Инновации как средство повышения эффективности стратегического управления организацией

Бабенко Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бабенко Г.А. Инновации как средство повышения эффективности стратегического управления организацией // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 29-32.

Аннотация:
В статье рассказывается об инновациях, о необходимости их использования на современном этапе управления организацией. Также говорится о том, что инновации повышают эффективность стратегического управления и являются средством поддержания конкурентоспособности.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновации, инновационная стратегия, конкурентные преимущества, управление знаниями, стратегическое управление, новые технологии



Изменения деловой среды, непосредственно связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса, привели к повышению актуальности стратегического управления.

Стратегическое управление традиционно понимается как комплекс управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации. Но это еще и совокупность действий, обеспечивающих реагирование организации на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой рассмотрение новых целей и общих принципов развития.

Как известно, в современном мире «выживаемость» организации зависит от поддержания постоянного потока нововведений, сегодня выражаемых термином «инновации» [1].

Новые технологии оказывают существенное влияние на каждый элемент среды бизнеса. Это касается как внешних, так и внутренних факторов, начиная от принятия политических, экономических и других решений на уровне организации и заканчивая производственным процессом, сбытом продукции, продвижением персонала по карьерной лестнице и т.п. Закрывать глаза на этот процесс нельзя, а значит, необходимо на практике использовать стратегическое и инновационное планирование.

Иными совами, между инновационным и стратегическим управлением существует взаимосвязь и взаимная зависимость.

Преимущества пионера

Внедрение инноваций и разработок в рамки стратегического управления, происходившее в 1990-х гг., показало то, что процессы планирования на фундаментальном уровне отличны от планирования производственной деятельности. В процессе разработки новой технологии или продукта могут появиться новые возможности, влияющие на стратегию. Чтобы пользоваться ими, предприятие должно периодически корректировать свои стратегии.

Если ограничивать инновационную деятельность разработкой новых технологий и продуктов, то будет получена лишь часть дохода. В этом случае другие предприятия могут завершить новаторские действия, и при этом они получат ту прибыль, которую недополучила организация-пионер.

Итак, польза от новой технологии или продукта бывает лишь тогда, когда стратегии и структуры организации адаптированы.

В последнее время перспективные разработки связаны с решающим значением знаний для развития организаций, деятельность которых зависит от сбора и переработки информации, обучения сотрудников и усвоения нового. В условиях жесткой конкуренции и быстрых изменений в экономике, технике, методах управления, информационных технологиях нужно понимать механизмы овладения знаниями, а также препятствующие этому факторы.

Компетентность, знание и нацеленность персонала на успех лежат в основе стратегического развития и помогают находить решения возникающих проблем разного рода — экономических, технических и организационно-управленческих. Причем это касается не только повседневных и краткосрочных задач, но и долгосрочных, стратегических.

Стратегия инновационной деятельности

В течение последних десятилетий доминирует практика, фокусирующая внимание не на экономической эффективности, а на обеспечении качества, гибкости, новизны, создании организационного знания. Такие изменения были вызваны сменой потребностей покупателей.

В XXI веке управление знаниями стало важным инструментом, который не только держит организацию на плаву, но и повышает эффективность её деятельности. Современные технологии в сфере коммуникаций и передачи информации обеспечивают надежный и постоянный обмен. Решения принимаются более быстро, укрепляется сотрудничество.

Знания, полученные совместно с потребителем, позволяют внедрять новшества, товары, услуги лучшего качества. Все это дает новые толчки к развитию исследований и технических разработок, маркетинга и формированию инновационной стратегии организации.

Инновационная стратегия – это средство, благодаря которому можно достичь определенных целей организации, которая отличается от других инструментов своей новизной.

Если рассматривать внутреннюю среду инновационной стратегии, то её подразделяют на следующие группы [2]:

– функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

– продуктовые (направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

– организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления);

– ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические).

Теорией и практикой предложен ряд базовых стратегий, направленных на развитие конкурентных преимуществ. Они делятся на следующие группы:

– стратегии интенсивного роста;

– стратегии интеграционного роста;

– стратегии диверсифицированного роста;

– стратегии сокращения.

Каждая группа имеет инновационные стратегии. Другие стратегии носят тот или иной инновационный характер. Они показывают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ организации.

Применение организациями одного и того же типа стратегии приводит не к эффективности, а к её утрате, также происходит спад привлекательности.

Реализация стратегии инноваций связана с повышением уровня сложности управления организацией. На то существует несколько причин, а именно:

– повышение уровня неопределенности результатов;

– повышение инвестиционных рисков проектов за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей;

– усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией.

Стратегия инновационной деятельности организации – это совокупность согласованных инновационных решений, которые оказывают определяющее воздействие на деятельность и имеют долгосрочные последствия.

Основа развития

Под инновационной стратегией необходимо понимать образ действий организации:

– определяющий ее линию поведения;

– направленный на формирование инновационного потенциала (потенциал необходим для изменения внешнего окружения, который, в итоге, поможет достигнуть целей и эффективной реализации конкурентной стратегии).

Основными критериями эффективности стратегии организации являются:

– степень ее соответствия условиям внешней и внутренней среды бизнеса;

– обеспечение с ее помощью стабильного конкурентного преимущества;

– способность организации в результате реализации стратегии повысить свою прибыльность, деловую активность и конкурентоспособность.

Единственным способом обеспечить устойчивое преимущество над конкурентами для большинства организаций является постоянное внедрение инноваций. В настоящее время победить в конкурентной борьбе можно при соблюдении ряда условий:

1) быть самым быстрым;

2) предлагать продукцию самого высокого качества;

3) выбирать наиболее привлекательные решения, в том числе за счет внедрения инноваций.

Сегодня только инновации обеспечивают постоянный рост, процветание и прибыль организации. Внедрение новой технологии, предложение новых товаров и услуг, формирование новых рынков или введение новых организационных форм позволяют организации увеличить итоговую ценность для потребителей, и, в итоге, усилить их лояльность.

Новые виды бизнеса позволяют организации создать дополнительные источники потока наличных денежных средств, при капиталовложениях в разработки товаров, услуг и т.д. Такой кругооборот является основой развития, роста и успеха организации.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:15:33