Институциональный подход к исследованию земельной реформы
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В работе предложены эмпирические исследования земельной реформы в свете институциональной теории, подтверждающие востребованность современных экономических тенденций. Институциональные основы исследования земельной реформы позволяют наиболее полно определить факторы, влияющие на ее результативность, и дополняют методологию, основанную на неоклассическом подходе.
Ключевые слова: трансакционные издержки, институциональная экономика, земельная реформа, рынок земли, отношения собственности на землю
В настоящее время отмечен значительный интерес отечественной экономической науки к новым институциональным методам исследования процессов социально-экономического развития России. Данное течение развивается в противовес неоклассической теории и представляет собой довольно сложное направление, в рамках которого проводится исследование земельной реформы.
Неоклассическое направление экономической теории изучало в основном обстоятельства, влияющие на спрос и предложение. Результаты исследований выражались «четким языком» математических зависимостей, что приобрело некоторое сходство с естественными науками. Такие формулы требовали признания ряда упрощений: о неизменности предпочтений экономических агентов, рациональности выбора хозяйствующих субъектов, совершенной конкуренции, полной информированности индивида. Эти предпосылки, по мнению многих ученых, в том числе и неоклассиков, являются условными.
«Правила игры» в обществе и трансакционные издержки
Институционализм [1] стал ответом целому ряду ограничений, характерных для неоклассической теории. Им на смену пришел новый, более широкий арсенал методов, средств анализа экономической ситуации, учитывающий ограниченную рациональность субъектов рыночных отношений, оппортунизм агентов, специфичность отношений собственности, несовершенную конкуренцию, необходимость информационного обеспечения. В этой ситуации актуальным является тот факт, что институционализм имеет больше возможностей для рассмотрения проблем структурных изменений и экономического развития, чем традиционные подходы [6].
Согласно институциональной теории, поведение хозяйствующих субъектов, формирование спроса и предложения, функционирование рынка – все это зависит от действующих в обществе институтов. Ведущий представитель институционализма Д. Норт [2] определяет институты как «правила игры» в обществе. Другими словами, это созданные человеком ограничительные рамки, которые помогают организовать и структурировать взаимоотношения между людьми. Основная их функция состоит в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия субъектов хозяйственных отношений [3].
Трансакционные издержки и спецификация прав собственности, как результат функционирования институтов, легли в исследовательскую программу неоинституционализма, основоположником которой стал Р. Коуз [3].
Смысл теоремы Коуза заключается в том, что, если права четко специфицированы и издержки обмена равны нулю, хозяйствующие субъекты смогут обмениваться своими правами до достижения такой ситуации, когда каждый окажется полностью удовлетворенным набором находящихся у него в распоряжении правомочий. Таким образом, рынок способен определить эффективное использование ресурсов при четкой спецификации прав собственности на такие ресурсы при отсутствии затрат совершения сделок на рынке. В действительности Р. Коуз признает, что закрепление прав на ресурсы требует определенных институциональных ограничений и вызывает возникновение трансакционных издержек [2].
Земельная реформа
Работы, посвященные институциональному анализу, актуальны для экономики, социологии, политики и т. п. Но исследований отдельных направлений в экономических науках крайне мало. Поэтому нам представляется необходимым рассмотреть применение институционального анализа к наиболее острой проблеме переходной экономики – земельной реформе.
Существующие работы, посвященные исследованию земельной реформы, содержат чаще всего данные о сделках на рынке земли, ценах на земельные участки, моделях экономического и правового регулирования земельных отношений. Данные исследования проводились преимущественно в рамках неоклассической теории, мы же предлагаем дополнить существующие методы институциональным подходом.
Основная цель земельной реформы, начатой в 1990 г., заключается в повышении эффективности использования земли путем формирования отношений собственности на землю и введения земельных участков в рыночный оборот. Трансформация земельных отношений охватила преимущественно земли сельскохозяйственного назначения. В ходе реформы была осуществлена массовая приватизация сельхозугодий.
Земельные участки колхозов и совхозов перешли бесплатно в собственность работников. Права собственности закреплялись в виде долей. В результате значительная площадь приватизированных земель оказалась в собственности лиц, не занимающихся сельским хозяйством. Объект права на предоставленные земельные участки не был конкретизирован, отсутствовала информация о природных характеристиках участка, его местоположении.
Россия добилась огромного прогресса в области земельной приватизации за счет упрощенной системы раздела сельхозугодий, в результате которой сформировалась определенная категория прав на землю в виде земельных долей. За время реформ в частную собственность перешло 73,2% таких земель [1].
Помимо наделения граждан правами собственности, существует еще один важный источник повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель: переток ресурсов к более эффективным производителям благодаря функционированию земельного рынка, то есть осуществлению сделок с землей. Рынок земли получил свое развитие с 2002 года, когда был принят Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с ним, рынок земли представлен земельными долями и земельными участками с четко определенными характеристиками.
Рынок земли
В Российской Федерации, по данным Государственного кадастра недвижимости, площадь земель, вовлеченная в оборот в 2007 году, составляла 335,6 млн га – это 19,6% от всей территории страны. Из них 18,9% – сделки, совершенные с государственными и муниципальными землями. Оборот земель, находящихся в частной собственности, достигает всего лишь 0,7% [1]. Таким образом, преобладают сделки, совершаемые с государственными и муниципальными землями, которые формируют первичный рынок земли. Вторичный рынок, предполагающий переход к наиболее эффективным собственникам, практически отсутствует.
Таким образом, в России не созданы основные предпосылки повышения эффективности использования земель: не специфицированы права на землю, не развит рынок земли. Как результат, наблюдается снижение показателей использования земель.
Введение в действие Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не смогло изменить положение [1]. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения за последние 6 лет сократилась на 4,4 млн га. За этот же период посевная площадь уменьшилась на 7275 тыс. га, или на 8,6%; при этом темпы ее вывода в 3,4 раза опережают темпы снижения площади пашни. В то же время наблюдается увеличение площадей залежных земель на 336 тыс. га, или на 11,6%. Все это не способствует созданию условий для развития агропромышленного комплекса.
Если следовать логике, выстроенной согласно теоретическим основам Р. Коуза, то можно сделать следующий вывод: эффективность земельных ресурсов падает в связи с неразвитым рынком земли. Основной фактор, влияющий на низкую активность земельного оборота – высокие трансакционные издержки при осуществлении операций на рынке земли.
Измерение трансакционных издержек на рынке земли затруднено, но может быть сделано через оценку затрат времени и средств на осуществление сделок, стоимости услуг посреднических организаций, которые берут на себя оплату всех издержек.
Например, опрос 10-ти риэлтерских фирм Курской области показал, что оплата услуг по выделению земельного участка на местности в счет земельной доли составляет в среднем 1,4 тыс. руб. за 1000 кв. м. Для сравнения, средняя кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения в Курской области – 3,72 тыс. руб. за 1000 кв. м [1]. Соответственно, затраты на оформление составляют около 38% от средней кадастровой стоимости.
В заключение следует отметить, что проведенные институциональные исследования земельной реформы позволяют определить факторы, влияющие на эффективность рыночных преобразований. К таким факторам относятся трансакционные издержки оборота земель сельскохозяйственного назначения, снижение которых позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов.
[1] Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений — прим. ред.
[2] Д. Норт (Douglass Cecil North, род. 5 ноября 1920, Кембридж, шт. Массачусетс) — американский экономист. Лауреат Нобелевской премии 1993 г. «за возрождение исследований в области экономической истории, благодаря приложению к ним экономической теории и количественных методов, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения» — прим. ред.
[3] Р. Коуз (Ronald Harry Coase, род. 29 декабря 1910 г., Англия) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики» — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:20:06