормативов отчислений от федеральных налогов в территориальные бюджеты.
Коррективы для стимулирования регионального развития
Необходимо повышать возможности региональной власти влиять на экономическую политику предприятия, экологическую безопасность территории. Для этого следует, например, чтобы вред, наносимый природной среде, был компенсирован в форме внесения платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов в бюджет той территории, где произведены выбросы.
Для поддержки предприятий на региональном уровне следует предусмотреть выделение отраслевых субсидий и более широко использовать инструменты стимулирования регионального развития: изменение налоговых ставок, развитие рыночной инфраструктуры, страхование рисков, финансирование научных разработок. Это не приведет к возрастанию нецелевых бюджетных расходов, поскольку в регионах больше возможности контролировать распределение и использование средств.
В рамках прямого распределения средств на развитие секторов региональной экономики можно использовать блочные и категориальные гранты. При выделении блочного гранта средства используются по усмотрению территорий на развитие отраслей, производящих локальные блага, на которые влияют местные предпочтения. Категориальные гранты следует направлять на строго определенные цели, для развития отраслей, имеющих общенациональное значение.
Экономическое развитие региона зависит от пропорций распределения ресурсов между уровнями бюджетной системы, отраслями и секторами экономики. Сложившаяся система разграничения бюджетных полномочий, ресурсов не позволяет регионам корректировать политику предприятий, стимулировать экономический рост. Внесение коррективов в систему разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти в соответствии с критериями достаточности, целесообразности и эффективности использования ресурсов позволит улучшить создавшуюся ситуацию.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:05