Методика расчета загрузки природных туристско-экскурсионных объектов показа, расположенных на горных и предгорных территориях Сочинского туристского комплекса
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В период летнего сезона 2008 года на территории Сочинского туристского комплекса активно задействованы около 30 природных объектов показа, большинство из которых располагаются в горных и предгорных районах. Количество туристов, посещающих курорт, с каждым годом увеличивается, и одновременно растет антропогенная нагрузка на данные объекты. Автором предложена методика расчета загрузки туристско-экскурсионных объектов, позволяющая собственникам принимать решение о направлениях их дальнейшего использования.
Ключевые слова: туризм, экскурсионная составляющая туристского комплекса, природный объект показа, антропогенная нагрузка
Системный подход в туристско-рекреационной сфере позволяет выявить из множества факторов наиболее значимые для процесса ценообразования. В условиях монополистической конкуренции в анализируемом секторе экономики формирование цен на услуги происходит под влиянием существующей структуры спроса, цен конкурентов и собственных затрат.
По мнению автора, наиболее приемлемым является использование подхода к ценообразованию Ф. Котлера, выделяющего следующие основные этапы:
постановка задач ценообразования; определение спроса;
— оценка издержек;
— анализ цен и товаров конкурентов;
— выбор метода ценообразования;
— установление окончательной цены.
Задачи ценообразования определяются выбранной стратегией конкурентоспособности. Например, если реализуется стратегия минимизации издержек, главной задачей ценообразования является обеспечение максимально возможной загрузки предприятия за счет цен, более низких, чем у основных конкурентов; если реализуется стратегия дифференциации, то задача ценообразования может заключаться в сигнализации потребителю о высоком качестве предлагаемых услуг и т.д.
Фактор сезонности
Осуществленный автором расчет коэффициентов эластичности спроса по цене на услуги туристских предприятий позволяет сделать следующие выводы.
1. Значение коэффициента эластичности, как правило, колеблется в интервале от 1 до бесконечности, что формально характеризует спрос как эластичный по цене.
2. Колебания в загрузке связаны большей частью с фактором сезонности. В частности, автором проведен анализ зависимости между показателями заполняемости и количественными характеристиками сезонности. В качестве количественных характеристик сезонности была использована среднемесячная температура воздуха и морской воды, число солнечных дней и среднемесячная норма осадков в г. Сочи в течение года.
3. Фактор сезонности в значительной мере искажает результаты анализа эластичности спроса по цене. Под влиянием этого фактора в течение календарного года происходят ритмические сдвиги всей кривой спроса на услуги туристско-рекреационных организаций. Анализ же эластичности спроса по цене предполагает определение характера зависимости между ценой и величиной спроса.
На основе расчета коэффициентов эластичности спроса по цене можно сделать выводы о том, что в «высокий сезон» спрос, как правило, неэластичен, а в «мертвый сезон» и межсезонье эластичен.
Таким образом, из проведенного анализа следует, что в межсезонье целесообразно устанавливать цены ниже, чем у основных конкурентов, поскольку в этот период спрос чувствителен к изменению цен. Напротив, можно с уверенностью предположить, что в период «высокого сезона» установление цен на одном уровне с ближайшими конкурентами и даже несколько выше не приведет к существенному снижению заполняемости.
Метод «затраты – объем – прибыль»
Важной задачей, которую необходимо решить при планировании затрат, является разделение расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения коэффициента загрузки. Разделение затрат на постоянные и переменные достаточно условно, поскольку их зависимость от коэффициента загрузки зачастую не может быть определена однозначно, то есть большинство затрат являются на практике смешанными (носят полупостоянный, или полупеременный, характер).
В экономической литературе и зарубежной практике учета используются два подхода к оценке расходов: микроэкономический и бухгалтерский. Микроэкономический подход носит теоретический характер, рассматривая затраты с учетом всех факторов. При бухгалтерском подходе затраты делятся на постоянные и переменные, что упрощает вывод некоторой зависимости, характеризующей поведение затрат. На наш взгляд, в контексте проводимого исследования более актуальным является использование бухгалтерского подхода.
С учетом перечисленных факторов, по нашему мнению, туристско-рекреационная организация может использовать метод «затраты-объем-прибыль». Однако применение этого метода, на наш взгляд, ограничивается особенностями функционирования туристско-рекреационных организаций и требует определенной корректировки. Мы считаем, что, используя метод «затраты-объем-прибыль», можно рассчитать лишь некоторое среднее значение цены, обеспечивающее получение целевой прибыли при планируемых показателях загрузки, доходов и затрат по итогам работы за год.
Приняв указанный метод за основу, туристско-рекреационная организация может применять:
а) дифференцированное ценообразование, которое заключается в первую очередь, в периодическом снижении и повышении цен, определяющемся сезонными колебаниями спроса;
б) сочетание относительно низких цен на проживание в обычных номерах с завышенными ценами на услуги люксов (использование неоднородности потребителей, факторов престижа и субъективно ощущаемой ценности услуг высшей категории);
в) установление так называемых «цен с приманкой», когда привлекательные низкие цены за проживание сочетаются с высокими ценами на другие пользующиеся спросом услуги, предоставляемые за дополнительную плату;
г) установление цен на уровне основных конкурентов.
«Цены с приманкой» и на уровне основных конкурентов
Возможны различные варианты применения «цен с приманкой». Например, организация, специализирующаяся на лечебно-оздоровительных услугах, может существенно сократить перечень медицинских услуг, входящих в стоимость путевки. Тогда потребитель, приобретя путевку по сравнительно низкой цене, будет вынужден отдельно оплачивать необходимые диагностику и процедуры. Но в этом случае, если цены, установленные на дополнительные услуги достаточно высоки, есть риск, что эти услуги могут быть получены в конкурирующих организациях (например, в курортной поликлинике). Аналогично потребитель может отказаться от питания в кафе и барах, принадлежащих гостинице, если есть конкурирующее предложение услуг питания по более низким ценам.
Установление цен на уровне основных конкурентов - наиболее распространенный метод ценообразования в туристско-рекреационной сфере в настоящее время. Применение этого метода наиболее целесообразно, если издержки данного предприятия ниже, чем у конкурентов.
Совокупность мероприятий, связанных с окончательным установлением цены, представляет собой тактику ценообразования. На наш взгляд, особенностью туристско-рекреационной сферы является индивидуальная работа с каждым клиентом. В этих условиях необходимо гибкое ценообразование, стимулирующее реализацию услуг в конкретной ситуации. По нашему мнению, наиболее действенным методом стимулирования реализации туристско-рекреационных услуг является предоставление скидок, особенно при заключении договора с крупным предприятием или турфирмой на круглогодичной основе.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 10:56:27